Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНТЕГРАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

Фоменко С.Л. 1 Чешко С.А. 2
1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
2 Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Уральский политехнический колледж»
В статье представлены подходы к формированию модели профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в интегративной образовательной организации и организационно-педагогические условия реализации этой модели. Авторы рассматривают интегративную образовательную организацию как образовательную организацию общего вида, в которой наряду с реализацией основных профессиональных образовательных программ реализуются адаптированные образовательные программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и созданы специальные условия, способствующие освоению образовательных программ, социализации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум. Подробно рассмотрены основные принципы, на основе которых строится процесс профессионального обучения: развивающего обучения, наглядности, прочности, нарастающей трудности, доступности, дифференциации и индивидуализации.
профессиональное обучение
лица с ограниченными возможностями здоровья
1. Андреева Л.В., Бойков Д.И. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех: опыт России». СПб. — 2006. — 81 с.
2. Белявский Б.В., Госпорьян А.С., Новикова М.А. Состояние и задачи профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. М.: Знание, 2006. —145 с.
3. Годовникова Л.В. Условия интегрированного образования детей с нарушениями развития // Педагогика. — 2008. —№ 8. — С. 36–43.
4. Давыдова Н.Н., Синякова М.Г. Фоменко С.Л. Тенденции развития социального партнерства в условиях сетевой кластерной интеграции // Педагогический журнал Башкортостана. — 2014. — № 5 (54). — С. 36–46
5. Зеер Э.Ф. Социально-образовательные аспекты становления «человека труда» // Образование и наука. —2013. —№ 8. — С. 32–45
6. Игошев Б.М., Давыдова Н.Н., Симонова А.А., Фоменко С.Л. Образовательный кластер как системообразующий компонент региональной модели непрерывного педагогического образования» // Педагогическое образование в России. —2014. —№ 10. — С. 72–77
7. Корнеева Н.Ю. Некоторые аспекты инклюзивного профессионального образования для людей с ограниченными физическими возможностями // Специальное образование. — 2012. —№ 1. —С. 64–71.
8. Ниязова А. А., Хамитова М. А. Особенности интегрированного образования детей с ограниченными возможностями // Образование и наука. — 2010. — № 5 — С. 76–84
9. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости / Под ред. Е.М. Старобиной. М.: Форум: ИНФРА-М. — 2013. — 304 с.
10. Степанова О.А. Модель профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья // В мире научных открытий. Проблемы науки и образования— 2011. — № 2 (14). — С. 348–355.
Получение профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в обществе. Возможность реализовать себя через профессию, эффективность самореализации во многом зависят от того, насколько сформированы готовность к труду и адекватному профессиональному самоопределению, навыки поведения в обществе и социально-профессиональной адаптации на всех этапах обучения и воспитания, начиная со школы и заканчивая производственной деятельностью в условиях предприятия [1, 2, 7, 8, 9].

Существующая образовательная система по своей организации, кадровому, научно-методическому обеспечению не позволяет в полном объеме и качественно реализовать комплексное сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Выявленные проблемы указывают на необходимость совершенствования условий профессионального обучения, обеспечивающих создание определенной среды для реализации педагогического процесса и позволяющих наиболее эффективно решать задачи получения профессии как средства успешной социализации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социуме [3, 5, 9, 10]

В этой связи авторами была разработана собственная модель профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в интегративной образовательной организации. Под интегративной образовательной организацией в модели понимается образовательная организация общего вида, в которой наряду с реализацией основных профессиональных образовательных программ реализуются адаптированные образовательные программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и созданы специальные условия, способствующие освоению образовательных программ, социализации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум.

Учитывая особенности образовательного процесса указанной категории лиц, были выделены основные принципы, на основе которых строится процесс профессионального обучения. Принцип развивающего обучения ориентирует педагогов на организацию продуктивной деятельности обучающихся, осуществляемой в «зоне ближайшего развития». Применение принципа наглядности обеспечивает успешность практической деятельности обучающихся на занятиях в условиях освоения сложного теоретического материала. Реализация принципа прочности позволяет получить результатом обучения образование устойчивых профессиональных компетенций. Для повышения эффективности обучения используются подкрепления, т.е. стимулы, предъявляемые после конкретной деятельности обучающегося и вызывающие повторение и научение этой деятельности. Принцип нарастающей трудности решаемых задач предполагает систематичность и последовательность подаваемой информации, постепенное сокращение педагогической помощи и постепенное повышение степени трудности задач. Принцип доступности предполагает, что информация должна быть доступной и понятной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей во всех формах взаимодействия с ними, ориентации на достижения обучающихся при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей.

Вышеизложенные принципы положены нами в основу создания модели профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с легкой степенью умственной отсталости) в условиях интегративной образовательной организации.

