Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ РОССИИ К ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чернов Ю.Н. 1
1 ФГКОУ ВПО «Барнаульский юридический институт МВД России»
В статье обосновывается появление необходимости реализации новых целевых установок в образовательном процессе для решения современных задач, стоящих перед вузами МВД и правоохранительными органами в целом, в связи с внедрением института полиции. Уточняются сущность и содержание категорий: «отношение», «личностно-профессиональное отношение». Выделяются структуры личности, которые определяют проявление данного вида отношений, и приводится методика их формирования в профессиональной подготовке будущих сотрудников полиции. Определяется, что отношение — это связь личности с объектами и процессами внутреннего и внешнего мира, при этом эта связь может быть положительной, отрицательной с разной степенью интенсивности или нейтральной; она в конечном счете определяет характер деятельности человека. Содержательно отношения подразделяются на отношения к себе, к другим людям, к различного рода деятельности, по объектам окружающего мира и происходящим социальным процессам. Под личностно-профессиональным отношением сотрудника полиции понимается устойчивая положительную связь с профессиональной деятельностью, которая определяется внутренней мотивацией на реализацию социально значимого и общественно-полезного характера правоохранительной деятельности. Методика формирования личностно-профессионального отношения будущего сотрудника полиции к правоохранительной деятельности разрабатывается с учетом специфики образовательных учреждений МВД России, где отношения и формы общения строго регламентированы нормативными положениями, носят уставной характер на основе четкой субординации.
общественно-полезного характер профессиональной деятельности
социально-значимый
личность сотрудника полиции
правоохранительная деятельность
личностно-профессиональное отношение
1. Башков А.В., Федулов Б.А. Самовоспитание профессионально-значимых качеств курсанта вуза МВД России. Монография / Барнаул, 2011. – 176 с.
2. Кузнецова Л.В. Образование как социокультурный феномен // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. Вып. № 1 (24). – Барнаул: БЮИ МВД России, 2013. – С. 124.
3. Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. — СПб.: Алетейя, 2001. – 288 с.
4. Мясищев В.Н. О связи проблем психологии отношений и психологии установки // Понятия установки и отношения в медицинской психологии (материал симпозиума 23—25. XII. 1968 г.), Тбилиси, 1970. – С. 63.
5. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
6. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
7. Allport G.W. Personality. A Psychological Interpretation N.Y.: Henry Holt, 1937. – P. 159–165.
8. Hudson W. An introduction to the philosophy of H. Spencer, N. Y., 1894. – 134 р.
Сотрудники ОВД России на современном этапе общественного развития решают целый ряд сложных задач: сохранения государственной целостности, обеспечения безопасности национальных интересов, физического и духовного сохранения нации. Развитие личности будущего сотрудника полиции как офицера-патриота, защитника государственных интересов и своего Отечества в таких условиях приобретает особое значение. Недостаточно глубокая разработанность проблемы личностно-профессионального развития курсантов вузов МВД России, потребности практики в методике, обеспечивающей формирование личностно-профессионального отношения к правоохранительной деятельности сотрудников полиции, указывают на актуальность проведения исследований по данной теме.

Проблема формирования личностно-профессионального отношения к правоохранительной деятельности будущих сотрудников полиции связана с решением ряда принципиальных вопросов. Процесс развития личности как биосоциальной системы и формирования ее новых социальных отношений требует конкретизации характеристики ее нового качественного состояния и определения педагогических условий, обеспечивающих этот процесс. С этой целью в статье уточняются сущность и содержание категорий «отношение», «личностно-профессиональное отношение», определяются структуры личности, которые характеризуют  проявление данного вида отношений, и приводится методика их формирования в профессиональной подготовке будущих сотрудников полиции.

Цель исследования. Теоретическое обоснование содержания личностно-профессионального отношения будущих сотрудников полиции к правоохранительной деятельности и разработка методики ее формирования в вузах МВД России.

Материал и методы исследования. Растущий спрос во всех сферах деятельности человека на профессионалов делает особо значимой проблему формирования личностно- профессионального отношения специалиста к профессиональной деятельности, в том числе курсантов юридического института МВД.

Исследование личностно профессионального отношения будущих сотрудников полиции к правоохранительной деятельности обусловлено также необходимостью реализации новых целевых установок, стоящих перед современными вузами МВД и правоохранительными органами в целом. Основная цель создания института полиции состоит в приведении в соответствие с современными требованиями ее структуры и практической деятельности. Прежде всего должен измениться порядок взаимодействия с гражданами, а сама деятельность - переориентироваться с карательно-административной функции на социально-ориентированную и профилактическую [2].

