Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВА-НИЕМ МЕТОДОВ БЕНЧМАРКИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Самбиева Л.И. 1 Ярычев Н.У. 2
1 ГБОУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования»
2 ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет»
Рассматривается вопрос необходимости развития профессиональной мобильности современного учителя. Дается определение профессиональной мобильности учителя. Говорится о значимости внутриорганизационного обучения для развития данного интегративного качества. Описывается методика развития профессиональной мобильности на основе бенчмаркингового исследования, ее этапы и педагогические условия. Показана необходимость осуществления анализа собственного педагогического опыта, значимость изучения ценного опыта своих коллег. Предлагается проводить бенчмаркинговое исследование как на уровне собственной образовательной организации, так и за ее пределами. Приводятся источники получения ценного педагогического опыта и формы работы с ним. Описываются результаты проведения бенчмаркингового исследования, их презентация и опыт внедрения. В качестве педагогических условий развития профессиональной мобильности учителя выделяются принципы динамического обучения, реализация образовательной программы и применение интеллект-карт.
профессиональная мобильность
бенчмаркинговое исследование
учитель
деятельностная педагогика
интеллект-карта
динамическое обучение
эффективный педагогический опыт
внутриорганизационное обучение
образовательная организация
Тьютор
1. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. – Уфа, 2009. – 410 с.
2. Воеводина Н. А., Кулагина А. В., Логинова Е. Ю., Толберг В. Б. Бенчмаркинг – инструмент развития конкурентных преимуществ: практическое пособие.– М. : ИНФРА-М, 2006 – 332 с
3. Ильясов, Д.Ф. Самообучающаяся организация как феномен и стратегия (на примере общеобразовательного учреждения) / Д.Ф. Ильясов // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 3 (40). – С. 153–156.
4. Селиванова Е.А. Принципы динамического обучения педагогов в системе дополнительного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-19137 (дата обращения: 19.05.2015).
5. Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 360 с.

Мобильная личность в настоящее время является важным элементом экономической системы любого государства. Динамичные процессы в обществе ориентируют специалиста любой профессии быть гибким, креативным и мобильным [1]. Для совершенствования педагогической деятельности учителю также необходимо быть профессионально мобильным. Профессиональную мобильность учителя мы рассматриваем как интегративное явление, которое включает не только определенные способности личности, но и состояние готовности выстраивать профессиональную деятельность на основе технологии «деятельностной педагогики», придавая динамичность деятельности. Понимая, что профессиональная мобильность не является некой данностью личности, а развивается под влиянием ряда факторов, рассмотрим вопрос ее развития путем внедрения определенных педагогических условий. В качестве базового фона развития профессиональной мобильности будем рассматривать именно бенчмаркинговое исследование. Бенчмаркинг как технология используется в социологии, политологии, но чаще в экономике в стратегических маркетинговых исследованиях с целью повышения эффективности деятельности организации путем наращивания конкурентных ее преимуществ [2]. В данном исследовании технология бенчмаркинга преломляется через педагогическую деятельность, приобретая характер научного исследования. Под бенчмаркинговым исследованием в педагогической деятельности в этой связи будем понимать системный и непрерывный процесс обнаружения, изучения и оценки эффективных педагогических практик. При этом целью данного исследования является приобретение или наращивание учителем конкурентных преимуществ в своей профессиональной деятельности.

Опишем методику развития профессиональной мобильности учителя на основе бенчмаркингового исследования, включающую в себя ряд этапов, на каждом из которых решались следующие задачи: 1) рефлексия своего профессионального опыта и развитие умения осуществлять поиск информации, содержащий отражение ценного педагогического опыта коллег; 2) развитие умения анализировать, оценивать и резюмировать разрозненную информацию; 3) совершенствование умения принимать и реализовывать эффективные решения по филигранному внедрению ценного педагогического опыта в своей практике.

