Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЛЮДЕЙ С МЕНТАЛЬНОЙ ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

Маяцкая Н.К. 1 Савченко В.В. 1 Чубова А.Ю. 1
1 Ставропольский государственный медицинский университет
Настоящая статья посвящена анализу положения и соблюдения прав людей с ментальной инвалидностью (на примере Ставропольского края). Было проведено интервьюирование 26 родителей, воспитывающих детей с ментальной инвалидностью. Для современной России характерна неготовность общества воспринимать людей с ментальными нарушениями как полноценных членов общества, отсутствие действенных механизмов адаптации и интеграции в общество. В статье дан анализ обеспечения прав людей на социальную и медицинскую помощь, получение образования, посильную трудовую деятельность. В статье указывается на необходимость создания системы психологической и социальной помощи и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ментальной инвалидностью, в том числе и служб раннего вмешательства, обеспечение условий на полноценное общение и посильную трудовую деятельность, подготовка врачей для оказания квалифицированной помощи людям с данными видами нарушений.
социальная защита и социальная поддержка.
родители детей с ментальной инвалидностью
ментальная инвалидность
1. Андреева С.В. Интеграция или просто жизнь // Воспитание и обучение людей с нарушениями развития. – 2013. – № 5. – С.11-16.
2. Бартенев Д.Г. Помощь в реализации дееспособности людей с ментальной инвалидностью в свете новой редакции гражданского кодекса Российской Федерации // Независимый психиатрический журнал. – 2014. – № IV. – C. 50-57.
3. Мифтахова Л.Р. Актуальные проблемы родителей детей с ментальной инвалидностью // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – №.9. – С.46-48.
4. Савченко В.В. Проблема неравенства ресурсов инвестирования семьи в развитие человеческого капитала в современной России // Региональная экономика. – 2012. – № 32. – С.40-46.
5. Царев А.М., Васильева А.А. Пути сотрудничества специалистов, родителей и церкви в обучении и духовно-нравственном воспитании детей и молодых людей с ментальной инвалидностью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 4. – С. 9.

В современном мире инвалидность стала одной из оставляющих человеческого существования. Инвалидность - это сложное явление, меры поддержки и вмешательства в преодолении  ущерба, обусловленного инвалидностью, зависят от степени и конкретных условий. Люди с ментальной инвалидностью  относятся к особой группе людей, поскольку ограничение их жизнедеятельности обусловлено тяжелыми нарушениями психического развития и приводит к нарушению способности к общению, обучению, возможности независимого существования и экономической независимости.

Качество жизни людей с ментальной инвалидность в нашей стране находится на крайне низком уровне. Главная причина в том, что люди не могут заявить о своих проблемах и отстаивать свои права. Решением их проблем и отстаиванием прав могут заниматься только родители или их законные представители. В современном Российском обществе практически ничего не предпринимается для обеспечения равенства прав граждан с ментальной инвалидностью. Деятельность немногих общественных организаций не позволяет решить проблемы данной категории граждан [1,3,5].

В связи с ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов, постановлений Конституционного суда Российской Федерации, принятых ранее поправок в Гражданско-процессуальное законодательство России, можно с уверенностью сказать, что правовое положение людей с ментальной инвалидностью в современной России  начинает изменяться в лучшую сторону, однако, по-прежнему  актуальной остается проблема изучения факторов,  препятствующих полноценному обеспечению прав людей с ментальной инвалидностью [2].

Семьи, члены которых страдают ментальными нарушениями, находятся в сложной социально-экономической ситуации, имеют ограниченный доступ к получению образования, качественной медицинской помощи, организации полноценного досуга и отдыха [4].

Цель исследования: анализ положения и выявление наиболее значимых проблем людей с ментальной инвалидностью.

Материалы и методы: в ходе исследования были проанализированы статистические данные, представленные в отчете о деятельности Министерства здравоохранения Ставропольского края 2013 года. Было проведено интервьюирование 26 родителей, воспитывающих детей с ментальной инвалидностью, проживающих в городе Ставрополе. 

Результаты и обсуждения. В 2013 году в Ставропольском крае впервые признано инвалидами 13729 человек, из них по причинам психических расстройств - 684 человека. В том числе инвалидами  III гр. - 6046 человек, из них инвалидами по причинам психических расстройств - 88 человека. Среди причин первичной инвалидности в возрасте 18 лет и старше психические расстройства занимают - 5,5 %.

Число детей-инвалидов по категории «ребенок-инвалид» в возрасте 0-17 лет в 2013 году по данным ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» - 5367 человек. Среди освидетельствованных в 2013 году признано инвалидами впервые в жизни - 1346 из них по причинам психически расстройств, 200 несовершеннолетних.   В структуре первичной детской инвалидности психические расстройства занимают 22,4 %.

В детской инвалидности среди психических расстройств первое место занимает умственная отсталость - 74 %, шизофрения, шизотипические расстройства - 9 %, хронические неорганические психозы, детские психозы - 8,5 %.

