Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ВУЗЕ

Антропов В.А. 1 Тарасян М.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения»
Вопросы качества подготовки кадров в современных условиях для вузов являются ключевыми. Для решения этих вопросов в РФ на государственном уровне внедрена система мониторинга эффективности вузов. Процедура мониторинга постоянно совершенствуется. Какие-то показатели вводятся, какие-то исключаются. Очевидно, для эффективной работы ВУЗы должны иметь свою внутреннюю систему оценки качества подготовки кадров. В статье освещена модель внутреннего мониторинга качества подготовки кадров, реализуемая в УрГУПС, дополняющая показатели мониторинга Минобрнауки. Данная модель основана на компетентностном подходе в образовании и встроена в систему менеджмента качества ВУЗа. Предложена оригинальная модель образовательной услуги ВУЗа, дополненная моделью специалиста. Модель специалиста опирается с одной стороны на требования работодателей с другой на требования ФГОС, компилирует их и выражается на языке компетенций. Рассмотрены также основные направления мониторинга в вузе: мониторинг учебного процесса, мониторинг профессионального становления личности, мониторинг удовлетворенности потребителей.
мониторинг
качество подготовки кадров
компетенции
1. Антропов В.А. Проблемы модернизации и инноваций в российском профессиональном образовании. Монография. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. – 104 с.
2. Антропов В.А. Проблемы развития российского профессионального образования // Вестник УрГУПС. – 2013. - №4 (20). – С. 32-41.
3. Антропов В.А. Современные вызовы российской системе профессионального образования // Вестник УрГУПС. – 2013. - №2. – С. 63-72.
4. Армия с дипломом // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2014/10/31/ armia.html (дата обращения: 10.03.2014).
5. Бурмистрова Е.В. Методы и алгоритмы мониторинга и оценки качества образовательных услуг ВУЗа / Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. техн. наук. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. – 30 с., ил.
6. Никитина Н.Ш., Николаева Н.В. Мониторинг и оценка качества в образовании. – Ч. 1. Методика мониторинга: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. – 32 с.
7. Образовательные организации высшего образования // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/ vp-obr1.htm (дата обращения: 10.03.2015).
8. Руководство по качеству ФГБОУ ВПО «УрГУПС». – Екатеринбург, 2012.

«Система высшего образования была и остается мощным интеллектуальным ресурсом страны, она генерирует новые знания – и, разумеется, для этого и создавалась: готовит кадры для всех сфер жизни России», – отметил В.В. Путин на X юбилейном съезде ректоров в МГУ. – «За последние годы немало сделано, чтобы ВУЗы развивались в соответствии с требованием времени, становились конкурентоспособными, задавали ориентиры передовым отраслям. ... Но пока претензий к уровню образования, к содержанию программ и качеству преподавания много: не каждый ВУЗ готов работать по-современному, чтобы у выпускника оставался не только диплом, но и нужные знания и навыки. ... Высшей школе нужна большая открытость, понятные механизмы, которые стимулировали бы перемены», – убежден президент. – «... Серьезную роль может сыграть внедрение объективных систем оценки качества обучения» [4].

На современном этапе развития общества ВУЗы в России попали в непростую ситуацию. Количество высших учебных заведений в стране в последние десятилетия существенно возросло. Так, в 1991 г. в России действовало 514 образовательных учреждений высшего образования, в 2012-2013 гг. их было 1046. Рост за два десятилетия составил более 100% (рис. 1). Увеличилось также и количество студентов на душу населения, если в 1991 г. на 10000 населения приходилось 190 студентов, то в 2012/13 гг. – 424 студента [7] (рис. 2).

Рис. 1. Количество ВУЗов в России 1990-2014 гг.

Рис. 2 Количество студентов на 10000 человек населения

Фактически, на сегодняшний день, подавляющее большинство выпускников школ продолжают учебу в высших учебных заведениях. Так, в 2013/2014 учебном году отношение бюджетных мест в ВУЗах к количеству выпускников школ составляет 56 к 100. Кроме того, ВУЗы предлагают платные образовательные услуги. Таким образом, можно говорить о том, что предложение на рынке образовательных услуг в высшем образовании значительно превышает спрос. В то же время качество предоставляемых ВУЗами образовательных услуг зачастую оставляет желать лучшего [1]. Для изменения ситуации в РФ на государственном уровне была внедрена система мониторинга ВУЗов. Процедура мониторинга ВУЗов ежегодно совершенствуется. Какие-то показатели вводятся, какие-то исключаются. Очевидно, для эффективной работы ВУЗы должны иметь свою внутреннюю систему оценки качества подготовки кадров [2;3]. На наш взгляд, она также должна строится на принципах мониторинга и учитывать современные подходы в образовании.

