Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН РОССИИ

Чурикова И.Э. 1 Казанцев В.Н. 1
1 ФКОУ ВПО Академия права и управления ФСИН России
В статье высказаны суждения о создании оптимальных условий для быстрой и безболезненной адаптации курсантов к новым условиям обучения в образовательных организациях ФСИН России. Успешность адаптации к учебной деятельности, социальной среде стимулирует повышение познавательной активности, общего жизненного тонуса и работоспособности курсантов, предупреждает отсев курсантского контингента, который происходит, на младших курсах, способствует более полному представлению о будущей профессии в уголовно-исполнительной системе, служебной дисциплине, определяет характер, мотивацию и направленность учебной деятельности на старших курсах. В изучении проблемы адаптации, в определении ее сущности, на наш взгляд, важно иметь в виду, что главным действующим лицом адаптационного процесса является курсант, который включается в условия новой для него деятельности во всей совокупности своих возрастных, биологических, психических, гендерных особенностей, сформировавшихся интересов, стереотипов, социального статуса, со своим прошлым опытом.
адаптация личности
социальная среда
образовательные организации
учебная деятельность
социально-психологическая адаптация
адаптация
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: 1968. – 338 с.
2. Воловик А.К. Равноправие молодых сельских женщин в получении высшего образования: Надежды и ожидания. – Рязань: РГПУ, 2002. – 116 с.
3. Денисова А.А. Словарь гендерных терминов. – М., 2000. – 256 с.
4. Гендерная психология и направления ее развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru.
5. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. – Саратов, 1991. – 76 с.
6. Теоретические аспекты управления – Реферат [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://works.doklad.ru.
7. Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru.
8. Чурикова И.Э. Педагогические условия адаптации выпускниц сельских школ к образовательно-воспитательному пространству педагогического колледжа: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Рязань, 2006. —20 с.
9. Чурикова И.Э. Педагогические условия адаптации выпускниц сельских школ к образовательно-воспитательному пространству педагогического колледжа: дис.... канд. пед, наук. — М., 2006. — С. 11-32.
10. Чурикова И.Э. Особенности адаптации студентов в условиях педагогического колледжа // Формирование профессионализма учителя на этапах довузовского, вузовского и послевузовского образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Рязань: РГПУ имени С.А. Есенина, 2004. – С. 63-64.
11. Чурикова И.Э. Кризисы возрастного развития и их влияние на процесс адаптации к учебному процессу педагогического колледжа // Теория и практика преобразования педагогических систем: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Рязань: РГПУ имени С.А. Есенина, 2004. – С.260-262.
12. Чурикова И.Э. Проблема адаптации студентов к условиям обучения в педагогическом колледже // Проблемы вузовской и школьной педагогики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Шестые Есиповские чтения» / Под. ред. М.А. Захарищевой. – Глазов: Глазов. гос. пед. институт, 2005. – С. 185-186.
13. Чурикова И.Э. Изучение адаптации учащихся к образовательному пространству педагогического колледжа // Теория и практика преобразования педагогических систем: Материалы межрегиональной научной конференции. – Рязань: РГПУ имени С.А. Есенина, 2005. – С. 376-383.
14. Чурикова И.Э. Мониторинг адаптации выпускниц сельских школ к обучению в педагогическом колледже // Реструктуризация систем начального и среднего профессионального образования: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции / Под. ред. В.А. Фадеева. – Рязань: РГПУ имени С.А. Есенина, 2005. – С.102-103.
15. Чурикова И.Э. Адаптация выпускниц сельских школ к обучению в педагогическом колледже как педагогическая проблема // Человек: преступление и наказание. – 2006. - № 4. – С. 261-264.

Исследования, направленные на поиск и создание оптимальных условий для быстрой и безболезненной адаптации курсантов к новым условиям обучения в образовательных организациях ФСИН России, приобретают особую актуальность. В нашем понимании, речь идет не просто о приспособлении курсантов к образовательной организации, а о создании таких условий организации учебно-воспитательного процесса, которые бы максимально способствовали развитию их личности с учетом индивидуальных особенностей, обеспечивали эффективными навыками и приемами познавательной деятельности, самостоятельной работы [8,9].

Успешность адаптации к учебной деятельности, социальной среде стимулирует повышение познавательной активности, общего жизненного тонуса и работоспособности курсантов, предупреждает отсев курсантского контингента, который происходит на младших курсах, способствует более полному представлению о будущей профессии в уголовно-исполнительной системе, служебной дисциплине, определяет характер, мотивацию и направленность учебной деятельности на старших курсах [8,9].

Адаптация может рассматриваться как процесс приспособления курсанта к условиям физической и социальной среды обучения без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликтных отношений с ней. Определить адаптацию возможно как интенсивный и динамический, многосторонний и комплексный процесс жизнедеятельности, в ходе которого индивид на основе соответствующих приспособительных реакций вырабатывает устойчивые навыки удовлетворения тех требований, которые предъявляются к нему в ходе учебно-воспитательного процесса. Все это приводит к дальнейшему развитию самосознания индивида, появлению существенных изменений в его поведении, установках, мотивации к прохождению службы в уголовно-исполнительной системе [8,9].

