Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВВ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ПАСПОРТОМ КОМПЕТЕНЦИИ

Грачёв И.И. 1, 1 Пономарёва О.Н. 1 Евдокимова О.В. 1
1 Пензенский филиал военной академии материально-технического обеспечения (МТО)
Рассмотрена полисоставная структура понятий «компетенция» (как результат образования) и «компетентность» (личностное качество владения компетенцией) относительно образовательного процесса в военном вузе. Представлены современные дидактические подходы к содержательной и процессуальной наполненности компетенций в высшей военной профессиональной школе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения. Предложены для ознакомления фрагмент паспорта общекультурной компетенции; фрагмент программы её формирования в учебно-воспитательном процессе военного вуза; перечислены методики и процедуры оценивания общекультурной компетенции; охарактеризованы уровни освоения компетенции. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в широкой вузовской практике, в разработке содержания и программ обучения различным учебным дисциплинам в средней и высшей профессиональной (в том числе военной) школе.
паспорт компетенции.
общекультурная компетенция
компетенция
компетентность
качество образования
высшая военная школа
1. Гербекова Л. Х. Особенности компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования //Потенциал современной науки .- 2015, № 3: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kompetentnostnogo-podhoda-v-sisteme-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-1 (дата обращения 13.05.2015).
2. Леонова Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза// Высшее образование в России. - 2010. - №2. – С. 124-131.
3. Романов В.А. Профессиональная подготовка военных кадров в системе гражданских вузов: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук/Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. Тула, 2002. – 448 с.
4. Романов В.А.Ценностные ориентации студентов как аспект представления о профессиональной культуре личности / В.А. Романов // Известия ТулГУ Серия «Гуманитарные науки» № 1. ч. II. – Тула: Изд-во Тул. гос. ун-та, 2012. С. 345-352.
5. Формирование экологического компонента профессионально-педагогического образования. - Монография /Под ред. О.Н. Пономарёвой, А.С. Мещерякова. – Пенза: ПГУ, 2009. – 188 с.
Высшая (в том числе военная) профессиональная школа долгие годы существовала в относительно стабильных условиях, когда практика оценки контроля качества образовательной деятельности вуза была основана на диагностике текущего состояния дел. Меняющиеся внешние и внутренние условия функционирования способствовали выработке адаптивных стратегий управления, однако продолжают иметь место упрёки в адрес педагогов высшей школы, которые звучат так: «раньше высшее образование было “высшее”, сейчас – “верхнее”». Причин падения уровня образования много, в том числе – смена поколений преподавателей; сложности адаптации старшего поколения преподавателей

к реалиям профессиональной деятельности в новых условиях; снижение уровня подготовки как вновь приступивших к работе преподавательских кадров, так и нового поколения студентов и курсантов; обострил ситуацию снижения уровня образования переход на Болонскую систему подготовки (добавивший «вал» бумажной работы по оформлению новых учебных планов, программ и др.). Мы полагаем, что имеющиеся сложности следует использовать как новые возможности развития высшей школы. Важно, чтобы педагоги вуза сами заставили себя быть более «собранными и лаконичными», поскольку требования к выпускнику вуза выросли. Одно из решений этой ситуации – мотивирование профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов на самообразование в области преподавания и владения предметом. Таким «движителем» профессионального и личностного развития педагогов может стать рефлексия при разработке учебных материалов в соответствии с планируемыми компетенциями выпускника вуза.

Болонская система ввела в обиход значительное количество новых терминов, каждый из которых нередко по-разному трактуется преподавателями даже в одном вузе. Известно, что развитие всех областей научного знания связано с развитием понятий: каждое из них всегда отражает значимые свойства, связи и отношения предметов и явлений. Но ситуация осложняется тем, что многозначность понимания терминов ослабляет уровень контроля за качеством образования: проверяющие разного уровня могут ориентироваться только на показатели отметок курсантов, а для отдельной части ППС – это возможность «спрятаться» за сложность и многовариативность терминов. К таковым «новым» терминам следует отнести понятия «компетенция» и «компетентность», которые:

– признаны элементами системы оценки качества образования;

– диктуют основные подходы к оценке качества образования.Следовательно, чтобы избежать «разночтения», важно определиться, какое наполнение оба термина имеют.

