Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ САМОСОЗНАНИЯ В РАЗВИТИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К СОЗДАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Никишина О.А. 1 Федосеева Т.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский Государственный педагогический университет им. К.Минина»
В статье рассматривается проблема принятия ответственности за создание образа своего будущего в старшем подростковом возрасте. С опорой на исследование психологической сущностии условий становления ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущегоописаны результаты эмпирического исследования, в котором дана развернутая характеристика структурных и содержательных составляющих самосознания старших подростков как одной изеговажнейших детерминант. Анализ построен на сравнении характеристик самосознания у респондентов с относительно высоким и относительно низким уровнем ответственного отношения к созданию образа своего будущего. Дана характеристика различий у указанных групп респондентов в описательной составляющей образа "Я" по таким значимым сферам экзистенциального "Я", как «отношение к себе», «склонности и способности», «хобби», «познавательные способности и познавательная активность», «отношение к труду», «волевые качества», «эмоциональная сфера», «особенности поведения», «принятие решений», «ответственность и контроль над обстоятельствами», «процесс самоопределения», «будущее»;также проанализированы различия в самооценках и уровне притязаний.
уровень притязаний.
самооценка
самоописание
самосознание
доминирующие отношения личности
ответственное отношение к созданию образа своего будущего
субъектность
ответственность
образ будущего
старший подростковый возраст
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под.ред. Д.И. Фельдштейна. – Москва-Воронеж, 1997. - 352с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984. - 400с.
3. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание – М.: "Политиздат", 1984. - 151 с.
4. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь.- СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 512 с.
5. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды/Под ред. А.А. Бодалева. - Москва - Воронеж, 1995. - 356 с.
6. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: "Бахрах М", 2003. – C. 45-96.
7. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Московского Университета, 1983. – 284 с.
8. Федосеева Т.Е. Личностные детерминанты ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего:дисс. ... канд. психол. наук. – Тамбов. 2009. - С.69 - 78.

Проблема ответственности личности за свое будущее, являясь одной из центральных проблем психологии, в условиях резких кризисных изменений в нашем обществе звучит все более актуально. В этой обстановке процесс взросления молодежи, и без того сложный, связанный с рядом известных трудностей личностного плана, протекает еще более напряженно. Конкурентоспособность растущей личности в условияхнепредсказуемости и многовариативностисовременной жизниобеспечивает не только высокий уровень интеллектуальной подготовленности, информационной компетентности,владение определенным набором социальных компетенций, но и осознание себя в качестве автора своей жизни,  а значит умение направлять, инициировать ее самому, создавать условия для своего развития, т.е. способность быть ее субъектом.В связи с этим  обостряется проблема выявления и личностных детерминант, способствующих становлению ответственного отношения к планированию, и достижению своего будущего уже в старшем подростковом возрасте. Цель исследования - изучение структурных и содержательных составляющих самосознания старших подростков как одной из важнейших детерминант становления ответственного отношения к созданию образа своего будущего в старшем подростковом возрасте.

Являясь, по выражению Л.И.Божович, аффективным центром развития в подростковом возрасте, представления о своем будущем выступают центральным звеном ценностно-смысловой системы старших подростков, влияя навесь процесс  их самоопределения[1]. Стремление занять определенную позицию по отношению к своему будущему и создание жизненного плана - свидетельство перехода подростков к субъектному статусу. Ответственное отношение старших подростков к созданию образа своего будущего представляет собой мотивационно-смысловое образование личности старшего подростка, которое представляет собой готовность к осознанному осуществлению субъективно-оценочной и избирательной активности по отношению к целям и содержанию будущего, а также средствам, внешним и внутренним ресурсам их достижения в сочетании с готовностью выдерживать последствия принятых решений [8].

В развитии ответственного отношения к созданию образа будущего в старшем подростковом возрасте обнаруживается дисбаланс. Первоначально у старших подростков формируется осознание личной причастности к планированию и достижению будущего, сопровождаемое самостоятельным моделированием его целей, оценкой своей готовности к подобному поведению. Однако, они слабо представляют последствия выбора вариантов своего будущего, как и внутренние побуждения, породившие этот выбор, редко задумываются о средствах достижения поставленных целей, своих способностях и возможностях.Поскольку становление ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего детерминировано характером доминирующих отношений личности, отражающих направленность ее ценностно-смысловой сферы, мотивационно-потребностной сферы и сферы самосознания [8], встает необходимость исследования самосознания старших подростков как личностной детерминанты ответственного отношения к созданию образа своего будущего.