Реализация методики развития профессиональной мобильности осуществлялась через следующие этапы. На превентивном этапе учителями осуществлялся анализ собственного педагогического опыта, в частности его переосмысление и определение «слабых» и «сильных» сторон своей профессиональной деятельности. На когнитивном этапе происходило изучение ценного опыта своих коллег на уроне образовательной организации, в которой работает сам учитель. Следующий - технологический этап - предусматривал изучение опыта коллег за пределами собственной образовательной организации. Отражение такого опыта можно найти в открытых источниках информации (ресурсы разных порталов сети Интернет, материалов, отраженных в средствах массовой информации, виртуальные или реальные встречи с коллегами - носителями ценного опыта). И, наконец, на завершающем - оценочном этапе - осуществлялась презентация эффективного педагогического опыта, обретенного на основе бенчмаркиногового исследования (в рамках конференции) и демонстрация совершенствования своей деятельности на основе сделанных выводов.

В качестве среды осуществления методики мы использовали ресурсы внутриорганизационного обучения, то есть обучения учителей непосредственно на территории образовательного учреждения, за счет его средств и для реализации его корпоративных целей [3].

Перейдем к описанию реализации обозначенных выше этапов. На превентивном этапе, учителя осуществляли оценку эффективности собственной профессиональной деятельности по следующим позициям: Что я сейчас умею делать (мои способности и недостатки)? Что необходимо усовершенствовать в своей работе? Что нужно сделать для того, чтобы оптимизировать и качественно преобразовать свою педагогическую деятельность? Ожидания общественности от моей деятельности. Результаты моей усовершенствованной профессиональной деятельности.

Исследуя свои ресурсные педагогические возможности, учителя анализировали собственные личностные качества (положительные и отрицательные) и возможности перевода своих недостатков в достоинства. Осуществление профессиональной и личностной ретроспективы и целеполагания происходило через упражнение «Лестница моей жизни». Здесь учителя изображали на листе бумаги лестницу, ступени которой символизировали важнейшие жизненные события. Далее они определяли ступень, характеризующую настоящее время и указывали значимые события на данный момент. После чего планировали свое личностное и профессиональное развитие в дальнейшем (по ступеням).

На втором этапе развития профессиональной мобильности - когнитивном - учителя изучали ценный опыт коллег внутри образовательной организации. Для профессионального самосовершенствования важно уметь замечать всю ценную информацию, представленную изначально в ближайшем окружении. Для этого учителя анализировали сведения, полученные на педагогических советах; открытых уроках коллег, родительских собраниях, путем обсуждения актуальных тем на переменах и пр. Иными словами любая форма взаимодействия учителей внутри образовательного учреждения являлась полезной для извлечения педагогической выгоды в форме нового знания по интересующему вопросу.

В качестве педагогических условий, по-нашему мнению адресно направленных на развитие профессиональной мобильности учителя, были определены следующие: использование в образовательном процессе внутриорганизационного обучения принципов динамического обучения; реализация образовательной программы «Бенчмаркинг в профессиональной деятельности педагога»; включение интеллект-карт в обучение учителя для оптимизации его профессиональной деятельности.

Эти условия реализовывались в неразрывном единстве на третьем, технологическом этапе реализации методики развития профессиональной мобильности учителя посредством бенчмаркинговой деятельности. В последнее время динамическое обучение становится очень популярным, его особенно рекомендуют при организации обучения взрослых, так как оно учитывает потребности данной категории обучающихся [4]. Динамическое обучение позволяет обучающемуся играть ведущую роль в получении и передачи знаний. Такое знание является живым, по мнению К. Фопеля, оно позволяет экспериментировать, учиться с радостью [5]. Принципы динамического обучения определены на основе нейропсихологических и нейрофизиологических исследований. В данной методике они встроены в образовательную программу «Бенчмаркинг в профессиональной деятельности педагога». Программа реализовывалась в объеме 72 часов в течение года тьюторами - педагогами, прошедшими обучение по данному курсу в ГБОУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования».

Изначально отметим, что эта образовательная программа включала следующие три раздела: «Ресурсные возможности бенчмаркинга в оптимизации педагогической деятельности учителя» (16 ч.), «Деятельностная интерпретация технологий бенчмаркинга» (24 ч.) и «Деловая разведка в бенчмаркинге, методы получения и обработки информации» (32 ч.). Всего 30 часов лекционных и 42 часа практических занятий.

