Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Щербаков Г.А. 1 Родина В.Н. 2
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский архитектурно-строительный университет Минобрнауки России»
2 ФГБОУ ВПО «Тюменский Государственный нефтегазовый университет Минобрнауки России»
В статье авторы предприняли попытку анализа методов социологического исследования социальной политики региона. Показано, что уровень измерения социальных параметров населения определяется посредством статистических показателей социального положения и социального развития, которые изменяются под воздействием множества факторов: экономических, политических, правовых, культурных, природно-климатических, социально-демографических, национально-этнических и социально-психологических. Анализ показал, что все исследования, проводимые социологами и политологами, являются сравнительными. При этом авторы обращают внимание на преобладающее положение в изучении социальных проблем таких параметров как социальное самочувствие населения и параметры общественного развития, занимающие количественные, социологические, экономико-математические, статистические и другие методы, призванные измерять степень материального благополучия общества, характер взаимодействия между системами и структурами и т.д.
Тюменская область
методы социологического исследования
региональная социальная политика
социальная политика
1. Жуков В. Российские преобразования: социология, экономика, политика. – М.: Академический проект, 2003. – 656 с.
2. Левашов В.К. Социально-политические аспекты концепции устойчивого развития (на примере России 90-х годов) /Диссертация в виде научного доклада на соискание степени доктора социологических наук. – М., 1997. – 94 с.
3. Осипов Г.В. Социология и социальное миротворчество. – М., 2002. – 656 с.
4. Хайруллина Н.Г., Баранова К.Л. Пенсионный возраст россиян: оценки и мнения. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. – 100 с.
5. Хайруллина Н.Г. Экономические аспекты социального обеспечения граждан //Известия высших учебных заведений Социология. Экономика. Политика. – 2012. - №3. – С. 53-58.
6. Щербаков Г.А. Региональные особенности формирования и реализации социальной политики субъекта федерации в современной России. – Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2007. – 180 с.

Уровень измерения социальных параметров населения определяется посредством статистических показателей социального положения и социального развития, которые изменяются под воздействием множества факторов: экономических, политических, правовых, культурных, природно-климатических, социально-демографических, национально-этнических и социально-психологических. Показатели социального положения и социального развития являются совокупностью объективных и субъективных показателей, отражающих эффективность социального воспроизводства населения, социальные предпочтения, нравственные ценности и установки людей, получаемые путем анализа социальной статистики и в ходе социологического опроса жителей региона и экспертов, а также показателями, характеризующими стороны наиболее острых, нерешенных в регионе проблем.

Первые социологические подходы к анализу индустриального развития появились в 1820-х гг. в Соединенных Штатах Америки, а в 1866 г. была организована Американская ассоциация социальных наук. По мнению авторов, в отмеченный период преобладали результаты сравнительного анализа национального эмпирического материала. Ситуация стала меняться с усилением познавательного интереса к изучению общественного мнения и созданием специальных служб по изучению общественного мнения. Так, в 1948 г. появилась Всемирная ассоциация по изучению общественного мнения и состояния рынка, а в 1952 г. учрежден Международный совет социальных наук.

В середине двадцатого века Х.Кэнтрил предпринял первую попытку обобщить ряды наблюдений Гэллапа и других полстеров, сформулировав 17 законов изменчивости общественного мнения. П.Перри первым в мировой практике в течение многих лет целенаправленно анализировал данные электоральных опросов и разрабатывал процедуры прогнозирования общенациональных выборов. Д.Белден апробировал региональные опросы, разработал их организационную схему, показал их важность в системе деятельности институтов демократии. Д.Ваксберг дал математическое обоснование методики Митофски-Ваксберга, одной из наиболее распространенных и эффективных при проведении телефонных опросов. У.Митофски создал exit poll, получивший признание во многих странах мира, в том числе в России и ее регионах.

Анализ научной литературы, проведенный авторами показал, что все исследования, проводимые социологами и политологами, являются сравнительными. При этом следует обратить внимание на преобладающее положение в изучении социальных проблем таких параметров как социальное самочувствие населения и параметры общественного развития, занимающие количественные, социологические, экономико-математические, статистические и другие методы, призванные измерять степень материального благополучия общества, характер взаимодействия между системами и структурами и т.д. К единицам такого измерения в настоящее время относят коэффициент Джинни; децильный коэффициент; ВВП на душу населения; соотношения валютных курсов и др.

Место России по сравнению с другими странами определялось посредством анализа компонентов социального состояния населения стран и линейных статистических сравнений, а Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) оперировала коэффициентом жизнеспособности, измеряемым по пятибалльной шкале. Отмеченный показатель зависит от установленной возможности сохранения генофонда, физиологического и интеллектуального потенциала развития нации, характера и результатов социально-экономического развития, других факторов, в том числе экологической обстановки.