Многие ученые изучают человека не только как индивида, но и как личность во взаимосвязи и взаимодействии человека с окружающим его обществом, поэтому в своих исследованиях они рассматривают психологический аспект социальной адаптации.

Понятие «социальная адаптация» в России начало широко использоваться с середины 60-х годов XX века. Теоретическую разработку данная проблема получила в трудах И.А. Милославовой, П.С. Кузнецова и др., которые особо подчеркивают, что процесс простого приспособления заменяется в большинстве случаев активным регулированием процесса взаимодействия со средой. Вместе с тем при рассмотрении адаптации обычно на первый план выдвигается «страдательная» сторона: человеку трудно, у него на первых порах многое не получается, нужно привыкать, приспосабливаться к новым условиям - в содержании социальной адаптации осталось много биологического. Адаптация индивида принимает двусторонний характер: с одной стороны, она включает изменение физиологических и социальных функций, необходимых для того, чтобы удовлетворить требования окружающей среды; с другой стороны, и среда изменяется, чтобы удовлетворить требования организма. То есть «когда мы говорим о социальной среде, в которой живет человек, то мы вкладываем в это понятие другой смысл, чем тот, который он имеет в биологии. Человек не просто приспосабливается к окружающей его природе, но, в отличие от животных, своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует этот процесс» [8,9].

Таким образом, человеческое приспособление к условиям существования значительно сложнее, глубже, оно обладает большой гибкостью, изобретательностью. Для человека характерна, исключительная способность варьировать свое поведение при изменении условий. Кроме того, с помощью сознания личность целенаправленно контролирует и регулирует процесс своей адаптации к социальной действительности. Человек не может полагаться на инстинктивное приспособление, а должен сознательно отыскивать свой путь в мире, переживать его эмоционально, порождать свое собственное окружение. Причем каждая личность, имеющая свой тип нервной системы, неповторимый жизненный опыт, характеризуется индивидуальными приспособительными механизмами своим типом адаптации.

Социальную адаптацию многие ученые представляют собой как систему, направленную на овладение новыми общественными связями. Она не устраняет биологические формы адаптации, а видоизменяет и опосредует, включая их в себя, как регулируемый и модифицируемый ею внутренний элемент.

По определению современных авторов, социальная адаптация - это приведение индивидуального и группового поведения в соответствии с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. Осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения [8,9].

В.В.Давыдов под социальной адаптацией понимал приспособление человека к условиям новой социальной среды, как один из социально-психологических механизмов социализации личности, процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [8,9].

Для нашего исследования интересным представляется следующее определение современных исследователей: «Адаптация личности - это процесс взаимодействия социальной среды и личности, инициированный и детерминированный референтными для личности изменениями социальной среды, а также активностью самой личности, направленный на интериоризацию этих изменений и включение личности на этой основе в тот или иной вид деятельности совокупного социального субъекта» [8,9].

Особенно важным для нашего исследования в рассмотренном подходе является положение о том, что процесс адаптации в своей основе носит сугубо индивидуальный характер. Это явление определяет ее интенсивность, выраженность, глубину воздействия на личность.

В жизни курсантов, важными являются младшие курсы, поскольку именно здесь происходит адаптация к новой необычной обстановке, к новым условиям учебы, служебной дисциплине. Понятие «адаптация» связывается с преодолением определенных трудностей, усилием личности по выработке способа поведения, продуктивного в новых условиях. Исходя из этого, адаптация ею как изменение личности курсанта, заключается в формировании таких новых для него стилей общения, познания и учебной деятельности, служебной дисциплины которые обеспечивают достижение целей педагогической системы ступени профессионального образования.

Под адаптацией к профессиональному обучению, согласно определению Н.Е. Шафажинской, понимается включение личности в новую социальную среду, в результате активного взаимодействия, с которой она меняет привычные и формирует новые стереотипы деятельности в целях достижения максимальной успешности и субъективности удовлетворения. Это достигается, как отмечает исследователь, за счет сложной внутренней работы, которая направлена на ориентировку в новых условиях и предполагает анализ, синтез и переработку новой информации. Главный результат адаптации видится здесь в выработке оптимального режима деятельности, определяемого как система сформированных в ходе адаптации приемов, способов, методов, навыков для организации и успешного выполнения умственной и практической работы [8,9].

В изучении проблемы адаптации, в определении ее сущности, на наш взгляд, важно иметь в виду, что главным действующим лицом адаптационного процесса является курсант, который включается в условия новой для него деятельности во всей совокупности своих возрастных, биологических, психических, гендерных особенностей, сформировавшихся интересов, стереотипов, социального статуса, со своим прошлым опытом. В процессе адаптации ему нужно соотнести все или некоторые свои особенности с характером, нормами и требованиями новой социальной среды и осознать реальные возможности в выполнении тех или иных задач, которые ему необходимо решить в условиях новой для него деятельности, в преодолении «адаптационного барьера» [10,11].

