Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МУЗЕИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 1945 – 1953-Е ГОДЫ

Вазерова А.Г. 1 Мику Н.В. 1 Давыдов А.С. 1 Бареева Р.З. 2
1 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
2 Пензенский региональный центр высшей школы (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления» им. Разумовского (Первый казачий университет)
Музеи как учреждения культуры выполняют функции сохранения, трансляции, изучения культуры и культурно значимых явлений. В статье рассматриваются особенности музейной политики в 1945–1953 годах на материалах Пензенской области. В послевоенные годы в стране необходимо было, в том числе, восстанавливать и музейную работу, поскольку многие музеи в годы войны прекратили свою деятельность, некоторые были эвакуированы в другие регионы страны. Музеев Пензенской области это не коснулось, так как область во время войны оставалась в тылу. Тем не менее их привычная работа была нарушена, даже в первые послевоенные годы картинная галерея надолго закрывалась в связи с отсутствием отопления. Помимо научно-исследовательской и культурно-просветительской работы, музеи, как и другие учреждения культуры, были задействованы в пропагандистской работе, активно участвуя в различных политических кампаниях.
учреждения культуры
музей
картинная галерея
культурно-просветительская работа
пропагандистская работа
1. Вазерова А.Г., Мику Н.В., Давыдов С.Г. Библиотеки Пензенской области в 1940–1950-е годы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 10-1. – С.124.
2. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 554. Оп. 1. Д. 52. Л. 64.
3. ГАПО. Ф. 2356. Оп. 1. Д. 3.
4. ГАПО. Ф. 2356. Оп. 1. Д. 22. Л. 40.
5. ГАПО. Ф.р-420. Оп.1. Д.77. Л.5.
6. ГАПО. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 53.
7. ГАПО. Ф. 2356. Оп. 1. Д. 2. Л. 16-17.
8. ГАПО. Ф. 2149. Оп. 1. Д. 4а. Л. 16.
9. ГАПО. Ф.2355. Оп.1. Д. 65.
10. ГАПО. Ф.2355. Оп.1. Д. 46.
11. ГАПО. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 80.
12. ГАПО. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 59. Л. 97.
13. ГАПО. Ф.2355. Оп.1. Д. 67. Л. 16.
14. ГАПО. Ф.2355. Оп.1. Д. 68. Л. 25.
15. ГАПО. Ф. 2356. Оп. 1. Д. 43.
16. Игнатьева В.И. Организация музейного дела и музейное строительство РСФСР в послевоенные годы (1945–1953) // Очерки истории музейного дела в СССР. – Вып.VI. – М., 1968. – С.55-56.
17. Макеева Е.А. Исторический и личностный смысл познания // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – Т.17. – № 1. – С.352.
Среди учреждений культуры музеи занимают особое место. Они выполняют функцию сохранения, трансляции, изучения культуры и культурно значимых явлений. Музеи выступают не просто хранителями и собирателями культурных ценностей, это еще  научные  и образовательные учреждения. Они обеспечивают доступ к памятникам культурного наследия не только специалистам, но и широким массам, занимаясь научно-просветительской работой [17].

В послевоенные годы в стране необходимо было восстанавливать, в том числе и музейную сеть. В период Великой Отечественной войны Пензенская область оставалась в тылу, и многие музеи продолжали свою работу, несмотря на целый ряд сложностей. Пензенская область, имеющая богатые культурные традиции, неотъемлемо связанная с историей русской литературы, к 1953 году насчитывала 9 музеев [2]. Среди них особое место занимали открытые в конце 1930-х годов музеи В.Г. Белинского в Чембаре и М.Ю. Лермонтова в Тарханах. Помимо этого, в Пензе и области работали краеведческие музеи, а также Пензенская картинная галерея.