В.Н.Мясищев, рассматривая в качестве интегральной основы личности систему ее психологических отношений, пишет, что уровень развития личности определяется богатством ее опыта и, «...связан с ее сознательностью и ее самосознанием, под которым подразумевается способность личности правильно отражать действительность в ее настоящем и прошлом, а также предвидеть будущее, правильно оценивать себя самого и свое место в действительности» [5;49].Интенсивное развитие самосознания, выступающего как единство самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности подталкивает старших подростков к осознаванию своей временной перспективы. Этому способствует и интенсивная рефлексия, развитие которой, как указывает Л.С.Выготский, идет от осознания своего телесного «Я» и децентрации через восприятие себя как целостности к осознанию своего своеобразия, приобретению мировоззренческих установок, устойчивых ценностных ориентаций и индивидуальных возможностей в социальной сфере [2].

В.В.Столин рассматривает самосознание как гетерогенное полимодальное образование, выполняющее функции обратной связи в контексте различных форм активности человека, включенного в различные отношения с объективным миром [7]. Он выделяет три уровня самосознания: отражение субъекта в системе его органической активности; в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных ею отношениях; в системе его личностного развития. И.С.Кон[3], вслед за В.С.Мерлиным, выделяет в структуре самосознания сознание своей тождественности, сознание собственного «Я» как активного начала, осознание своих психических свойств и систему социально-нравственных самооценок.

И.С.Кон констатирует, что субъективный образ «Я», возникающий в результате отношения человека к своему осознанному бытию, на нижнем уровнеотображает неосознанные, представленные только в переживании установки, ассоциирующиеся с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и, наконец, сам этот «образ Я» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей [6;73].Таким образом, субъективный образ своего «Я», формирующийся в результате отношения к своему осознанному бытию и опосредствованный осуществляемой в общении совместной деятельностью, служит условием каждого акта целеполагания. Как указывает В.В.Столин, «представление о цели и путях ее достижения есть одновременно и представление... о себе, уже добившемся своей цели, так или иначе изменившемся» [7;332].

Материал и методы исследования.Для изучения структурных элементов самосознания нами использовались методика М.Куна-Т.Макпортленда, моторная проба Шварцландера, шкала самооценки ManasterG.J./&CorsiniR.J.

Результаты исследования и их обсуждение.Рассмотрим более подробно особенности самосознания старших подростков с высоким (группа 1) и низким (группа 3) уровнем ответственного отношения к созданию образа своего будущего.Результаты исследования образа "Я" у испытуемых полярных групп представлены в таблице 1.

Таблица 1

Достоверные различия в образе «Я» у респондентов первой и третьей группы

по Т- критерию Вилкоксона (методика М.Куна -Т. Макпортленда)

 

 

 

Показатели, отражающие

характеристики образа «Я»

 

Выраженность характеристик

Группа 1

Группа 3

Значимость различий (р)

М

d

М

d

1.       

Количество самоописаний

16,77

6,06

14,5

6,79

 

2.       

Психологические характеристики

83,42

18,94

63,5

32,62

<0,01

3.       

Социальные роли

12,96

20,54

30

33,51

<0,01

4.       

Характеристики внешности

4,5

6,99

6,22

9,42

 

5.       

Отражение темы будущего

1,23

2,7

0,66

1,79

 

6.       

Комп. ответственного отношения

6,04

6,43

4,72

6,48

 

7.       

Принятие себя

84,35

24,27

77,09

18,31

<0,05

8.       

Непринятие себя

19,42

11,26

21,88

18,12

 

Старшие подростки группы 1 в среднем осознают большее количество психологических характеристик (М=83,42) в отличие от респондентов группы 3 (М=63,5). Всамоописаниях респондентов группы 3 больше социальных ролей (М=30,0) чем у респондентов группы 1 (М=12,96). Это может свидетельствовать о когнитивной сложности образа «Я» у респондентов первой группы. Статистически достоверно (p<0,05) респонденты отличаются и по уровню позитивной самооценки. Так, у респондентов группы 1 она в среднем выше (М=84,35), чем у респондентов группы 3. (М=77,09). На уровне тенденций можно также отметить, что респонденты группы 3 дают себе в среднем меньше определений, чем респонденты группы 1. Их самоописания чаще содержат характеристики внешности, в них менее представлена тема будущего, компоненты ответственного отношения к нему, их самооценка чаще носит негативный характер.

