Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Апшева С.Ю. 1 Малухова Ф.В. 1
1 ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Педагогический институт
Авторами рассматриваются теоретические подходы отечественных и зарубежных ученных к проблеме влияния факторов семейного воспитания на развития творческих способностей младших школьников. Раскрываются особенности влияния семейного воспитания на развитие творческих способностей детей. Исследуются отношение семьи к развитию творческих способностей, позиция родителей по отношению к развитию ребенка и способы воздействия на него. Анализируются стили воспитания в семье, особенности общения и взаимодействия родителей и детей, а также стиль контроля и руководства ребенком. Рассматривается роль родителей, их образовательный уровень и интересы в развитии творческих способностей детей. На основе проведенного исследования, автором выявлены условия семейного воспитания, содействующие и препятствующие успешному развитию творческих способностей детей. Даются практические рекомендации родителям для преодоления социальных стереотипов и воспитания творчески активной личности.
детско-родительские отношения
развитие творческих способностей
стили семейного воспитания
социально-психологические факторы
творческие способности
1. Денисенкова Н.С. Влияние семьи на развитие способностей ребенка // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2012. - № 2. — С. 60-65.
2. Лаврик О.В. Семья как фактор развития способностей детей // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: материалы науч.конф., посвященной памяти В.Н. Дружинина, 19-20 сентября 2005 г. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — С. 300-304.
3. Ландау Э. Одаренность требует мужества/ Э. Ландау. — М.: ACADEMA, 2002. — 144 с.
4. Ларионова Л.И. Особенности развития одаренных детей в условиях современной семьи и коллектива. Монография. — Иркутск: ИГПУ, 2000. — 168 с.
5. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие для студ.высш.учеб. заведений / Под общ.ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.
6. Роджерс, Н. Фасилитация творчества / Н. Роджерс // Вопросы психологии. — 2007. - № 6. — С. 64-73.
7. Тарасова, С.Ю. Опыт консультативного наблюдения одаренных детей // Психологическая наука и образование. — 2002. - № 1. — С. 59-63.
8. Хеллер К. Лонгитюдное исследование одаренности / К. Хеллер, К. Перлет, В.Сиервальд // Вопросы психологии. — 1991. - № 2. — С. 120-127.
9. Хесс Р. Счастливые родители одаренных детей / общая реакция Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М.: Просвещение, 2001. – С. 15-146.
10. Amabile T.M. The Social Psychology of Creativity / T.M. Amabile. — New York, Berlin, Heidelberg, Tokyo: Springer-Verland, 1982. — 245 p.
Современные социально-экономические преобразования в обществе требуют развития всесторонне развитой и творчески активной личности. Развития творческих способностей учащихся как средство формирования духовно богатой личности, способной к активному восприятию и созданию нового в сфере учебной, производственной и общественной  деятельности является одной из важных проблем современного образования.

Актуальность подтверждается тем, что процесс развития творческих способностей пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Важным подспорьем в старших классах является творческое начало, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников    и т.п.

Необходимость развития творческих способностей связывают также с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции.

Проблема развития творческих способностей младших школьников является сложной для исследования, но рассмотрение факторов влияющих на развитие чрезвычайно актуально в настоящее время. Сложность этой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих развитие творческих способностей детей.

Изучение и анализ факторов открывает возможность определить методы целенаправленного формирования творческих способностей детей.

Во многих исследованиях посвященных развитию творческих способностей детей (Р.Хесс [9], К.Хеллер [8], Ларионова Л.И. [4].) говорится о значение внутренних  факторов, влияющих на развитие и реализацию творческого потенциала.  Другие исследователи обращают внимание на ряд социально-психологических факторов, таких как социальное окружение (семья, группа сверстников, педагоги) в котором развивается ребенок. Так, Т.Амабайл в своих исследованиях отмечал необходимость учета влияния окружающей среды на развитие творческих способностей. Он отмечает необходимость учета влияния социально-психологических факторов на развитие творческих способностей, так как  именно  они сохраняют рост творческих способностей [10].

Исследования К.Хеллер [8] и Р.Хесс [9] показывают влияние эмоционального климата в семье, стиля детско-родительских отношений  и влияние эмоционально близкого родителя на развитие творческих способностей детей.

В исследованиях Н. Роджерса отмечено, что некоторые дети сохраняют творческие способности вне зависимости от отношения родителей [6].

Э.Ландау отмечает, что окружение пробуждает и развивает творческие способности ребенка. В то же время он утверждает, что многие проблемы одаренных детей берут свое начало в проблемах родителей: чрезмерное честолюбие ребенка основывается на чрезмерном честолюбии родителей, то есть отношение родителей к ребенку целиком основывается на его успехах [3].

