Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Карпушкина Н.В. 1 Варенцова А.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина Министерства образования России (Мининский университет)»
Исследование посвящено изучению особенностей эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. В статье рассматриваются возрастные и специфические, связанные с характером дефекта, особенности эмоциональной сферы (тревожности, агрессивности) у старших дошкольников. Сравнительный анализ осуществлялся в трех подгруппах: старшие дошкольники с нормальным психическим развитием; старшие дошкольники с задержкой психического развития, воспитывающиеся в семье; старшие дошкольники с задержкой психического развития, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа. В статье рассматриваются такие особенности детей, как тревожность, агрессивность, особенности взаимодействия со взрослыми и сверстниками. По результатам констатирующего исследования разработана и апробирована программа формирующего эксперимента. Её целью стала коррекция агрессивности, тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития, воспитывающихся в детском доме. В ходе исследования была доказана роль семьи в динамике эмоциональной сферы, а также в формировании эмоциональных нарушений (тревожности, агрессивности) у старших дошкольников с задержкой психического развития.
эмоциональная сфера
тревожность
агрессивность
враждебность
1. Войтенко Т.П., Миронова М.Н. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах // Вопросы психологии. – 1999. - №2. – С. 23-28.
2. Ефремова Г. И. Формирование саморегуляции поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. – Н. Новгород, 1997. – 23 с.
3. Корнева Л.В. Особенности самоопределения подростков – учащихся специальных школ закрытого типа: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М. 1999. – 18 с.
4. Мухина В.С., Психологическая помощь детям, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа// Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 2011. – С. 34-68.
5. Прихожан A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 1998. - №2. – С. 13-22.
6. Прихожан А.М. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2012. – 213 с.
7. Прихожан A.M., Толстых H.H. Дети без семьи. – М: Педагогика, 2012. – 256 с.
8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Владос, 2013.– 321 с.
9. Шипицина Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие. – СПб: Издательство СПУ, 2013. – 167 с.

Проблема сиротства в современной России является весьма актуальной. Это связано с увеличением количества детей, оставшихся без попечения родителей. Недостаточность эмоциональной жизни в условиях детского дома или школы-интерната крайне негативно сказывается на становлении личности детей и подростков. Развитие ребенка при отсутствии родительской опеки может привести к значительным трудностям в его социальной адаптации. В связи с этим в детских домах преобладают дети с задержкой психического развития (ЗПР), либо дети, имеющие социальную и педагогическую запущенность.

Изучением различных аспектов психического развития детей-сирот занимались В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, М.Ю. Кондратьев, Н.К. Радина, Л.М. Шипицина и другие.

В исследованиях Л.М. Шипициной [9] показано, что дети-сироты с ЗПР имеют высокий уровень тревожности. Проблемы общения этих детей связаны с негативным опытом, отсутствием умения объективно оценивать ситуации, с трудностями в опознании эмоций. На общение со взрослыми и сверстниками влияет повышенная конфликтность, враждебность, повышенная агрессивность, чувство вины. Неадекватное поведение ребенка зависит от состояния тревожности - чувства одиночества, незащищенность и депрессии, а также страхов разного рода.

По результатам наблюдений Ефремовой Г.И. [2], для детей-сирот с ЗПР в старшем дошкольном возрасте, характерна недостаточность эмоциональной сферы, которая проявляется в ограниченном наборе положительных эмоциональных реакций. Положительные эмоции у детей-сирот возникают в случаях, если им удаются насмешки друг над другом. Не характерны для них переживания радости за другого, позитивные обращения друг к другу в ходе общения. Дети не могут описать переживаний радости, проанализировать, какими способами они улучшают себе настроение.

Для детей-сирот характерен ровный и слегка повышенный фон настроения. От негативных событий и переживаний они защищаются примитивными механизмами защиты: игнорированием, вытеснением, быстрым переключением на игры, избеганием, регрессивными реакциями (капризы, нарочито «детское» поведение и т.п.).

Особенности поведения воспитанников детского дома изучали А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых. [7] Они описали своеобразие общения детей-сирот со взрослыми и сверстниками. В конфликтных ситуациях (ситуация запрета, замечания взрослого, либо обвинения со стороны сверстников) наблюдаются проявления агрессивности, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т.е. доминирование защитных форм поведения. Это свидетельствует о неспособности продуктивного, конструктивного решения конфликта. На фоне агрессивности проявляется высокая потребность в общении. Это говорит об амбивалентности поведения детей-сирот: они стремятся к общению со взрослыми, хотят показать себя с лучшей стороны, стараются быть дисциплинированными. Таким образом, для них крайне важно расположение взрослого, его положительная оценка. Это в полной мере относится к детям-сиротам старшего дошкольного возраста.

В исследовании В.С. Мухиной [4] изучались особенности общения детей-сирот с окружающими людьми. Контакты детей поверхностны, нервозны и поспешны: они одновременно требуют внимания и отторгают его, переходя на агрессию или пассивное поведение. Такой опыт общения приводит к тому, что дети занимают по отношению к другим негативную позицию.

Таким образом, проблема эмоционального развития детей-сирот, а также их взаимодействия с окружающими, получила достаточное развитие в рамках исследований по возрастной психологии. В то же время, изучение данной проблемы с позиций специальной психологии, было недостаточным.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей эмоциональной сферы (тревожности, агрессивности) старших дошкольников с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях закрытых учреждений.