Принятие ориентиров Болонской системы стимулировало высшее образование на пересмотр (чаще в изданиях разного формата упоминают как синоним этого процесса термин «модернизация») результатов подготовки выпускника: поставлена задача формирования компетенций (общекультурных – ОК, общепрофессиональных – ОПК и профессиональных – ПК; в военном образовании ещё и военно-профессиональных – ВПК). Не останавливаясь на «плюсах» и «минусах» перехода на термин «компетенция», мы рассматриваем введение этого понятия для оценки качества подготовки выпускника высшей школы как ресурс для стимулирования профессионального роста и самообразования ППС вузов. Многочисленные публикации за последнее десятилетие «выдали на гора» разнообразные варианты трактований термина «компетенция» и его «наполнение» как «полисоставное».


Мы рассматриваем компетенцию как результат образования, т.е. отчуждённое, наперёд заданное социальное требование («норма», отражённая в федеральных государственных образовательных стандартах – ФГОС) к образовательной подготовке личности, необходимой для её качественной продуктивной деятельности в определённой сфере.

Структура (составляющие элементы) понятия «компетенция» (рис. 1):

ü  знания – набор фактов, требуемых для выполнения работы (знания представляют интеллектуальный контекст, в котором существует личность);

ü  умения и навыки – владение средствами и методами выполнения определённой задачи (навыки как доведённые до автоматизма умения проявляются в широком диапазоне, от физической силы и сноровки до специализированного обучения);

ü  способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые обусловливают «успешность» или «не успешность» выполнения им той или иной деятельности, и при этом не сводятся к знаниям-умениям-навыкам субъекта. Установлено, что способности имеют органические предпосылки в виде задатков, развитие которых тесно связано с конкретными социокультурными условиями жизнедеятельности личности (в том числе влияние образовательной среды образовательной организации);

ü  стереотипы поведения – видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретённые реакции личности на ситуации и ситуационные раздражители (поведение проявляет ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир; когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение);

ü  усилия (волевые) – это сознательное приложение ментальных и физических ресурсов в определённом направлении (умение себя заставить – основа деятельности по достижению результата;отсутствие усилий как внутреннего цензора, заставляющего работать, «превращает» человека в «вагон без локомотива», который полон «способностей», но никуда не двигается и стоит на рельсах.

Отметим, что структура компетенции обязательно включает «ЗУНовскую» парадигму (знания-умения-навыки). Не следует «выбрасывать» из педагогического багажа основы (ЗУНы), именно этот незыблемый блок определяет суть подготовки выпускника как в средней (общей и профессиональной), так и высшей профессиональной школе, в том числе и военной. В военном образовании все эти сущностные характеристики компетенций достаточно чётко можно выявить и наметить пути овладения ими (как непосредственно в аудиторной работе, так и во всех иных формах подготовки военнослужащего – самоподготовке, работе в военно-научном обществе, спортивной и культурно-массовой работе и др.). Таким образом, без ЗУНов компетенция сформирована быть не может; в то же время, «просто ЗУНЫ» (без «лепки» в образовательном пространстве вуза поведенческой модели выпускника и «наполнения» самих ЗУНОВ соответствующим опытом) – ещё не гаранты готовности выпускника к профессиональной деятельности.

Вслед за этим рассматриваем понятие «компетентность» как:

ü     владение, обладание личностью соответствующей компетенцией, включающее её личностное отношение к ней и предмету деятельности;

ü     состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) человека
и минимальныйопыт деятельностив заданной сфере, способность и готовность субъекта со-организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели (рис. 1).

 

 Рис. 1. Поэлементный состав понятий «компетенция» и «компетентность»

Обозначения:

ОК – общекультурные компетенции; ОПК – общепрофессиональные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции; ВПК – военно-профессиональные компетенции.

Разработка паспортов компетенций в ОУ МО РФ вызывает много неоднозначных вопросов и уточнений, особенно это касается аспектов методики оценки уровня сформированности компетенцийу выпускника ВУЗа.

