Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УЧЕБНОЕ КИНО: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Семенова А.К. 1
1 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
В статье рассматриваются основные этапы развития учебного кино как в России, так и в зарубежных странах. Отмечается постепенная смена взглядов на функции и цели учебного фильма с момента создания кинематографа до наших дней. Приводятся точки зрения современных ученых, посвященных учебному кино. Дается обзор теоретических исследований ученых, изучающих в разное время возможности кино в образовательном процессе как на этапе начального обучения, так и на этапах средней и старшей школы. Автором приводятся данные исследований ЮНЕСКО, а также данные, полученные в результате проведенного автором статьи опроса учителей. В статье характеризуется современное состояние учебного кино и прилагается новое отношение к экранизации литературного произведения как к разновидности учебного фильма. Намечаются перспективы собственного исследования, связанного с применением экранизаций на уроках литературного чтения в младшей школе.
экранизация
учебный процесс
учебный фильм
фильм
учебное кино
кино
кинематограф
1. Архангельский С.И. Учебное кино. М.: Учпедгиз, 1959. – 264 с.
2. Баженова Л.М. В мире экранных искусств. М.: ВИПК, 1992. – 72 с.
3. Гинзбург С.С. Луначарский о кино // http://lunacharsky.newgod.su/lib/o-kino/lunacharskij-o-kino
4. Менг В.А. Учебный фильм в отечественной педагогике: от истоков зарождения к новым возможностям // Человек и образование. 2012. №3 (32). С. 157-167.
5. Немцев М.В. Стилевые приемы кинематографа в литературе русского зарубежья первой волны: Дис.…канд.филол.наук. Москва, 2004. // http://www.dslib.net/russkaja-literatura/stilevye-priemy-kinematografa-v-literature-russkogo-zarubezhja-pervoj-volny.html
6. Пензин С.Н. Кино как средство воспитания. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1973. – 152 с.
7. Прессман Л.П. Технические средства обучения в средней школе. М.: Педагогика, 1972. – 304 с.
8. Хлопков К.А. Значение средств массовой коммуникации в процессе манипуляции массовым сознанием // Вестник КГПУ. 2009. №2. С. 10-19.
9. Черепинский С.И. Учебное кино: история становления, современное состояние, тенденции развития дидактических идей. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1989. – 68 с.
10. Ямпольский М.Б. Из истории французской киномысли. Немое кино 1911-1931 годов. М.: Искусство, 1989. – 317 с.

На уроках в современной школе учителя часто обращаются к просмотру кинофильмов разного типа: учебных, художественных, документальных, мультипликационных. Существует большое количество публикаций и методических разработок, связанных с использованием кино в учебном процессе (http://ped-kopilka.ru/, http://kopilkaurokov.ru/ и др.). Как показал наш собственный опрос, проведенный в гимназии №14 г. Красноярска, 93% учителей используют в своей практике кино- и видеоматериалы. Чаще всего фильмы применяются на уроках биологии, химии, технологии и английского языка, несколько реже - на литературе, истории, физике и математике. Большинство из опрошенных (25 из 27 человек) утверждают, что использование кино способствует повышению эффективности образовательного процесса.

В результате настойчивых попыток адекватно «оценить ту роль, которую играют сегодня в жизни школьника кино, телевидение, видео» [2], на данном этапе методическая наука пришла к следующим выводам:

1) экранный материал на уроке служит дополнительным источником сведений, благодаря которым возрастает аргументированность учебного материала;

2) кино повышает наглядность учебно-воспитательного процесса;

3) художественные произведения экранного искусства обладают большими возможностями в сфере нравственного и эстетического воспитания.

По данным ЮНЕСКО, человек, слушая, запоминает 15% речевой информации. При визуальном восприятии усваивается 25% того, что увидено, а когда человек слушает и одновременно смотрит, то в памяти его остается примерно 65% сведений. «Эффективность телевидения объясняется тем, что в процесс восприятия, кроме органов слуха, вовлечены органы зрения, через которые человек получает основную долю информации» [8]. Таким образом, киноматериал способствует более интенсивному запоминанию: он дает обучающемуся одновременно речевую и визуальную информацию и оказывает, к тому же, эмоциональное воздействие.