Среди социальных индикаторов определенное значение имеет статистическая стоимость жизни (ССЖ) человека, определяемая делением совокупного валового продукта на общее количество населения страны, а полученную величину умножают на среднюю ожидаемую продолжительность жизни. Статистическая стоимость жизни человека, по мнению В.И.Жукова, не имеет отношения к проблеме компенсации за причиненный человеку ущерб, не используется как нормативная единица ни в области социального или иного страхования, ни тем более в масштабе социально-гуманитарных ценностей. Вместе с тем, отмечает он, оценить результаты проводимой социальной политики или определить момент, когда масса социального раздражения приобретает критический характер, с помощью ССЖ можно. По состоянию на начало XXI в. статистическая стоимость жизни (по оценке Венского института международных экономических исследований) американца определена в 4800 долл., среднего европейца - 3100 долл., россиянина - 1445 долл. [1].

В дальнейшем получили развитие другие, более эффективные способы оценки социальной ситуации, которые опираются на социологические знания и дают возможность, используя и количественные и качественные методы, оценить социальное состояние исследуемого предмета, сравнить величины, которые другими способами не сравнимы. Такими показателями являются индексы, индикаторы, коэффициенты, позволяющие выявить меру выраженности состояния социального процесса.

Анализ показал, что современная социология оперирует экономико-статистическими показателями развития общества и более сложными методиками, необходимыми для понимания не только количественных, но и качественных изменений, происходящих в социальных системах. По мнению Г.В.Осипова, разработка системы показателей и индикаторов социального развития общества и включения их в общую систему социального управления становятся важной научной проблемой, имеющей государственное значение» [3, C. 456-459].

Он выделяет группу индикаторов и показателей, характеризующих экзогенные и эндогенные переменные, включенные в процесс функционирования и развития социальной сферы:

· контрольные показатели, охватывающие социальные изменения, намеченные на определенный исторический период;

· показатели средств или социальных процессов (научно-техническая революция, урбанизация и т.д.), используемые для реализации планируемых целей;

· показатели ресурсов, то есть показатели материальных затрат на организационные, идеологические и другие мероприятия, позволяющие оптимально использовать те или иные социальные процессы для решения конкретных задач;

· неманипулируемые показатели, то есть показатели, которые отражают состояние наличных средств воздействия на социальные процессы (уровень развития науки, автоматизации и т. д.);

· показатели побочных процессов, которые не предусмотрены, но оказывают известное влияние на итоговые показатели и должны учитываться в текущем планировании;

· итоговые показатели, позволяющие оценить результаты социальных изменений и сопоставить их с контрольными показателями;

· показатели социальной эффективности реализации экономической и социальной программ общественного развития на данный временной период, раскрывающие степень приближения (отклонения) итоговых показателей к социальным целям общества, степень адекватности выбранных для их достижения средств и эффективности использования ресурсов [3, C. 460-468].

По мнению авторов, перечисленные социальные индикаторы и показатели позволяют описывать социальные процессы производственных и внепроизводственных видов деятельности на основе достоверного социологического анализа.

Под руководством Г.В.Осипова разработана методика измерения социального состояния общества, позволяющая определять предельно допустимые показатели развития общества в их сравнении с реальными показателями. Эти показатели позволяют измерять экономические отношения, социальную сферу, демографическую и экологическую ситуации, девиантное поведение, политические отношения и обороноспособность страны. К ним относят:

Экономические отношения: уровень падения промышленного производства; доля импортных продуктов питания; доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности; доля в экспорте высокотехнологической продукции; доля от ВВП государственных ассигнований на науку.

Социальная сфера: соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан, доля населения, живущего за чертой бедности; соотношение минимальной и средней заработной платы, уровень безработицы.

Демографическая ситуация: условный коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся); суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте); средняя продолжительность жизни населения; доля лиц старше 65 лет к общей численности населения (коэффициент старения населения).

Экологическая ситуация: суммарные поступления для экологической безопасности (% от ВВП); экологические потери (% к ВВП); природоохранительные затраты на экологию (% к ВВП).

Девиантное поведение: уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения); уровень потребления алкоголя; число суицидов на 100 тыс. населения; уровень распространенности психической патологии на 1000 человек.

Политические отношения: доля граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы; уровень доверия населения центральным органам власти; доля новейших образцов оружия и боевой техники; уровень доверия населения к армии [3, C. 449-452].

