Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исаева О.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
В статье рассматривается проблема обучения иностранному языку и формирования коммуникативной профессионально-ориентированной иноязычной компетентности слушателей программ дополнительного образования в рамках непрерывного образования. Автор указывает на необходимость использования инновационных технологий в обучении, необходимость разработки и применения продиктована высоким уровнем технологий в передовых областях производства. Человек понимается сегодня как самообучающийся субъект, который активно и сознательно использует информационные технологии в получении своих знаний и навыков. В статье описывается опыт кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений РГУ имени С.А. Есенина в области иноязычного образования в рамках Института непрерывного образования вуза.
инновационные технологии
компетентностный подход
иноязычное образование
профессионально-ориентированное обучение
непрерывное образование
1. Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / отв. ред. М. В. Ларионова; ГУ-ВШЭ. – М., 2005.
2. Анализ стратегии развития российских вузов: международный опыт (опыт стран ОЭСР) и российская практика: Материалы семинара ГУ–ВШЭ и НФПК. – М., 2004.
3. Голубкова О. А. Ценностные ориентации в системе высшего образования. Инновации и образование: Сб. материалов конф. – СПб., 2003. – С. 293-300 (Сер. «Symposium»; вып. 29).
4.Исаева О.Н. Формирование межкультурной компетенции у студентов-международников РГУ имени С.А. Есенина [Текст]// Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы IX международной науч.-практ. конф./ Прага: изд. WorldPress, 2014. – С.132-135.
5. Исаева О.Н. Формирование коммуникативной профессионально-ориентированной иноязычной компетентности студентов гуманитарного вуза / Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/122-18765 (дата обращения: 27.04.2015).
6. Котлярова И.О. Особенности современного развития непрерывного дополнительного образования/Вестник Южно-Уральского ГУ. Серия Образование. Педагогические науки. 2009. № 01 (134). Вып. 1.
7. El-Khawas E. The «New» Competition: Servingthe Learning Society in an Electronic Age // Higher Education Management. 2009. Vol. 11, № 2. P. 7-18.
8. Giarini O., Malitza M. The Double Helix of Learning and Work. Bucharest, 2003.
9. Innovation and Adaptation in Higher Education: the Changing Conditions of Advanced Teaching and Learning in Europe / Ed. вy C. Gellert. Higher Education Policy Series 22. London; Philadelphia, 2009.
10. KelmB. The Challenge of Lifelong Learning: Differences and Reactions of East and West German Higher Education Institutions // Higher Education Management. 2009. Vol. 11, № 3.
В настоящее время темпы технического прогресса все в большей степени зависят от эффективности системы образования, которая, в свою очередь, не может не меняться, отражая новые требования общества, обусловленные развитием науки и производства. Все это ставит перед образованием новые задачи и инициирует создание все более совершенных средств, технологий обучения, способствующих их решению.