Однако эти заключения были сделаны далеко не сразу. Проследим, как изменялось отношение к кино и его образовательно-воспитательным возможностям со времени возникновения кинематографа до наших дней.

Датой рождения кинематографа считается 28 декабря 1895 года. В этот день братья Огюст и Луи Люмьер устроили первый публичный киносеанс в Гран-Кафе на бульваре Капуцинок. С первых же дней существования молодое искусство привлекло к себе всеобщее внимание, первый этап в развитии кинематографа был самым бурным, живым и интересным. Современники братьев Люмьер пугались «живых» изображений на экране. В то время зрителям трудно было представить, что когда-то эти изображения «зазвучат» и обретут краски.

Возможности кино еще только начинали раскрываться, а мнения о его перспективах были порой принципиально противоположными. С одной стороны, отчетливо обозначилось негативное отношение к кинематографу как к поверхностной, массовой культуре. Самым ярким примером такого неприятия, близкого к кинофобии, может служить позиция Анатоля Франса, который не раз высказывался о «низости» кино, показывающего буржуа «не мечту вообще, а его мечту, то есть, иными словами, кошмар» [10].

С другой стороны, у кино появились свои апологеты, говорившие о его решающей роли в современной культуре, складывались киноцентрические концепции искусства. «Первые идеологи нового вида искусства нередко приписывали кино особые функции и свойства, и прежде всего - обладание неким «сверхзрением» [5]. Так, например, Ричотто Канудо, часто называемый основоположником теории кино, в «Манифесте семи искусств» (1911) высказал мысль о том, что фильм останавливает жизнь, эфемерное, чтобы «синтезировать из него гармонию» [5].

Спустя несколько лет после изобретения кинематографа наметился круг вопросов, связанных с кино как с мощным средством просвещения масс. Исследователи-теоретики и кинодеятели-практики стремились выяснить перспективы использования экранного материала в учебном процессе, оценить скрытый в нем дидактический потенциал. По данным БСЭ, уже в 1898 году во Франции был снят первый учебный фильм.

В 1908 году производство учебных фильмов началось в США. Т.А. Эдисон снял киноленты «Домик мухи» и «Лягушка». В 1920-30 гг. в европейских странах проводились экспериментальные исследования, организовывались специальные центры: центральное бюро педагогических картин в Великобритании, «Люче» в Италии и др. С конца 1940-х гг. в США и Европе учебные фильмы создаются по всем курсам средней и высшей школы. На этапе своего становления учебное кино создавалось не систематично и часто на случайные темы.

В Россию кинематограф пришел в 1896 году, когда Постоянная Комиссия по Техническому образованию Русского Технического Общества устроила в Соляном Городке в Петербурге ряд кинематографических сеансов для своих школ.

А первые сведения об учебном кино в России относятся к 1897 году. Использование фильмов в учебных целях в нашей стране основывалось на инициативе учебных заведений, где широко применялись наглядные пособия и где сразу же оценили достоинства кинематографа. Такой была, например, 10-я мужская гимназия в Петербурге, где один из первых энтузиастов педагогического синематографа С.А. Яковлев часто использовал фильмы на уроках естествознания [9].

Первые отечественные учебно-просветительские фильмы были сняты фирмой А.О. Дранкова в 1907 («Севастополь - военный порт», «Производство керосина в Баку», «Устье Волги»). С 1907 картины, снятые на русских кинофабриках («Электрический телеграф», «Кровообращение», «Глаз»), демонстрировались на экранах. В фильме «Инфузория» впервые использовалась микросъемка, в «Опытах с жидким воздухом» - натурная съемка в научной лаборатории.

«Вестник воспитания» (один из лучших дореволюционных педагогических журналов) утверждал, что кинематограф незаменим в области преподавания естествознания и географии, так как с его помощью можно показать в школе любой уголок земного шара. В это же время педагоги и методисты старались найти возможные пути использования кино на уроках математики и физики. После Октябрьской революции 1917 года с идеей развития учебного кино выступили Н.К. Крупская и А.В. Луначарский. В своем предисловии к книге Л. Сухаребского «Учебное кино» нарком просвещения наметил программу кинофикации учебного процесса в школе. «В те времена, когда Луначарский выдвигал эту программу, мы были бедны, не обладали собственной кинопромышленностью, и она могла показаться утопичной. Сейчас мы располагаем всеми возможностями для ее осуществления» [3].

