Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В АНСАМБЛЕВОМ ИСПОЛНЕНИИ

Гришкова О.Ю. 1
1 ФБГОУ «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова Минобрнауки России»
В педагогической практике межличностные конфликты являются естественным процессом, особо остро проявляясь в ансамблевом исполнительстве. Причинами могут выступать как общие условия, которые формируют конфликтные взаимоотношения между людьми, так и частные, оказывающие непосредственное влияние на формирование отношений партнёров камерного ансамбля. Для того чтобы сохранить доброжелательный климат внутри коллектива, педагогу необходимо проводить психологические тестирования и опросы исполнителей как на стадии формирования ансамбля, так и в процессе всей учебной деятельности. Знание уровня конфликтности личности, а также особенностей темпераментов и их верного объединения, позволяют достигнуть бесконфликтного общения, основанного на взаимопонимании и взаимоуважении исполнителей. В статье рассмотрены основные виды конфликтов и конфликтных ситуаций, встречающихся в камерном ансамбле; типы темпераментов и их проявление в исполнительской ансамблевой деятельности; даны рекомендации о совмещении партнёров в ансамбле; обоснована психолого-педагогическая подготовка исполнителей в процессе учебной деятельности.
психологический климат
взаимоотношение исполнителей
уровень конфликтности
конфликтность личности
межличностные конфликты
камерный ансамбль
1. Бабушкин Г.Д., Кулагина Е.В. Психологическая совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности / Г.Д. Бабушкин, Е.В. Кулагина. – Омск: СибГАФК, 2001.−110 с.
2. Давидян Р.Р. Квартетное искусство: Проблемы исполнительства – теоретические основы, практический опыт / Р.Р. Давидян. – 2-е изд., доп. и перераб. − М.: Музыка, 1994. – 269с.
3. Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) / Альманах психологических тестов. – М.: «КПС», 1995. − С.217-224.
4. Обозов Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. − Л.: ЛГУ, 1979. − 151 с.
5. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учеб. пособие, 2-е изд. /под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001. – 240 с.
6. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: методическое руководство / Л.Н. Собчик. – Вып. 3. – М.: МКЦ ГУ по труду и социальным вопросам Мосгорисполкома, 1990. – 48 с.
7. Тихонов С.И. Из жизни фортепианного факультета Московской консерватории // Исполнительские и педагогические традиции Московской консерватории / сост. и ред. В.В. Березин. − М.: Изд-во Моск. консерв., 1993. − С. 151–169.
8. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки / А.А. Хван, Ю.А.Зайцев, Ю.А. Кузнецова // Психологическая диагностика. – 2008. – № 1. − С.35-58.

Межличностные конфликты в ансамблевом исполнительстве являются естественным процессом в педагогической практике. Уровень конфликтности можно снизить при формировании ансамбля, учитывая типы темперамента и связанных с этим особенностей нервной системы, а также в процессе обучения, соотнося поручаемую работу с основанными на типах темпераментов характерологическими чертами. Главным звеном в ансамбле является взаимоотношение участников друг с другом, которое складывается во время формирования ансамбля и развивается на протяжении всего творческого пути. Для того чтобы ансамбль существовал, педагогу необходимо следить за благоприятным психологическим климатом внутри ансамбля, предупреждая конфликты и помогая выйти из конфликтной ситуации.

Понятие «конфликт» является междисциплинарным и изучается в таких науках, как психология, педагогика, политология, философия и др. Конфликтом называют столкновение мнений и интересов людей, которое вызывает определенные действия. Различают следующие виды конфликтов: внутриличностный, межличностный, социальный, социально-политический, организационно-управленческий, производственный, семейный и другие. В рамках данной работы мы рассматриваем межличностные конфликты, возникающие в процессе обучения камерному ансамблю.

Основу любого конфликта составляет конфликтная ситуация - скрытое или открытое противоборство оппонентов. Необходимо различать понятия конфликт и конфликтная ситуация. Конфликтной ситуацией называют совокупность определённых условий, предшествующих конфликту. Для того чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим повод, конкретное обстоятельство, провоцирующие наступательные либо защитные действия оппонентов друг против друга. Основой разногласий могут являться преследуемые цели, интересы, а также психологическая несовместимость партнёров.

Для камерного ансамбля период адаптации, взаимного привыкания, всегда сопряжён с трудностями. Любой человек, попадая в незнакомую обстановку, где необходимо осуществлять новую деятельность без начального опыта, испытывает состояние, близкое к стрессу, что характерно для периода адаптации. Ансамблистам необходимо начинать свою деятельность с экспресс-оценки психологического климата в классе, диагностики характера своего партнёра и уже на основе полученной информации проявлять активность.