В 1946 году в Пензенской области насчитывалось 6 краеведческих музеев: «областной в гор. Пензе и районные: в Наровчате, Сердобске, Кузнецке, Вадинске и Атмиссе» [3, Л. 1]. Среди районных музеев одним из старейших был Наровчатский краеведческий. Он был «организован 28 февраля 1925 г. в здании бывшего Собора с полезной площадью в 560 кв. м - 470 кв. м под экспозицией. В музее 5524 экспоната» [3, Л. 7]. Музей имел несколько отделов: «природы, истории, соцстроительства и стационарные выставки «Великая Отечественная война с германским фашизмом» и выставка санитарного просвещения» [3, Л. 10.]. Областной краеведческий музей, расположенный в Пензе, испытывал недостаток в помещениях. В 1949 году в нем, помимо постоянно действующей экспозиции, были открыты две выставки. Одна была посвящена 200-летию со дня смерти Радищева, а вторая - 70-летию со дня рождения Сталина» [4]. Краеведческие музеи ставили своей целью изучение не только природы и исторического прошлого, но и современной жизни края, его экономики. В резолюции Всероссийского совещания по культурно-просветительской работе 1945 года были указаны основные направления деятельности краеведческих музеев: «в отделах природы - выявление и изучение природных богатств края (района, области, республики) с целью привлечения местных ресурсов для нужд народного хозяйства; в исторических отделах основное внимание рекомендовалось уделять исследованию, сбору и показу материалов, характеризующих участие данного края  в Великой Отечественной войне. Это не исключало, конечно, отражения в экспозиции природы, истории, экономики и культуры края в целом» [16].

В послевоенные годы все учреждения культуры, в том числе музеи, принимали активное участие в идеологической работе. Эта система сложилась еще в довоенный период. Работники культуры постоянно привлекались к политическим и хозяйственным кампаниям [1]. Экспозиции музеев, помимо просветительских функций, должны были выполнять и пропагандистские, отсюда определенная тенденциозность в отборе и подаче материала. К памятным датам музеи готовили специальные экспозиции. Например, в рамках подготовки празднования дня Октябрьской революции музеи готовили выставки, не только «отражающие ход Октябрьской революции», но и освещающие ход «классовой борьбы» в данной местности за годы, прошедшие с момента революции» [5]. Сотрудники музеев активно участвовали в организации и проведении выборов. Например, руководство Пензенской Картинной галереи в своем отчете за 1947 год перечисляло целый ряд мероприятий по проведению избирательной кампании. В их числе - выставка работ членов Союза художников по Пензенской области ко Дню выборов в Верховный Совет РСФСР (исполнители: Оргбюро Союза художников по Пензенской области совместно с сотрудниками Картинной галереи и товариществом «Художник» в помещении Пензенского художественного училища; оформление избирательного участка в помещении Пензенского художественного училища и проведение по Общегородским выходным дням и в День Выборов экскурсий для избирателей. На избирательном участке экспонировались картины советского отдела Картинной галереи и членов Союза художников по Пензенской области. Исполнителями являлись сотрудники Картинной галереи, члены Союза художников по Пензенской области на выставке к Дню Выборов. Помимо этого, сотрудники галереи вели агитмассовую работу с избирателями участка, находящегося в художественном училище. Они проводили беседы и устраивали читки Конституции и биографий депутатов [6, Л. 27-29].

Тем не менее основным направлением оставалась культурно-просветительская работа. В 1946 г. начальником Областного отдела культпросветработы Дмитриевым был издан приказ о проверке наличия музейных фондов: «Директорам музеев провести проверку наличия музейных фондов в соответствии с записями в инвентарных книгах, проверку наличия фондов начать с 1 сентября 1946 года, руководствуясь «Инструкцией о порядке проведения проверки наличия фондов». В первую очередь этот приказ был адресован краеведческим музеям. Для них были установлены календарные сроки проведения проверки музейных фондов, варьировавшиеся от 1947 до 1 сентября 1948 года [7].  