Структура проектируемой модели состоит из следующих компонентов: целевого, организационного, содержательного, дидактического, технологического, психологического.

Целевой компонент представляет собой совокупность целей профессионального обучения по формированию общих и профессиональных компетенций лиц с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их успешной интеграции в профессиональное сообщество. Целевой компонент обеспечивает направленность профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на социализацию путем включения в него коррекционно-развивающей работы и воспитания в условиях интегративной образовательной организации совместно со здоровыми сверстниками.

Взаимодействие с другими компонентами: с организационным - в единстве понимания ценностных ориентаций в рамках основных процессов, процесса сопровождения; с содержательным - в соответствии содержания образовательных программ целевым ориентирам профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; с дидактическим - в единой направленности коррекционно-развивающей работы; с технологическим - в адекватности выбора технологий, методов, приемов обучения и воспитания психофизическим особенностям лиц с легкой степенью умственной отсталости; с психологическим - в направленности психолого-педагогического сопровождения на социализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Организационный компонент предполагает формирование единого интегративного образовательного пространства и обеспечивает сетевое взаимодействие социальных институтов в условиях формирования образовательного кластера [4, 6]. Сетевое взаимодействие осуществляется в рамках основных процессов профессионального обучения: теоретического обучения, практического обучения, производственной практики, трудоустройства и самостоятельной трудовой деятельности после окончания обучения в образовательной организации. Основанием взаимодействия является общий субъект образовательного процесса - обучающийся и предмет взаимодействия. Организационный компонент обеспечивает решение задач социализации и профессионализации обучающихся (выпускников, молодых рабочих) в едином образовательном пространстве, где каждая организация, являясь уникальной по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности обучающегося, обеспечивая преемственность выполнением функций координации, регулирования и управления. Взаимодействие с другими компонентами: с целевым - в единстве целей деятельности социальных институтов; с содержательным - в соответствии содержания деятельности социальных институтов целям и содержанию образовательного процесса; с дидактическим - в совпадении используемых технологий, ценностных ориентаций и задач социальной интеграции в образовательном процессе; с технологическим - в соответствии используемых технологий в рамках основных процессов профессионального обучения; с психологическим - в наличии индивидуальных программ развития обучающихся в каждом из процессов обучения при сетевом взаимодействии социальных институтов в обеспечении решения задач социализации и интеграции в профессиональное сообщество.

Содержательный компонент обеспечивает программно-методическую основу процесса профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и предполагает разработку адаптированных образовательных программ профессионального обучения на основе модульно-компетентностного подхода и интегрированных (сквозных) программ предпрофильной подготовки выпускников в профессиональных образовательных организациях [4, 6]. Центральным звеном формирования содержания образования является профессиональная образовательная организация, в которой осуществляется анализ потребностей в умениях путем опроса работодателей и определения востребованных на современном производстве компетенций рабочих. Взаимодействие с другими компонентами: с целевым - в соответствии содержания программ содержанию общих и профессиональных компетенций; с организационным - в интегрированном характере взаимодействия; с дидактическим - в соответствии целей и задач программно-методического обеспечения задачам коррекции и компенсации отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья; с технологическим - в преемственной связи в процессе реализации интегрированных (сквозных) программ предпрофильной подготовки выпускников специальных (коррекционных) школ и профессионального обучения в условиях профессионального образовательного учреждения; с психологическим - в адаптации содержания образовательных программ профессионального обучения на основе комплексной диагностики возможностей и способностей обучающихся.

Дидактический компонент предполагает учет психофизиологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья. Процесс обучения носит коррекционно-развивающий характер. Коррекционная, воспитывающая и развивающая направленность обучения данной категории обучающихся обеспечивает реализацию задач профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Решение коррекционных задач происходит одновременно с решением других (неспецифических) задач обучения на том же учебном материале. Своеобразные специфические проблемы в развитии речи, мышления и коммуникации, существующие у лиц с ограниченными возможностями здоровья, требуют своевременной коррекционно-педагогической помощи, направленной на их развитие, что является необходимым условием успешной адаптации, социализации и интеграции их в общество. Определяя цель и задачи профессиональных образовательных программ, мы рассматриваем профессиональное обучение лиц с легкой степенью умственной отсталости как специально организованную среду преодоления трудностей и жизненных проблем подростков, а также как механизм формирования факторов их жизненной, профессиональной и личностной успешности через создание адаптационной среды, обеспечивающей адаптацию обучающихся к специфике организации образовательного процесса, системы отношений, образовательным технологиям, специфике профессии и профессиональной деятельности. Взаимодействие с другими компонентами: с целевым - в адекватности дидактического обеспечения педагогического процесса целям формирования общих и профессиональных компетенций; с организационным - в единстве образовательной среды для решения задач социализации и профессионализации обучающихся; с содержательным - в наличии специально организованной среды, обеспечивающей адаптацию обучающихся в образовательном процессе; с технологическим - в выборе и применении специальных образовательных технологий, методов, приемов обучения и воспитания для решения задач коррекции и компенсации отклонений в развитии лиц с легкой степенью умственной отсталости; с психологическим - реализация коррекционно-развивающего характера обучения осуществляется на основе диагностики возможностей и способностей обучающихся и мониторинга их развития в процессе обучения.

