Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИНЦИПЫ ДИНАМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Селиванова Е.А. 1
1 ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
В статье рассматриваются актуальные в настоящее время подходы к обучению взрослых людей. В частности внимание уделяется проведению учебных занятий учителей в системе дополнительного профессионального образования. Рассматривается такая современная форма обучения, как воркшоп, отмечаются особенности ее применения при работе с учителями. Также поднимается вопрос значимости динамического обучения для формирования учебной мотивации взрослого обучающегося. В этой связи раскрываются принципы динамического обучения применительно к обучению педагогов. Отмечается значимость индивидуализированного подхода к слушателю, основанного на теории «семи интеллектов» Г. Гарднера. Раскрывается особенность каждого вида интеллекта с комментариями автора относительно их применения на учебных занятиях со слушателями. В завершении дается опыт применения психологических техник в работе с педагогами.
принципы динамического обучения
воркшоп
обучающийся
педагог
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.
2. Ильясов Д.Ф. Особенности повышения квалификации педагогов в учреждении дополнительного профессионально-педагогического образования / Д.Ф. Ильясов, М.И. Солодкова // Педагогическое образование и наука. – 2010. - № 1. – С. 64–69.
3. Ильясов Д.Ф. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя. В 4-х ч. Ч. 2: Педагогические ситуации в школе: учеб. пособие для слуш. курсов повышения квалиф. пед.кадров / Д. Ф. Ильясов, В.Н. Кеспиков, Е. А. Селиванова, О.А. Ильясова. – М: ВЛАДОС, 2012. – 328 с.
4. Селиванова Е.А. Психологические особенности организации обучения педагогов // Е. А. Селиванова, Н.Ю. Андреева, Л.А. Курышова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – Челябинск. - № 2 (19). – С. 20-31.
5. Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 360 с.

Осуществляя обучение взрослых необходимо понимать, что оно отличатся от обучения школьников или студентов. Взрослые люди, имеющие профессиональный опыт, в той или иной мереориентированы на конкретное содержание обучения, они определяют для себя его цели, направленны на практикоориентированные формы работы, выступают с конкретным запросом к результатам обучения, что позволяет им в дальнейшем выстраивать свою деятельность, осознанно либо бессознательно осуществляя профессиональное самопроектирование [2]. Данные аспекты необходимо учитывать преподавателям, обучающим педагогов на курсах повышения квалификации, модульных курсах, стажировках.Ранее мы отмечали, что помимо прочегона качество обучения слушателей влияет учет их психологических особенностей, личных и профессиональных потребностей,стиля взаимодействия с учениками, ведущей репрезентативной системы, возможных психологических защити пр. [4].

Учитывая тот факт, что ведущей деятельностью в зрелом возрасте является профессиональная деятельность, учителю важно найти возможность в ней реализоваться [1]. Для этого необходимо дать учителям новый положительный настрой на свою педагогическую деятельность. Вместе с тем наблюдая на лекционных занятиях неготовность педагогов конструктивно работать, усталость, апатию и профессиональное выгорание возникает понимание важности не только обновления содержания лекционных и практических занятиях, но и основных подходов к подаче материала.

В качестве обновления содержания лекционного материала рекомендуется включать информацию, адресно раскрывающую тему; информацию, которая не только полезна, но и интересна педагогам (при сохранении основной темы лекции). Интерес является основной эмоцией, на базе которой материал легко воспринимается и сохраняется. Учителя прекрасно понимают, что для мотивации школьника к активной работе на уроке также важно ориентироваться на данную эмоцию.

Переходя к вопросу выстраивания занятий на эмоции интереса отметим, что в последнее время все большую актуальность приобретают активные формы работы в процессе обучения слушателей. Нам импонируют положения К. Фопеля о динамических принципах обучения взрослых, основанных на идеях Г. Гарднера о «Семи интеллектах». В этой связи отметим, что базовые положения используются нами на курсах повышения квалификации.

Сначала раскроем такую форму обучения слушателей как «воркшоп», элементы которого нами применяются на занятиях со слушателями.