На первых занятиях учителя знакомились друг с другом, не смотря на то, что они работают в одном образовательном учреждении и большинство из них не знают друг друга именно в личностном плане. Процедура знакомства осуществлялась в форме игры, где каждый учитель представлялся, называя свои имя и отчество, а далее на первую букву своего имени он указывал свое положительное качество. Данная игра позволила разрядить обстановку, увидеть активность группы и механизмы ее взаимодействия. Рассматривая вопросы первого раздела, учителя знакомились с основными объектами бенчмаркингового исследования, которыми являются высокие стандарты качества образования, демонстрируемые как учителями-профессионалами, стажистами, так и молодыми специалистами, показывающими интересные и неординарные решения педагогических ситуаций.

При изучении второго раздела рассматривались такие вопросы как «Эффективный педагогический опыт», «Аналитическая деятельность учителя», «Бенчамаркинговые технологии», «Самопроектирование в деятельности учителя». Лекции проводились на основе динамического обучения, то есть в активной форме с учетом потребностей слушателя. Однако акцент делался на практических занятиях, где учителя выполняли различные задания. Приведем пример одного из них. Необходимо собрать как можно больше информации о каком-либо педагоге. Слушателям давались некоторые сведения об исследуемом субъекте (фамилия, имя, отчество учителя, возраст, место работы). Нужно было собрать о нем дополнительные интересные сведения, относящиеся к его увлечениям, интересам, особенностям профессиональной деятельности и пр. Для сбора информации слушатели могли применять открытые источники: книжные, ресурсы сети интернет или беседу с преподавателем. После сбора сведений слушатели рассказывали, чему бы они могли научиться у данного педагога.

Другое задание заключалось в том, что учителю необходимо было написать автобиографию, отмечая наиболее важные жизненные события, проявление личностных и профессиональных качеств, травмировавшие события и их влияние на настоящую ситуацию. Важно было также отметить собственные личностные и профессиональные достижения. В завершении нужно было обозначить общую удовлетворенность профессиональной деятельностью. Таким образом, эти упражнения интегрировали вопросы самопознания, самопроектирования, профессионального прогнозирования через бенчмаркинговое исследование.

Переходя к рассмотрению третьего раздела «Деловая разведка в бенчмаркинге, методы получения и обработки информации», отметим, что была проведена лекция на тему «Понятие деловой разведки. Объекты деловой разведки». На данной лекции, как и на предыдущих применялись принципы динамического обучения, направленные на сохранение рабочего настроя и мотивации к изучению вопросов. Говорилось о деловой разведке больше как о деятельности, направленной на получение информации, упреждающего характера, позволяющей принимать грамотные решения в профессиональной деятельности. Затрагивались правовые основы деловой разведки, этические принципы ее осуществления. Учителя изучали различные методы как конкурентной, так и деловой разведки, сравнивая их, делая выводы. Отмечалось, что многообразие методов и достаточно простой доступ к открытым источникам на данный момент значительно упрощает поиск информации. При изучении третьего раздела образовательной программы реализовывалось и третье педагогическое условие методики развития профессиональной мобильности учителя - «Применение интеллект-карт для оптимизации профессиональной деятельности педагога». Интеллект-карты позволяют развивать дивергентное мышление, на основе наглядности, символизма, яркости образов, положительных эмоций, сопровождающих такую практическую аналитическую деятельность. После предварительного обучения по данному вопросу, интеллект-карты учителями создавались на разные темы: «Моя жизнь», «Показательные образцы педагогической деятельности», «Образ моей идеальной жизни», «Моя профессия», «Бенчмаркинговое исследование», «Деловая разведка в педагогической деятельности», «Эффективный педагогический опыт», «Профессиональная мобильность учителя» и др. Работа начиналась с составления мини-карт и далее продолжалась уже в создании комплексных (поликатегориальных) интеллект-карт. Благодаря интеллект-картам учителя определяли проблемные точки в каких-либо аспектах профессиональной деятельности и искали варианты их совершенствования. Так, учитель К. сделал вывод, что необходимо корректировать межличностные коммуникации с обучающимися подросткового возраста, а учитель С. пришел к выводу о важности обогащения своей деятельности современными образовательными технологиями. Далее осуществлялось определение носителей эффективного опыта и установление стратегии достижения носителями ценных педагогических практик социально и экономически ценных результатов.

Для овладения неким «секретным ингредиентом» эффективного педагогического опыта конкретного педагога исследовались его работы: публикации, отзывы, выступления на конференции, конкурсах, телепередачах. Также некоторые учителя организовывали личные или онлайн встречи с носителями ценного опыта, далее адаптируя этот опыт в своей профессиональной деятельности. Эти этапы сначала отражались в интеллект-картах, а затем реализовывались в реальной деятельности учителя.

