В современных социокультурных условиях особое значение приобретает этнокультурное образование и воспитание школьников. В «Основах государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента РФ 24 декабря 2014 г., культура рассматривается как инструмент передачи новым поколениям моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности.
В середине 1990-х гг. в г. Москве началась разработка первых комплексов интегрированных этнокультурных школьных программ на основе русской традиционной культуры [1, 3, 6, 7 и др.]. Создание и апробация таких программ велись на нескольких экспериментальных площадках г. Москвы (в учебно-воспитательных комплексах № 1664, 1667 и др.) под научным руководством Т.И. Баклановой, в рамках городской программы «Столичное образование». Так, в УВК № 1664 г. Москвы была разработана программа «Русский дом» (автор М.С. Козий). С этой программой были интегрированы этнокультурные программы «Родная природа» (автор Е.С. Дмитриева), «Литературно-поэтическое творчество» (автор А.В. Нестеренко), «Театральное творчество» (автор Г.И. Губа), «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество» (автор Е.В. Костина) [6].
Основой для разработки комплекса интегрированных программ в УВК № 1667 г. Москвы стала программа «Русская традиционная культура» (автор Е. Б. Ангелина). С этой программой было интегрировано содержание программ «Изобразительное искусство» (автор И.Л. Голованова), «Театральное творчество» (автор Н.И. Ивушкина), «Русские народные музыкальные инструменты» (автор С.А. Ермолова), «Хореография» (авторы Т.В. Савинко, С.А. Куприянова) и др. [7].
Во введении к каждому из сборников таких программ раскрыты их концепции, обоснован педагогический потенциал русской традиционной культуры в современном российском обществе, охарактеризован аксиологический подход к разработке этнокультурных образовательных программ, впервые сформулирована система духовно-нравственных ценностей и идеалов русской традиционной культуры, на основе которых, по мнению Т.И. Баклановой, необходимо осуществлять педагогическое проектирование содержания любых этнокультурных образовательных программ и которые являются основными семантическими узлами интегрированного этнокультурного образовательного пространства современных школ и других образовательных организаций [6, 7].
В основу содержания экспериментальных этнокультурных интегрированных программ были положены такие духовно-нравственные ценности, как ценность Родины, родной природы, родного дома и многие другие ценности, воплощенные в русском народном творчестве (пословицах, поговорках, сказках, былинах, песнях, танцах, декоративно-прикладном творчестве и т.д.), а также в русской традиционной празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуре.
Информационное обеспечение данных комплексов программ успешно осуществляют школьные библиотеки. Они помогают педагогам, детям и родителям в поисках необходимой литературы, в использовании новых информационно-компьютерных технологий.
В современных условиях аксиологический подход к разработке содержания этнокультурного образования внедрен в новой образовательной системе для начальной школы «Русская культура» [2, 6, 8, 9], созданной в 2014 г. в рамках государственной программы «Столичное образование» авторским коллективом (рабочей группой) кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета (руководитель рабочей группы Э.И. Медведь, ответственный исполнитель Т.И. Бакланова). Образовательная система «Русская культура» включает два основных компонента: уроки русской культуры и внеурочную деятельность по духовно-нравственному воспитанию. Для проведения уроков русской культуры в современных московских школах разработаны программа и учебное пособие по факультативному курсу «Русская культура» (4-й класс), а также учебное пособие Т.И. Баклановой по базовому учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России: Русские традиционные народные календарные праздники» (4-й класс) [4]. Для внеурочной деятельности разработаны программа и методические рекомендации для учителей.
В каждом из этих компонентов новой этнокультурной образовательной системы содержатся разнообразные задания младшим школьникам по чтению книг о русской традиционной культуре, по участию в школьных праздниках народного календаря и других проектах.
Например, тему «Рождество идет, радость нам несет!» завершают в учебном пособии Т.И. Баклановой следующие задания: прочитать: отрывок «Рождество» из повести И.С. Шмелева «Лето Господне» и народную драму «Царь Ирод»; послушать народные песни - христославия, рождественские церковные песнопения - сокровища русской музыкальной культуры, фортепьянную пьесу П.И.Чайковского «Декабрь. Святки» (из цикла «Времена года»); посмотреть балет - рождественскую сказку П.И. Чайковского «Щелкунчик» (в видеозаписи или в музыкальном театре); посетить детское рождественское представление в храме Христа Спасителя (г. Москва) и вертепный спектакль в Театральном музее им. А.А. Бахрушина или в Государственном литературном музее (г. Москва); принять участие в подготовке эпизода «Рождество» школьного праздника «Зимние Святки».
