Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВУЗ ПО ПРОГРАММАМ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ

Никитина В.В. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана» (МГТУ им. Н.Э. Баумана)
Освещена проблема нечеткой профессиональной ориентации современных школьников, приводящая к большой потере контингента студентов вузов. Исследована профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ и кадетских корпусов г. Москвы и различных регионов России посредством специально разработанных анкет на предмет их склонностей и способностей обучаться в техническом вузе, в том числе по целевым программам. Обработаны полученные данные и проведен анализ полученных данных при помощи методов математических статистик. Выявлен ряд зависимостей выбора будущей профессии от различных факторов, обнаружены существенные различия в самоопределении школьников-москвичей и школьников, обучающихся в регионах; проанализирована проблема компьютерной зависимости подростков. На основе полученных результатов исследования разработаны рекомендации для проведения коррекционных занятий с учащимися.
профориентация
мотивация
сфера IT-технологий
сфера профессиональной деятельности
склонности
способности
компьютерная зависимость
1. Зеленцова Е.В., Масич Е.В., Никитина В.В. Исследование способностей и мотивации молодежи к деятельности в области IT-технологий как одна из задач управления в сфере образования // Наука и Образование: электронный научно-технический журнал. — 2013. — Вып. 4. URL http://technomag.edu.ru/doc/565163.html. (дата обращения 19.03.2015)
2. Назаров А.В., Цибизова Т.Ю. Профильное обучение: сделано в России: Монография. — М.: МГОУ, 2006. — 200 с.
3. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999.
4. Цибизова Т.Ю., Никитина В.В. Профессионально ориентирующие коммуникативные тренинги для школьников. Методики и технологии организации научно-исследовательской работы молодежи: Сборник методических статей // Инженер – профессия творческая: Цикл научно-методических семинаров. Выпуск 8. — М.: Издательство МГОУ, 2013. — С. 10–16.
5. Цибизова Т.Ю. О проблемах подготовки высококвалифицированных специалистов в системе непрерывного профессионального образования // technomag.edu.ru: Наука и Образование: электронное научно-техническое издание. — 2011. — Вып. 10. URL http://technomag.edu.ru/doc/262420.html. (дата обращения 19.03.2015)

В последние несколько лет активно возрождается целевое обучение студентов для предприятий, работающих в различных трудовых сферах, в том числе для предприятий оборонно-промышленного комплекса и силовых структур России. Это прекрасная возможность получить хорошее образование в престижных вузах с гарантированным трудоустройством в организациях, обеспечивающих защиту граждан, обороноспособность и безопасность страны, со стабильным материальным доходом.

Профессиональное образование и профессиональное обучение должны быть ориентированы на подготовку специалиста, способного обеспечить прогресс в развитии своей отрасли. Быстрое развитие современного рынка труда требует работника нового типа: разносторонние знания, отличная специальная подготовка, активная жизненная позиция, способность адаптироваться к новым ситуациям, к постоянным изменениям, знания иностранных языков, новых информационных технологий, готовность развивать знания и адаптировать их к новым ситуациям – все это говорит о том, что образование должно быть ориентировано на опережающее обучение специалиста, на постоянное образование, на широкие знания [5].

Развитие системы «школа—вуз» – веление времени. Содержание образования, особенно в старших классах, должно строиться на основе формирования у обучающихся мотивации обучения и максимального удовлетворения их индивидуальных потребностей, запросов и интересов. Образовательные учреждения должны помочь осознанному профессиональному выбору. Профориентированное обучение здесь может рассматриваться как подготовка старшеклассников к дальнейшей жизни в обществе [4].

Если у школьника сформирована мотивация к получению знаний, то, выбрав соответствующую область деятельности, можно значительно улучшить качество подготовки в средней школе, используя возможности и перспективы освоения профессии. Углубление знаний по профильным дисциплинам, погружение в новое информационное поле стимулируют интерес учащегося к дальнейшему образованию и освоению профессиональных навыков [3].

