Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Долинина И.Г. 1 Бороненкова Л.С. 2
1 ГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
2 ГПБОУ «Пермский педагогический колледж №1»
Проблема определения социальной компетентности изначально рассматривалась преимущественно в зарубежной психологии, а с 90-х годов XX века появились первые отечественные исследования. В последнее время более 150 научных работ посвящено изучению социальной компетентности, из которых более 50 обоснованию и исследованию её составляющих. Исследователи-педагоги пробуют раскрыть содержание данного определения, но нет единого во мнениях. В работе рассмотрены определения социальной компетентности данные другими авторами и классифицированы на исторические периоды. Определено понятие социальная компетентность и её составляющих компетентностей. В статье социальная компетентность рассматривается, расширенным понятием, примирительным для студента: как личности, для студента в деятельности, для коллектива (академической группы) и в определении образовательной организации – микросреде.
составляющие компетентности
определения социальная компетентность
компетентность
исторический период
определение
1. Беляева Т.Б. Модель социальной компетентности // Вестник новгородского государственного университета. – 2005. - №31. – С. 8-12.
2. Долинина И.Г. Формирование политической культуры // Педагогика. – 2005. - №10. – С. 45.
3. Долинина И.Г. Ценности гражданской политической культуры // Вестник Пермского национального политехнического университета. Культура, история, философия. – 2008. - №8 (47). – С. 131-136.
4. Долинина И.Г. Формирование политической культуры: монография / И.Г. Долинина. – Пермь: Пермский гос. ун-т, 2009. – С. 111-117.
5. Долинина И.Г. Методология конструирования образовательного пространства формирования политической культуры гражданского типа: автореф… доктр. пед. наук/ И.Г. Долинина. – Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2011. – С. 15.
6. Долинина И.Г. Политическая культура студентов: готовность к гражданскому участию // Власть. – 2013. - №5. – С. 135-138.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр, 2004. – 22 с.
8. Краснокутская С.Н. Социальная компетентентн. как качественная харак-ка процесса социализации студентов // серия "Гуманитарные науки". – 2005. - №1. – С. 13.
9. Трофимова Г.С. Структура педагогической коммуникативной компетентности (методологический аспект): монография / Г.С. Трофимова. 2-е изд. исп. и доп. – Ижевск: Купол, 2000. – 90 с.
10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С. 59-63.

Проблема определения социальной компетентности изначально рассматривалось преимущественно в зарубежной психологии, а с 90-х годов XX века появились первые отечественные исследования. Её начали рассматривать как психологи, социологи так и педагоги. До настоящего времени нет единства в понимании определения и конкретики самого понятия социальная компетентность, все определения разнонаправлены.

Перед описанием содержания понятия социальная компетентность, нужно определиться с двумя входящими в компетентностный подход самостоятельными составляющими: первой – компетенция, второй – компетентность. В зарубежной литературе эти два понятия имеют одинаковый смысл.

Российские ученые обычно рассматривают компетентность как общее, одновременно более широкое понятие включающее ряд частных компетенций (с собственными показателями: знаниями, способностями, умениями и различными личностными характеристиками): И.А. Зимняя считает, что данный термин выступает широким понятие, охватывающим в себе ряд содержащихся «компетенций» [7, с. 22]. А.В. Хуторской [10, с. 59] и Г.С. Трофимова [9], под термином «компетентность» подразумевают владение человеком соответствующими компетенциями.

В психолого-педагогической литературе, понятие социальная компетентность используется достаточно широко и рассматривается с различных точек зрения и направлений исследований. На сегодняшний день, на эту тему написано более 110 научных работ, мы делим все идеи данных исследований на четыре больших группы: понятие и выработка определения СК - 108; рассмотрение структуры СК – 100; классификация показателей СК - более 30 работ; СК входит в состав профессиональной компетентности более 20 работ.

Рассмотрим на основе исторического аспекта во временном интервале разработанность определения социальной компетентности предшественниками педагогами и исследователями-теоретиками, в таблице 1, где мы классифицируем и раскрываем пять периодов с 1969 по 2015 гг.

Таблица 1

Варианты определения понятия социальная компетентность из зарубежной и отечественной литературы

Авторы, формулировавшие определения СК

 

Понятие, «Социальная компетентность» (СК) - это…..