По теме «Новый год» школьникам предлагается поиграть в старинную русскую народную игру «Мороз», прочитать русскую народную сказку «Морозко», послушать старинные русские народные новогодние песни - овсени и таусени, посмотреть оперный спектакль «Снегурочка» (муз. Н.А. Римского-Корсакова), посетить новогоднее представление, принять участие в подготовке эпизода «Старый Новый год» школьного праздника «Зимние Святки».
По теме «Раз в Крещенский вечерок» в учебном пособии даны следующие задания: прочитать отрывок «Крещение» из повести И.С. Шмелева «Лето Господне», послушать русские народные подблюдные песни, принять участие в подготовке эпизода «Крещенский вечерок» школьного праздника «Зимние Святки».
Тема «Масленица» завершается в учебном пособии Т.И. Баклановой такими заданиями, как: прочитать отрывок «Масленица» из повести И.С. Шмелева «Лето Господне», послушать народные масленичные песни и пьесу П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года», разучить и спеть русскую народную песню «Блины», посетить балетный спектакль «Петрушка» на музыку И.Ф. Стравинского и народные масленичные гуляния, принять участие в подготовке и проведении школьного праздника «Масленица».
По теме «Вербное воскресенье» школьникам предложены следующие задания: прочитать отрывок «Вербное Воскресенье» из повести И.С. Шмелева «Лето Господне», выразительно прочитать стихотворение А.А. Блока «Вербочки», послушать песню А.Т. Гречанинова на слова А.А. Блока «Вербочки», поиграть в старинную русскую настольную игру «Бирюльки», послушать фортепьянные пьесы П.И. Чайковского «Игра в лошадки», «Болезнь куклы» и «Новая кукла» (из цикла «Детский альбом»), посетить Музей игрушки в г. Сергиев Посад (Московская обл.). Надо пояснить, что задания, связанные с традиционными русскими игрушками, дополняют в учебном пособии рассказ об игрушках, которые продавались в старину на вербных базарах.
Практические задания, как и все остальное содержание учебного пособия Т.И. Баклановой, знакомят школьников с фольклором, взаимосвязанным с русским классическим и современным искусством; раскрывают традиционные духовно-нравственные ценности русского народа, имеющие важное значение в современной жизни; отражают общность русских народных и церковных православных праздничных традиций, их духовно-нравственный смысл, некоторые особенности их сохранения и развития в современных условиях.
На основе названного выше учебного пособия и в целом этнокультурной образовательной системы для начальной школы «Русская культура» аспиранткой кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ Е.М. Жуковой разработаны основные направления интеграции этнокультурной деятельности школы и библиотеки, апробированные ею в Российской государственной детской библиотеке. Рассмотрим каждое из этих направлений.
Первое направление - развитие интереса детей к чтению книг о русской традиционной культуре.
Школьникам - посетителям Российской государственной детской библиотеки предлагается прочитать книги, рекомендованные в учебном пособии Т.И. Баклановой. Среди них: И.С. Шмелев «Лето Господне», З. Косидовский «Когда Солнце было богом», В. Даль «Пословицы русского народа», А. Асов «Мифы славян, рассказанные для детей» и др. Е.М. Жукова дополнила этот список изданиями, имеющимися в фонде Российской государственной детской библиотеки: «Былины: русский эпос в пересказе Н.П. Колпаковой», В.М. Волков «Русская деревня», Е.Б. Заручевская «Крестьянские хоромы», М.В. Короткова «Быт и культура русского города», С.А. Лаврова «Русские игрушки, игры и забавы», М.В. Межиева «Праздники на Руси», А.В. Терещенко «Быт русского народа», И.И. Шангина «Русские праздники. От святок до святок», «Энциклопедия русских обычаев» (автор-составитель Н.А. Юдина), сборники русских народных сказок с иллюстрациями известных художников-иллюстраторов И.Я. Билибина, Б.В. Зворыкина, И.Ю. Олейникова и др.