С 1923 года кинообъединения страны начинают регулярно выпускать фильмы самой разнообразной научной тематики: «Электрификация», «По Средней Азии», «Волга», «Рыбоводство», «Как строится паровоз», «Земля и небо», «От хлопка до ткани», «По горам и ледникам Кавказа» и т.д. В 1926 году В.И. Пудовкиным с непосредственным участием И.П. Павлова был создан фильм «Механика головного мозга».

Постепенно укрепляется идея о положительном эффекте использования кино в процессе обучения, учебные фильмы применяются уже на уроках по всем школьным предметам. Фильм, по мнению многих, оказался незаменимым дидактическим средством, поскольку с его помощью ученик мог запомнить и усвоить многое из того, что ни «талант учителя, ни большая затрата труда не дает возможности усвоить» [9]. Учителя имели в своем арсенале фильмы по биологии, зоологии, животноводству, анатомии, а также по физике и химии.

В 1930-е гг. было организовано массовое производство учебных картин, регулярно выходили сборники «Учебное кино» (1933-1936), где публиковались статьи А.М. Гельмонта, М.М. Полонского, Б.Х. Толля и других. В конце 1930-х гг. в Москве были созданы кинолаборатории «Школфильм» и «Вузфильм», освоившие выпуск монтажных кинолент. С середины 1930-х гг. производство учебных фильмов осуществляется в Москве, Ленинграде, Свердловске (БСЭ).

Кроме того, в начале XX в. кино считалось верным помощником социалистического воспитания. «Работа педагога с учебным фильмом заключалась не только в передаче информации зрителям, но и воспитании нового человека» [4]. С помощью кинематографа внедрялась в массы и отчасти осуществлялась идея всеобщего образования. Анализируя историю учебного кино периода 1920-30-х гг., С.И. Архангельский определяет его как «самое наглядное из всех педагогических средств обучения и самое педагогическое из всех средств наглядности» [1].

В годы Великой Отечественной войны борьба за независимость Родины стала главным содержанием жизни людей. Главной целью кинематографа в этой ситуации становится поддержание духовных сил народа. Вот как об этом говорил Г.В. Александров: «Нуждами фронта и тыла с первых дней войны жила и наша художественная кинематография. Был пересмотрен план производства художественных и документальных фильмов. Из него изъяты все произведения, которые не имели прямого отношения к теме защиты Родины».

В послевоенные годы учебные фильмы активно используются на различных учебных предметах, но военная тематика по-прежнему занимает важное место в кино, на первый план при этом выходит формирование практических навыков для поддержания жизнедеятельности страны [4].

В 1959 году состоялось Всесоюзное творческое совещание. Его главным результатом было решение сделать кинематограф повседневным методом работы, а также использовать фильмы зарубежного производства (ощущалась острая нехватка фильмов). В связи с отсутствием методики построения и применения учебного кино была открыта аспирантура по применению кино в учебном и научном процессе. Начинается период расцвета учебной кинематографии.

В 1960-70-ые гг. открыта специальная программа «Учебное кино», в 1962 году - специальная мастерская режиссуры учебного кино во ВГИКе. Учебные фильмы теперь не ограничивались научной информацией: в них актуализировалось и эстетическое, и этическое начало. Задача школы в это время - не только сообщить готовые знания учащимся, но и воспитать у них умение самостоятельно мыслить; последнее достигается с помощью проблемного учебного фильма, в котором проблема служит как бы «возбудителем аппетита», заставляет зрителей с максимальной активностью воспринимать происходящее на экране. Проблемный фильм формирует вопрос, на который учащиеся должны найти ответ на основании увиденного [9].

Ученый С.Н. Пензин вспоминает: «Учебное кино развивалось в стране столь успешно, что было решено раз в два года проводить Всесоюзные фестивали учебных фильмов. Первый состоялся в 1967 году в Москве, потом они проходили в Таллине, Кишиневе, Харькове, Тбилиси, Ереване, Воронеже» [6].