Технологии обучения в настоящее время переживают значительные изменения. Необходимость разработки и применения инновационных систем обучения продиктована высоким уровнем технологий в передовых областях производства. Человек понимается сегодня как самообучающийся субъект, который активно и сознательно использует информационные технологии в получении своих знаний и навыков. Обычные методы передачи знания, основанные на традиционных формах учебной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза в пределах дисциплин и функций, больше не подходят в обучении студентов. В современном образовании все шире применяются методы активного обучения, «использование которых зависит не только от профессиональных знаний, ораторских способностей, но и от богатства воображения, творческого потенциала преподавателей, умения моделировать ими ситуацию реального творчества для принятия решений. Помимо общего ознакомления с проблемой использования активных методов обучения современное высшее образование требует, чтобы педагоги чаще использовали активные формы преподавания в своей работе в зависимости от вида проводимых ими занятий, что, несомненно, способствовало бы совершенствованию профессиональных и личностных особенностей студентов» [3]. В частности, при формировании профессиональной иноязычной компетентности студентов, изучающих иностранный язык, студентам факультета истории и международных отношений РГУ имени С.А. Есенина предоставляются широкие возможности для того, чтобы по окончании университета стать компетентными специалистами в выбранной профессиональной сфере. Все больше возрастает академическая мобильность студентов и преподавателей по различным программам культурного обмена, образовательным программам, таким как международные летние курсы немецкого языка и культуры на базе Вестфальского университета, (г. Мюнстер, Германия), образовательные программы во Франции, Великобритании, организуются совместные проекты и стажировки за рубеж [5]. Являясь приоритетным направлением работы кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений РГУ имени С.А. Есенина, интеграция научной, учебной и воспитательной работы по иностранному языку выступает средством формирования межкультурной компетенции. Межкультурная компетенция является важным компонентом современной подготовки студента любого университета. Это обусловлено наличием межкультурного аспекта профессиональной деятельности современного специалиста, связанной с взаимодействием представителей разных культур, с выполнением продуктивных коммуникативных функций: достижение согласия, погашение конфликтов, умение достигать консенсуса через компромисс, преодоление коммуникативных барьеров. Важность формирования у студентов межкультурной компетенции в обучении иностранным языкам продиктована такими происходящими в современном обществе радикальными изменениями, как результат интеграции нашей страны в мировое образовательное, информационное, экономическое пространство, побуждающий человека уметь сосуществовать в общем жизненном мире, то есть быть способным и готовым строить конструктивный диалог со всеми субъектами этого пространства[5]. Так, в обучении иностранному языку преподаватели используют современные технологии обучения: дискуссии, проектную деятельность, подготовку сообщений, репортажей, презентаций, написание эссе, круглые столы [4]. Согласно требованиям ФГОС ВПО перспективная система образования должна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, а также способствовать развитию самостоятельного и творческого подхода к знаниям в течение всей активной жизни человека. Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразный набор образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким слоям населения возможность получения послевузовского и дополнительного образования. Все это приводит к концепции непрерывного образования, подразумевающей процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества, в настоящее время принятой повсеместно. Идея необходимости обучения «через всю жизнь», трансформированная в теорию «непрерывного образования», сегодня принята практически во всем мире и стала предметом активного изучения как зарубежных, так и российских исследователей [7, 8, 9, 10, 1, 2 и др.].

Структура непрерывного образования как средства развития человека обусловливается на современном этапе особенностями его индивидуального развития, а также социально-возрастной стратификацией общества [4]. Так, среди абитуриентов перед поступлением в вуз стало популярным обучение на курсах довузовской подготовки к сдаче ЕГЭ. Преподаватели кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений РГУ имени С.А. Есенина на протяжении многих лет (с 2006 г.) осуществляют эту подготовку к сдаче ЕГЭ по английскому языку в рамках РИРО (2006-2012 гг.) и Института непрерывного образования вуза (2007 - по настоящее время). Преподаватели проходят соответствующее обучение. Так, в настоящий момент 2 человека (зав. кафедрой Исаева О.Н., доц. Сомова С.В.) являются сертифицированными ведущими экспертами ЕГЭ по английскому языку, многие принимают участие в вебинарах и семинарах, проводимых Федеральными экспертами ЕГЭ, авторами-составителями тестов.

Важная роль в современной ситуации отводится индивидуальной траектории образования и дополнительного образования человека, в частности, основанной на его способностях, степени их развития в том или ином хронологическом возрасте, потребностях, возникающих в те или иные периоды его жизнедеятельности, исполняемых конкретным человеком социальных ролей. Традиционно систему дополнительного образования связывают с образованием детей и образованием взрослых. В образовании взрослых, в свою очередь, отдельно выделяют дополнительное профессиональное образование.  Социально-возрастная структура общества является основанием выделения инвариантных ступеней дополнительного образования. Она связана с выполнением типичных ролей представителями различных социально-возрастных групп (страт). Для разных социально-возрастных групп взрослых программы дополнительного образования способствуют исполнению социальных ролей,  например, программы дополнительного профессионального образования. Примером  работы по реализации данных программ является многолетняя подготовка преподавателями кафедры слушателей по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (с 2007 г.). К настоящему моменту около 300 слушателей стали дипломированными специалистами по переводу в выбранной ими сфере профессиональной коммуникации, что, несомненно, способствует дальнейшему трудоустройству выпускников факультета, в частности, и университета в целом.