Существенные различия в образе «Я» у респондентов полярных выборок выявлены в ходе контент-анализасамоописаний. Во всех высказываниях присутствуют категории «Я»-физическое, «Я»-социальное и «Я»-экзистенциальное (включает темы «отношение к себе», «склонности и способности», «хобби», «познавательные способности и познавательная активность», «отношение к труду», «воля», «эмоциональная сфера», «особенности поведения», «принятие решений», «ответственность и контроль над обстоятельствами», «процесс самоопределения», «будущее»). Обнаружены различия в частоте встречаемости тематики самоописаний. Так, старшие подростки группы 1 значительно чаще обращаются к таким темам, как «отношение к людям», «отношение к себе», «особенности поведения», «принятие решений», «познавательная активность», «хобби», «способности», «способности к обучению, учебные действия». Для респондентов группы 3 чаще характерен интерес к таким темам, как: «физическое «Я», «внешность», «социальные роли» и «отношение к труду». Рассмотрим качественные различия в содержании самоописаний.

Тема «будущее», чаще встречаясь в самоописаниях старших подростков группы 1, раскрывается через характеристики целеполагания и заботы о будущем («ищущий, имеющий цели»). Если цели респондентов группы 3 охватывают ближайший временной отрезок (абитуриент, 10-тикласник), то у респондентов группы 1 цели боле дальние, описывают конкретную профессию. В самоописаниях старших подростков группы 1 чаще  встречаются прямые указания на процесс самоопределения («я-человек на перепутье жизненных путей»). Высказывания респондентов группы 3 чаще раскрывают их мечтательность («люблю помечтать», «фантазерка»).

По-разному окрашен у респондентов полярных групп преобладающий фон настроения и отношения к жизни. Обе группы отмечают наличие у себя веселости и чувства юмора. Но у респондентов группы 1 эти качества чаще сочетаются с жизненным оптимизмом («стараюсь быть в хорошем настроении») и реализмом («смотрю на жизнь объективно»). У респондентов группы 3 ему часто сопутствует пессимизм («мир кажется мне скучным»).

Обе группы описывают волевые качества, которые, однако, проявляются по-разному. Так, респонденты группы 1 чаще ссылаются на энергичность и целеустремленность («выполняю поставленные самой себе задачи»), а респонденты группы 3 на смелость и решительность, признавая, недостаток целеустремленности и выдержки.Тема свободы и ответственности в равной мере интересует респондентов обеих групп. Они осознают свою возрастающую самостоятельность и независимость,  однако, респонденты первой группы значительно чаще характеризуют себя как ответственных, принимающих решения на основе анализа ситуации, ее рационального осмысления.

Осознание отношения к окружающим содержательно представлено в самоописанияхвсех респондентов. На первом месте по частоте встречаемости потребность в общении и коммуникабельность («умеющая дружить», «люблю знакомиться»), однако, респондентами группы 1 они осознаются чаще. При этом, в отношениях людьми  эти респондентычаще характеризуют себя как инициативных. На втором месте по частоте встречаемости у респондентов обеих групп добродушие и доброжелательность. В группе1 также осознаваемы альтруистические тенденции, позитивная установка на окружающих и стремление к сохранению личностного пространства партнера. Старшие подростки группы 3 напротив чаще отмечают у себя агрессивные тенденции в адрес окружающих. При этом они наблюдают у себя преимущественно прямое проявление агрессии, а респонденты группы 1 констатируют наличие различных форм манипуляторства.

Респонденты группы 1 чаще характеризуют себя как открытых окружающим, честных и прямолинейных в ситуации столкновения с другой точкой зрения. Респонденты группы 1 напротив, чаще пишут о себе, как о интровертированных, обидчивых и соперничающих. Однако, они же отмечают у себя и наличие эмпатии, умения выслушать и желания помочь.