Как отмечает Лаврик О.В., что различия между семьями, имеющими детей с высоким уровнем развития творческих способностей, состоят в способах интеллектуального общения, в степени открытости, свободы предоставляемой родителями себе и своим детям [2].

Исследования Ларионовой Л.К. доказывают, что творческие способности проявляются у детей в большей степени в семьях, где преобладает  партнерский стиль общения. [4].

Тарасова С.Ю. отмечает роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. Когда отцы проявляют больше «женских» экспрессивных свойств, а матери больше «мужского» инструментализма,  дети  противоположного пола бывают более развиты в творческом отношении [7].

В исследованиях зарубежных психологов (Дж.Гетцельс, Ф.Джексон) рассматривались условия, способствующие развитию креативности у детей. Было установлено, что материальное положение семьи не играет роли в развитии креативности детей. Более существенную роль оказывает профессия родителей, их социальный статус и позиция по отношению к детям. Отмечается, что важную роль в развитии творческих способностей детей играет их положение в семье, их статус по отношению к братьям и сестрам. Первенцы или те дети, которые по тем или иным причинам оказывались лидерами в семье, как правило, характеризуются более выраженными творческими способностями [2].

Известный интерес представляет изучение влияния отношений родителей к детям на развитие креативности. Родители креативных детей находят меньше недостатков в своих детях. Эти данные нашли подтверждение и в нашем исследовании. Мы исследовали 132 ученика 2-х и 3-х классов и их родителей. По результатам тестирования мы выявили, что 23,5% показали высокий уровень развития творческих способностей, 40,9% учащихся средний уровень и  35,6%  низкий уровень. В ходе исследования мы выявили, что у учащихся, чьи родители, принимают активное участие в их жизни, уровень развития творческих способностей выше. Они сами много занимались с ребенком и в дошкольном детстве и потом, много читают, посещают развивающие занятия и кружки по интересам ребенка, тем самым учитывают его интересы и способности. Они не возлагают всю ответственность на школу за  воспитание и развитие своего ребенка. На вопрос анкеты: «Что для вас важнее, чтобы ваш ребенок был отличником или всесторонне развитым и  творчески активным ребенком?» 77,4% родителей, чьи дети показывают высокий уровень развития творческих способностей, выбрали второй вариант - «творчески активный ребенок». Это говорит, что они всячески поддерживают творческую активность ребенка, что дает стимул к дальнейшему самосовершенствованию. Они показали свое благоприятное расположение к индивидуальности ребенка и уверенность в его способности поступать и делать все правильно.

Эти данные получили подтверждение в исследованиях Денисенковой Н.С. о влиянии семьи на развитие способностей [1].

Следующим этапом в исследовании влияния семьи на развитие творческих способностей являлось изучение  стиля детско-родительских отношений. По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» - это система отношений к ребенку, разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с  ним, особенностей восприятия и понимания  характера и личности ребенка, его проступков [5].

Анализ детско-родительских отношений у трех групп детей с высоким, средним и низким уровнем развития творческих способностей позволил нам выделить характерные особенности взаимоотношений между  родителями и детьми в каждой из исследуемых групп. Так,  в семьях,  где дети показывают высокий уровень развития творческих способностей характерным является то, что ребенок нравится родителям таким, какой он есть. Взрослые уважают его индивидуальность, учитывают его мнение, и самое главное на наш взгляд верят в своего ребенка. Характерным типом детско-родительских отношений в данной группе является «кооперация». Родители заинтересованы делами своих детей и всегда готовы помочь им. Ребенку предоставляется значительная самостоятельность. Они доверяют ребенку, верят в него. Из результатов анкетирования мы выяснили, что они высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности своего ребенка, несмотря на оценки, которые получает ребенок в школе. 

Наиболее характерным стилем детско-родительских отношений в семьях, чьи дети показывали низкий уровень развития творческих способностей, является отвержение, когда родители воспринимают своего ребенка неудачником, испытывают к своему ребенку раздражительность и даже обиду. Некоторые родители отмечают, что их ребенок не оправдал их надежды. Отметим, что это «отвержение» проявляется в скрытой форме. Родители сетуют,  что много вложили в своего ребенка для того чтобы он рос умным и успешным. Но их ребенок, к сожалению невнимателен и ленив. Также в данной группе часто встречался другой тип родительского отношения, называемый «авторитарная гиперсоциализация». Данный тип характеризуется безоговорочным послушанием, пристальным вниманием к поведению ребенка. От ребенка ждут постоянного успеха во всех видах деятельности. Здесь родители уделяют много внимания обучению ребенка, посещают с ним дополнительные развивающие занятия. Этот ребенок не имеет практически свободного времени. Эти дети перегружены и часто утомляются. Таких семей из 132  мы выявили 11. Дети в основном учатся на «отлично» и «хорошо», но уровень творческих способностей у них низкий. Это связано, на наш взгляд с том, что родители предъявляют к ним высокие требования, не учитывая при этом  их желания и  склонности.  