Тем не менее практика первых лет показала, что сегодняшние абитуриенты, получающие образование в вузах по программам целевой подготовки, нечетко профориентированы, их представления о процессе обучения и будущей профессии искажены и порой существенно отличаются от реальности. Кроме того, в последние несколько лет произошла существенная смена профессиональной мотивации, гражданских позиций и нравственных ценностей у абитуриентов и студентов: профессии, бывшие ранее престижными, стали непопулярными, появились новые профессии и специальности, которых не было, к примеру, еще в 1980–1990-е гг. [3].

Не секрет, что «отрыв» от школы у подростка происходит достаточно легко, поскольку связан исключительно с положительными эмоциями и позитивным настроем на будущее: вступление во взрослую жизнь, скорое студенчество, свобода. Начав же обучение в вузе, студент-первокурсник очень быстро понимает, сколь иллюзорны были его представления о легкости получения высшего образования и «взрослости». Следствием этого являются быстрая потеря у значительной части студентов интереса к обучению, академическая неуспеваемость и многочисленные отчисления из вуза.

Важной проблемой является потеря контингента студентов. Еще более серьезная проблема состоит в том, что такой сложный период практически у каждого студента сопровождается личностными деформациями: потерей самоконтроля, повышением агрессивности либо, наоборот, впадением в апатическое состояние, асоциальным поведением и даже риском появления суицидального поведения.

Задача вуза — помочь сегодняшним абитуриентам определить, насколько верен их выбор высшего профессионального обучения: обладают ли они необходимым набором склонностей и способностей заниматься тем или иным видом профессиональной деятельности, реальны ли их представления о предстоящем образовательном процессе и будущей профессии.

Профориентационные исследования

В МГТУ им. Н.Э. Баумана накоплен значительный многолетний опыт создания и внедрения новых организационно-методических механизмов, обеспечивающих более эффективное использование имеющихся ресурсов в области приема наиболее талантливой и ориентированной на учебу молодежи, разработки методической документации в рамках задач создания и обеспечения координированного развития модели инновационно-образовательной системы «школа—вуз», разработки оптимальных схем проведения профориентированной работы на базе высшего учебного заведения [2].

С 2012 г. факультет «Информатика и системы управления» МГТУ им. Н.Э. Баумана проводит дополнительные профориентационные исследования старших школьников посредством специально разработанных профориентационных анкет [1].

1. «Профориентационная анкета Учебного военного центра (УВЦ)» определяет уровень профориентации испытуемых на сферы инженерных специальностей и военного дела, симбиоз которых очень важен сегодня, во время активного развития новейших военных техник, разработок и технологий для укрепления и повышения обороноспособности государства. Также не менее важной целью анкеты-опросника является определение склонностей и способностей у современного школьника в других сферах профессионального и личностного становления: ориентация на другие сферы профессиональных интересов и саморазвитие личности в различных направлениях: спорт, искусство, творчество, наука.

2. Анкета «Мое будущее IT-технологии» определяет уровень профориентации испытуемых на сферу IT-технологий, которая активно развивается в настоящее время и требует большего количества высококвалифицированных специалистов, способных в ней успешно работать. Второй целью анкеты-опросника является определение склонностей и способностей у испытуемых в двух направлениях: компьютерном программировании и занятии научной деятельностью. Третьей целью анкеты-опросника стало выявление отсутствия, наличия либо формирования компьютерной зависимости, что является огромной проблемой современных подростков.

В 2012–2013 учебном году проводилось исследование, в котором приняли участие 320 школьников (соотношение юношей и девушек примерно 1:1), учащихся московских общеобразовательных профильных школ МГТУ им. Н.Э. Баумана, направленное на изучение профориентации школьников на сферу IT-технологий. Анализ полученных данных показал, что разработанная анкета информативна, результаты надежны. Тем не менее было принято решение продолжить исследование профориентации школьников не только профильных, но и общеобразовательных школ, лицеев и других учебных заведений, а также рассмотреть при этом другие факторы, влияющие на выбор профессии. В связи с этим в 2014 г. была разработана еще одна профориентационная анкета.