Так как большинство конфликтов связано с трудностями адаптации, и, проявляясь в открытой форме или находясь в латентном состоянии, рано или поздно, в неблагоприятной ситуации могут напомнить о себе. В основе типичных конфликтов в камерном ансамбле лежат обычно две причины - исполнительская, когда уровень или стиль исполнения не устраивает ансамблистов, и человеческая, когда имеется несоответствие темпераментов и характеров, неспособность сгладить при взаимоотношениях острые углы.

Игра в камерном ансамбле имеет свои специфические сложности. Незначительный художественный брак одного из партнёров по ансамблю снижает общий уровень исполнения. Следовательно, в камерном ансамбле партнеры должны быть приблизительно равноценными по уровню профессиональной подготовки. Также конфликтные ситуации могут возникать у исполнителей, предпочитающих разные музыкальные стили. В этом случае следует на начальном этапе определить предпочтения ансамблистов и подбирать программу, согласовывая с мнением всех исполнителей.

Проблема межличностной совместимости в процессе обучения камерному ансамблю является одной из актуальных в музыкальной педагогике и в то же время недостаточно разработанной. Поскольку камерный ансамбль предполагает специфические особенности, то совместимость исполнителей зависит от конкретных индивидуально- и социально-психологических особенностей  музыканта. Психологические исследования, выявляющие критерии совместимости, мало разработаны, а в связи с отсутствием научно-методических разработок по данной проблеме в педагогической практике комплектование камерно-инструментальных составов зачастую осуществляется преподавателем интуитивно, учитывая только уровень профессиональной подготовки музыкантов, но без учета психологической совместимости ансамблистов. Это провоцирует различные негативные явления в ансамблевой деятельности: партнёры не понимают друг друга, возникают конфликтные ситуации, неудовлетворенность действиями партнера, некачественное и длительное разучивание новых произведений и нестабильность выполнения самостоятельного разучивания.  Проведенный нами опрос состоявшихся ансамблей  показал, что главная помеха для исполнителей на сцене - непонимание при взаимодействии с ансамблистами и неблагоприятные взаимоотношения. Мы предполагаем, что подобные явления в первую очередь обусловлены психологической несовместимостью партнёров камерного ансамбля.

Основу межличностных конфликтов может составлять психологическая несовместимость темпераментов, так как разные типы предполагают преобладающие в них качества характера, манеры поведения, особенности и стиль общения. Популярными в психологии шкалами, отражающими определённые типы поведения человека, являются «экстраверсия - интроверсия» и «нейротизм - эмоциональная стабильность». Необходимо помнить, что у любого человека присутствуют все четыре характеристики, одна из которых является доминирующей. Экстраверсия означает ориентацию на внешний мир, такие люди подвижны, активны, неусидчивы, однако являются хорошими организаторами, склонны к лидерству, а их деятельность имеет высокую продуктивность. Интроверсия означает направленность на внутренний мир, её представители хотя медлительны и замкнуты, но более настойчивы и усидчивы, чем экстраверты, обладают большей продуктивностью, но тратят на неё больше времени. Нейротизм отличается стабильностью и нестабильностью: в первом случае человек отличается силой и настойчивостью, сосредоточенностью внимания, во втором - беспокойностью, ловкостью в действиях, переменчивостью в настроении.

При совмещении этих шкал мы получаем следующие типы темперамента: холерик (при экстраверсии и нестабильном нейротизме), сангвиник (при экстраверсии и стабильном нейротизме), флегматик (при интроверсии и стабильном нейротизме) и меланхолик (при интроверсии и нестабильном нейротизме). Холерик склонен к резким сменам настроений, бурным эмоциональным реакциям, обидчив, импульсивен, агрессивен; сангвиник общителен, отзывчив, активен, жизнерадостен; флегматик медлителен, вдумчив, старателен, пассивен; меланхолик легко раним, замкнут, раздражителен, склонен к пессимизму.

Занимаясь проблемой соотношения темпераментов в камерном ансамбле, мы заметили, что от темпераментов напрямую зависят поведенческие реакции исполнителей, что накладывает свой отпечаток на их взаимоотношения. Чтобы добиться высокой работоспособности ансамблистов и благоприятной психологической атмосферы, при работе с коллективом необходимо учитывать особенности темпераментов каждого из участников. Так, сангвиник обладает высокой работоспособностью и зачастую берёт на себя роль лидера. Ансамблисты с таким типом очень энергичны, часто добиваются дополнительных занятий, подбадривают партнёров, эмоционально и стабильно играют на сцене, однако не обладают тщательной проработкой материала. Ансамблист-холерик отличается большой отзывчивостью к музыке, трепетно относится к нотному тексту, однако не всегда сходится во мнении об интерпретации с партнёрами.