Серьезной проблемой всех музеев области была низкая посещаемость. Это относилось даже к Пензенской картинной галерее, известной далеко за пределами области и обладающей богатой и разнообразной живописной коллекцией. Она была учреждена в 1898 году. В довоенный период, с середины 1920-х и вплоть до 1938 года картинная галерея являлась частью краеведческого музея. Об этом периоде известный художник и один из директоров галереи И.С. Горюшкин-Сорокопудов с горечью писал: «...картинный музей существовал с самого основания училища и не тронут, был даже тогда, когда здание училища было занято под лазарет. И вдруг, в период нашего мирного строительства эти вандалы весь музей навалили как дрова на подводы, свезли в Краеведческий музей и свалили в кучу, где его частью разворовали, а большинство картин было испорчено. Картины прорваны, рамы разбиты, много было фарфора, бронзы и других ценностей, которые расхищены» [8]. С 1938 г. Картинная  галерея помещалась в здании Пензенского Художественного училища и финансировалась через его текущий счет. В годы Великой Отечественной войны галерея работала с перерывами. В 1941-1942 гг. Картинную галерею перестали отапливать, и она была  закрыта [9, Л. 1]. В 1944 году Картинная галерея работала, закрываясь лишь на зимние месяцы из-за отсутствия дров. Однако  ее работа признавалась неудовлетворительной: «Картинная галерея недостаточно популяризует хранящиеся в музее художественные ценности, в связи с чем недовыполнен план по зрителю и входной плате. Не производятся работы по изучению народного творчества». Тем не менее  в ее работе отмечались и положительные стороны: «Несмотря на недостаточный размер экспозиционных залов, Картинная Галерея откликается на памятные даты жизни русских художников, отмечает эти даты выставками и докладами. Хорошо поставлено хранение экспонатов» [10, Л. 43-47].

В послевоенные годы галерею возглавил заслуженный деятель искусств И.С. Горюшкин-Сорокопудов. Отказываясь, как правило, от заказных портретов, он создал обширную галерею образов своих друзей и товарищей по работе [10, Л. 69]. После его смерти в 1954 г. в галерею из его усадьбы поступило более 150 его произведений, а также принадлежащая ему мебель и вещи. На их основе в дальнейшем был создан мемориальный музей И.С. Горюшкина-Сорокопудова.

Несмотря на наличие богатой коллекции, картинная галерея не могла справиться с плановыми показателями посещений. Например, в отчетах за 1946 год говорится следующее: «Собран материал к новому этикетажу. Проведена частичная перевеска картин в целях удобства осмотра и копирования. Посетило галерею 10818 человек, против плана в 22000 человек. Галерея была открыта 254 дня. Число экскурсий 62, против 28 в 1945 году» [11, Л. 117]. 6 мая 1946 г. было принято решение Облисполкома об организации выставки работ пензенских художников: «Разрешить Областному Отделу Искусств организовать выставку работ Пензенских художников сроком на 1 месяц, назначить днем открытия выставки 9 мая, годовщину дня Победы над Германией. Предоставить под выставку помещения в здании краеведческого музея. Плату за посещение выставки в 2 р., а для детей и военнослужащих - 1 руб.» [12].

После войны работу галереи по-прежнему осложняли проблемы с отоплением: «В виду неотопления галереи на зимне-весенний период часть экспонатов живописи и графики свертывается для предохранения от порчи» [13]. Кроме того, галерее было уже тесно в здании Пензенского художественного училища, где имелось лишь одно помещение для хранения фондов, которые нужно было размещать согласно довольно строгим правилам: «Экспонаты живописи находятся в стенной повеске и на стендах, а также в штабелях с соблюдением правил укладки по форматам картин. По отделу «графики» в специальном сундуке и папках. По разделу «ДПИ» - частично в запаснике, частью в нижних, закрытых ярусах витрин. В виду недостаточности помещения запасника требуется дополнительное помещение» [14]. А фонды галереи увеличивались даже в тяжелые военные годы. Например, в годы войны власти покупали работы пензенских художников, в основном  на военную тематику. В архиве хранится акт от 20 июля 1944 г. «о передаче в Советский  отдел ПКГ оплаченных работ  А.Г. Вавилина «В рабство» (1944 г. масло, холст), В.П. Иванова «Последняя граната» (м.,х. 1944 г.),  А.И. Постнова «2-ая военная весна» (м., х.), Н.К.Краснова «В деревне, отбитой у немцев» (м., картон), И.А. Капитанова «Тарханы» (1941 г. м, картон) [9, Л. 5-7]. Даже в трудном для страны 1943 г. выделялись деньги на покупку картин: «Акт о покупке и передаче 10 июля  1943 г. в ПКГ следующих работ:

1. Алентьев Николай Алексеевич «Перед боевым вылетом» (М\ Х).

