Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВИДЫ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Султанова Т.Ю. 1 Сантуева Э.З. 1 Хасбулатова Х.М. 1
1 ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
В данной статье рассматривается практический аспект изучения синтаксиса сложносочиненного предложения на занятиях по современному русскому языку; дается методический комментарий, касающийся изучения данной темы в школьном курсе синтаксиса в сопоставлении с вузовским. Приводится практический материал, позволяющий студентам эффективно усваивать тему «Сложносочиненное предложение»: дифференцировать простые и сложные синтаксические конструкции, анализировать структурные схемы простых и сложных предложений, глубже проникать в сущность синтаксической конструкции сложносочиненного предложения. Материал по теме «Сложносочиненное предложение» излагается в концептуальном и структурном соответствии с государственным стандартом и рабочей программой «Русский язык» для специальности «050100. Педагогическое образование» с учетом того, что при знакомстве с системой сложносочиненных предложений студенты должны научиться определять тип синтаксической конструкции, анализировать структурно-семантические особенности сложного предложения, взаимоотношения между предикативными частями, входящими в его состав, средства связи частей; с помощью интонации показывать смысловые отношения в предложении, оформлять сложные предложения пунктуационно.
полипредикативность
монопредикативность
синтаксические отношения
синтаксическая связь
предикативные единицы
сложносочиненное предложение
сложное предложение
синтаксис
1. Гасанова С.Х., Султанова Т.Ю. Современный русский язык: учебно-методическое пособие для студентов факультета начальных классов педагогических вузов. Махачкала: ДГПУ, 2014. 230 с.
2. Русский язык: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др. // Под ред. Л.Л. Касаткина. М.: Академия, 2001. 768 с.
3. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой: Ч. 2. М.: Академия, 2008. 624 с.
4. Современный русский язык / Под ред. Н.С. Валгиной. М.: Логос, 2006. 528 с.
5. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2007. 557 с.
Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо для создания основы интеллектуальных, грамматических, речевых и пунктуационных умений и навыков, формирование которых и составляет главную цель преподавания русского языка в вузе. Цель обучения дисциплине «Русский язык» - это формирование у студентов практического навыка использования различных языковых средств в устной и письменной речи. Это требует всестороннего изучения и синтаксической системы языка, внимания к особенностям различных структур синтаксиса.

Материал по теме «Сложносочиненное предложение» излагается в концептуальном и структурном соответствии с государственным стандартом и рабочей программой «Русский язык» для специальности «050100. Педагогическое образование» с учетом того, что при знакомстве с системой сложносочиненных предложений студенты должны научиться определять тип синтаксической конструкции, анализировать структурно-семантические особенности сложного предложения, взаимоотношения между предикативными частями, входящими в его состав, средства связи частей; с помощью интонации показывать смысловые отношения в предложении, оформлять сложные предложения пунктуационно.

Особое внимание на практических занятиях по современному русскому языку должно уделяться работе над выработкой у студентов навыков дифференциации простых и сложных синтаксических конструкций. На лекции студенты получают теоретические сведения о том, что простое предложение монопредикативно, т. е. состоит из одной предикативной части; сложное предложение полипредикативно, т. е. состоит как минимум из двух предикативных частей. Оно, таким образом, имеет более сложное строение (и содержание), чем простое предложение. Ср.: Лунный свет поблескивал на стеклах окон и на глади реки. - Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела. Первое предложение простое, так как состоит из одной предикативной единицы; второе - сложное, так как состоит из двух предикативных единиц.

В школьном синтаксисе предикативные части сложных предложений по методическим соображениям называют простыми предложениями. Однако при этом делается оговорка, что они лишь подобны простым предложениям, но не обладают смысловой и интонационной законченностью. Предложение как единица синтаксиса (и простое, и сложное) должно обладать такими признаками, как относительная смысловая законченность, структурное и интонационное единство. Части же сложного предложения этими свойствами не обладают, поэтому и характеризуются лишь как предикативные единицы, формально равные простому предложению, но не являющиеся им. Таким образом, вместо школьного определения «Сложное предложение - это несколько простых, объединенных в единое целое» в вузе дается такая формулировка: «Сложным называется предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных частей, образующих смысловое, структурное и интонационное единство». Сложное предложение «представляет собой объединение двух или более предикативных частей, функционирующее как одна коммуникативная единица. Каждая из предикативных частей, входящих в нее, аналогична по строению простому предложению, однако в составе сложной конструкции утрачивает такие признаки предложения, как интонационная и смысловая самостоятельность, и взаимодействует с другой частью, выражая развернутое сообщение, целостное по своему характеру» [2, 419].

