Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И МОНИТОРИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ

Калинин С.В. 1
1 ФГКОУ ВПО «Барнаульский юридический институт МВД России»
В статье выявляются особенности разработки и мониторинга профессионально-специальных компетенций будущих сотрудников полиции. Представлены основные проблемы реализации компетентностного подхода в вузах МВД России. Показана роль и значение вуза и кафедры в реализации компетентностного подхода. Обоснованы элементы технологии разработки профессионально-специальных компетенций, такие как матрицы, карты, активные методы формирования и мониторинга. Раскрывается содержание методов формирования и мониторинга профессионально-специальных компетенций. Приведены результаты опытно-экспериментальной работы, которые оценены по мотивационному, когнитивному и деятельностному критериям и уровням: высокий – отлично и очень хорошо, допустимый – хорошо и удовлетворительно, критический – посредственно, недопустимый – неудовлетворительно. Обосновывается, что предлагаемый подход существенно повышает качество профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции. Материалы реализованы в образовательном процессе вузов МВД России.
технологические карты формирования компетенций.
матрицы
методы формирования и мониторинга компетенций
области правоохранительной деятельности
профессионально-специальные компетенции
компетентностной подход
1. Дахин А. Н. Моделирование компетентности участников открытого общего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2011. – 20 с.
2. Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований // Профессиональное образование. Столица. – 2008. – № 1. – С. 26-31.
3. Морозов В.А., Федулов Б. А. Формирование управленческой компетентности будущего сотрудника полиции в процессе профессиональной подготовки // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2014. – № 12-2. – С. 128-130.
4. Окуловский О. И. К вопросу об особенностях формирования профессиональных компетенций у обучающихся технических вузов // Молодой ученый. – 2013. – № 2. – С. 386-387.
5. Приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 № 902 «Об утверждении федерального госу-дарственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации)».
6. McClelland D. C. Testing for Competence Rather Than Intelligence, American Psychologist, 1973. – P. 1-14.
7. Crittenden B. Aims, intentions and purposes in teading and education. Educational Eheory, 1974. –№1. – P. 47-56.

В современных условиях происходят существенные изменения в системе Российского образования, что связано в первую очередь с внедрением компетентностного подхода в организацию образовательного процесса, а также в связи с внедрением ФГОС нового поколения и переходом на уровневую систему подготовки вузов МВД России.

В то же время организация образовательного процесса, реализующего компетентностный подход, и в частности разработка профессиональных компетенций, связана с рядом проблем:

1)        необходимость уточнения самой категории профессиональная компетентность, для ее практической реализации, в том числе профессионально-специальных компетенций на конкретной кафедре и дисциплине;

2)        определение места, роли и содержания деятельности кафедр в разработке и мониторинге компетенций;

3) необходимость реализации  межпредметных связей между кафедрами и дисциплинами;

4) определение методов, позволяющих овладевать опытом применения компетенций для решения в той или иной сфере правоохранительной деятельности;

5) конкретизация процесса оценки и контроля уровня сформированности профессионально-специальных компетенций для конкретных дисциплин;

6) исключение потери имеющегося положительного опыта в профессиональной подготовке при реализации компетентностного подхода.

Решение данных проблем предлагается через разработку и реализацию технологии формирования и мониторинга профессионально-специальных компетенций.

Основная часть

На сегодняшний день конкретные и исходные представления об основных категориях компетентностного подхода раскрываются в новых ФГОС ВПО, в которых компетентность - это способность и готовность применять заданные стандартами знания, умения, навыки, опыт деятельности и личностные качества в решении профессиональных задач. Она определяется как набор компетенций, которые формируются у обучаемого в процессе профессиональной подготовки, при этом компетенции делятся на профессиональные и общекультурные [5].  Профессиональная компетенция в интерпретации ФГОС ВПО - это способность успешно действовать на основе знаний, умений и практического опыта при выполнении задач профессиональной деятельности. Общекультурная компетенция - это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, независимо от выбранной профессиональной сферы [5]. Данные определения являются лишь основой и поэтому требуют детализации и раскрытия для различных направлений профессиональной подготовки.

Практическое воплощение данных категорий и в целом компетентностного подхода предполагает конкретизацию содержательной части данных понятий. Принципиальное значение это имеет для кафедр и конкретных дисциплин, реализующих профессиональную подготовку, так как требуется их формирование и оценка. Эта задача стоит перед Вузами и кафедрами. В связи с этим появилась потребность уточнить и разработать профессионально-специальные компетенции для конкретных дисциплин, определяющих направленность подготовки курсантов юридических Вузов МВД России. Такой подход позволяет определить роль и место кафедр в реализации компетентностного подхода.

В нашем исследовании за основу предлагается подход, в котором профессионально-специальные компетенции для выпускников Вузов МВД России раскрываются в следующих областях деятельности: правотворческой, правоприменительной, экспертно-консультативной, оперативно-служебной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической [5]. Отсюда вытекают конкретные задачи для кафедр и дисциплин по определению содержания и методики реализации предлагаемых областей.

Обобщение различных источников [5] позволило определить, что профессионально-специальная компетентность - это способность и готовность осуществлять профессиональную деятельность в конкретных профессиональных областях деятельности, формируемая на основе усвоения содержания специальных дисциплин на специализированных  кафедрах.

Основными элементами разработки профессионально-специальных компетенций нами выделены и  подготовлены матрицы и карты для конкретных разделов и дисциплин, выбор и адаптация активных методов обучения, а также методы их мониторинга. В частности на кафедре тактико-специальной подготовки данные документы подготовлены для следующих разделов и дисциплин: «Топография  в деятельности ОВД», «Деятельность ОВД в ГО и ЧС», «Специальная тактика», «Основы личной безопасности», «Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность».