Тема «способности» в самоописаниях старших подростков обеих групп представлена признанием талантов и умений в разных сферах творческой и мыслительной деятельности с небольшим перевесом в сторону группы 1. Характерно, что респонденты этой группы чаще дают себе положительные оценки, в которых отражают умственные и творческие способности. Способности к обучению и освоению учебных действий осознаются респондентами группы 1 в четыре раза чаще, чем респондентами группы 3, которые чаще описывают физические способности и дают себе негативные оценки в сфере интеллектуальных способностей.Респонденты группы 1 чаще осознают и называют свои увлечения и познавательную активность, сопровождаемую эмоциональным подъемом.

Высказываниям, отражающим отношение к самому себе у респондентов группы 1 значительно чаще, чем у респондентов группы 3 свойственно признание своей идентичности, уверенности в себе, позволяющей привлечь внимание других. Респонденты группы 3 чаще дают себе недифференцированные положительные оценки, одновременно отмечая низкую самооценку и слабую уверенность в себе («самонедовольная», «не считаю себя личностью», «сомневаюсь в себе, в своем платье на выпускной, хотя оно и красивое»), прибегая подчас к весьма эмоциональным определениям («ужасный», «мерзкий», «слабый»). Функцию компенсации низкой самооценки несут у них высказывания защитного характера («король», «реальный пацан», «крутая», «просто супер»).

Таким образом, относительно высокая степень ответственного отношения к созданию образа будущего детерминирована такими характеристиками образа «Я», как: высокая оценка своих умственных, творческих способностей и способностей к обучению; осознание познавательной активности и любознательности;  принятие своей индивидуальности и привлекательности для окружающих; констатация у себя повышенной эмоциональной чувствительности, яркости эмоционального реагирования; восприятие себя как обладающего чувством юмора, жизненным оптимизмом, спонтанностью поведения, энергичностью и целеустремленностью; оценка способа принятия решений как рефлексивно-волевого; восприятие себя как ответственного и обладающего нравственными ценностями; осознание значимости своего положения в коллективе и высокой потребности в общении, инициативности в контактах, альтруизма, позитивного восприятие окружающих, открытости и честности в общении с ними.

Относительно низкая степень ответственного отношения к созданию образа будущего детерминирована противоречивостью образа «Я», восприятием себя через социальные роли и внешность; признаниемфизических и низкой оценкой интеллектуальных способностей; констатацией неуверенности и компенсацией высказываниями защитного характера; сочетание признания у себя волевых качеств с осознанием недостатка целеустремленности и выдержки; восприятие себя как "не всегда ответственных", медлительных и сдержанных;подчеркиванием высокой потребности в общении при ожидании инициативы от окружающих и вербальной агрессии в их адрес; констатацией закрытости для окружающих, обидчивости и выбора в конфликте тактики соперничества при одновременном указании на высокий уровень эмпатии к окружающим, стремление к взаимопомощи; восприятие у себя позитивного отношения к труду, аккуратности и одновременное признание склонности к лени.

Результаты анализа различий в парциальных самооценках респондентов полярных групп представлены в таблице 2.

Таблица 2

Достоверные различия в парциальных самооценках

(методика ManasterG.J./&CorsiniR.J.) у  первой и третьей группы

 по Т-критерию Вилкоксона

 

 

 

Показатели

парциальной самооценки

Группа 1

Группа 3

Уро-

вень

значимости (р)

 

М

 

d

 

М

 

d

1.             

Самооценка

69,42

12,27

66,09

15,44

 

2.             

Гармоничность отношений с окружающими

0

14,14

-8,59

21,15

<0,05

3.             

Принятие ответственности

21,92

10,96

18,28

15,99

 

4.             

Вера в свои силы

12,5

14,37

7,5

26,49

 

5.             

Чувство собственной недостаточности

17,88

11,68

20

13,2

 

6.             

Восприятие роли взрослых

-7,88

16,86

-5,78

30,08

 

7.             

Восприятие влияния обстоятельств на успешность в будущем

20,96

12,49

21,56

15,68

 

8.             