2. Вавилин Алексей Григорьевич «Допрос партизанки» 1942 г. (М\ Х).

3. Иванов Василий Павлович «Зверство фашистов» (М\ Х).

4. Казицин  Михаил Иванович «Передача знамени» (М\ Х).

5. Постнов Алексей Иванович « В партизаны» (М\ Х).

6. Семенов Александр Николаевич «Политчас в госпитале» 1942 г.  (М\ Х).

Скульптура

7. Бурдин Омар Бадреевич «Орденоносец летчик Чугунов», гипс.

8. Сперанский Анатолий Михайлович « В партизаны», гипс [9, Л. 15-17].

В музеях работали настоящие энтузиасты своего дела. Несмотря на невысокую заработную плату, среди работников музеев и галереи было достаточно много высококлассных специалистов. В 1948 году Горюшкин-Сорокопудов писал, что «потребности в специалистах с высшим и средним  образованием по Пензенской Картинной галереи не имеется» [9, Л. 27].  В послевоенные годы в галерею пришли работать Надежда Илларионовна Елатонцева и Татьяна Борисовна Мантурова. В 1947 году они окончили искусствоведческое отделение исторического факультета Ленинградского университета. Будучи старшим научным сотрудником, Надежда Илларионовна Елатонцева составляла путеводитель галереи, а также проводила консультации по вопросам атрибуции картин с отделом живописи «Русского музея».

В рамках научно-исследовательской работы сотрудники галереи проводили «уточнение биографических дат русских художников и  круга некоторых картин повышенной ценности неизвестных художников в иностранном отделе», собирали «материал к новому бронзированному этикетажу, к экспонатам живописи и графики с биографическими данными художников, а в  «неизвестных художниках» - с указанием школ и веков» [11, Л. 16, 19].

В «Отчете о научно-популяризационной работе» Пензенской Картинной галереи за 1947 г. говорилось о том, что в комитет по делам искусств при Совете Министров РСФСР были «посланы фотоотпечатки с картин, намеченных к репродуктированию. При фотоотпечатках приложен общий список картин намеченных к фотографированию (общий список составлен художественным жюри и научными сотрудниками при консультации директора Картинной галереи)...  на выставку картин художника Саврасова послана в Государственную Третьяковскую Галерею картина «Берег моря» из собрания Пензенской Картинной галереи» [6, Л. 27-29].

В 1948 году в помещениях галереи был проведен ремонт. На время ремонта экспонаты находились на консервации. По окончании ремонта и просушки помещения была проведена «экспозиция с доработками в ранее бывших экспозициях во всех отделах. Общее количество экспонатов, находящихся в экспозиции 472» [15, Л. 22]. Общее количество экспонатов на 1 января 1948 составляло 1147. В том числе живописи (масло и акварель) - 610. Скульптуры - 28. Графики (рисунки и офорты и пр.) - 95. Декоративно прикладное искусство - 369. Все экспонаты были внесены в инвентарные книги» [15, Л. 52].

Таким образом,  в трудные послевоенные годы музеи области и картинная галерея, несмотря на сложности, продолжали вести как научную, так и просветительскую работу, активно участвуя при этом во всех политических кампаниях.

Рецензенты:

Королева Л.А., д.и.н., профессор, зав. кафедрой «История и философия» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, г. Пенза;

Маслова И.И., д.и.н., профессор, зав. кафедрой «Гуманитарные науки» Пензенского филиала ФГБОУ ВО Московского университета технологий и управления им. Разумовского (Первый казачий университет), г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Вазерова А.Г., Мику Н.В., Давыдов А.С., Бареева Р.З. МУЗЕИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 1945 – 1953-Е ГОДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19304 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674