В Пензенском артиллерийском инженерном институте в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности 170400 «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие»  подготовлены паспорта компетенций для выпускников (специалист, нормативный срок обучения – 5,5 лет). Предлагаем для ознакомления фрагменты паспорта и программы формирования и оценки у курсантов института общекультурной компетенцииОК – 4: «Демонстрировать  гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии».

1. Предназначение общекультурной компетенции ОК – 4: применение знаний исторического опыта и закономерностей, усвоенных при изучении общественно-политических дисциплин; проявление активной жизненной позиции гражданина России, разделяющего гуманистические и демократические ценности цивилизованного общества (участие в социально-культурных и научных аспектах жизни страны, созидательной направленности).

2. Сущностные, реально измеряемые характеристики компетенции построены с учётом целей, задач и требований к результатам освоение дисциплин «История», «Политология», «Военная история». В результате овладения компетенцией обучающиеся должны:

-      знать этапы исторического развития России, роль России в мировой истории;

-      знать военно-исторические аспекты развития России;

-      знать социально-политическую ситуацию в мире;

-      демонстрировать знания законов и закономерностей общественного развития, подкрепляя аргументацией из текущей социальной ситуации;

-      демонстрировать навыки критического восприятия информации по состоянию и тенденциям развития общества;

-      демонстрировать толерантность, политическую культуру, активную гражданскую позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому и современности;

-      демонстрировать гражданское самосознание и социальную активность;

-      уметь устанавливать диалог на основе ценностей гражданского демократического общества.

3. Дисциплины, формирующие компетенцию, и нормативная трудоёмкость

 

Учебные дисциплины, разделы ООП

Семестры обучения/зачётные  единицы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

История

x/3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Политология

 

 

 

х/2

x/2

 

 

 

 

 

3.

Военная история

 

 

 

 

 

 

х/3

 

 

 


4. Методы обучения, необходимые для формирования компетенции.

Ø словесные (рассказ, беседа, лекция и др.);

Ø работа с книгой (учебник, учебное пособие, практикум, атлас, хрестоматия, исторические источники, исторические и нормативные документы  и др.);

Ø наглядные (разнообразные иллюстрации – статические и динамические, кино и видеофрагменты, мультимедийные презентации, исторические и политические карты, атласы, военно-историческая энциклопедия, модели, схемы, символы и др.);

Ø практические (сравнение, упражнение, построение и интерпретация таблиц и др.);

Ø интерактивные:

¯ игровые (ролевые, сюжетные, дидактические и др.);

¯ неигровые (дискуссии, дебаты, анализ ситуации, в том числе «кейс-стади» /«casestudy» через «мозговой штурм», «аквариум»,  «обратную связь»);

Ø методы контроля (устный, письменный, программированный; метод рецензий).

5. Характеристики уровней сформированности компетенции.

 

Ступени уровней

освоения компетенции

Отличительные признаки

Пороговый (удовлетворительно)

- демонстрирует:

* поверхностное владение (перечисляет) отдельные факты исторического и военно-исторического развития России и фрагментарность характеристик о роли России в мире; 

* поверхностное владение (ориентирование без аргументации) социально-политической ситуацией в мире;

* бессистемные знания закономерностей общественного развития;

- демонстрирует поверхностное владение (применяет без обоснования, «методом проб и ошибок») навыками критического восприятия информации по состоянию и тенденциям развития общества;

* элементы политической культуры и гражданской позиции по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому и современности;

* отдельные проявления гражданского самосознания и социальной активности;

* фрагментарность умений диалоговых форм общения, осуществляемых на основе ценностей гражданского демократического общества;

Продвинутый

(хорошо)

- демонстрирует знания:

* исторического и военно-исторического развития России и роль России в мире;

* законов и закономерностей общественного развития и ориентируется в социально-политической ситуации в мире;

- демонстрируетнавыки критического восприятия информации по состоянию и тенденциям развития общества;

- демонстрирует элементы политической культуры и активную гражданскую позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому и современности;

- демонстрирует умения по ведению диалога, построенного на основе ценностей гражданского демократического общества;

- проявляет энергично гражданские чувства и социальную активность;

Высокий

(отлично)

- демонстрирует знания:

* исторического и военно-исторического развития России и роль России в мире, приводя весомые аргументы своей точки зрения, апеллируя к конкретным примерам из исторического наследия;

* знания законов и закономерностей общественного развития, подкрепляя аргументацией из текущей социально-экономической  и политической ситуации;

- демонстрирует навыки критического восприятия информации по состоянию и тенденциям развития общества;

- демонстрирует высокую политическую культуру и активную гражданскую позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому и современности;

- проявляет энергично гражданское самосознание и высокую социальную активность;

- знает и владеет умениями организации диалога, построенного на основе ценностей гражданского демократического общества.