Осенью 2014 г. проводилось профориентационное исследование, в котором приняли участие 140 школьников и учащихся общеобразовательных школ и кадетских классов различных регионов России (соотношение юношей и девушек 1:1), направленное на изучение профориентации школьников и кадетов на сферу технического образования, в частности дальнейшего обучения в МГТУ им. Н.Э. Баумана по программе целевой подготовки Учебного военного центра МГТУ им. Н.Э. Баумана либо возможности дальнейшего обучения на факультете «Информатика и системы управления» на специальностях, связанных с одним из ведущих технических направлений, – IT-технологиями.

Обобщив и проанализировав результаты, полученные в процессе профориентационного исследования 2012–2013 гг., в котором приняли участие школьники 8–11-х классов (примерно по 80 человек из каждой параллели), было выявлено, что школьников с нулевым уровнем профориентации на сферу IT-технологий крайне мало – 6,3% учащихся. Такой низкий процент говорит скорее о том, что сегодня, когда IT-технологии вошли в нашу жизнь как средства первой необходимости, очень сложно оставаться отчужденным от данной области действительности.

Низкий уровень профориентации на сферу IT-технологий отмечен у 34,1% испытуемых и говорит о том, что эти учащиеся слабо разбираются в области IT-технологий, склонности и способности к данной сфере научного знания отсутствуют или очень слабо выражены. Необходимо отметить, что данный показатель вовсе не означает невозможность обучаться по данному направлению и добиться со временем успехов в этой профессии, особенно при наличии такого желания у индивида.

Средний уровень профориентации на сферу IT-технологий отмечен у почти 50% испытуемых и говорит о том, что эти учащиеся неплохо разбираются в области информационных технологий, имеющиеся у них склонности и способности заниматься данной сферой деятельности дают хороший шанс развиться при приложении необходимых усилий в процессе дальнейшего обучения и наличии желания посвятить себя профессии инженера-специалиста IT-технологий.

Высокий уровень профориентации на сферу IT-технологий отмечен у 19,6% испытуемых и говорит о том, что эти учащиеся хорошо разбираются в информатике, программировании и компьютерной технике, имеют явные склонности и способности к данной сфере деятельности. При условии, что желание заниматься IT-технологиями дальше, развиваться личностно и профессионально у таких школьников не угаснет, у них есть большая вероятность добиться больших успехов в этой профессии.

Вышеприведенные результаты можно расценивать как весьма высокий уровень интереса современных подростков к данной сфере деятельности, но в большей степени как потребителей продукта, а не как будущих специалистов, желающих реализоваться в профессии «IT-шника» как разработчика.

Кроме того, необходимо отметить, что процент учащихся, обладающих высоким уровнем профориентации на сферу IT-технологий, растет от 8-го класса к 10-му классу, где отмечается пик данного показателя, а затем резко падает к 11-му классу (рис. 1).

Рис. 1. Динамика интереса к сфере IT-технологий в 8–11-х классах

Такая динамика интереса к данной профессиональной области связана со многими причинами: дополнительными занятиями на подготовительных курсах различных учебных заведений, завершением кризиса подросткового возраста, а следовательно, резким взрослением, личностным переосмыслением, появлением новых потребностей, сменой мотиваций, давлением со стороны родителей, друзей и т.д.) [1].

Общий анализ профориентационного исследования 2013–2014 гг., в котором приняли участие учащиеся 8–11-х классов (примерно по 30 (± 5) человек из каждой параллели) из различных регионов России, говорит о том, что сегодняшние подростки-девушки считают наиболее престижной и популярной профессию, связанную с инженерными специальностями (32%). Связано это с тем, что инженерия в России последние 10–15 лет быстро и мощно восстанавливается, открывая новые возможности, технологии, проникая во все остальные профессиональные отрасли: медицину, педагогику, психологию и др.

Однако необходимо обратить внимание на тот факт, что более 20% девушек не имеют профессионального самоопределения, что, по-видимому, связано с некачественной профессиональной ориентацией в общеобразовательных школах или ее отсутствием в принципе.