В образовательных учреждениях МВД России, где отношения и формы общения строго регламентированы нормативными положениями, носят уставной характер на основе четкой субординации, для формирования личностно-ориентированного отношения к профессиональной деятельности требуется учитывать эту специфику и вносить соответствующие изменения в содержание процесса профессиональной подготовки курсантов.

Для формирования личностно-ориентированного отношения к правоохранительной деятельности уточним сущность и содержание понятия «отношение».

Изучением «отношения» занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Исследованием аттитюда (отношения) занимались Герберт Спенсер, Д. Дроба, Г. Аллпорт, Тарстоун и др. В результате исследований были конкретизированы основные определения, проведен их анализ.

В зарубежных источниках понятие «отношения» близко к понятию «аттитюд». «Аттитюд - это личностная организация психологических процессов, вытекающих из поведения индивида по отношению к какому-либо аспекту действительности, который он выделяет из других аспектов» [7]. «Аттитюд - это личностная организация психологических процессов, вытекающих из поведения индивида по отношению к какому-либо аспекту действительности, который он выделяет из других аспектов» [8].

Отечественные ученые в свою очередь представляют «отношение» в следующих трактовках: И.Ф Харламов: «Отношение является выражением определенных связей, устанавливающихся между личностью и другими людьми или различными сторонами окружающего мира» [6]. М.А. Дмитриева: «Отношение - это базисная категория, характеризующаяся значимой для субъекта направленностью на объект, в качестве которого выступают не только материальные вещи, но и феномены культуры, духовные ценности, другие люди...» В.И. Свидерский: «Отношения означают зависимость или взаимозависимость между объектами, опосредованные какой-либо общей, не непосредственной основой». Н.Е. Щуркова: «Отношение - это реальная действительная связь, которую устанавливает человек с объектом окружающего мира в своем сознании» [5]. В.Н. Мясищев: «Отношение - одна из форм отражения человеком окружающей его действительности. Целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, потенциал, проявляющийся сознательной активной избирательностью переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном, социальном опыте» [4].

Таким образом, анализ данных категорий позволяет представить отношение как связь личности с различными сторонами объективной действительности, отражающими потребности, чувства, интересы, убеждения, мотивы.

На вопрос, что включает в себя данная категория, какова наполняемость этого феномена, однозначного ответа в науке нет, поэтому имеется необходимость в проведении дополнительного анализа ее содержания.

Так, А.Ф. Лазурский выделяет четыре основные характеристики отношения: наличие или отсутствие определенного отношения к объекту и степень его интенсивности; особенности форм отношения; дифференцированность или оттенки отношения, широта или объем отношения [3]. С.П. Манукян акцентирует внимание на вопросе об источниках отношения, отмечая, что источники отношения находятся «в объекте отношений, в сформированном характере и временных психических состояний личности, в особенностях деятельности посредника, старающегося обеспечить связь личности с предметом» [5]. Ученый подчеркивает, что для формирования отношения к объекту важен посредник, в качестве которого могут выступить преподаватель, учебник, занятие. Это положение фундаментально с точки зрения педагогики и, несомненно, важно для нашей работы.

В.Н. Мясищев выделяет три уровня отношений: условно-рефлекторная стадия отношений, уровень конкретно-эмоциональных отношений, уровень конкретно-личных отношений [4]. Автор определяет, что первоначальные положительные или отрицательные реакции на внутренние и внешние раздражения переходят в повторные, условно вызываемые эмоциональные положительные и отрицательные реакции, т.е. деятельность все более опосредуется избирательным отношением.

При всем разнообразии существующих подходов относительно структуры «отношений» большинство авторов принимают модель структуры отношения из трех составляющих: когнитивной (мнение об объекте), аффективной или эмотивной (чувства, которые испытывает человек по отношению к объекту), поведенческой или конативной (поведенческие тенденции по отношению к объекту) [5].

Нами предполагается следующая характеристика исследуемого феномена. Отношение - это связь личности с объектами и процессами внутреннего и внешнего мира, при этом эта связь может быть положительной, отрицательной с разной степенью интенсивности или нейтральной. Она в конечном счете определяет характер деятельности человека. Содержательно отношения можно разделить на отношения к себе, к другим людям, к различного рода деятельности, по объектам окружающего мира и происходящим социальным процессам. Проявление отношений определяется внутренним состоянием человека, т. е. структурами личности, которые характеризуют ее индивидуальные качества.

Результаты исследования. На основе проведенного анализа под личностно-профессиональным отношением сотрудника полиции мы понимаем устойчивую положительную связь с профессиональной деятельностью, которая определяется внутренней мотивацией на реализацию социально значимого и общественно-полезного характера правоохранительной деятельности.