 

Учебные дисциплины, формирующие ОК-4 по основной образовательной программе (ООП), не имеют учебных и производственных практик, однаковключают модуль внеаудиторной работы (самостоятельная работа курсантов, работа курсантов в военно-научном обществе). Важно учесть, что в образовательном процессе есть феномен «перекрываемости» воспитательных воздействий. Все общекультурныекомпетенции выпускника – результат освоения целостной ООП, поэтому при уточнении «вклада» конкретной дисциплины учитывать, что какая-то её доля может быть продолжена в последующих семестрах обучения (т.е. 2–3, 6, 8–10 семестрах).

6.Методики и процедуры измерения компетенции ОК-4и её компонентов:

Процедура оценивания реализуется по комплекту материалов из фонда оценочных средств службы оценивания в структурном подразделении  института.

Базовый уровень (минимально допустимый, обязательный для всех курсантов –выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО): оценка устного опроса на практическом занятии и семинаре; оценка контрольной работы; оценка тестовых заданий закрытого и открытого типа; кейс-задания; рецензирование, оппонирование.

Продвинутый уровень (для курсантов,  успевающих на «отлично»): всё то же, что и для базового уровня + успешное выполнение учебных заданий повышенной сложности (выступления по соответствующим направлениям работы военно-научного общества– доклады на конференциях, публикации).

Профессиональный уровень (для курсантов с исключительными способностями: одарённых, талантов, гениев): всё то же, что и для продвинутого уровня + успешное выполнение творческих заданий (выступления по соответствующим направлениям работывоенно-научного общества, т.е. доклады на конференциях, публикации, в т.ч. в журналах по списку ВАК + патенты,награды, дипломы за успехи в деятельности; поощрения в приказах и постановлениях руководства Военной академии, округа, Министра обороны РФ и др.).

Учебно-воспитательный процесс как основа функционирования образовательного учреждения (ОУ) высшего профессионального образования Министерства обороны РФ:

– динамичен (быстрая коррекция – ответ на изменение ситуации);

– конструируется с опорой на творческую Личность преподавателя (высокий уровень требовательности к профессионализму);

– выстраивается на учебно-методических материалах (комплексах),ориентированных на конечный результат подготовки выпускника в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и чётко регламентированную алгоритмическую систему действий, описанную в паспортах компетенций, учитывающих цели, задачи и требования к результатам освоения учебных дисциплин. По-нашему мнению, квалиметрические процедуры по отслеживанию формирования компетенций могут быть обеспечены:

-           необходимостью оценивания компетенции в квазиреальной деятельности при условии максимального приближения к ситуации будущей профессии курсанта (организации общественно-государственной подготовки, информирования, бесед с личным составом);

-           разновариативностью контрольно-измерительных материалов (содержанием заданий контрольных работ, открытых и закрытых тестовых заданий, «casestudy»-заданий, собеседований и др.) по этапам учебно-воспитательного процесса;

-           использованием группового и индивидуального контроля, взаимооценки курсантов в структурном подразделении (рецензирование, оппонирование и т.д.);

-           анализом достижений курсантов с выявлением динамики результатов;

-          автоматизированной обработкой данных оценивания компетенции с использованием программно-инструментальных средств.

Рецензенты:

Овчинникова А.Ж.,д.п.н., профессор института «Психологии и педагогики» ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им.И.А.Бунина»,г.Елец;

Влазнев А.И., д.п.н., профессор кафедры «Общая физика и методика обучения физики» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»,г. Пенза.

 


Библиографическая ссылка

Грачёв И.И., Пономарёва О.Н., Евдокимова О.В., Грачёв И.И. РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВВ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ПАСПОРТОМ КОМПЕТЕНЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19233 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674