Юноши-подростки свое будущее сегодня видят в профессиях, связанных с военным делом (более 50%). Такой показатель можно объяснить тем, что государство в последние годы повышает престиж данной профессии: улучшает условия срочной службы и предоставляет льготы на поступление в высшие учебные заведения тем молодым людям, которые после армии хотят продолжать работать в военной сфере; значительно вырос уровень зарплат военнослужащих. Кроме того, как уже было сказано выше, активный рост инженерных технологий наблюдается во всех профессиональных сферах, в том числе и военной. Соответственно данному профессиональному направлению необходимы молодые специалисты, имеющие желание работать в этой области.

Анализ результатов анкетирования «Мое будущее – IT-технологии» мы сочли целесообразным провести в сравнении с результатами исследования 2012–2013 гг., поскольку есть существенные различия в полученных данных.

Необходимо сразу отметить, что у школьников региональных школ показатели по всем шкалам, кроме шкалы компьютерной зависимости, хуже, чем у столичных школьников. Так, явные склонности к программированию у школьников из регионов отмечаются лишь у 20% девушек и 30% юношей, тогда как московские школьники показали по данной шкале более 70% у девушек и почти 60% у юношей. То же самое отмечается по шкале, отвечающей за уровень склонностей и способностей заниматься научной деятельностью: высокий уровень таких способностей отмечен у 20% девушек и 19% юношей, обучающихся в региональных образовательных учреждениях, тогда как московские школьники показали 27% у девушек и 31% у юношей.

Высокий уровень направленности на профессиональную сферу IT-технологий среди девушек, обучающихся в регионах и столице, не различается – около 5% испытуемых, в то время как у юношей, обучающихся в регионах, опять же показатель ниже, чем у школьников-москвичей: 11% и 25% соответственно.

В отличие от вышеописанных шкал, где показатели московских учащихся лучше, чем показатели школьников из регионов, региональные результаты, полученные по шкале «компьютерная зависимость», определенно лучше столичных.

Так, высокий уровень компьютерной зависимости у московских школьников немногим выше, чем у школьников из регионов (35% и 30% соответственно), но школьников региональных образовательных учреждений, у которых компьютерная зависимость вовсе отсутствует, значительно больше: более 50% среди девушек и почти 60% среди юношей, тогда как среди московских школьников таких ребят всего 4% среди девушек и около 6% среди юношей.

Выводы. Результаты, полученные в ходе исследований, их анализ и рекомендации были направлены директорам и психологам школ, в которых проводились профориентационные анкетирования учащихся. Проведенное исследование показало необходимость проведения подобного рода профориентационных тестов не только в технических, но и в других вузах, оказывающих образовательные услуги по программам целевого обучения, поскольку, во-первых, абитуриенты, собирающиеся поступать в тот или иной вуз, будут иметь возможность еще раз убедиться в правильности выбора профессии либо вовремя отказаться от предварительного выбора и переориентироваться на другую профессиональную сферу, а во-вторых, у вуза появится возможность обратить внимание на будущий студенческий контингент, склонности и способности абитуриентов и сократить в будущем процент отчислений студентов, связанных с потерей интереса у обучающихся к получаемой профессии и вследствие этого — академической неуспеваемостью.

Особую значимость данное исследование приобретает для вузов силовых структур России, поскольку исследование мотивов обучения и ценностных ориентаций абитуриентов позволит существенно сократить и потерю контингента студентов, и количество отказов выпускников вузов работать по полученной специальности, которые в конечном итоге приводят к нецелевому расходованию бюджетных средств, и повысить эффективность вузов в целом.

Рецензенты:

Галиновский А.Л., д.п.н., профессор, профессор кафедры «Технологии ракетно-космического машиностроения» МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва;

Цибизова Т.Ю., д.п.н., доцент, начальник Управления образовательных технологий, доцент кафедры «Системы автоматического управления» МГТУ им. Н.Э. Баумана», г. Москва.


[1] Обе профориентационные анкеты разработаны автором данной статьи


Библиографическая ссылка

Никитина В.В. ИЗУЧЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВУЗ ПО ПРОГРАММАМ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19756 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674