Восприятие роли взрослых в будущей успешности

-1,54

16,17

4,38

27,93

 

Анализ данных показал достоверные различия на уровне значимости p<0,05 между данными второй шкалы - «гармоничность отношений с окружающими» у респондентов полярных групп. Самооценка уровня успешности у респондентов группы 1 не отличается от воспринимаемой ими оценки своей успешности окружающими, что позволяет судить о гармоничности отношений с ними. Напротив, самооценка успешности респондентами группы 3 в среднем на 8,59% выше, чем воспринимаемая ими оценка своей успешности окружающими, что служит фактором, дисгармонизирующим их отношения с социальным окружением. В целом же на уровне тенденций можно отметить, что респонденты обеих групп недооценивают собственные усилия в преодолении разного рода препятствий. Это особенно заметно при анализе шкалы «восприятие роли взрослых в собственной успешности»: все респонденты уверены, что если исключить влияние на них родителей и других взрослых, то их успешность была бы значительно ниже. Респонденты обеих групп также едины во мнении, что при исключении влияния препятствий на пути к целям их успешность невероятно возрастет. Интересны для анализа данные шкалы «влияние взрослых на успешность в будущем»: респонденты группы 1 считают, что при исключении влияния на них родителей и других взрослых их успешность упадет, а респонденты группы 3 уверены, что их успешность значительно увеличится. Вероятно, респонденты группы 1, будучи в более гармоничных отношениях с окружающими, воспринимают их как «помогающий фактор», в то время как респонденты группы 3 воспринимаютокружающих как фактор, «мешающий» самоосуществлению, сдерживающий его. Обе группы респондентов испытывают чувство неудовлетворенности своими достижениями на сегодняшний день. При этом в группе 3 эта тенденция выше, чем в группе 1, но респонденты группы 1 в большей степени уверены, что в будущем их успешность повысится.

Таким образом, старшим подросткам с высокой степенью ответственного отношения к созданию образа будущего свойственно с уверенностью смотреть в будущее  и воспринимать социальное окружение как фактор, способствующий самоосуществлению. Старшие подростки с относительно низкой степенью выраженности ответственного отношения к созданию образа будущего сомневаются, что их успешность в будущем возрастет. Они неудовлетворены недостаточным признанием со стороны окружающих, воспринимают социальное окружение как фактор, мешающий самоосуществлению.

Интересно, что факта детерминации ответственного отношения к созданию образа будущего самооценкой уровня успешности в настоящем и восприятием роли обстоятельств не обнаружено: обе группы старших подростков демонстрируют среднюю самооценку успешности в настоящем переоценку роли обстоятельств, но при этом респонденты группы 1 оценивают эту роль положительно, а респонденты группы 3 негативно.

Результаты исследования уровня притязаний у испытуемых полярных групп представлены в таблице 3.

Таблица 3

Достоверные различия в уровне притязаний у респондентов

первой и третьей группы по Т-критерию Вилкоксона

 

 

Показатель

Выраженность характеристики

Группа 1

Группа 3

Значимость различий(р)

М

d

М

d

Уровень притязаний

0,67

0,52

1,83

2,25

<0,05

Сравнение средних значений уровня притязаний показало, что у  респондентов группы 1 он адекватен, а у респондентов группы 3 уровень притязаний завышенный.

Заключение.Таким образом, нами выявлена детерминация уровня выраженности ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего особенностями самосознания личности (принятие себя, адекватный уровень притязаний, когнитивная сложность, цельность и дифференцированность образа «Я», восприятие окружающих как фактора, способствующего развитию). Учитывая, как существенно влияют структурные и содержательные компоненты самосознания старших подростков на степень проявления ими ответственности в отношении планирования и достижения своего будущего, о чем явно свидетельствуют представленные результаты, становится понятно, как важно взрослым, осуществляющим функции образования и воспитания старших подростков, устремить усилия на организацию разнообразных форм учебного и внеучебного сотрудничества, направленных на развитие рефлексивных способностей, расширение сферы самосознания и раскрытие их личностного потенциала, накопление ими позитивного опыта достижений и развитие их субъектной позиции в процессе познания и воспитания.  

Рецензенты:

Суворова О.В., д.псх.н., профессор кафедры классической и практической психологии ФГБОУ ВПО НГПУ им. Козьмы Минина, г.Нижний Новгород;

Повшедная Ф.В., д.п.н., профессор кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО НГПУ им. Козьмы Минина, г.Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Никишина О.А., Федосеева Т.Е. РОЛЬ САМОСОЗНАНИЯ В РАЗВИТИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К СОЗДАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20049 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674