Многоуровневость и многоаспектность дополнительного образования связана с изменением структуры целей непрерывного образования в исторической ретроспективе. В процессе развития дополнительного образования перед ним ставились различные цели: повышение профессионализма рабочих, повышение профессиональной квалификации специалистов, восполнение пробелов основного образования, удовлетворение личных потребностей граждан в образовании, укрепление их здоровья и др. Односторонность целей являлась следствием поиска инновационных для своего времени потенциалов дополнительного образования. Понятно, что придание дополнительному образованию непрерывного характера позволяет согласовывать его цели в соответствии с личными целями человека, которые изменяются в течение всей его жизни, а также целями общества и государства, в рамках которых он получает образование и развивается. Возможности дополнительного образования в развитии человека в его личных интересах, а также общественных и государственных велики и разнонаправлены.

Обращаясь к опыту РГУ имени С.А. Есенина, в этом контексте стоит упомянуть следующее: так, в исполнение решения Учёного совета университета РГУ в университете были организованы курсы повышения квалификации для преподавателей вуза по программам «Английский язык в деятельности преподавателя высшей школы» (для молодых учёных), «Английский язык в профессиональной деятельности» (2014 г.) и «Английский язык в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы» (2015 г.). Организатором данных программ выступил Институт непрерывного образования РГУ имени С.А. Есенина, содержательную сторону обеспечили преподаватели кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений. Вышеуказанные курсы пользуются большой популярностью среди преподавателей университета, о чём говорит статистика, а также анализ анкет обратной связи, в которых слушатели указывают «компетентность преподавателей», «актуальность программ», «качество обучения» и т.д.

Говоря о проблеме непрерывного образования, необходимо остановиться на таком важнейшем пункте, как непрерывное педагогическое образование. Непрерывное педагогическое образование - это социально-педагогическая система взаимосвязанных форм, этапов, средств, способов подготовки учителя, повышения его профессионального мастерства, развития личностных качеств и способностей в течение всей жизни.

В рамках непрерывного педагогического образования выдвигаются и рассматриваются три этапа (звена) профессионального становления учителя, которые функционируют в органическом единстве, образуя следующую систему: допрофессиональная подготовка, профессиональное образование; послевузовское образование. Послевузовское образование играет очень важную роль, особенно для педагогов, которые должны быть компетентными специалистами, ибо именно они обучают современное молодое поколение - будущее страны. В целях совершенствования профессиональной и коммуникативной компетенции преподавателя иностранного языка школ г. Рязани и Рязанской области кафедрой иностранных языков факультета истории и международных отношений с 2012 г. организуются курсы повышения квалификации «Современные технологии обучения иностранным языкам в свете ФГОС». Программой предусмотрено рассмотрение вопросов обучения иностранным языкам в средней школе в свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Задачи программы: совершенствование фонетических навыков; совершенствование грамматических навыков на материале ОГЭ и ЕГЭ; совершенствование лексических навыков (формы слова, словообразование); развитие речевой коммуникативной компетенции (на материале ОГЭ, ЕГЭ); освещение актуальных вопросов теории и методики обучения (письменная речь, формат ОГЭ, ЕГЭ, психофизиологические аспекты обучения иностранным языкам) и т.д. Также, учителям оказывались консультации по новым требованиям к аттестации учителей; вопросам обучения использованию интерактивных приемов, дискуссионных и ролевых игр на уроке иностранного языка и т.д. Согласно мониторингу данной программы, её реализация способствует повышению компетентности учителя иностранного языка современной школы.

Таким образом, на современном этапе для реализации задач образовательной политики, направленной на обучение в течение жизни, в частности, обучению иностранному языку, необходимо руководствоваться следующими принципами: обеспечить  непрерывный доступ к образованию с целью получения и обновления навыков, необходимых для включенности в современное общество; увеличить инвестиции в человеческие ресурсы, чтобы поднять приоритет самого важного достояния - человека; разрабатывать и внедрять инновационные методики преподавания и обучения; значительным образом изменить подходы к пониманию и признанию учебной деятельности и её результатов.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 15-06-10316.

Рецензенты:

Лиферов А.П., д.п.н., профессор, профессор РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань;

Костикова Л.П., д.п.н., доцент, профессор РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань.


Библиографическая ссылка

Исаева О.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20198 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674