Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК КАК ФАКТОР ДИНАМИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Корнева Е.В. 1 Корень А.В. 1 Авраменко В.С. 1 Штакал А.К. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (ВГУЭС)
В статье рассмотрено значение создания специального режима Свободный порт Владивосток, который должен стать драйвером социально-экономического развития Дальневосточного региона. Идее создания Свободного порта Владивосток уделяется пристальное внимание со стороны федеральных органов власти, что говорит о серьезности и вероятности реализации данного проекта. В статье дан исторический обзор создания аналогичных проектов, а также оценка их влияния на социально-экономическое развитие регионов присутствия. Создание Свободного порта Владивосток не случайно, оно связано с геополитическими особенностями Приморского края, которые приобретают все большую значимость в связи с развитием дружественных отношений со странами АТР. Однако при реализации проекта необходимо учитывать не только преимущества Приморского края по сравнению с другими регионами, но и его слабые стороны, угрозы, а также возможности, которые появятся при реализации проекта, для чего и был проведен SWOT-анализ. Также в статье дается оценка положительных эффектов при реализации проекта Свободный порт Владивосток.
налоговые преференции.
социально-экономическое развитие
Единый Налог Свободного порта
налоги и сборы
Приморский край
SWOT-анализ
Свободный Порт Владивосток
1. Ворожбит О.Ю. О налоговых льготах и преференциях проекта // «Свободный порт Владивосток»: обсуждение с участием экспертов во ВГУЭС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vvsu.ru/latest/article/10836931/svobodnyy_port_vladivostok_obsuzhdenie (дата обращения 05.05.2015).
2. Корень А.В. Социально-экономические факторы и механизмы динамичного развития Дальнего Востока // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2014. - № 41. - С. 99-103.
3. Корнева Е.В., Корень А.В., Авраменко В.С. Оценка реализации стратегии социально-экономического развития Дальневосточного региона // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1.
4. Корнева Е.В., Корень А.В. Факторы, влияющие на предпринимательскую активность региона // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 622.
5. Латкин А.П. Свободный Порт Владивосток: реальные возможности и перспективы // ВИП – март 2015 г. - №5.
6. Проект федерального закона «О свободном порте Владивостока» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://regulation.gov.ru/project/23284.html?point=view_proposals_expert&stage=2&stage_id=16779 (дата обращения 05.05.2015).

В последнее время Приморскому краю уделяется повышенное внимание со стороны федеральных органов государственной власти.Являясь частью Дальневосточного федерального округа, Приморский край оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие макрорегиона [2].Одной из важнейших проблем Дальневосточного региона уже долгое время остается низкий уровень социально-экономического развития, для решения которой федеральные органы власти реализуют политику динамичного развития.

Одним из инструментов реализации этой политики является создание Свободного порта Владивосток. Такое предложение озвучил президент России Владимир Путин во время Послания Федеральному собранию 4 декабря 2014 года.

Идея создания свободных портов в мире, да и в нашей стране не является новой.

Самыми яркими примерами создания свободных портов в Российской Империи являются Одесса (1819-1858) и Владивосток (1861-1909), основной целью созданиякоторых было быстрое развитие регионов, создание мощной экономики в регионе, привлечение инвестиций и заселение отдаленных районов страны.

Так, например, Одесса, которая в начале XIX века имела население в несколько десятков тысяч человек, к середине века уже была 4-м по численности городом империи. Конечно, тут стоит учитывать не только введение статуса свободного порта, но и многие социально-экономические реформы в этом регионе, так и при реализации проекта «Свободный порт Владивосток» стоит учитывать, что принятие одного закона недостаточно.

Владивостоку статус свободного портабыл присвоен в 1861. Основной причиной в тот период являлась трудность экономического взаимодействия с центральной частью Империи, и чтобы обеспечить население всем необходимым для жизни, городу был присвоен статус порто-франко. Статус был отозван только с проведением Транссибирской магистрали, что облегчило транспортировку товаров из центральной части.

В наше время введение специального экономического статуса обусловлено необходимостью эффективной реализациицелей и задач, прописанных в федеральной целевой программе «экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года».

Согласно стратегии,целью развития Дальнего Востока является реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития[3].

Одним из способов достижения этой цели является создание свободного порта Владивосток.

Целесообразность реализации проекта обусловлена наличием у Приморского края ряда уникальных преимуществ, выгодно отличающих его от других регионов страны и мира, в то же время имеют место ряд проблем, способных усложнить реализацию проекта[5].

В рамках исследования нами был проведен SWOT-анализ, для выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, с целью понимания перспектив развития проекта на территории Приморского края.

В таблице 1 приведены результаты SWOT-анализа Приморского края как потенциальной площадки создания Свободного порта

Таблица 1

SWOT-анализ Приморского края как потенциальной площадки создания Свободного порта

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1.Выгодное географическое положение;

2.Лояльность азиатских инвесторов;

3. Наличие минерально-сырьевых ресурсов и акваторий;

4Наличие марикультуры;

5. Заинтересованность государства в развитии Дальнего Востока.

 

1. Дефицит квалифицированных кадров;

2. Неразвитая инфраструктура;

3.Отсутствие потребительского рынка;

4. Отсутствие высокотехнологичногопроизводства

5. Наличие административных барьеров.

Возможности (O)

Угрозы (Т)

1.Значительный рост производства за счет уменьшения налогообложения;

2. Повышение предпринимательской активности;

3. Модернизация основных фондов существующих предприятий в результате реализации проектов;

4. Выход на новые международные рынки

5. Внедрение инновационного производства в экономику региона;

6. Решение демографическогокризиса в регионе.