Согласно К. Фопелюворкшоп представляет собой интенсивное учебное мероприятие, на котором участники учатся, благодаря собственной активной работе. Здесь преподаватель осуществляет небольшие включения в деятельность слушателей, для направления данного процесса в нужное русло. Данная форма отличается от семинара тем, что на семинаре процесс идет запланировано и преподаватель выступает в качестве  главного транслятора знаний. Воркшоп представляет собой некий тренинг, где участники становятся более компетентными, более активными, открытыми и информированными за счет некоего самообучения друг у друга. На самом деле группу слушателей представляет достаточно разнородный состав: от молодых специалистов, недавно окончивших вуз, до педагогов со стажем. Многие учителя готовы поделиться своим опытом, особенно это можно отметить при обучении психологов. Не все специалисты имеют возможность широко представить свои профессиональные знания, умения, хотя возможность публиковаться в сборниках конференции есть сейчас у каждого учителя, психолога, руководителя образовательного учреждения. Поэтому на лекционных занятиях, предполагающих практическую часть работы, многие слушатели значительно оживляются и презентуют свои наработки.

Включая элементы воркшопа в учебное занятие необходимо придерживаться следующих принципов динамического обучения, которые были сформулированы К. Фопелем, на основе результатов неврологических,нейропсихологическихи психологических исследований.

Согласно первому принципу мозг рассматривается в качестве комплексной адаптивной системы, которая может работать одновременно на различных уровнях, включая одновременное взаимодействие мыслительных, эмоциональных и физиологических процессов. Поэтому преподаватель на занятиях должен структурировать учебные процессы, понимая сложные механизмы психической деятельности, выбирая из разнообразного арсенала методов и техник, подходящие в зависимости от состояния группы, ее установок, ситуации в целом.

Второй принцип рассматривает психику личности в качестве социального феномена. Познание мира, начиная с рождения, осуществляется через различные взаимоотношения человека с окружающей средой. Данные взаимодействия и влияют на пластичность психики. В этой связи обучающегося учителя нужно рассматривать не изолированно, а интегрировано в социальной системе. Необходимо, чтобы в группе слушателей поддерживался благоприятный психологический климат, происходило принятие преподавателем каждого члена группы. Помимо прочего и слушатели сами должны принимать друг друга. Нельзя исключить и возможности возникновения конфликтных ситуаций, поэтому при возникновении конфликтов важно правильно их урегулировать.

Следующий, третий, принцип позиционирует связь обученияс физиологией личности. Преподавателю важно понимать, что обучение зависит от особенностей восприятия и интерпретации опыта слушателей, оно оказывают влияние на совершенствование мозга. Понимая, что стрессовые состояния затрудняют усвоение информации, ухудшая качество восприятия, вызывая инертность психических процессов. Творческую активностьвызывает чувство безопасности или удовлетворения. Поэтому необходимо учитывать существование благоприятного и неблагоприятного времени для обучения, которое определяется биологическими ритмами и индивидуальными особенностями.

Поиск смысла в обучении заложен в четвертом принципе. В начале статьи уже отмечалось, чтокаждый педагог имеет глубоко укоренившуюся потребность понимать и обосновывать свой опыт, интерпретировать для себя получаемые знания и впечатления. Поэтому преподавателю необходимо одновременно поддерживатьв группе стабильность и доверительность, при этомориентироваться на удовлетворение педагогического любопытства. В этой связи учебный процесс должен подразумевать вызов и возможность открытий, обоснованность  включения тех или иных вопросов в лекцию.

Пятый принцип гласит, что обучение базируется на прошлом опыте, оно ориентировано на формирование новых творческих моделей. К.Фопель утверждает, что человеческий мозг выступает в качестве исследователя и художника, который, выделяя в окружающем мире знакомые для себя структуры, формирует новые творческие модели. Вместе с тем он защищается от информации и деятельности, лишенной смысла. В этой связи преподавателю, читающему лекции для слушателей,рекомендуется структурировать особым образом материал и выстраивать учебный процесс, ориентируясь на опыт учителя.

Согласно шестому принципу чувства личности имеют большое значение в обучении. Здесь вспоминается общий принцип психологии единства интеллекта и аффекта, когда эмоциональная и интеллектуальная сферы неотделимы друг от друга и взаимозависимы. Иными словами чувства влияют на понимание и восприятие смысла изучаемой информации. Поэтому преподавателю важно отслеживать эмоциональный климат в группе, атмосферу уважения,поддержки, признания.

В седьмом принципе отмечается, что воспринимая информацию,мозг дифференцирует ее и обобщает. У большинства людей взаимодействуют оба полушария при занятии рисованием или музыкой, при программировании или обучении.Получая информацию, мозг разбивает ее на части, но при этом воспринимает ее целостно. Поэтому эффективный учебный процесс должен выстраиваться, основываясь на принципе дифференциацииинформации в процессе постепенной подачи материала. Вместе с тем, для того чтобы навыки формировались по частям и понимание достигалось постепенно, обучающийся учитель должен видеть целостную картину того, что он изучает.