Мы предлагаем свою внутреннюю систему мониторинга качества подготовки кадров в ВУЗе. Она основана на компетентностном подходе в образовании и встроена в систему менеджмента качества ВУЗа. Образовательное учреждение (или его подразделение) можно рассматривать с позиции СМК ВУЗа как систему взаимосвязанных процессов. Процессы должны быть направлены на повышение степени удовлетворенности всех заинтересованных сторон, как внутренних, так и внешних [8]. Мониторинг качества подготовки кадров в ВУЗе мы определяем как мониторинг качества образовательной услуги ВУЗа. Дадим следующее определение:

Мониторинг качества подготовки кадров в ВУЗе – это непрерывный или периодически повторяющийся высокотехнологичный процесс отслеживания качества образовательной услуги ВУЗа.

Образовательную услугу ВУЗа можно представить в виде модели, приведенной на рис. 4 [5;6]. Основа модели – потребитель, поскольку все действия в области качества начинаются с него и им же заканчиваются. В модели потребители представлены в двух блоках – слева и справа. Вход модели – потребности потребителей.

Очевидно, что данная система, для того, чтобы быть эффективной, должна иметь какую-то идеальную модель, или цель к которой она должна стремиться. В качестве такой модели мы предлагаем модель специалиста. Таким образом, в приведенную на рис.4 схему мы вносим новый элемент – «модель специалиста».

Что же должна включать в себя модель специалиста? С нашей точки зрения она должна опираться с одной стороны на требования работодателей с другой на требования ФГОС, компилировать их и выражаться на языке компетенций (рис. 5). Кроме того, эти компетенции должны быть измеримы и иметь четко разработанный механизм оценки.

Рис. 3. Образовательная услуга ВУЗа

Рис. 4. Предлагаемая модель образовательной услуги ВУЗа

Рис. 5 Модель специалиста

Основным работодателем для выпускников УрГУПС является холдинг ОАО «РЖД». Холдингом разработаны корпоративные и профессиональные компетенции для сотрудников компании.

Компетенция определяется как совокупность знаний, навыков, деловых и личностных качеств, позволяющая работнику успешно действовать при реализации поставленных задач. Модель компетенций – это набор компетенций, необходимый сотрудникам компании на различных уровнях должностей и в различных функциях для успешного выполнения своей деятельности ради достижения компанией своих стратегических целей.

Корпоративные компетенции соответствуют ценностям бренда РЖД, отражают ценности бренда в поведении работников. Корпоративные и профессиональные компетенции вместе создают целостную систему требований компании к знаниям и навыкам работников. Описания корпоративных компетенций не дублируют профессиональные компетенции. Профессиональные компетенции описывают специальные знания и навыки, необходимые для работников конкретной функции, профессии. Требования к уровню владения профессиональными компетенциями задает профиль должности (профессии). Таким образом, первая ветвь модели специалиста выстраивается.

Другая ветвь модели специалиста учитывает существующие государственные стандарты в области образования. Современные образовательные программы высшего профессионального образования ориентированы на государственные образовательные стандарты третьего поколения. Требования к результатам освоения основных образовательных программ прописаны в стандарте на языке компетенций (выделяются общекультурные компетенции, общепрофессиональные, профессиональные), которые устанавливаются в соответствии с видами профессиональной деятельности (например, производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектная, научно-исследовательская).

Формирование компетенций заложенных в ФГОС происходит при изучении дисциплин соответствующего цикла, так например, формирование общекультурных компетенций происходит в основном при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Кроме того, данные компетенции формируются во многом как результат внеучебной работы студента – участие в общественной и научной жизни вуза. Формирование обшепрофессиональных компетенций происходит преимущественно при изучении дисциплин математического и научно – инженерного цикла. Профессиональные компетенции во время обучения в вузе формируются при изучении дисциплин профессионального цикла, а также при прохождении практики. Формирование корпоративных компетенций зависят в основном от некоторых личностных особенностей, а потому требуют дополнительной оценки и выстраивания определенной работы для достижения результатов (например, тренингов).

Обратим внимание, что в модели специалиста как со стороны работодателя, так и со стороны ФГОС имеются профессиональные компетенции. В идеале, на наш взгляд, эти компетенции должны совпадать, что на практике пока далеко не так.

На модели образовательной услуги ВУЗа также основаны направления мониторинга в ВУЗе:

- мониторинг учебного процесса (система процессов в ВУЗе),

- мониторинг профессионального становления личности (модель специалиста),

- мониторинг удовлетворенности потребителей (нужды и степень удовлетворенности потребителей).

