Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНФОРМАЦИОННОЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Когай Г.Д. 1 Тен Т.Л. 2 Дрозд В.Г. 2 Жолдангарова Г.И. 3
1 КарГТУ «Карагандинский государственный технический университет»
2 КЭУ «Карагандинский экономический университет»
3 3АГУ «Астраханский государственный университет»
В данной статье авторы анализируют комплекс вопросов связанных с современными подходами в теории управления предприятием. Рассмотрены современные подходы управления, как единого процесса функционирования предприятия на базе информационного и инструментального аспекта, для принятия оптимального управленческого решения. В качестве методов исследования применялись общие и частные методы, включая системный анализ исследуемых явлений и результатов. В нашем исследовании нашли применение современные концепции различных школ финансового менеджмента, где информационное обеспечение обнаруживает себя в качестве универсальной производительной силы, ибо оно само является компонентом производительных сил, в то же время участвует в развитии прочих ее компонентов. Эта тенденция выступает как одна из наиболее существенных характеристик современной экономики, которая представляет собой коренной переворот в системе производительных сил на основе достижений науки.
переработка информации
процесс управления
информационный процесс
функции принятия решений
блок управления
управленческое решение
1. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 2002.
2. Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий). – М.: Кнорус, 2010. – 606 с.
3. Графов А. В. Оценка финансово-экономического состояния предприятия // Финансы. 2001. № 6. С. 64–67.
4. Кривда С. Экономическая прибыль предприятия // Предпринимательство. – 2010. - № 5. – С. 94 – 99.
5. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Кнорус, 2008. – 552 с.
6. Рогачёв А.Ф., Богданов С.И. Проблемы информационного обеспечения сельскохозяйственного производства // Материалы междунар. науч.-практич. конф. - Волгоград, Волгоградская гос. с.-х. акад., 2001.— С. 294-296.
7. Системы поддержки в теории и практике оценки управленческих решений / А.И. Афоничкин, Л.А.Матвеев, Н.П.Макаркин, Ю.В.Сажин. - Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 1995. –224 с.
8. Финансовый менеджмент / Под ред. Е.С. Стояновой. М.: Перспектива, 2000. 216с.
9. Фридман А.М. Финансы организации (предприятия). – М.: Дашков и Ко, 2011. – 488 с.
10. Экономика и финансы предприятия / Под ред. Т.С. Новашиной. – М.: Маркет ДС, 2010. – 344 с.

Общеизвестно, что управление представляет собой синтез науки и искусства, причем ряд ученых отдает приоритет последнему компоненту. Результаты выполнения формализованных аналитических процедур не являются, по крайней мере, не должны являться, единственным и безусловным критерием для принятия того или иного управленческого решения. Они в некотором смысле служат «материальной основой» управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего решение. Эти «нематериальные» компоненты в отдельных случаях могут иметь приоритетное значение.

Целью проводимого исследования выступает аналитический обзор современных подходов к процессу управления предприятием, рассмотрение единого процесса функционирования предприятия с различных сторон и в многомерном понятийном аппарате.

Материал и методы исследования

В процессе работы была применена совокупность методов синтеза и анализа экономической информации. В качестве методов исследования применялись общие и частные методы, включая системный анализ исследуемых явлений и результатов. Также в нашем исследовании нашли применение современные концепции различных школ финансового менеджмента.

Проанализируем современные подходы к процессу управления предприятием, а точнее рассмотрим единый процесс функционирования предприятия, но с разных сторон и в разном понятийном аппарате.

Информационные интересы субъектов рыночных отношений — потребителей, производителей и общественности — существенно разнятся. Структура их взаимообусловленности в условиях рынка приведена в табл.1. Соответственно и состав информационных систем, обеспечивающих функции информационного обслуживания управленческих решений, будет различным.

Таблица 1

Взаимообусловленность информационных интересов субъектов рыночных отношений

Потребители

Производители

Общественность

Соответствие заявлен-

ных рекламой и службой

информации свойств

товаров действительным

свойствам

Закрепление за предпринимателем потребителей благодаря высокому качеству представляемой услуги

Контроль за выпуском товаров надлежащего качества

Безопасность потребления товара

Престиж торговой марки

Ограничение риска для третьих лиц (правовой аспект)

Пригодность товара к использованию и его надежность. Уровень торгового обслуживания и соблюдение сроков поставки заказанного товара

Эффективность каналов распространения товара на рынке.

Возможности расширения коммерческой сбытовой сети

Минимальное загрязнение окружающей среды. Проблема сбережения ресурсов всех видов

Послепродажное техническое обслуживание и служба сервиса

Влияние недостатков производства на товарные свойства

Достоверность рекламных посланий

Соответствие продажной цены техническим партнерам, характеристикам и требованиям стандартов

Ограничение риска «флопа» и рыночного фиаско вследствие имеющейся системы гарантий и ответственности за товар

Возможность выразить мнение и прочие социальные аспекты

Ничем неограниченные возможности выбора товара

Достаточность прибыли, снижение издержек производства и обращения до необходимого уровня при разных политиках ценообразования

Доступ к информации о качестве товаров любого производителя

Благоприятные перспективы судебного разбирательства по защите прав потребителя

Установление партнерских отношений с потребителями и их организациями

Воспитание потребителей и производителей в духе партнерских взаимоотношений

Деление процессов управления на функции – это «классический» подход к их рассмотрению. В специальной литературе в настоящее время отсутствует единый подход к определению сущности и классификации функций управления.