На оценочном - четвертом этапе развития профессиональной мобильности учителя подводились итого обучения, где приобретенные знания, представлялись в конкретном проекте. Данный проект был начат в начале обучения, наполнялся содержанием в процессе обучения и позиционировался на конференции «Ресурсные возможности бенчмаркиногового исследования эффективного педагогического опыта». На конференции каждый учитель защищал проект, отражающий результаты его годовой работы в выше указанном направлении. Были представлены проекты, посвященные изучению ценного педагогического опыта отечественных и зарубежных коллег; заслуженных учителей и ученых в области психолого-педагогической науки, опыт своих коллег, еще не имеющих широкую популярность. Каждый педагог сумел отразить данный эффективный опыт применительно к своей педагогической деятельности. Также результатами проведения бенчмаркингового исследования было их обсуждение на педагогическом совете, проведение родительского собрания с использованием выводов, полученных на основе бенчмаркиногового исследования. Был создан «Родительский университет» в школе как продукт бенчмаркингового исследования. Отметим, что данный проект был выбран учителем, который испытывал трудности в разрешении конфликтов с обучающимися подросткового возраста. Для разрешения этого вопроса он изначально обратился за консультацией к коллегам, работавшим в этой же школе. Затем посетил городскую конференцию, на которой было выступление по схожей тематике. Учитель лично познакомился с докладчиком и получил практические рекомендации по выстраиванию межличностных взаимоотношений с подростками. Выявив «секреты» в этом вопросе, которыми явились знание возрастных особенностей подростков; индивидуальный подход к учащемуся; выявление эмоционального состояния обучающегося и скрытых мотивов его поведения, взаимодействие учителя со школьным психологом и семьей ученика, учитель применял их в своей деятельности. Однако учитель не остановился только на выстраивании своих взаимоотношений с классом, он решил затронуть вопрос и детско-родительских отношений, проблемных для подростков. Учитель провел родительское собрание на тему «Как бесконфликтно общаться с подростком», которое имело положительные отзывы от родителей, высказавших пожелание провести серию таких собраний. В итоге и возникла идея создания «Родительского университета», который представлял собой уже не только родительские собрания, но совместные мероприятия учителей, родителей, учеников (праздники, походы, интеллектуальные игры и пр.). Этот пример наглядно демонстрирует результативность и целесообразность проведения бенчмаркингового исследования для совершенствования педагогической деятельности учителя.

Представим фрагмент еще одного проекта как результата бенчмаркингового исследования, выполненного в форме интеллект-карты. Для того чтобы оптимизировать свою деятельность учитель К. решил применить ресурсы интеллект-карты, центральным образом которой он выбрал понятие «Продуктивная деятельность учителя». Учителя беспокоило эмоциональное выгорание, усталость, однообразие в педагогической деятельности. Несомненно, такое состояние сказывалось и на продуктивности профессиональной деятельности. В связи с базовым центральным понятием на карте у него возникли такие ассоциации как обучение, инновации, мобильность, бенчмаркинг. Обучение учитель связал с опытом и информацией, которые в сумме дают знания, а их внедрение позволяет усовершенствовать деятельность. В свою очередь развитие мобильности он связал с применением образовательных технологий. С помощью интеллект-карт учитель определил цель бенчмаркингового исследования и его формы. Проанализировав данные исследований в психолого-педагогической науке, учитель приходит к выводу, что усовершенствование своей педагогической деятельность будет осуществляться за счет грамотно организованного мотивирования учеников и самомотивации.

Таким образом, отметим, что описанная методика показывает, что сам процесс бенчмаркиногового исследования не является самоцелью, важно, чтобы такое исследование позволило учителю найти свою нишу в профессиональном мире педагогов, реализоваться путем усовершенствования своего методического стиля, что влияет на сам процесс развития профессиональной мобильности учителя.

Рецензенты:

Ильясов Д.Ф., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г. Челябинск;

Мусханова И.В., д.п.н., профессор кафедры теории и истории социальной работы ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.


Библиографическая ссылка

Самбиева Л.И., Ярычев Н.У. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВА-НИЕМ МЕТОДОВ БЕНЧМАРКИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20003 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674