В восьмом принципе отмечается, что концентрируясь на чем-либо определенном, мы воспринимаем информацию, находящуюся вне поля внимания. Человеческий мозг воспринимает информацию, которая сразу доходит до сознания, и ту, которая сознательно не воспринимается, но откладывается в подсознании. Иными словами мозг реагирует на все стимулы окружающей среды. Зная это, преподаватель должен обеспечивать создание интересной, культурной,содержательной среды. На учебных занятиях рекомендуется применять различные позитивные символы: наглядные схемы, образы, плакаты, картины, видео- и аудиозаписи, соответствующие контексту занятия.

В этой связи следующий девятый принцип является логическим продолжением предыдущего восьмого. Согласно данному принципу обучение осуществляется как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Человек узнает гораздо больше, чем ему кажется. На глубинном уровне психики (бессознательном) происходит множество неосознаваемых процессов, которым влияют на поведение, принятие решений, придают значение нашему опыту или вытесняютопределенную информацию, впечатления. Поэтому преподаватель должен понимать, что не вся информация останется на уровне сознания слушателя, а в подсознании она сохранится полностью. Вместе нужно знать, что определенная часть информации достигает сознания слушателя с определенным опозданием.

В десятом принципе отмечается, что информация сохраняется различными способами. Так для запоминания одной информации необходимо ее учить наизусть, постоянно повторять (сюда относятся, цифры, даты, стихотворения), фиксировать. Для сохранения другой информации порой достаточно одного ее восприятия, такая информация сохраняется автоматически, фиксирует опыт во времени и пространстве, это эмоциональный опыт. Другими словами, значимая (интересная, необходимая) и незначимая информация запоминается по-разному. Выстраивая учебное занятие, преподаватель должен учитывать связь информации с актуальным опытом и ранее сформированным знанием, так как, чем меньше проявляется такая связь, тем больших усилий применяется слушателем для сохранения информации в памяти [3].

Согласно одиннадцатому принципу, информация запоминается гораздо лучше, если есть возможность ее прожить и прочувствовать. «Пространственная» память лучше активизируется, если использовать акцентированное на переживании обучение. Здесь речь идет ни в коем случае не о искусственно вызванных эмоциях, преподаватель должен быть в меру драматичным и эмоциональным, чтоб задействовать эмоции слушателей. Для этого рекомендуется использовать различного рода средства: притчи по теме, стихотворения, реальные истории, видеоматериалы, включающие ситуации, затрагивающие чувства слушателей. Полагаем излишним отмечать, что данный материал должен быть привязан к теме занятия.

Двенадцатый принцип в последнее время провозглашается довольно часто, он гласит, что обучение продолжается в течение всей жизни. Не смотря на то, что для развития той и иной функции существует определенный сензитивный период (есть значимые периоды для сенсорного развития, развития речи, мышления, психосексуальной сферы),мозг взрослого человекапродолжает устанавливать новые нейронные связи, накапливая опыт. Преподавателю важно понимать, что в качестве мотивов обучения у детей и подростков могут выступать потребности стать взрослыми, независимыми, у взрослых мотивы совершенно иные. В начале статьи отмечалось, что ведущей деятельностью в период зрелости является профессиональная деятельность, поэтому мотивами обучения могут выступать знания, позволяющие самореализоваться в своей работе, усовершенствовать ее, тем самым улучшить свое эмоциональное состояние, социальные связи и даже материальное положение.

В тринадцатом принципе отмечается, что эффективному обучению способствует азарт, а мешает ощущение угрозы. Обучение эффективно, когда человек чувствует некий вызов от окружающей среды, если же он ощущает беспомощность, страх, отчаяние, мозг «выключается», внимание рассеивается, мышление становится более инертным, восприятие ситуации искажается. В учебных группах преподавателю нужно создавать некий вызов, риск, интерес, но в основе должна находиться позитивная психологическая атмосфера в группе. Избегать необходимо ситуаций, в которых учитель будет ощущать собственное бессилие, страх и другие отрицательные эмоции и состояния. Поэтому необходимо структурировать учебное занятие, чтобы сформировать «расслабленное внимание».

И, наконец, четырнадцатый принцип провозглашает уникальность мозга каждого человека, не смотря на сходное его строение у всех людей. У каждого человека есть свой уникальный генетический «багаж», собственный набор установок и убеждений, свои способности и склонности, свои особенности темперамента и черты характера. Уникальный набор данных характеристик и составляет неповторимость каждого человека. Поэтому преподавателю необходимо разнообразить учебный процесс, понимая важность включения визуальных, аудиальных, тактильных, эмоциональных, вербальных способностей слушателей. Необходимо организовывать ситуацию выбора, чтобы слушатель мог выбрать наиболее подходящий для него способ обучения.