Практические задания, используемые для усвоения материала по сложносочиненному предложению, направлены на закрепление теоретических знаний студентов о структурных, семантических и функциональных особенностях этого типа сложных предложений, формирование умения использовать данную единицу синтаксиса в своей речевой деятельности. Практическую работу на занятиях по современному русскому языку целесообразно начинать с упражнений, направленных на выработку у студентов навыков различения простых предложений, осложненных однородными членами, и сложносочиненных предложений.

Задание 1. Переписать предложения, выделить в них грамматические основы. Что в данных предложениях соединяют союзы: однородные члены или предикативные части сложносочиненного предложения? Объяснить пунктуацию.

1. Смуглый отрок бродил по аллеям, у озёрных грустил берегов, и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов. (А.Ахматова) 2. Воздух мягкий, прозрачный и словно пронизанный крупинками золота (Н.Гумилев). 3. Шесть лет промчалось, как мечтанье, в объятьях сладкой тишины, и уж отечества призванье гремит нам: шествуйте, сыны! (А. Дельвиг) 4. Отговорила роща золотая березовым, веселым языком, и журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком. (С.А. Есенин) 5. Единственного в этом парке дуба листва ещё бесцветна и тонка. (А. Ахматова) 6. Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца, и осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой. (А.С. Пушкин) 7. Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. (Ф.И. Тютчев) 8. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов) 9. Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и легкий шорох пробегал по всему саду. (А.С. Пушкин) 10. Дождь утратил постоянство и шел порывами, переходя то в ливень, то в изморось. (В.К. Арсеньев) 11. Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч. (К.Паустовский)

Данное упражнение включает предложения с сочинительным соединительным союзом «и», так как именно такие случаи вызывают у студентов трудности: ставить перед «и» запятую или не ставить. Предикативные части сложносочиненных предложений связываются с помощью тех же сочинительных союзов, что и однородные члены. Смысловые отношения между предикативными частями сложносочиненных предложений, которые устанавливаются с помощью этих союзов, также в основном совпадают с отношениями между однородными членами (это соединительные, противительные, разделительные и иные отношения). В большинстве случаев в сложносочиненных предложениях и предложениях с однородными членами используются и сходные интонации. Все это делает сложносочиненные предложения во многом сходными с однородными членами предложения, что и вызывает определенные трудности у студентов.

Облегчает работу составление графических схем, моделей, рассматриваемых предложений, так как именно они помогают четче увидеть строение, «каркас», анализируемой синтаксической конструкции. Схемы используются такие же, как и в школьном синтаксисе: простое предложение с однородными членами, связанными союзом «и», - схема [O и O]; сложносочиненное предложение, предикативные части которого соединяются союзом «и», - схема [ ], и [ ].

Предлагаемые студентам задания по синтаксису сложносочиненного предложения могут носить и творческий характер: используя данные схемы простого и сложносочиненного предложения (далее ССП), составить небольшой рассказ, например о своем городе, университете, факультете и т.п. В качестве домашнего задания можно предложить студентам подобрать из произведений А.С. Пушкина десять сложносочиненных предложений. Задание может носить и индивидуальный характер: подготовить презентацию на тему «Сложносочиненные предложения».

Далее практическая работа продолжается упражнениями на выявление типа ССП по характеру связи и выражаемых синтаксических отношений между предикативными час­тями. А характер этих отношений, как известно, зависит от типа союза. Именно сочинительные союзы являются важнейшим средством выражения сочинительной связи, т.е. связи формальной неподчиненности. В школьной грамматике рассматриваются только три группы сочинительных союзов: соединительные, противительные и разделительные. В практике вузовского преподавания знания студентов расширяются: даются еще присоединительные (да и, а и, да и то, а и то), пояснительные (то есть, именно, а именно, как-то) и градационные, сопоставительные, союзы (не только... но и, если не...то, хотя и...но, не то что...а, хотя и...но, не столько...сколько, насколько...настолько). Следовательно, рассматриваются, помимо сложносочиненных предложений с соединительными, разделительными и противительными отношениями, ССП с отношениями пояснительными, сопоставительными и присоединительными. Для закрепления теории студентам предлагается следующее задание.