1. Агрессивная стратегия развития со стороны иностранных конкурентов (порты Китая и Кореи);

2. Изменчивая правовая политика государства;

3. Введение дополнительных санкций и экономических эмбарго;

4. Отток населения.

Реализация проекта в своей основе опирается на использование сильных сторон территории Свободный порт Владивосток, таких как географическое положение, близость стран АТР, а также использование возможностей самого региона, которые обусловлены вниманием федеральных органов власти и реализацией уже действующих проектов (таких как территории опережающего развития и др.).

Для эффективной реализации проекта нельзя забывать о слабых сторонах Приморского края, а также учитывать действующие и возникающие угрозы, обусловленные региональной и мировой конъюнктурой.

Одной из важнейших угроз, по нашему мнению, является угроза со стороны иностранных инвесторов, которые, с одной стороны, необходимы региону, и без них он вряд ли сможет эффективно развиваться желаемыми темпами, а с другой стороны, иностранные инвесторы могут подавить российских предпринимателей, создав жесткие условия для конкуренции, в которых приморские предприятия не смогут бороться. Кроме того, чем больше иностранных инвесторов будет участвовать в реализации проекта, тем больший отток капитала в виде чистой прибыли можно ожидать. В этой связи необходимо продумать механизмы защиты отечественных производителей и обеспечить для них больше налоговых и иных преференций.

Реализация данного проекта невозможна без изменения действующего налогового законодательства, в связи с чем планируется создание специального налогового режима - Свободный порт Владивосток, который будет носить преимущества как для существующих компаний, так и для вновь созданных.

На стадии обсуждения создания специального налогового режима рассматриваются следующие льготы для действующих предпринимательских структур в части налоговых платежей:

-       Отчисления во внебюджетные фонды

-       Налог на прибыль организаций

-       Налог на имущество организаций

-       Земельный налог

В таблице 2приведены налоговые преференции по сравнению с общей системой налогообложения[1].

Таблица 2

Налоговые льготы для действующих предприятий

Пониженные отчисления в государственные внебюджетные фонды в течение 10 лет

Режим

Пенсионный фонд

ФСС

ФФОМС

Общий (30%)

22,0

2,9

5,1

Свободный Порт Владивосток (7,6%)

6,0

1,5

0,1

Снижение (22,4%)

16

1,4

5,0

Налог на прибыль организаций

 

Ставка налога (процентов)

Федеральный Бюджет

Региональный Бюджет

Итого

Первые 5 лет

0

Не более 5

Не более 5

Следующие 5 лет

2

Не менее 10

Не менее 12

Общие условия

2

8

20

Налоговая «экономия» в процентах

Налог (взнос)

2015

2016-2020

2021-2025

2026

Налог на прибыль организаций

0,05

0,02

0,03

0,05

НДС

0,13

0,13

0,13

0,13

Отчисления во ВБФ

0,07

0,02

0,02

0,07

Налог на имущество организаций

0,1

0

0

0

Земельный налог

0,004

0

0

0

Итого

0,354

0,17

0,18

0,25

                     

Система налогообложения для резидентов Свободного порта Владивосток (единый налог Свободного порта Владивосток - ЕН СПВ)

Для вновь созданных предпринимательских структур также имеются льготы по налогам.

Налогоплательщики ЕН СПВ имеют преференции по следующим видам налогов:

-   Налог на прибыль организаций

-   Налог на добавленную стоимость

-   Налог на имущество организаций

Впервые 5 лет после создания свободного порта согласно последней редакции закона, предприятия получают более чем в 2 раза уменьшенную налоговую нагрузку, которые могут быть инвестированы в дальнейшее развития предприятия. Также данные льготы помогут молодым предприятиям быть конкурентными наравне с иностранными предприятиями, что возможно за счет снижения цены продукции, снижения стоимости основных фондов.

Таким образом, при введении специального налогового режима свободный порт Владивосток предприятия получат серьезные налоговые преференции, что не может не облегчить их предпринимательскую деятельность и стимулировать создание новых субъектов хозяйствования, способных обеспечить эффективное функционирование зоны Свободного порта и приведет к позитивным сдвигам в экономике Приморского края.

Согласно проекту федерального закона, который уже находится на стадии  оценки регулирующего воздействия, в границы Свободного порта Владивосток будут включаться следующие территории Приморского края: Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, городского округа Большой Камень, Находкинского городского округа, Партизанского городского округа, Уссурийского городского округа, Надеждинского муниципального района,Шкотовского муниципального района, Партизанского муниципального района, Пограничного муниципального района, Хасанского муниципального района, Ханкайского муниципального района (это 12 из 34 административно-территориальных субъектов Приморского края)[6].

Реализация проекта Свободный порт Владивосток, на наш взгляд, сможет решить такие глобальные задачи, как: закрепление населения на территории Дальневосточного Региона, увеличение уровня занятости населения, а также повышения уровня социально-экономического развития. Более того, создание особых условий для предпринимательских структур может стать толчком к повышению предпринимательской активности дальневосточного региона [4].

В перспективе реализация проекта Свободный Порт Владивосток способна принести региону увеличение рабочих мест, доходов бюджета, развитие регионального производства и повышения общего уровня социально-экономического развития региона.

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 2014/292 на тему: «Социально-экономические факторы и инновационные механизмы реализации политики динамичного развития Дальнего Востока»

Рецензенты:

Ворожбит О.Ю., д.э.н., зав. кафедрой Международного бизнеса и финансов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток;

Латкин А.П., д.э.н., профессор кафедры Международного маркетинга и торговли, руководитель Института подготовки кадров высшей квалификации Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.

 


Библиографическая ссылка

Корнева Е.В., Корень А.В., Авраменко В.С., Штакал А.К. СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК КАК ФАКТОР ДИНАМИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19969 (дата обращения: 08.04.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074