В общей структуре инвалидности по психическим расстройствам умственная отсталость составляет - 32 %, шизофрения, шизотипические расстройства - 30 %, психические расстройства вследствие эпилепсии - 5,5 %.

В нашем обществе сложились крайне негативные установки в отношении людей с «неполноценностью развития». Окружающие люди психологически не готовы принимать людей с умственной отсталостью в общество. В целом отношение общества к людям с ментальной инвалидностью красноречиво характеризуют слова одной из матерей, воспитывающей дочь с ментальными нарушениями: «Если ребенок болеет лейкемией, к тебе относятся сочувственно, если  же ты воспитываешь ребенка с умственной отсталостью -  к тебе относятся с осуждением».

В российском обществе распространение получил стереотип - если рождается ребенок с умственной отсталостью, значит, родители вели асоциальный образ жизни, употребляли алкоголь и наркотики. Причем подобное предубеждение распространено и среди специалистов с медицинским и педагогическим образованием. Этим в основном и вызвано негативное отношение общества к родителям детей с ментальными нарушениями.

В целом все опрошенные нами респонденты отметили, что не удовлетворены социальной поддержкой и помощью оказываемой государством. Социальная поддержка людей  с ментальными нарушениями ограничивается выплатой пенсии по инвалидности и уходу за ребенком инвалидом. Большинство крайне редких мероприятий, в которых участвуют люди с ментальной инвалидностью, ограничиваются организацией досуга (чаепития и развлечения). Подобные мероприятия часто приводят лишь к формированию иждивенческих установок, прежде всего у самих людей с ограниченными возможностями здоровья.

А такие действенные механизмы адаптации и интеграции людей с ментальной инвалидностью в обществе как формирование простейших трудовых навыков, привлечение к общественным работам, организация творческих мастерских, привлечение к занятиям физической культурой и спортом (кроме инвалидов, находящих в учреждениях системы социальной защиты населения) не нашли своего развития в Ставропольском крае.  

Отпрошенные родители указывали на отсутствие информационной поддержки со стороны специалистов социальных служб о дополнительных социальных выплатах, которые могут получить родители, воспитывающие ребенка-инвалида. Так, в одном из интервью мать девушки, воспитывающей ребенка-инвалида, отметила, что ее  в течение 6 лет  сотрудники Пенсионного фонда не проинформировали о возможности получения доплаты к пенсии за ребенка-инвалида.

У людей с ментальной инвалидностью в некоторых случаях возникают сложности с получением инвалидности. В этой сфере, по мнению родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в последние годы ситуация ухудшилась. Политика государства ориентируется на сокращение численности инвалидов, что приводит к тому, что специалисты МСЭ стремятся назначить группу инвалидности, не соответствующую тяжести заболевания.

Имели место быть обращения, связанные с отказом в направлении на МСЭ, жалобы, связанные с неудовлетворением результатов МСЭ и группой инвалидности, на незнание процедуры обжалования решений бюро МСЭ, однако попыток обжалования не предпринималось, несмотря на фактическое наличие доступной правовой информации о  порядке обжалования решений бюро МСЭ. Возможно, отсутствие активности в обжаловании решений бюро связано с нежеланием обращаться в суд, с отсутствием уверенности в успехе, длительности процедуры. Можно считать, что прохождение МСЭ было и является ситуацией, при которой люди, страдающие психиатрическими расстройствами, нуждаются в поддержке правозащитных организаций.

Опрошенные нами респонденты указали, что не сталкивались с проблемами госпитализации для прохождения курса лечения по основному заболеванию в медицинские учреждения. Однако все опрошенные воспринимали данную ситуацию как удачное «стечение обстоятельств», а не как  норму отношения к детям с ментальными нарушениями - «нам просто повезло с лечащим врачом», «лично у меня проблем не возникало, потому что я всегда шла напролом». У нерешительных и менее настойчивых родителей проблемы с госпитализацией возникают довольно часто.

Исследование выявило основную проблему в получении медицинской помощи - лечение сопутствующих и соматических заболеваний.  Так, например, для людей  с ментальной инвалидностью практически недоступной является стоматологическая помощь. Оказание стоматологической помощи возможно только в стационарных условиях под общим наркозом. Врачи в данной ситуации не хотят брать на себя ответственность. Официально подобная медицинская помощь не оказывается. Родители вынуждены искать различные полулегальные варианты оказания своим детям данной медицинской помощи. Имеют место отказы от получения медицинской помощи и перенаправления в специализированные медицинские учреждения - психиатрические больницы.

К сожалению, в нашем крае отсутствует свобода выбора медицинского учреждения для прохождения курса лечения для людей с ментальными нарушениями в связи с отсутствием альтернативы государственной медицины. К нетрадиционной медицине обращались немногие опрошенные нами родители и в основном в раннем детстве.

 Все родители осознают необходимость медикаментозного лечения и терапии ментальных нарушений при наблюдении и консультировании со стороны государственных медицинских учреждений. К нетрадиционной медицине обращался каждый  второй опрошенный нами родитель и в основном в раннем детстве.