Задание 2. Охарактеризовать тип ССП по характеру выражаемых отношений между час­тями. Каковы средства связи предикативных частей ССП? Объяснить отсутствие запятой в предложении № 4.

1. Корень учения горек, да плод сладок. (Посл.) 2. Только в исключительных случаях люди стремятся умереть, и никто в мире не желает состариться. (И. Мечников) 3. Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение, однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей. (Ф. Достоевский) 4. В это время у открытой боковой двери вагона остановились две фигуры и послышались звуки русской речи. (В. Короленко) 5. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит. (М. Лермонтов) 6. То падал как будто туман, то вдруг припускался косой крупный дождь. (Л. Толстой) 7. Глядел мальчик умно и упрямо, да и в голосе у него звучала сила. (М. Лермонтов) 8. Не то было раннее утро, не то уже наступал ранний вечер. (А. Фадеев)

В усвоении студентами темы «Сложносочиненное предложение» важна также и выработка у них навыков дифференцировать ССП открытой и закрытой структуры. Как известно, по способности расширяться подобными себе структурами в зависимости от характера взаимоотношений между предикативными частями ССП делятся на:

1) предложения открытой структуры, представляющие собой незамкнутый ряд предикативных единиц, к которым можно при необходимости добавить еще несколько предикативных единиц с такими же смысловыми отношениями. Обычно это ССП с соединительными и разделительными отношениями: Серебристый туман стоял над селом, и было тихо вокруг. Ни один звук не выдавал его браконьерской походки, ни одна веточка не треснула под его ногами (А. Куприн). ССП открытой структуры могут быть как двучленными, так и многочленными;

2) предложения закрытой структуры, представляющие собой замкнутый ряд, состоящий всегда только из двух предикативных частей (это ССП с пояснительными, противительными, присоединительными отношениями): Солнце село, но в лесу еще светло (И. Тургенев); Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов, да и некому произносить их (А. Чехов). Для закрепления этого теоретического материала студентам может быть предложена следующая самостоятельная работа.

Задание 3. Найти в тексте сложносочиненные предложения. Охарактеризовать их с точки зрения открытости-закрытости структуры и типа отношений между предикативными частями. Составить схемы сложносочиненных предложений. Для работы могут быть предложены тексты «Ранние детские впечатления о семье и мире» И.А. Бунина, «Педагогическая культура учителя» В.А. Сухомлинского, «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева, «Слово к молодым» В.А. Обручева или иные, имеющие воспитательную направленность.

На практических занятиях целесообразно рассматривать не только сложносочиненные предложения минимальных конструкций, состоящие из двух предикативных частей с одним видом синтаксической связи между частями, но и многочленные ССП, так как в русском языке широко распространены многокомпонентные сложносочиненные предложения, состоящие из трех, четырех и более предикативных частей (сложносочиненные предложения усложненной структуры): 1) Шел дождь, и от сильного ветра шумели деревья, но в потемках не было видно ни дождя, ни деревьев. 2) Неустанно и страстно пели соловьи, а днем задорно дразнились скворцы и невидимые жаворонки изли­вали на землю непрерывный, напевный звон свой. В данных примерах сочинение оформлено союзами разной семантики, т. е. выражаются различные по содержанию отношения: соединительные и противительные.

Предложенный практический материал направлен на закрепление теоретических знаний студентов в области структурных, семантических и функциональных особенностей сложносочиненных предложений, на формирование у них умений использовать сложные единицы синтаксиса в своей речевой деятельности, на способность обобщать, систематизировать знания, умения по синтаксису и в дальнейшем успешно применять их в практике школьного преподавания.

Рецензенты:

Абдуллаев А.А., д.ф.н., профессор кафедры теоретических основ и технологий начального языкового образования ДГПУ, г. Махачкала;

Магомедов М.И., д.ф.н., профессор, директор ИЯЛИ ДНЦ РАН им. Г. Цадасы, г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Султанова Т.Ю., Сантуева Э.З., Хасбулатова Х.М. ВИДЫ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19493 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674