Важную роль в развитии этого направления этнокультурной деятельности играет Неделя детской книги. Она проводится в Российской государственной детской библиотеке ежегодно в дни весенних школьных каникул. Разнообразная программа Недели детской книги включает встречи с писателями, художниками-иллюстраторами, а также литературные занятия, творческие мастер-классы представителей ведущих издательств детской литературы. Большой интерес у школьников, учителей и родителей вызвал прошедший в рамках Недели детской книги фольклорный спектакль «Северные сказы. Пинежский Пушкин». Он был организован при содействии Фонда сохранения культурного наследия Каргополья «Наследие Севера» имени преподобного Александра Ошевенского. Этот фонд занимается сохранением и восстановлением северных храмов, утраченных культурных традиций, поддержкой русских самобытных промыслов и созданием экологичного информационного пространства, которое могло бы стать благодатной почвой для духовного развития и воспитания российских детей. В основу спектакля легли сказы из литературного наследия известного архангельского сказителя Бориса Шергина. Эти сказы были исполнены актрисой Татьяной Бондаренко и известным исполнителем народной инструментальной музыки, исследователем русского фольклора Сергеем Старостиным. Также для детей в рамках Недели детской книги были организованы ознакомительные занятия по древнерусской письменности.
Второе направление - организация детской игровой деятельности на основе русских народных игр.
Для детей разных возрастов в Российской государственной детской библиотеке регулярно проводятся игровые программы. В них включаются русские народные игры, вошедшие в образовательную систему «Русская культура», и многие другие. Например, «Мороз», «Золотые ворота», «Ручеек», «Бояре», «Гори, гори ясно», «Челнок бежит, земля дрожит», «Здравствуй, дедушка Мазай», «У медведя во бору», «Селезень и утка» и т.д.
Третье направление - организация этнохудожественной творческой деятельности детей.
В Российской государственной детской библиотеке юным читателям предоставляются широкие возможности не только для знакомства с книгами о русском народном творчестве, но также для практического освоения различных видов такого творчества. В библиотеке регулярно проводятся занятия по изготовлению лоскутных русских народных кукол, лепке глиняных игрушек, изготовлению тематических поделок к старинным зимним и весенним русским народным праздникам (Рождеству, Новому году, Масленице и др.).
Четвертое направление - проведение русских традиционных народных календарных праздников.
В данном направлении интегрировано содержание всех трех предыдущих направлений этнокультурной деятельности московских школ и Российской государственной детской библиотеки. Организуемые в библиотеке праздники Рождества, Масленицы и другие вызывают большой интерес детей. Программы этих праздников разрабатываются с учетом интересов и потребностей школьников, выявляемых Е.М. Жуковой методом анкетирования.
В этом году в библиотеке был проведен праздник «Русские Святки». В увлекательной интерактивной форме дети вместе с родителями познакомились с историей, обычаями и традициями Зимних Святок. Участникам мероприятия была представлена уникальная коллекция этнографических женских костюмов Курской и Рязанской губерний. В нотно-музыкальном отделе библиотеки к празднику были подобраны записи русского фольклора. Программа праздника включала творческие мастерские по изготовлению масок (личин) для ряженых, которые в старину участвовали в святочных народных играх и сценках. Детям было предложено также принять участие в украшении валенок. Большой интерес проявили дети к тематическому мастер-классу «Святочные гадания». Участвуя в нем, школьники узнали много нового об истории святочных гаданий, послушали и разучили старинную русскую народную подблюдную песню. Под звуки наигрышей на народных музыкальных инструментах участники праздника плясали, пели колядки, соревновались в ловкости, играя в подвижные народные игры. В завершение праздника все желающие смогли принять участие в театрализованном представлении с пением старинных русских народных колядок.
Ежегодно проводится в Российской государственной детской библиотеке праздник Масленица. На этом мероприятии дети знакомятся с традициями празднования Масленицы, слушают и разучивают народные календарные (масленичные) песни, играют в народные игры, водят хороводы, знакомятся с разными рецептами приготовления блинов и других блюд русской народной кухни.
Все названные выше виды этнокультурной деятельности основаны на сочетании планов и программ внеурочной деятельности школ с планами мероприятий Российской государственной детской библиотеки. Дальнейшему развитию интеграции этнокультурной деятельности школ и библиотек будут способствовать исследования проблем формирования этнокультурной и этнохудожественной компетентности студентов педагогического вуза [5 и др.]. В настоящее время этим проблемам уделяется большое внимание на кафедре социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. Организованные кафедрой в 2013 г. и в 2015 г. международные научно-практические конференции по проблемам традиционной народной культуры и этнокультурного образования выявили возросшую актуальность задач этнокультурной подготовки и переподготовки педагогических кадров, необходимость междисциплинарного подхода к их решению [10] в связи с тенденцией развития интеграционных процессов в этнокультурной деятельности различных социальных институтов.
Рецензенты:Сергеева В.С., д.п.н., профессор Московского городского педагогического университета, г. Москва;
Сокольникова Н.М., д.п.н, профессор Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Бакланова Т.И., Медведь Э.И., Жукова Е.М. ИНТЕГРАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ И ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19218 (дата обращения: 21.11.2024).