Новое качество личности, определяющее личностно-профессиональное отношение к правоохранительной деятельности, характеризуется нами как система, включающая следующие новообразования: гуманистические ценностные ориентации; духовные потребности; профессиональные когнитивные образования и творческое, оперативное мышление. Процесс их формирования обеспечивает саморазвитие личности курсанта вуза МВД и характеризуется персонализацией ценностей и потребностей самого высокого ранга (нации, государства и общества) [1]. Это предполагает развитие качеств гуманистического субъекта и творческой, активной индивидуальности, которые из внутренних побуждений, через личностно-профессиональное отношение обеспечивают личность социально-нравственной направленностью и общественно-полезным характером выполняемой правоохранительной деятельности.

Основными задачами при формировании личностно-профессионального отношения будущего сотрудника полиции мы считаем воспитание таких качеств, как гуманность, нравственность, доброжелательность к коллегам и гражданам, любовь к профессии, гражданственность, государственность, патриотизм; развитие у будущих сотрудников полиции честности, самостоятельности, личной инициативы, ответственности за выполнение задач правоохранительной деятельности и за свое личностно-профессиональное развитие.

Непосредственная педагогическая деятельность, обеспечивающая формирование личностно-профессионального отношения, предполагает реализацию следующих положений: наличие социально значимой цели в образовательном процессе, целеполагание на основе профессионального идеала; наличие педагога, обладающего высоким уровнем личностно-профессионального развития; целенаправленное педагогическое воздействие, включающее непосредственную передачу новой информации, ценностей, опыта деятельности и общения; организация внешней (социально значимой) и внутренней (общественно-полезной) деятельности обучаемого в образовательном процессе, через систему активных методов; личностно-ориентированное взаимодействие и создание внешних условий, способствующих личностному развитию курсанта.

На основе рассмотренных теоретических положений создана методика формирования личностно-профессионального отношения, которая обеспечивает интериоризацию правоохранительных ценностей и духовных потребностей, передачу профессионального опыта деятельности, развитие творческого оперативного мышления и реализует на практике единство процессов обучения и воспитания, обеспечивая условия по формированию личности как саморазвивающейся системы. Задачей воспитания является развитие гуманистических ценностных ориентаций и духовных потребностей. Задачи обучения: формирование профессиональных когнитивных образований и развитие творческого, оперативного мышления. Они решаются через внедрение системы интерактивных (учебные дискуссии, деловые и ролевые игры, «мозговой штурм», метод развивающей кооперации) и квазипрофессиональных методов (таких как методы проектов, комплексные учения, специализированные игры, межотраслевые занятия). При этом личностно-профессиональное развитие курсанта осуществляется по следующим основным направлениям: сотрудник-профессионал, офицер-патриот, командир-руководитель, начальник-воспитатель.

Предложенная методика прошла апробацию в Барнаульском юридическом институте МВД России. Уровень сформированности личностно-профессионального отношения к правоохранительной деятельности в процессе профессиональной подготовки определялся по специально разработанным анкетам, которые выявляли отношение курсантов к себе, к другим людям и правоохранительной деятельности. Также были выделены два основных критерия: нравственно-волевая направленность, включающая развитие гуманистических ценностных ориентаций и духовных потребностей, а также профессиональная подготовленность, определяемая профессиональными когнитивными образованиями и творческим оперативным мышлением. Проведенная опытно-экспериментальная работа свидетельствовала, что уровень развития выделенных критериев в экспериментальной группе значительно повысился. При этом социально-нравственная направленность повысилась на 30-35%, а профессиональная подготовленность - на 32-37%. Полученные данные свидетельствуют о достаточно высоких результатах и подтверждают эффективность предлагаемых новшеств.

Заключение. Таким образом, практическая педагогическая деятельность, обеспечивающая проявление личностно-профессионального отношения будущего сотрудника полиции к правоохранительной деятельности, предполагает реализацию следующих условий: наличие социально значимой цели в образовательном процессе, целеполагание на основе профессионального идеала; наличие педагога, обладающего высоким уровнем личностно-профессионального развития; целенаправленное педагогическое воздействие, включающее непосредственную передачу новой информации, ценностей, опыта деятельности и общения; организация внутренней деятельности обучаемого через систему активных методов; личностно-ориентированное взаимодействие и создание внешних условий, способствующих личностному развитию курсанта.

Формирование личностно-профессионального отношения будущего сотрудника полиции к правоохранительной деятельности определяется как одна из задач личностно-ориентированного и одновременно квазипрофессионального образовательного процесса.

Рецензенты:

Федулов Б.А., д.п.н., профессор кафедры физической культуры Алтайской государственной академии культуры и искусств, г. Барнаул;

Кузнецова Л.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул.


Библиографическая ссылка

Чернов Ю.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ РОССИИ К ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19476 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674