Рассмотрим некоторые тенденции взаимодействия основных темпераментов. Удачными сочетаниями темпераментов являются флегматик-холерик, где первый успокаивает и дополняет второго; в ансамбле сангвиник-меланхолик первый поддерживает и тонизирует второго. Эти дуэты дополняют друг друга в репетиционной и сценической практике, зачастую сглаживая недоразумения, возникающие при работе. В паре холерик-сангвиник могут возникнуть проблемы на фоне повышенной эмоциональности и инициативности ансамблистов, возможны проблемы лидерства. Такой дуэт будет представлять собой двух солистов, не уступающих друг другу, что противопоказано ансамблевому исполнительству. Дуэт флегматик-меланхолик также требует подстройки, так как такая пара довольно инертна и пассивна. По возможности не стоит объединять пары холерик-меланхолик и сангвиник-флегматик, потому что конфликтность этих сочетаний темпераментов наиболее вероятна и может носить довольно продолжительный характер, что будет сказываться как в репетиционной работе, так и на сцене. К сожалению, преподавателям зачастую не представляется возможным выбирать состав ансамбля. В случае плохо совместимых типов темпераментов можно посоветовать не допускать репетиционной работы вне класса, чтобы все возникающие разногласия разрешались авторитетным педагогом.

Чтобы руководителю было проще определить тип темперамента учеников без тестирования, определим основные отличительные черты: флегматиков сложно скомпрометировать на конфликт, они самые уравновешенные из всех типов; меланхолики являются очень ранимыми и обидчивыми, стараются избегать конфликтные ситуации; сангвиники, лидеры по натуре, являются самым эмоциональным типом, при возникновении конфликта часто идут на компромисс; наиболее конфликтную личность представляют собой холерики, которые очень прямолинейны и легко возбудимы, зачастую не могут остановиться вовремя, доводя конфликтную ситуацию до предела. Все эти качества не означают, что какие-либо типы не пригодны для ансамблевого музицирования, поскольку каждый исполнитель сочетает в себе черты всех типов темпераментов с преобладанием одного. Однако знание типов темпераментов ансамблистов поможет преподавателю свести к минимуму возможные конфликтные ситуации.

Также для предотвращения межличностных конфликтов необходимо определить уровень конфликтности личности. Так, высокая личностная конфликтность человека ведёт к постоянному провоцированию им напряжённых и конфликтных отношений и ситуаций с окружающими. Конфликтность может быть обусловлена совокупным влиянием таких факторов, как темперамент, уровень психологической устойчивости, отношение к партнёру, уровень компетентности в общении, общего уровня культуры и т.д.

Для диагностики уровня межличностной конфликтности наиболее часто используются личностный опросник Г. Айзенка [3], опросник К. Томаса [5], диагностика МЛО Т. Лири[6] и опросник А. Басса - А. Дарки [8]. Личностный опросник Г. Айзенака применяется для диагностики уровня конфликтности через соотношение шкал «экстраверсия - интроверсия» и «нейротизм - стабильность», где высокий уровень нейротизма свидетельствует о возможности конфликтного поведения личности.  Опросник  К.Томаса выявляет ведущие стратегии поведения в конфликтных ситуациях: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление и избегание. Методика диагностики МЛО Т. Лири определяет конфликтные отношения в небольших группах и помогает выделить один из восьми типов конфликтности. Опросник А. Басса - А. Дарки позволяет изучить индивидуальный уровень агрессивности и раздражительности личности и предполагает, что агрессия является комплексным явлением, отражающимся в различных формах реакций, такие как негативизм, обида, злоба, зависть, подозрительность. Мы считаем необходимым для педагога камерного ансамбля проводить тестирования, анкетирование и опросы ансамблистов для сохранения внутренней гармонии внутри коллектива.

Личностные причины возникновения конфликтов, по сути, являются психологическими, одна из которых - плохо развитая способность к эмпатии - необходимой черты ансамблиста, означающая умение понять эмоциональное состояние другого человека, сопереживать и сочувствовать ему. Конфликтная ситуация может быть вызвана тем, что человек, который не обладает определённым уровнем эмпатии, может не верно трактовать поведение партнёра, воспринимать его как недопустимое, тогда как на самом деле оно таковым не является.

Так как в рабочем процессе конфликт является весьма частым неприятным явлением, одним из важных и необходимых условий существования камерного ансамбля является умение разрешать конфликтные ситуации, которые приводят не только к дисбалансу внутри ансамбля, но и к стрессам, а в дальнейшем и к потере здоровья.