Полученные на основе указанной методики данные позволяют определить социальное состояние общества, показывают стадию его социального развития, уточняют, насколько превышены те или другие социальные индикаторы. Важным дополнением к изложенному подходу стали технологии, позволившие вести сравнительный анализ состояния населения различных стран по одной расчетной формуле. В конце 1980-х гг. стали использоваться оценки жизни Человека как индивида, то есть Личности, и как совокупности людей, то есть Общества и Сообщества. Среди них индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – это интегрированный социально-экономический показатель, оценивающий достигнутый уровень развития человеческого потенциала, разработанный и используемый экспертами Программы ООН (ПРООН).

Методика расчетов ИРЧП постоянно совершенствуется ПРООН и дифференцируется, как было приведено выше, по группам стран с разным уровнем развития. Данный показатель рассчитывается для России в целом, но в связи с многообразием региональных различий и совершенствованием региональной статистики в 1998 году появилась возможность использования данной методики для определения интегрального показателя уровня жизни по субъектам РФ. Индекс позволяет ранжировать регионы по уровню социально-экономического развития, оценивать его динамику, сопоставлять достижения. Сравнение отдельных компонентов, входящих в состав индекса, дает возможность выявить приоритетность соответствующих направлений в программах социального развития, а так же осуществить сравнительную оценку различных аспектов социального прогресса и основываться на результатах опросов общественного мнения.

С 1992 года ученые Института социально-политических исследований РАН в российских регионах получают количественные характеристики с целью эффективного управления социально-политической сферой. Так, В.К.Левашов предложил систему социальных индикаторов, которые измеряются эмпирическими методами, в том числе с помощью репрезентативных опросов общественного мнения. Эта система строится из отдельных индикаторов, каждому из которых придается своя шкала значений, а в совокупности они используются для построения интегрального индекса социально-политической устойчивости общества (ИСПУ):

· индикатор отношения респондентов к курсу экономических реформ;

· индикатор социально - политической отчужденности;

· индикатор необходимости трансформации политической системы общества;

· индикатор уровня доверия респондентов социальным и политическим институтам;

· индикатор обеспечения государством норм демократического общества;

· индикатор партийных ориентаций [2, C. 61-62].

Авторы обращают внимание, что перечисленные показатели были использованы при проведении мониторинговых исследований «Как живешь, Россия?».

Для получения комплексного представления о развитии общей социально-политической обстановки в Тюменской области, полученные результаты анализа, согласно рассмотренной методике В.К.Левашова, следует свести в интегральный индекс социально-политической устойчивости (ИСПУ), который рассчитывается как средняя величина шести индикаторов. Значения вычислений указанного индикатора представлены в табл. 1, а динамический ряд значений отражен в графической форме (рис. 1).

Таблица 1

Динамика индекса социально-политической устойчивости Тюменской области

Индекс

Год

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

ИСПУ

- 11,0

- 13,6

- 15,8

- 19,2

- 10,3

- 15,8

-23,2

-17,9

Рис. 1. Динамика индекса социально-политической устойчивости (ИСПУ) Тюменской области

Как видим, динамика ИСПУ в исследуемый период характеризуется ломаной линией в зоне от 0 до [- 30]. Генеральная тенденция проявляется через случайности, связанные с колебаниями социально-политической ситуации, и выражается в углублении кризиса.

Интерпретация полученных результатов позволяет сформулировать следующие выводы, характеризующие развитие Тюменского региона в первом десятилетии нового столетия.

Во-первых, в Тюменской области наблюдается устойчивое положительное отношение у большинства населения к результатам проводимых экономических реформ. В начале нового тысячелетия Правительству удалось выполнить главную политическую задачу реформ – создать в обществе убежденность в эффективности и справедливости проводимой политики преобразований. Такой вывод подкрепляется в немаловажной степени и тем, что руководители региона проводят активную социальную политику и на протяжении всего исследуемого периода Тюменская область стабильно сохраняет лидирующие позиции по уровню социально-экономического развития после Москвы.

Во-вторых, изменения в структуре власти и положение политических элит, проведенные в российском обществе после выявленного социально-политического и конституционно-институционального кризиса 1990-х годов, позволили в некоторой степени стабилизировать политическую систему российского общества. Анализ динамики социологических показателей политического доверия показывает рост удовлетворенности тюменцев политической системой общества.

В-третьих, выборы во властные органы показали, что у партии власти, действующей на основании Конституции, существуют материальные, административные и информационные преимущества. В условиях продолжающихся реформ, направленных на развитие процессов становления гражданского общества и социальной компоненты политики, принадлежность к официальным органам власти, повышает шансы сторонников партии власти.

Рецензенты:

Хайруллина Н.Г., д.соц.н, профессор кафедры социологии. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;

Силин А.Н., д.соц.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Щербаков Г.А., Родина В.Н. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20295 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674