Одни экономисты (О.В.Козлова, И.К.Кузнецов, Г.Х.Попов) в понятие функции управления вкладывают организационные аспекты, отражающие ее целенаправленное воздействие на объект в общей системе управления. Например, Г.Х. Попов определяет функцию управления как особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения труда и специализации в сфере управления [6]. О.В. Козлова и И.К. Кузнецов считают, что под функцией управления, понимается совокупность решений, действий или процессов, объединенных общностью объекта и решаемых задач по управлению производством [3].

Другие экономисты при определении сущности функции управления основное значение придают действиям субъекта управления. Л.С. Бляхман и А.А Маркин характеризуют функцию управления как «области (роды и виды) управленческой деятельности, закрепленные за определенными функциональными службами (сотрудниками) и различающиеся по содержанию» [8]. В определении Н.Я. Васильева и Э.Н. Гордеева «функция управления – это определенные направления в деятельности управленческого аппарата. Каждая функция состоит из определенного ряда конкретных работ, объединенных общностью цели объекта воздействия, содержания и специфики» .

Различный подход к определению сущности функции управления предопределяет и наличие разнообразных идентификационных признаков, положенных в основу классификации.

Так, О.М. Бобровым в основу классификации функций управления положены следующие признаки: стадии производства, содержание выполняемых работ, характер и производительность труда, функциональная принадлежность. А.А.Годунов выделяет функции организации системы управления и функции управления процессом производства (общие и специфические). Г.Х. Попов классифицирует функции по таким признакам: функции управления, отражающие объект управления; функции управления, отражающие черты самого управления; функции руководства и специализированные функции управления [7,2].

Иной подход к классификации функций управления использован В.В.Смирновым. Основой классификации функций управления, по его мнению, должны быть задачи управления. В этой связи все задачи управления он представляет в виде двух больших групп. В первую группу, именуемую общей, входят задачи, решение которых приводит к образованию системы производства, обеспечивает ее устойчивость, надежность, развитие. Во вторую, именуемую специфической, - непосредственно производственные, научно-технические и политические. Каждой группе задач управления соответствует перечень функций управления.

Говоря о функциях управления, следует различать понятия «функции управления» и «функции органов управления». Важнейшей особенностью функций управления является характер их происхождения, обусловленный потребностями постоянно развивающегося производства, они характеризуют функционирование системы в целом; функции же органов управления характеризуют деятельность структурных подразделений системы управления [1,4].

В современных публикациях отечественных (О.С. Виханский, И.Н. Герчикова, З.П. Румянцева, А.И. Наумов, Н.А. Саломатин) и зарубежных (М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури) авторов, помимо ранее прозвучавших функций планирования, контроля, регулирования (координации), аргументируются такие функции как маркетинг, мотивация, нормирование и т.д. Основываясь на позиции, что набор основных функций должен охватывать полностью все виды деятельности по осуществлению управленческого цикла, мы полагаем, что управление хозяйственной деятельностью на всех стадиях кругооборота средств осуществляется с помощью следующих основных функций: планирования, организации, контроля, координации, мотивации.

Следовательно, полностью характер принятия решений в организации не так легко выявить» [5].

Это, однако, не означает, что в действительности этапы процесса принятия решений осуществляются строго в данной последовательности. По образному выражению Г. Саймона, процесс принятия решений представляет собой «колесо в колесе», когда каждая стадия включает в себя все остальные и сочетание фаз и стадий в процессе разработки проблемы может принимать любые формы [9,10].

Процесс принятия решений тесно сопряжен с процессами «решения проблем» и «творческого мышления» по тому кругу вопросов, которые возникают в процессе хозяйственного управления. По структуре эти три процесса весьма сходны. Различия же между ними состоят в следующем: принятие решения — это выбор курса действия, предназначенного к реализации; решение проблем означает интеллектуальный процесс по нахождению (будь то новая разработка или заимствование) рациональных курсов действий; творческое мышление — это выработка непременно новых, ценных, оригинальных идей, путей развития в нестандартных ситуациях.

Более современный подход, ориентирован на «рационализацию принятия решений», предполагает, что диагноз проблем, классификация решений, определение потребностей в информации со стороны руководителей, их принимающих, и специалистов, их подготавливающих, — отправной момент формирования УИС.

Следует отметить, что при всем многообразии подходов к исследованию процесса принятия хозяйственных решений в нем можно выделить три основных аспекта:

  • кибернетический, основанный на представлении о принятии решений как о процессе переработки информации;
  • организационный, состоящий в выявлении взаимосвязанной последовательности действий индивидуумов и групп в организации при выработке решений;
  • психологический, заключающийся в рассмотрении процесса принятия решений с точки зрения мышления и психической деятельности людей.