Технологический компонент модели предполагает преемственную связь между различными педагогическими технологиями, осуществляемую в процессе предпрофильного и профильного обучения в условиях школы и профессионального обучения в образовательной организации в рамках интегрированного образовательного пространства формирующегося образовательного кластера [4, 6]. Под интегрированным образовательным пространством мы понимаем особый вид взаимодействия, в рамках которого организуется преемственность содержания и технологий формирования профессиональных компетенций на различных этапах профессионально-трудовой подготовки обучающихся этой категории. Это предполагает специальную структуризацию содержания образования, сокращение объема предлагаемой обучающимся теоретической информации, более четкую и системную подачу учебного материала с выделением главного, существенного. Обязательным условием интеграции является включение обучающихся в социум образовательной организации, предприятия и обеспечение положительных межличностных отношений. Наряду с профессионально-ориентированными технологиями в процессе профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья целесообразно применять личностно-ориентированные технологии, которые предполагают возможность такой организации процесса обучения, при которой занятия проводятся в индивидуально свойственном каждому темпе, обладают наибольшим здоровьесберегающим потенциалом и поэтому наиболее результативны, что соотносится с требованиями учета принципа индивидуализации и дифференциации. Для обучения лиц с легкой степенью умственной отсталости необходимы специальные приемы обучения, на уровне которых есть возможность систематизировать их по функциональным особенностям и выделить в определенные группы.

1. Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для обучающихся с нарушениями развития, например дозированность учебной нагрузки.

2. Специальные приемы организации обучения (алгоритмизация, специфика структурного построения занятий, физпаузы и др.).

3. Логические приемы переработки учебной информации (конкретизация, установление аналогии по образцам, обобщение по доступным признакам и пр.).

4. Приемы использования технических средств.

Специальные приемы обучения могут сочетаться и с общедидактическими приемами, что диктуется принципами общности специальной и общей педагогики.

Основания для отбора педагогических технологий, методов и приемов обучения лиц с легкой степенью умственной отсталости связаны с индивидуализацией процесса обучения, коррекционно-развивающей направленностью. Образовательный процесс должен осуществляться на основе деятельностного подхода и учитывать эмоциональную интенсивность обучения. Взаимодействие с другими компонентами: с целевым - в соответствии выбранных технологий компетентностному подходу; с организационным - в необходимости специальной подготовки педагогических кадров и специалистов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья; с содержательным - в единстве целей образовательного процесса; с дидактическим - в единстве оснований для выбора образовательных технологий, адекватных особым образовательным потребностям обучающихся; с психологическим - в индивидуальном подходе к профессиональному обучению и выбору технологий обучения и воспитания.

Психологический компонент обеспечивает эффективность социализации и профессионализации в процессе профессионального обучения на основе персонифицированного (адресного) сопровождения. Сопровождение включает целенаправленную деятельность по развитию у обучающихся способности к личностному самоопределению, самоорганизации, саморазвитию и развитию социальных навыков, к проектированию и реализации собственного жизненного пути, индивидуального маршрута профессионализации. Деятельность службы сопровождения в образовательной организации включает защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие обучающемуся в проблемных ситуациях, квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей обучающегося и т.д. Взаимодействие с другими компонентами: с целевым - в индивидуализации осуществления коррекционно-развивающей работы; с организационным - в единстве целей сопровождения на различных этапах профессионализации; с содержательным - содержание программ обеспечивает формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, необходимых для успешной социализации и интеграции в общество; с дидактическим - в обеспечении социальной интеграции в образовательном процессе профессионального обучения; с технологическим - в совпадении целей деятельности педагогов профессионального обучения и специалистов службы сопровождения.

Профессиональное обучение, организованное в соответствии с представленной моделью, позволит обеспечить устойчивое формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся и получение профессии как условие успешной социализации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональный социум.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 14-16-66032 а.

Рецензенты:

Симонова А.А., д.п.н., профессор, ректор ФГБОУ ВПО УрГПУ, г. Екатеринбург;

Сыманюк Э.Э., д.пс.н, профессор , ФГБОУ ВПО УрГПУ, г. Екатеринбург .


Библиографическая ссылка

Фоменко С.Л., Чешко С.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНТЕГРАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19489 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674