Говоря о стиле руководства в изучаемых семьях, мы опирались на исследования Р.  Хесса и В. Шипмана, которые разделили  стили руководства и контроля за детьми на императивный и инструктивный. Для семей, чьи дети показывают высокий уровень развития творческих способностей, характерен инструктивный стиль. Родители стараются беседовать с ребенком «на равных». Стараются обосновывать свои требования. Родители сами много читают, занимаются постоянным самообразованием. Их дети не боятся спорить с родителями, они поощряют их непосредственность и уверенность в себе. Они могут отстаивать свои точку зрения, при этом аргументируя ее. Данный стиль воспитывает инициативность и независимость. Проанализировав  отношения в семьях, чьи дети отличаются высоким уровнем творческих способностями, мы пришли к выводу, что родители обычно не проявляют авторитарности и чрезмерной опеки.

Императивный стиль руководства и контроля за детьми характерен для семей, чьи дети показывают низкий уровень развития творческих способностей. Данный стиль основывается соблюдением авторитета взрослого, а не на сотрудничестве.

В связи с этим, можно говорить, что уважение, доверие  к личности ребенка и предоставление ему достаточной самостоятельности стимулирует развитие творческих способностей. 

Исследуя влияние состава семьи на развитие творческих способностей детей, мы пришли к следующим выводам: полнота семьи, т.е. наличие обоих родителей, их совместное проживание не определяет высокий уровень развития творческих способностей. Эти данные подтверждаются исследованиями Н.С. Денисенковой [1]. Высокий уровень творческих способностей выявлен у детей и из полных семей и из неполных семей. Самое главное, что им комфортно дома. Они чувствуют защищенность и поддержку от взрослых. 

Таким образом, семья это важнейший институт социализации, в котором ребенок получает свой первоначальный социально-культурный опыт, в котором формируются не только интеллектуальные и творческие способности, но и происходит развитие и становление человека в целом. 

Кроме того нельзя забывать, что кроме социальной функции семья играет огромную роль в умственном развитии ребенка. Так, американский ученный Б. Блум выявил, что коэффициент умственного развития детей, воспитывавшихся в благополучных семьях намного выше, чем у детей из неблагополучных семей.  

Образовательный уровень семьи и их интересы оказывают огромное влияние на интеллектуальное развитие и раскрытие творческих способностей детей. Особый интерес на наш взгляд имеет образовательный уровень семьи, эстетические вкусы, творческая активность, музыкальные пристрастия и общая культура родителей, которые формируют музыкальные вкусы и способствуют музыкальному воспитанию ребенка. Доказано, что музыкальное воспитание способствует формированию и развитию интеллектуальных способностей, творческой активности, фантазии, воображения и т.д.

К сожалению, большинство родителей не придают значения музыкальному воспитанию ребенка. В ходе проведенного нами опроса учащихся начальной школы  (общая выборочная совокупность составила 132 ребенка) выяснилось, что лишь 23,48% родителей посещают с детьми мероприятия, где звучит классическая музыка или музыка для детей. В основном это те дети, которые занимаются в разных художественных кружках.

Многие родители не понимают, какое значение имеет музыкальная звуковая среда, в которой растет их ребенок. Электронные звучания, которые сопровождают ребенка с рождения, низкопробные музыкальные произведения «загрязняют» и перегружают бытовое музыкальное пространство, и тем самым замедляют формирование музыкального слуха и музыкального восприятия.

Так, музыкальная деятельность является не только средством получения положительного социального опыта, но и при правильном подходе  может стать средством музыкального воспитания и развития интеллектуально-творческих способностей.

Исходя из результатов исследования, мы можем дать следующие практические рекомендации родителям  для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка: принимать активное участие в жизни семьи; больше говорить со своим ребенком; не давить на своего ребенка своим авторитетом; уважать ребенка, его мнение и желания; доверять ему и быть в центре всех событий в его жизни; помогать и поддерживать его; предоставлять право выбора и тем самым самостоятельно принимать решения; самому стараться быть примером для ребенка.

Рецензенты:

Загаштоков А.Х., д.п.н., профессор, профессор кафедры методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.Бербекова, г. Нальчик;

Кагермазова Л.Ц., д.псх.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.Бербекова, г. Нальчик.


Библиографическая ссылка

Апшева С.Ю., Малухова Ф.В. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19619 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674