Одной из гипотез экспериментального исследования стало предположение о том, что эмоциональная сфера воспитанников детского дома старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеет ряд специфических негативных особенностей. Так, для них характерны: повышенный уровень тревожности, высокий уровень агрессивности, конфликтности. Эти особенности вызваны своеобразием микросоциальных условий и спецификой реакций на фрустрацию.

В ходе экспериментального исследования использовались методики: «Несуществующее животное» Дж. Бука, тест С. Розенцвейга- детский вариант (в модификации Н.В. Тарабриной), тест «Дом – Дерево – Человек» М.З. Дукаревич, проективная методика для диагностики тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен в адаптации А.М. Прихожан.

По результатам экспериментального исследования обнаружено, что уровень тревожности у детей-сирот с задержкой психического развития существенно выше, чем у детей, воспитывающихся в семье. Это подтверждается методикой Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен, где индекс тревожности у воспитанников детского дома является высоким.

Главными темами при описании сюжетов картинок являлись: тема одиночества, желание вернуться домой. Были отмечены также элементы враждебности и агрессивности.

Рисунок 1

По результатам методики «Дом-дерево-человек» обнаружены высокие значения по симптомокомплексам: «тревожность», «чувство неполноценности», «враждебность», «конфликтность», «трудности в общении», «депрессивность», что свидетельствует о негативных тенденциях в развитии эмоциональной сферы детей-сирот с задержкой психического развития.

Рисунок 2

Рисунок 3

Эмоциональное неблагополучие воспитанников детского дома проявляется в характерных деталях рисунков (высокие заборы, отсутствие окон, частей тела и т.д.), в манере рисования (схематичность, прерывистые линии и т.д.), в специфическом расположении рисунков на листе (с краю, очень низко и т.п.), в комментариях, сопровождающих процесс рисования (отказ от рисования и пр.). В рисунках детей часто присутствует сильный нажим на карандаш, который часто свидетельствует о высокой тревожности, сильном напряжении.

Экспериментальное исследование по методике С. Розенцвейга показало, что дети из детского дома (группа А) имеют низкие показатели коэффициента конформности (GCR). Этот результат можно объяснить особенностями среды учреждений интернатного типа, в которой находятся дети. Жесткий режим дня, постоянный контроль со стороны взрослого не дают детям возможности проявить самостоятельность, вызывая, тем самым, высокую зависимость от окружающих, а также частные конфликтные ситуации, как со взрослыми, так и со сверстниками.

У детей из группы В коэффициент конформности (CGR) варьируется. В отличии от воспитанников из детского дома, дети из семьи не испытывают глубокого дефицита общения со взрослым, следовательно, не возникает зависимости эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого.

Анализ профилей реакций воспитанников детей из детского дома показывает, что для них наиболее характерны экстрапунитивные реакции по самозащитному типу (E). В группе В чаще всего встречаются интропунитивные реакции по типу фиксации на удовлетворении потребности (i).

Таким образом, сравнительный анализ данных по группам детей- сирот и детей, воспитывающихся в семье, позволил выделить следующие различия: реакции на фрустрацию у старших дошкольников из семьи разнообразнее. У детей-сирот доминировали ответы, содержащие враждебность, обвинения, упреки по отношению к окружающим. Такое поведение свидетельствует о «слабости личности», что выражается в жесткой привязанности к ситуации, неумении эмоционально отвлечься от фрустратора, самостоятельно найти выход из конфликта, неспособности взять на себя ответственность за его разрешение, стремлении переложить эту ответственность на окружающих.

Экспериментальное исследование по методике Дж. Бука «Дом. Дерево. Человек» показало, что в группе старших дошкольников с ЗПР, воспитывающихся в детском доме, 55% детей имеют трудности в общении. Также обнаружены повышенная конфликтность (50%), высокая враждебность (40%). Следует отметить, что такие показатели, как незащищенность (25%) и тревожность (35%) заметно выше, чем у детей, воспитывающихся в семье. В данном случае семейные условия являются основополагающим фактором.

Рисунок 4

Рисунок 5

Таким образом, в ходе экспериментального исследования, была подтверждена гипотеза о том, что для старших дошкольников с ЗПР, воспитывающихся в детском доме, характерно качественное и количественное своеобразие развития эмоциональной сферы. Были обнаружены такие особенности детей, как повышенный уровень тревожности, высокий уровень агрессивности, конфликтности.

По результатам констатирующего эксперимента была разработана программа формирующего эксперимента. Формирующее исследование было направлено на развитие эмоциональной сферы, коррекцию эмоциональных нарушений (тревожности, агрессивности) у старших дошкольников с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома.

В качестве основной формы работы выступала игровая терапия с использованием элементов тренинга.

Таким образом, специфика эмоционального развития старших дошкольников с задержкой психического развития, воспитывающихся в детском доме, обусловлена не только нарушениями центральной нервной системы, но и депривацией – психической, социальной. На психическое развитие детей-сирот одновременно влияют несколько форм депривации. Депривация психического развития может начинаться еще в семье, с момента рождения ребенка, когда дети находятся в ситуации недостатка эмоционального общения, когда их базовые психологические потребности не удовлетворяются.

Рецензенты:

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород;

Суворова О.В., д.псх.н., доцент, доцент кафедры психологии, общеправовых и гуманитарных наук НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Карпушкина Н.В., Варенцова А.Н. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19718 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674