 Согласно результатам исследования, большинство детей в результате тяжести нарушения не имеют возможность получения образования, а тем более осваивать трудовые навыки. Получение детьми общего, а тем более профессионального  образования - это «исключение из правил». Лишь единицы родителей, благодаря своей стойкости и упорству, смогли дать своим детям общее образование.

Получение образования даже в специализированных учреждениях начального профессионального образования ограничивается юридически. Большинство людей с ментальными нарушениями имеют нерабочую группу инвалидности, что ограничивает их в правах на получение профессионального образования. Поступление в учреждение профессионального образования может стать причиной снятия данной группы  инвалидности для ВТЭК.

Помимо этого были выявлены факты нежелания педагогов работать с детьми, имеющими ментальные нарушения. Типичной фразой многих педагогов являются слова: «Нам здоровыми некогда заниматься, а вы тут ходите со своими больными».

Многие родители высказывали претензии к организации работы психолого-медико-педагогической комиссии. Сама процедура, определяющая дальнейшую образовательную траекторию ребенка, носит не объективный характер и занимает не более 30 минут.   Ребенок, имеющий психические нарушения, попадает в новую ситуацию, в общество  незнакомых людей, испытывает сильнейший стресс, дискомфорт, повышенную тревожность, что во многом снижает возможности для объективной оценки его способностей.

Ментальные нарушения и связанные с ними ограничения жизнедеятельности приводят к невозможности освоения данной категорией людей трудовых навыков и участия в посильной трудовой деятельности. 

По мнению опрошенных, идеальной моделью обеспечения прав людей с ментальной инвалидностью на труд являются специализированные мастерские для инвалидов.   В силу  существующих ограничений жизнедеятельности инвалиды с ментальными нарушениями не могут выдержать трудовой нагрузки даже 4 часа. Их психическое состояние является зависимым от погодных условий, приема лекарственных препаратов и многое другое. 

В этой связи основными условиями организации трудовой деятельности являются:

-                        свободный график работы,

-                        свободный выбор вида трудовой деятельности,

-                        ориентация на прикладное творчество,

-                        общественный характер занятости.

Трудовая деятельность не является ведущим направлением в деятельности стационарных учреждений. Она служит для пациентов условием их реабилитационной деятельности. Люди с ментальной инвалидностью в основном вовлекаются в разнообразные виды общественных работ. Лица, выписавшиеся из психоневрологических интернатов, испытывают большие проблемы с трудоустройством по причине как отсутствия специально созданных рабочих мест, так фактическим нежеланием работодателей принимать на работу людей, страдающих психиатрическими расстройствами.

Выводы. Проведенное исследование продемонстрировало неготовность общества воспринимать людей с ментальными нарушениями как полноценных членов общества, отсутствие действенных механизмов адаптации и интеграции в общество.

Повышение эффективности системы социальной помощи людям с ментальной инвалидностью требует решения ряда проблем:

1.    Создание системы психологической и социальной помощи и поддержки семьи, воспитывающего ребенка с ментальной инвалидностью. При рождении ребенка с отклонениями в состоянии здоровья и развитии родители остаются один на один со своей проблемой. Родители испытывают сильнейший стресс и психологическое давление. Все без исключения опрошенные отметили, что ни разу не получили от государства поддержки в виде психологической помощи. 

2.    Развитие служб раннего вмешательства. В нашем регионе совершенно не развиты программы раннего вмешательства.  Семья, у которой рождается ребенок с отклонениями в состоянии здоровья и развитии, должна сразу быть поставлена на учет и находится под патронатом социальных служб. Внимание социальных служб в данной ситуации должно быть направлено на сохранение семьи, предупреждение разводов, недопущения оставления детей с отклонениями в здоровье в детских домах.

3.    Создание условий для обеспечения прав людей с ментальной инвалидностью на полноценное общение и жизнедеятельность. После совершеннолетия люди с ментальной инвалидностью  остаются вне системы социальной помощи и поддержки. Существующие социальные службы и реабилитационные центры в основном ориентированы на детей-инвалидов.

4.    Создание специализированных  рабочих мест для людей, имеющих ментальные нарушения.

5.    Организация системы подготовки узких специалистов, оказывающих медицинскую помощь детям с ментальными нарушениями. В настоящее время большинство медицинских работников ни профессионально, ни психологически не готовы оказывать квалифицированную помощь данной категории людей.

Решить и кардинально улучшить положение людей с ментальной инвалидностью в обществе может только активизация социальной политики государства в данном направлении. Общественные организации должны стать лишь союзниками государства в оказании помощи и поддержки людям с ментальной инвалидностью.

Рецензенты:

Плугина М.И., д.псх.н., профессор, психологии и специальных дисциплин Ставропольского государственного медицинского университета, г. Ставрополь;

Гриценко Г.Д., д.ф.н., профессор, профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин Ставропольского государственного медицинского университета, г. Ставрополь.

 


Библиографическая ссылка

Маяцкая Н.К., Савченко В.В., Чубова А.Ю. ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЛЮДЕЙ С МЕНТАЛЬНОЙ ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20268 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674