Мы пришли к убеждению, что адаптация - это не только биологическая, физиологическая, педагогическая, но психологическая и социальная категория. Основанием для такого утверждения является содержательная сущность адаптации как процесса, во-первых, целенаправленного, а во-вторых, управляемого другими людьми или самим человеком. Кроме того, адаптация первокурсника является в определенной мере воспитательной задачей конкретной образовательной организации и зависит от мастерства и осознанности этой задачи профессорско-преподавательским составом, руководством факультетов, учебно-строевых подразделений, кураторов учебных групп.

В итоге, мы можем сделать вывод о том, что процесс адаптации к условиям обучения в образовательных организациях ФСИН России - это объективный, динамический, целостный процесс установления соответствия между наличными и требуемыми уровнями обученности, стилей общения, режима деятельности в новых условиях обучения в образовательных организациях ФСИН России.

Адаптация определена как объективный процесс, так как в ее основе лежат специфические закономерности, связанные с особенностями выработки динамического стереотипа, в результате чего в процесс включены все курсанты независимо от исходных характеристик, свойств личности, характера, жизненного опыта, интересов и стремлений.

Адаптацию мы рассматриваем как целостный процесс, что указывает на требование систематичности при его изучении. Прежде всего, это относится к структурированию процесса адаптации по его компонентам. Требование целостности изучаемого процесса предполагает также учет факторов, оказывающих значимое влияние на его течение. Адаптация - динамический процесс, который подвержен постоянным изменениям под влиянием объективных и субъективных факторов. Вместе с тем, в своей основе адаптация носит сугубо индивидуальный характер, определяющий ее интенсивность, выраженность, глубину воздействия на личность курсанта [12].

Основная особенность адаптации в образовательных организациях ФСИН России - это подготовка к самостоятельной деятельности молодого специалиста, служебной дисциплине, которая осуществляется в межличностном общении, во многом зависящем от гендерной специфики.

Межличностная коммуникация сопровождается процессом, получившим название «doing gender» (создание гендера). Механизмом создания гендера является гендерный дисплей, выражающий множество проявлений культурных составляющих пола. Гендер не может быть сведен к исполнению половых ролей, его нельзя «сменить», поскольку он является частью агентов взаимодействия. Гендерный дисплей представляет собой сложное взаимодействие стиля Я-концепции. Гендер не может сводиться к совокупности психологических черт, гендерные отношения (как отношения неравенства по признаку пола) - встроенный социальный порядок так, что приписывание психологических черт является лишь аспектом этих отношений. Таким образом, гендер не сводиться к социальным ролям мужчины и женщины, так как роль ситуативна, а гендерная вариация присутствует во всех ролевых репертуарах, являясь базовой идентичностью [3].

Теория социального конструирования гендера основана на различении биологического пола и социальной категории принадлежности к полу. Гендер конструируется как отношение неравенства и рассматривается как работа общества по приписыванию пола. При этом отношения между мужским и женским как социальными категориями могут меняться. Гендер понимается как система отношений и взаимодействий, образующих социальные связи, устойчивая и одновременно изменчивая, являющаяся основой стратификации общества по признаку пола и иерархизации его представителей. Именно эта система отношений, укоренившись в культуре, позволяет создать, поддерживать и воспроизводить представления о мужском и женском в их социокультурной конкретике, выражает культурно-символическую иерархию мужского и женского[4].

В исследованиях отечественных ученых были получены результаты, свидетельствующие о различиях в психологических характеристиках и особенностях поведения молодых людей разного пола; интерпретируя полученные данные, авторы, как правило, не используют категорических оценочных суждений по поводу выявленных психологических характеристик, присущих представителям мужского или женского пола [4].

Современная социальная наука различает понятия пол и гендер. Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины и женщины. Пол (т.е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами [4,7].

Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли [4,7].

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании). Существующие в обществе гендерные стеореотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его. Под гендерными стереотипами понимаются стандартизованные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское. Это имеет значение при изучении структуры и специфики процесса адаптации в образовательных организациях ФСИН России [4,7].

Таким образом, в результате эффективной адаптации курсант образовательной организации ФСИН России переходит на новый уровень функционирования, суть которого заключается в повышении социально-психологической зрелости, интеллектуального развития, в новых, более результативных приемов деятельности, в формировании адекватного поведения во всех сферах жизнедеятельности личности.

Рецензенты:

Воронин Р.М.., д.м.н., доцент профессор кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС, г. Рязань;

Литвишков В. М., д.п.н., профессор, профессор кафедры юридической психологии и педагогики, г. Рязань.


Библиографическая ссылка

Чурикова И.Э., Казанцев В.Н. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19547 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674