1. Мониторинг учебного процесса.

Оценка качества образования на сегодняшний день обеспечивается во многом через систему национального мониторинга в рамках федеральной системы интернет-тестирования в сфере образования. Использование базы федеральных тестовых материалов гарантирует усвоение студентами успешно прошедшими тестирование необходимого образовательного минимума по дисциплине. Несомненным плюсом данной системы является использование апробированного и стандартизированного инструментария. Для обеспечения надежности полученных результатов в УрГУПС действует специально организованный «Центр тестирования», где вероятность списывания практически исключается.

К ключевым элементам системы качества образования необходимо также отнести обеспечение образовательного процесса документацией соответствующей существующим в РФ образовательным стандартам. На сегодняшний день УрГУПС фактически на 100% обеспечен рабочими учебными программами, которые соответствуют учебным планам и существующим образовательным стандартам ГОС и ФГОС. По каждой дисциплине разработан УМКД (учебно-методический комплекс дисциплины), в бумажном и электронном варианте.

С целью повышения мотивации студентов, а также текущей оценки успеваемости в учебном процессе используется балльно-рейтинговая система. Данная система имеет четко разработанные критерии оценки деятельности студентов, по каждой дисциплине разрабатываются параметры соответствующие учебному плану и рабочей программе, эти параметры отражаются в УМКД. Рейтинговая система оценки деятельности студентов основана на интегральной оценке всех видов деятельности студентов, включая учебную, научно исследовательскую и общественную.

Необходимо также отметить новое направление системы мониторинга качества образования в УрГУПС – это внедрение системы электронного образования на базе платформы «Blackboard». Кроме предоставления дополнительных возможностей в плане подачи и получения информации, гибкого использования временных ресурсов преподавателей и студентов, данная система дает также дополнительные возможности для мониторинга учебной деятельности студентов, оценки качества полученных знаний.

2. Мониторинг профессионального становления личности

В УрГУПС уже в течение 15 лет ведется работа по мониторингу профессионального становления личности специалиста. Изначально эта работа велась лабораторией «мониторинга развития и профессионального становления личности» при кафедре УСЭС под руководством В.А. Антропова. В настоящее время данная деятельность находится в компетенции учебного отдела.

В рамках мониторинга ведется коррекционно-диагностическая работа со студентами по формированию личностных особенностей, являющихся базой для корпоративных компетенций специалиста железнодорожного транспорта. В результате этой работы студенты получают психологическое консультирование, а также посещают, по необходимости, ряд тренинговых программ. Будущих специалистов обучают, например, коммуникативным навыкам, умению постановки целей, умению эффективно использовать свое время. Ежегодно под действие этой программы попадает около 1500 студентов.

В УрГУПС внедрен разработанный совместно с ОАО «РЖД» паспорт специалиста, который используется всеми подразделениями холдинга при работе с молодыми специалистами (по крайней мере, в Уральском регионе). Это документ, сопровождающий студента, начиная с первого курса и до окончания периода действия статуса молодого специалиста на предприятии. В нем отражаются основные достижения студентов, участие в общественной, научной, спортивной жизни ВУЗа, фиксируются результаты прохождения практик, вносятся выговоры и поощрения. Кроме того заказчик получает психологический портрет молодого специалиста с рекомендациями по дальнейшей профессиональной деятельности. На основе данных этого документа происходит первоначальный отбор молодых специалистов в кадровый резерв железной дороги, формируется «Золотая сотня». Далее паспорт специалиста заполняется уже на рабочем месте молодого специалиста специальным подразделением.

3. Мониторинг удовлетворенности потребителей.

В университете ведется активная работа по отслеживанию удовлетворенности потребителей. Качество продукции регулярно обсуждается с представителями холдинга ОАО «РЖД» на различных круглых столах, совместных ученых советах и т.д. Периодически проводятся анкетирование молодых специалистов, учитываются данные служб занятости и государственного реестра.

В целом, можно сказать, что в УрГУПС на сегодняшний день создана и реализована на практике оригинальная система внутреннего мониторинга качества подготовки кадров. Однако необходимо отметить, что часть проблем не решена, необходима дальнейшая разработка системы, её теоретическое осмысление, оценка социального и экономического эффекта. Так, в частности, необходимо создание интегрированной системы мониторинга в ВУЗе, реализованной в единой программной среде.

Рецензенты:

Паршина В.С., д.э.н., профессор кафедры «Управление в социальных и экономических системах», ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС)», г. Екатеринбург;

Рачек С.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика транспорта», ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС)», г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Антропов В.А., Тарасян М.Г. МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19649 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674