Любой конфликт имеет две фазы развития: конструктивную и деструктивную. Для первой фазы характерна неудовлетворённость совместной деятельностью, что проявляется в игнорировании, упрёках, избегании совместной деятельности. При этом  репетиционная деятельность не принимает катастрофический характер, так как ансамблисты контролируют себя.  Если совместная деятельность становится неконтролируемой, начинается деструктивная фаза, которая может привести либо к хроническому конфликту, либо полному развалу ансамбля.

В психологии известны несколько способов выхода из конфликтных ситуаций: предупреждение конфликта, уход от конфликта, его сглаживание, приход к компромиссу, возникновение конфронтации, принуждение. Для предупреждения конфликтов преподавателю необходимо проводить индивидуальные беседы с ансамблистами, выясняя их позиции и разъясняя свои. При этом необходимо проявлять к исполнителю внимание, терпение и выдержку; выбирать построение фраз, предполагающее положительную реакцию со стороны учащегося; подчеркнуть общность цели занятий; обращать внимание ученика на его лучшие качества. При недостатке времени или неуместности спора возникает уход от конфликта, являющийся откладыванием решения конфликтной ситуации, которая обостряется при появлении повода. Наиболее приемлемым решением является принятие компромисса, предполагающее открытое обсуждение мнений и позиций. Необходимо учитывать, что от исхода конфликтной ситуации будет зависеть как настроение ансамблистов, так и устойчивость их отношений.

Наиболее желательным является бесконфликтное существование камерного ансамбля. Для этого в работе с учениками необходима психологическая подготовка, состоящая из общепсихологической и психологической подготовки к выступлению. В ходе общей психологической подготовки к выступлениям формируются высокий уровень мотивации, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции.

Психолого-педагогическая подготовка ансамблистов должна быть на всех этапах и периодах подготовки. На занятиях с начинающими ансамблистами основное внимание уделяется формированию интереса к ансамблевой деятельности, правильной исполнительской мотивации, дисциплинированности, уважения к преподавателю, требовательностью к себе и т.д. На занятиях с более взрослыми ансамблистами акцентируется внимание на формирование эмоциональной устойчивости, создание общей психологической подготовленности к выступлениям, способности к нервно-психическому восстановлению.

Также возникновение конфликтов среди ансамблистов может наблюдаться в коллективах, где отсутствуют упорядоченные и чётко построенные партнёрские связи, единство и согласованность между исполнителями, общие интересы и ценности. Психологи установили основные типы взаимоотношений между участниками любого коллектива: авторитарный, либеральный и коллегиальный. Авторитарный тип характеризуется максимальным воздействием одного из музыкантов и беспрекословным выполнением его требований другим. Особенно малоэффективен он в ситуациях, требующих большой активности и творческой отдачи каждого из партнеров. Либеральный тип взаимоотношений, напротив, предполагает отсутствие исполнителя, который способен возглавить дуэт и повести за собой к намеченной цели. Такие ансамбли довольно часто можно наблюдать в учебной практике, по окончании которой они прекращают существование. В этом случае совместная деятельность исполнителей заключается только в освоении новых произведений и знакомстве с основами профессионального ансамблевого исполнительства. Коллегиальный тип взаимоотношений представляется наиболее прогрессивным, так как дает возможность каждому ансамблисту наиболее полно реализовывать свой творческий потенциал. Исполнители, ставшие единомышленниками в результате дискуссии, творческого спора, продуктивно работают в проблемных ситуациях, взаимодополняя друг друга.

Характер противоречий, формы их развития и способы разрешения всегда различны. Однако, что чем богаче и разнообразнее деятельность, тем большим является поле для проявления спорных ситуаций. Для предотвращения конфликтных ситуаций, а также удачного исхода конфликта, преподавателю камерного ансамбля необходимо знать типы темпераментов, личностной конфликтности, стилистических предпочтений каждого исполнителя, верно совмещать и  воздействовать на ансамблистов в процессе обучения, сохраняя благоприятный климат внутри коллектива. Психологическая совместимость ансамблистов предполагает взаимопонимание, межличностное взаимодействие, а также сочетание личностных характеристик, которые положительно влияют на итог совместной деятельности.

Рецензенты:

Немыкина И.Н., д.п.н., профессор,  профессор кафедры музыкознания и музыкального образования ФГБОУ  ВПО  «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва;

Рапацкая Л.А., д.п.н., профессор,  заведующий кафедрой музыкознания и музыкального образования ФГБОУ  ВПО  «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Гришкова О.Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В АНСАМБЛЕВОМ ИСПОЛНЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19709 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674