Широкое распространение приобретает кибернетический аспект процесса принятия решения, так как информация как средство управления выступает коррелятором организованности системы и служит основой процесса принятия оптимальных управленческих решений. Это определяет необходимость повышения качества всей ее совокупности, представляющей информационный базис экономической системы управления предприятием.

Следует подчеркнуть, что именно кибернетический аспект процесса управления подтверждает, что функциональный подход и подход с позиции процесса принятия решений не противоречат друг другу. Это наглядно демонстрирует предлагаемая нами схема реализации решений в информационном процессе управления (рисунок 1).

Рис. 1. Функции принятия и реализации решений в информационно-кибернетическом процессе управления

С информационно-кибернетической точки зрения можно считать, что процесс управления реализуется обязательным набором блоков в системе управления, включающим:

1. блок формулировки целей;

2. блок анализа выходов и постановки проблем;

3. блок анализа входов;

4. блок сравнения вариантов решений проблем;

5. блок принятия (выбора) решения;

6. блок воздействия на управляемый объект с целью реализации решения.

Важнейшее значение в механизме управления имеет формулировка целей системы как состояний ее выходов, которые признаются наиболее желательными, с точки зрения интересов данной системы и материально-вещественные процессы системы более высокого порядка. Блок формулировки целей является внешним по отношению к системе управления организацией.

Совокупность аналитических и руководящих действий, связанных с формулировкой целей, представляет одну из составных частей функций планирования и контроля. Другая часть этих функций выполняется блоком сравнения, который представляет основное аналитическое звено, занятое осознанием и анализом выявленной проблемы, ее формулировкой, отысканием и оценкой возможных путей ее решения. В блоке принятия решений на основе сравнения вариантов возможных действий руководители с помощью объективных суждений выбирают, какой из предложенных вариантов является предпочтительным (это может быть сделано не сразу, а путем поиска нового, улучшенного варианта плана по требованию руководителя). Такой выбор, являющийся в конечном счете волевым актом руководителей, представляет собой основу функции координации.

В блоке воздействия осуществляются распределение материальных ресурсов между исполнителями решений и выработка административных мер по распределению задач и ответственности между ними, вырабатываются материальные и моральные стимулы выполнения заданий. Это связано с выполнением принятых планов и программ.

Блок анализа входов воспринимает информацию о целенаправленных и случайных воздействиях на систему со стороны ее внешнего окружения. Он классифицирует и агрегирует информацию по соответствующим признакам, отсекая ненужные сведения, не дожидаясь, когда нежелательные воздействия извне скажутся на результатах работы всей системы, передает информацию в блоки, вырабатывающие и принимающие решения. Таким образом, в той части, которая касается входов системы, осуществляется функция контроля, с помощью такого инструментария, как анализ, учет.

Другая часть этой функции реализуется на основе анализа информации о выходах системы, поступающей в блок сравнения.

В реальном функционировании организаций, разумеется, нет четкого деления элементов процессов управления на указанные «блоки», однако их концептуальное выделение заставляет рассматривать процесс управления в единстве его функциональных и проблемно решающих элементов с особым вниманием к механизмам обратной связи и, кроме того, создает основу для совершенствования информационной системы организации.

Как уже было отмечено, в настоящее время стала очевидной значимость информационных ресурсов в жизненном цикле производства: без них нельзя принять обоснованных управленческих решений.

Нельзя не согласиться с немецким ученым Г. Клаусом, отмечающим, что промышленность все больше становится такой промышленностью, в продуктах которой содержится все возрастающая доля информации и организации. Информационный аспект по сравнению с вещественным аспектом все больше выдвигается здесь в современном производстве на первый план.

Результаты исследования и их обсуждение

Основные результаты и выводы исследовательской работы обсуждались на кафедральных заседаниях в Карагандинском экономическом университете Казпотребсоюза и региональных научно-практических конференциях.

Выводы или заключение

Производство во все возрастающей степени становится интеллектуально-интенсивным. Круг информации, вовлекаемой в управление производством, — это уже не отдельные прикладные разделы, а система, включающая экономику, организацию, управление производством, техническую эстетику и социальную психологию.

Все это позволяет утверждать, что информационное обеспечение обнаруживает себя в качестве универсальной производительной силы, ибо оно само является компонентом производительных сил, в то же время участвует в развитии прочих ее компонентов. Эта тенденция выступает как одна из наиболее существенных характеристик современной экономики, которая представляет собой коренной переворот в системе производительных сил на основе достижений науки.

Рецензенты:

Брейдо И.В., д.т.н.. профессор, зав. кафедрой «Автоматизации производственных процессов» Карагандинского государственного Технического университета, г. Караганда;

Сихимбаева Д.Р., д.э.н., профессор, Карагандинского экономического университета, г. Караганда.


Библиографическая ссылка

Когай Г.Д., Тен Т.Л., Дрозд В.Г., Жолдангарова Г.И. ИНФОРМАЦИОННОЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19507 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674