Матрица профессионально-специальных компетенций для дисциплин кафедры тактико-специальной подготовки включает: наименование и содержание профессиональной и выбранной профессионально-специальной  компетенции для каждой дисциплины изучаемой на кафедре по перечисленным выше областям.

Следующим элементом формирования профессионально-специальных компетенций является специализированная карта для каждой дисциплины, которая раскрывает их содержание, методику формирования, методы оценки и степени уровня освоения.

Методы

Разработка профессионально-специальных компетенций осуществляется на основе технологии, которая основывалась на положениях ряда исследований [1,3], реализует применительно для компетентностного подхода следующие адаптированные для каждой области и дисциплины активные методы:

1. Организационно-деятельностная игра - метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности будущих сотрудников полиции, где отрабатываются профессиональные умения и навыки.

2. Викторина - активный игровой метод обучения, заключающийся в индивидуальном и коллективном поиске ответов на устные или письменные вопросы из различных областей знаний правоохранительной деятельности.

3. Игровое проектирование - метод интенсивного обучения, его цель - процесс создания или совершенствования проектов при решении задач по областям профессиональной деятельности.  Для его осуществления будущие сотрудники полиции  разбиваются на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта по заданным преподавателем темам и вариантам, реализуемым на практике.

4. Круглый стол - проводится в форме конференции или собрания в рамках более крупного мероприятия. Реализуется как свободная дискуссия компетентных и разнородных участников для непосредственного обсуждения профессиональных проблем в правоохранительной деятельности .

5. Межотраслевое комплексное занятие - активный метод обучения, реализующий конструирование и проведение комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер профессиональной деятельности для решения проблем в различных сферах правоохранительной деятельности.

6. Мозговая атака - активный метод обучения и оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором будущим сотрудникам полиции предлагаются высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе не всегда реальных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают оптимальные, которые могут быть использованы на практике.

7. Проблемная лекция - проводится по специальному плану, в котором включены проблемные вопросы и ситуации, требующие поиска новых вариантов их решения. В начале обсуждения каждого вопроса курсантам ставится учебно-воспитательная проблема. Преподаватель принимает разные мнения, подходы, корректирует и направляет ход обсуждения, в процессе которого приводятся практические примеры для активизации поисковой активности обучаемых. В заключение производится анализ различных мнений и доводится научно обоснованная информация по изучаемой теме.

8. Ролевая игра - игра обучающего и развивающего назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках заданных им профессиональных ролей (должностей), руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, решают задачи профессиональной деятельности, при этом производится индивидуальная и коллективная оценки действий, обеспечивается дух состязательности и применяются методы поощрения или порицания в зависимости от работы каждого участника.

Мониторинг оценки уровня усвоения профессионально-специальных компетенций предлагается осуществлять как с использованием традиционных, так и инновационных специальных оценочных средств [2], и в частности таких, как:

1. Модульно-рейтинговая система включает процесс обучения и контроля усвоения знаний по балльно-рейтинговая система оценки деятельности и достижений курсанта. Материал подается по блокам конкретных областей правоохранительной сферы деятельности.

2. Стандартизированный тест с творческим заданием, включает тестовые задания, оформленные в виде проблемных ситуаций, для решения которых требуется творческий выбор, как из заданных направлений решений, так и нестандартных, самостоятельно принимаемых будущими сотрудниками полиции.

3. Кейс-метод - предполагает накопление различных документов, характеризующих профессиональные достижения курсантов, например: набор оформленных карт и служебных графических документов по топографии; набор практикумов по специальной тактике; а также докладов, статей, выступлений.

4. Портфолео включает индивидуальные достижения курсанта, такие как различные призы, грамоты и другие достижения.

5. Метод развивающейся кооперации - интерактивный метод, в котором постановка задач требует объединение курсантов в различные профессионально-служебные коллективы, для решения задач правоохранительной направленности. При этом оценка коллектива и каждого участника коррелируется, чем обеспечивается взаимное заражение и воспитание ответственности в коллективе.

Выводы

Для проверки эффективности предлагаемого подхода по разработке и мониторингу профессионально-специальных компетенций была проведена опытно-экспериментальная работа на базе Барнаульского юридического института МВД России. С этой целью выделены две группы курсантов - контрольная, осуществляющая подготовку по существующей программе, и экспериментальная, в которой были реализованные предлагаемые инновации. Основными критериями оценки сформированности профессионально-специальных компетенций были выделены мотивационный, когнитивный и деятельностный. Профессионально-специальная компетентность оценивалась по уровням: высокий - отлично (91-100) и очень хорошо (84-90), допустимый - хорошо (74-83) и удовлетворительно (68-73), критический - посредственно (61-67) , недопустимый - неудовлетворительно (0-60). Анализ итогового результата формирования профессионально-специальной компетентности будущего полицейского показал, что его рост в экспериментальной группе по сравнению с контрольной по выделенным критериям составил не менее 30 %.

Таким образом, нами разработана технология формирования и мониторинга профессионально-специальных компетенций для кафедры тактико-специальной подготовки, которая включает матрицы и карты для конкретных дисциплин, а также активные методы обучения. Мониторинг осуществляется с помощью специальных методов и средств корректировки уровней сформированности профессионально-специальных компетенций обучаемых.

Рецензенты:

Федулов Б.А., д.п.н., профессор кафедры физической культуры Алтайской государственной академии культуры и искусств, г. Барнаул;

Мошкин В.Н., д.п.н., доцент, профессор кафедры физической культуры Алтайской академии экономики и права, г. Барнаул.


Библиографическая ссылка

Калинин С.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И МОНИТОРИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19187 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674