Первый период (1969 – 1995г.), на основе классификации Т.Б. Беляевой [1]

Howes (1987); Atilli (1990); Оппенхеймер (1992); Goldfried & D. Zurilla (1969); Ogbu (1981); Ford (1982); Waters &Stroufe (1983); Taylor& Asher (1984); Duck (1989) - успешное социальное функционирование, направленное на личностный успех, и способность достигать желаемых результатов, умение выбирать социальные ориентиры и действовать адаптивно, поддерживая при этом положительные отношения с другими.

Р. Селман (1980) - выработка социальной точки зрения, включающая комплексную многоплановую систему оценки, ориентированную на сотрудничество

На основе классификации С.Н. Краснокутской [8]

Ж. Маритен М. Бубер; Р. Штайнер; А. Уайтхед (1980); К.Д. Ушинский; В.С. Соловьев и В.В. Ильин. В работах Кирилла и Мефодия; Ф.Л. Скорины; С.Е. Полоцкого- ключевое понятие характеризующееся, готовностью человека к рациональному усвоению опыта жизнедеятельности предыдущих поколений и характеристика человека позволяющего принимать решения относительно себя самого, правильно понимая ожидания и требования других людей. Есть собственное профессиональное «Лико» (В.И. Даль - образ действия)

Э. Шпрангер

осуществление человеком поиска собственного социального места в обществе

Е. Славеницкий

социально-компетентный человек необходимый для общества (из работы «Гражданство обычаев детских»)

И.И. Бецкая

совокупность «должностей», которые демонстрирует человек и гражданин (из работы «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества»)

К.Д. Ушинский

концепция возможностей человека быть готовым к социальному и профессиональному действию

С.З. Гончаров;

А.П. Ветошкин

первыми выделили понятие «социальная компетентность»

Второй период (1994-1999г.)

О.П. Николаев (1992)

существенная сторона моральной и правовой зрелости личности

К. Рубин и Л. Роуз-Крэснер (1995)

решение ребенком своих межличностных проблем при общении

А.Б. Куклин (1995)

понимание целевого назначения социальных институтов, норм и отношений, и умение человеком осуществлять социальные технологии

Г.Э. Белицкая (1995)

определение уровня активности личности - освоение и развитие социальной действительности в процессе деятельности и общения

Р. Ульрих;

Ю. Мель (1995)

внутренние механизмы, блокирующие чувства и собственную неуверенность, и умения в достижении целей, и понимании людей

А.К. Маркова (1996)

владение собственной деятельностью на достаточно высоком уровне и способность её проектирования

Н.И.Белоцерковец (1996)

определенный уровень адаптации человека к эффективному выполнению заданной социальной роли

Третий период (2000-2005г.)

Э.И. Белицкий (2001)

характеристика субъекта трудовой деятельности, зависящая от характера труда и его специфических требований

И.В. Калинина (2001)

совокупность знаний и умений, необходимых для социальной деятельности и личностных качеств, связанных со способностью брать на себя любовь, признание и веру

В.В. Цветков (2002)

социально-педагогическая категория, обозначающая интегрированное качество личности, позволяющее человеку активно взаимодействовать с социумом, устанавливать контакты с различными индивидами и группами, а также участвовать в социально значимых проектах и продуктивно выполнять свою социальную роль

О.В. Колобова (2002)

готовность личности будущего специалиста к востребованному и профессиональному компетентному действию (разрешению социально-профессиональных задач) на основе имеющихся специальных умений

А.В.Брушлинский (2002)

высший уровень освоения личностью действительности посредством сознания

Д.Е. Егоров (2003)

личностная характеристика, которая призвана обеспечить его эффективную интеграцию в окружающую его социальную действительность

С.С. Рачева (2003)

интегративное качество личности, соединяющее в себе ценностное понимание социальной действительности, конкретных качеств личности, способностей, умений и знаний как руководство к действию, субъектную готовность к самоопределению применение социальных умений в главных сферах деятельности человека

Е.В. Коблянская (2003)

личность, владеющая приемами совместной деятельности, общения, лидерства, инициативности и несущая социальную ответственность за свою деятельность

Р. Вундерер (2003)

наличие способностей и готовности к кооперации, с четкой ориентацией на способности и мотивацию самостоятельность и индивидуальность деятельности

С.В. Никитина (2004)

способность личности решать социальные задачи, совместно вырабатывать решение, участвовать в его реализации, брать на себя ответственность, эффективно взаимодействовать с окружающим миром, а так же способность человека адаптироваться в обществе принимая правила, нормы, и осуществлять сознательный выбор