В 1970-80-е гг. использование фильмов на уроке становится все более мотивированным, включенным в сложную систему проблемного обучения. Утверждается не просто полезность применения кино на учебных занятиях, а его необходимость и незаменимость. «Общеобразовательная школа сегодня немыслима без разнообразного и широкого применения технических средств обучения, - пишет в это время Л.П. Прессман. - Без учебного фильма, диафильма, телепередачи нельзя (или крайне трудно) обучать человека <...> Использование ТСО в школе сегодня уже перестало быть делом отдельных учителей-энтузиастов; количество ситуаций на уроках, где применение техники педагогически оправдано и целесообразно, постоянно растет». [7].

В 1980-е гг. наблюдается спад производства учебных фильмов из-за отсутствия государственного финансирования [4] Несмотря на материальные трудности, в 1990-ые гг. открывается студия «Викинг» (Г.А. Поличко), а также воплощается ряд интересных проектов (например, в Москве на базе школы №1057 организовывается кинолицей).

В начале ХХI века связи со всеобщей компьютеризацией создавать кинофильмы стало легче и доступнее. Возрождается учебное кино, появляется кино образовательное, которое производится уже не только профессионалами, но и самими представителями целевой аудитории (учащимися, студентами) или преподавателем. Участвуя в процессе создания фильма, обучающийся развивает требуемые компетенции, навыки критического мышления и владения техниками съемки и монтажа. Таким образом, дидактические функции учебного кино укрепляются и появляются новые: управление познавательной деятельностью, самовыражение и самопрезентация учащегося во время изучения предмета. Этот феномен распространился повсеместно и в России, и в Европе. Например, канадский учитель Тони Даско снимает анимационные фильмы по этике, а у нас в Красноярске есть студия «Твори-гора», в которой дети создают видеоматериалы различного рода (социальную рекламу, мультфильмы и проч.).

На данном этапе осознано, что создание учебных фильмов совместными силами обучающихся и обучающих может «органично включаться в образовательный процесс при изучении дисциплин гуманитарного цикла» [4]. В.А. Менг разработал методику создания образовательного фильма силами преподавателей и студентов (в РПГУ им. А.И. Герцена в 2011-2012 гг.). По мнению самих студентов, основным достоинством этой методики является «мотивация к изучению учебного предмета и развитие компетентностей, которые могут быть полезны за пределами образовательной среды», то есть совершенствование навыков критического мышления, навыков создания видеопродукции и критического отношения к видеоматериалу [4]. Менг пришел к следующим выводам:

1) расширился спектр дидактических функций учебного фильма,

2) изменяется роль и место учебного фильма в образовательном процессе (он помогает не только освоению содержания учебного предмета, но и развитию компетентностей, непосредственно не связанных с учебным предметом).

Итак, с помощью учебных кинофильмов можно привлечь учащегося к изучению учебного предмета, повысить качество обучения, а также сформировать некоторые необходимые умения. В ситуации легкости и доступности ТСО в современной школе учителю необходимо помнить, что работа с фильмом на уроке требует особых знаний, педагогической осторожности и умелого использования специальных приемов, без которых кинофицированное занятие не может быть полноценным.

Наше дальнейшее исследование будет посвящено методике применения экранизаций художественных произведений на уроках литературного чтения в младшей школе. Экранизацию мы расцениваем как одну из разновидностей учебного фильма, поскольку в жизни современного школьника она часто выступает как средство ознакомления читателя с произведениями классической литературы, то есть выполняет роль просветительскую. Мы собираемся экспериментально доказать, что умелое, методически выверенное и обоснованное использование экранизаций способствует не только приобщению учеников к искусству кино и расширению их кругозора, но и привлечению детей к более или менее систематическому чтению, то есть в конечном итоге - повышению уровня их читательской активности. Занятия с использованием экранизаций планируется проводить на базе гимназии №14 г. Красноярска.

Список сокращений:

БСЭ - Большая советская энциклопедия.

Рецензенты:

Чижакова Г.И., д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»., г. Красноярск;

Самотик Л.Г., д.фил.н., профессор кафедры общего языкознания ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Семенова А.К. УЧЕБНОЕ КИНО: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20038 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674