В.М. Басова (2004)

синтетическая способность связывать человека и общество в реальной деятельности, умение видеть социальные отношения, структура власти и способы правления человеком

Г.К. Селевко (2004)

умение жить и работать с людьми, с близкими в трудовом коллективе, в команде

Т.Б. Беляева (2005)

интегративное системное качество личности, которое проявляется в деятельности, общении и поведении, и охватывает несколько подсистем: эмоционально-ценностную, когнитивную и операционную

Е.И. Зарипова (2005)

процесс социального развития, который происходит во взаимодействии школьника с общественностью при осуществлении социальной и личностно значимой деятельности

С.Н. Краснокутская (2005)

«Я» - «общество», умение выбрать правильные социальные роли и умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами

Четвертый период (2006-2011г.)

А.Е. Авдюкова (2006)

умения и навыки, определяющие степень функциональной грамотности и готовности к социальному взаимодействию

Д.Б. Воронцов (2006)

осведомленность дающая человеку возможность успешно действовать, умение поступать в соответствии с системой социальных правил и установленными образцами поведения

С.А. Учурова (2007)

базисная интеграционная характеристика личности, отражающая её достижения, в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая овладения социальной ситуацией и дающая возможность эффективно выстраивать собственное поведение в зависимости от ситуации и принятых в социуме норм

Г.П. Мосягина (2008);

Д.А. Почебут (2011)

новообразования личности, способствующее успешному выполнению ею социальных ролей, необходимых для эффективной жизнедеятельности в условиях данного общества, социума

Л.Н. Гиенко (2009)

умение взаимодействовать с окружающими людьми, гармонизировать свои отношения с обществом, принимать адекватные сложившиеся ситуации, решения

И.В. Леднёва (2009)

знания, умения, навыки, способы (модели, шаблоны, сценарии) поведения в различных сферах социальной жизни человека

Е.С. Муниц (2009)

определенный уровень адаптации человека к эффективному дополнению заданной социальной роли, профессиональной деятельности

А.А. Демчук (2010)

интегративная характеристика личности, включающая знания о социальных сетях, нормах реципрокности (взаимности), ценностно-смысловое понимание социальной действительности и умения социального взаимодействия в различных социальных ситуациях

А.В. Спирин (2010)

сложная интегративная динамическая система личностных качеств обеспечивать способность человека действовать в социуме с учётом позиций других людей

И.Г. Захарова (2010)

свойство личности возникающее в результате профессиональной подготовки к жизнедеятельности с учетом усвоенных знаний, умений и навыкав, ценностных ориентиров позволяющих продуктивно взаимодействовать с профессиональной средой и обеспечивать эффективную организацию производственного процесса

Пятый период (2012-2015г.)

Е.Б. Дементьева (2012)

как составляющая профессиональной компетентности выступающая интегративной характеристикой, отражающей взаимосвязь ключевых и общепрофессиональных компетенций студентов

Т.А. Ашурова (2012)

развитие коммуникативных умений преобразованных в коммуникативную компетентность - это коммуникативные навыки, решающие задачи на различных уровнях педагогического общения: простейший акт субъект-субъект, мезоуровень – общение, макроуровень – общение с другими субъектами

Е.Н. Борисенко (2013)

интегративное качество личности, дающее возможность успешно выполнять социальные роли студентами и осуществлять жизнедеятельность в социуме гармонично сочетать собственные позиции с позициями и интересами других членов общества

Проанализировав таблицу 1, в которой представлено мнение 65 авторов, мы пришли к необходимости разработать схему 1, где отображена историческая направленность идеологии понятия социальная компетентность. Следует отметить, что учёные подчёркивают, социальная компетентность формируется только в каком-то определенном возрасте или у специалиста – профессионала производства, или у человека (личности) индивида посредством его активной деятельности, за незначительный период времени (например: пока длится исследование).

 

Схема 2. Формирование СК в работах ученых (с 1969-2013 гг.)

В значительной мере формирование социальной компетентности происходит в социуме [2;6]: 1. Макросреда (политика, экономика, культура, социальная среда); 2. Микросреда (семья, школа, образовательная организация – колледж, ученические и студенческие коллективы (т.е. академическая группа) и ближайшее окружение).

Нами разработаны и сформулированы определения образующие понятие - «Социальная компетентность» (СК) (для студента как личности, для студента в деятельности, для коллектива (академической группы) и в определении образовательной организации – микросреде) (см. таблицу 2).

Таблица 2

Понятие социальная компетентность

Социальная компетентность – это интегративная характеристика личности, определяющая готовность и способы осуществления активной деятельности в общественной жизни на основе усвоенных знаний, сформированности гражданской позиции и полученного социального опыта

 

Изменение личности во

время возрастной периодизации

Социальная компетентность личности – это поступко-поведенческая составляющая

человека, основана на готовности к общению и выполнению совместной деятельности с учетом полученных положительных и отрицательных особенностей возрастной периодизации (младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, юноша, взросление, старость), с усвоенными знаниями и социальным опытом

Длится всю жизнь, в каждый

период СК характеризуется

по-разному СК, формируется, начинаясь от рождения, и заканчивается смертью

(см. табл. 1)

Целевая направленность определения СК

Социальные роли и приобретения их человеком

Социальная компетентность человека – это составляющая готовности, выраженная в активных способах и умениях осуществлять качественное выполнение подражательно-шаблонной стереотипности поведения с накоплением диапазона знаний социальных ролей (ребенок – школьник – студент (СУЗа или ВУЗа) – профессионал – семьянин – пенсионер – старик) при получении личностью опыта и формировании субъектной гражданской позиции

Длится всю жизнь, в каждый период СК

разная социальная роль

 

Развитие

умений выстраивать конструктивные контакты с окружающими людьми

Социальная компетентность индивида - основана на полученных званиях при организации отношений «индивид» - «общество или коллектив», окружающий его, умение выбирать правильные социальные ориентиры, проявлять готовность выстраивать субъект-субъектное межличностное взаимодействие в соответствии с этими ориентирами

Длится весь период нахождения человека в микросреде (образовательная организация, рабочее место и т.д.)

Способность взаимодействовать с обществом

(совместная деятельность)

Социальная компетентность субъекта деятельности – это готовность студента принимать участие в совместной и разноплановой деятельности с учётом получения им знаний в следующей ступенчатости отношений от общения-диалога, целевого взаимодействия – кооперации - сотрудничества до партнерства при формах организации обучения (индивидуальной – микрогруппы – группы – команды – коллективно-фронтальной) и приобретения социального опыта

Длится весь период обучения в образовательной организации

при обучении

студентов

Воспитание гражданских ценностей студентов

Социальная компетентность студента колледжа – это характеристика длительного общения и взаимодействия личности обучаемого с академической группой, где она преобразуется, так что усваивает знания и различные способы выполнения совместной коллективной деятельности, приводящей к осознанию им общности с другими студентами, и самоутверждению, с получением временного жизненного опыта

Длится весь период обучения в образовательной организации

при обучении

(По желанию и принятию опыта как данности человек может оставить стереотип на всю жизнь, если отвергает его, то забыть)

Определение социальной компетентности не мыслится нами без основания на гражданские ценности. А.В. Кирьянова пишет, что «…общие ориентации оппозиционируются на общечеловеческих ценностях, таких как сам Человек, его Жизнь, Красота, Познание, Труд, Отечество. А процесс ориентации учащихся на общечеловеческие ценности – сложный, противоречивый и в то же время закономерный, который сам подготавливает условия для собственного развития и служит причиной самоутверждения [5]. Источник современного генезиса лежит в социально–политических кризисных явлениях, но констатируя отсутствие ценностных регуляторов в окружающей действительности, обучаемые проявляют индивидуальное, личностное стремления создавать собственную жизнь на основе ценностей. В этом и заключается противоречие и основа саморазвития личности ориентированная на общечеловеческие и демократические ценности [4]. Гражданские ценности – это личностью окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знаний и информации, но и собственного жизненного опыта людей. Личность демонстрирует собственную свободу, выбор и ответственность [3].

Таким образом, мы видим, что в современной педагогике России большое внимание уделяется социальной компетентности, происходит научный поиск смысла понятия как педагогического явления.

Рецензенты:

Калашникова Е.М., д.ф.н., профессор кафедры философии и общественных наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", г. Пермь;

Трефилов В.А, д.т.н., профессор кафедры БЖ ГНФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Пермский национальный исследовательский политехнический университет", г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Долинина И.Г., Бороненкова Л.С. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19579 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674