Данные принципы динамического обучения лежат в основе эффективного освоения информацией педагогов. Учитывая их положения и выстраивая занятие на их основе, можно значительно оптимизировать учебный процесс и замотивировать слушателей на активный процесс обучения и самопознания.

Раннее отмечалось, что многие принципы основаны на возрастных и психологических особенностях взрослых. Для понимания последних можно прибегнуть к теории «сем интеллектов» Г. Гарднера. ГовардГарднер рассматривает интеллект как способность адекватно, успешно, своевременно реагировать на жизненные ситуации, обучаться на собственном опыте. Исходя и личностных особенностей, творческих и интеллектуальных способностей людей автор выделяет семь интеллектов. Нам импонирует такой креативныйи в то же время простой подход автора к пониманиюинтеллекта, в этой связи укажем виды интеллекта, которые может учитывать в своей работе преподаватель.

Первый интеллект, который определяет автор, - вербальный. Он включает в себя вербальные способности, которые особо необходимы журналистам, психологам, адвокатам и конечно учителям. Вербальный интеллект позволяет человеку аргументировать свою точку зрения, убеждать, одобрять, вести беседу, эффективно обучать. Для развития вербального интеллекта важно много читать, дискутировать, рассуждать, выступать на публике. На учебных занятиях мы доносим до сознания педагогов, что главным орудием их деятельности является слово. Ведь не зря веками существует выражение, согласно которому «словом можно погубить человека или спасти, вылечить». Не всегда учитель осознает насколько тонким и мощным средством воздействия на личность он обладает. Ежедневно пребывая в ситуациях общения, восприятие учителя может притупиться, в силу привыкания к постоянной коммуникации. Перестройка общения, переход на новый более высокий эмпатийный уровень общения позволит учителю получить авторитет у обучающийся, достигнуть новых вершин своего личностно-профессионального развития. Если рассматривать предметную область педагогики, то учителя литературы, истории, иностранных языков обладают таким интеллектом.

Логико-математический интеллект позволяет работать с цифрами, производить расчеты, логически рассуждать. Такой интеллект необходим, прежде всего, программисту, экономисту, бухгалтеру, ученому-исследователю. Применительно к педагогической профессии он в первую очередь развит у учителей математики, физики, информатики.Пространственно-визуальный интеллект предполагает осуществление осмысливания информации «в картинках» и пространственных схемах. Такой интеллект требуется фотографам, архитекторам, художникам, скульпторам и пр. Лица с таким интеллектам обладают хорошей наблюдательностью, они выражают свои мысли в образах. Пространственно-визуальный интеллект необходим учителям рисования, черчения, геометрии, географии.

Музыкально-ритмический интеллект позволяет очень тонко воспринимать мелодии и ритмы, оценивать их и создавать новые. Композиторы, певцы, музыкальные работники, хореографы владеют этим видом интеллекта.Телесно-кинестетический интеллект представляет собой разум нашего тела, он позволяет контролировать собственные движения, умело работать руками. Ремесленники, спортсмены, механики, хирурги должны уметь владеть своим телом, его тонкими движениями. У учителей физкультуры, хореографии, сценического мастерства развит этот интеллект.

Межличностный интеллект позволяет сотрудничать с людьми, принимать их, воспринимать настроения других людей, понимать их потребности. Он требуется социальным работникам, менеджерам, психотерапевтам, офицерам, ведущим, политикам. В образовательном учреждении желательно, чтобы у каждого педагога был такой интеллект, особенно у педагога-психолога, завуча, классного руководителя, директора.Внутриличностный интеллект направлен на способность понимать свой внутренний мир, собственные потребности, возможности, ориентировать людей на наши желания. Если рассматривать профессии, которые предполагают такой интеллект, то следует указать теологов, консультантов, разного рода профессии, включая педагогическую [5].

Преподаватель должен понимать, что каждый человек обладает данными видами интеллекта в той или иной мере и не всегда можно отметить жесткую привязку к определенной профессии. Все эти виды интеллекта работают взаимосвязано и позволяют решать жизненные и профессиональные ситуации. Преподаватель на лекции должен дать слушателям четкое понимание, что каждый из них обладает колоссальным потенциалом, сочетанием разных видов интеллекта, развивать который вполне возможно при определенной мотивации.Для развития каждого вида интеллекта есть специальные методы, нам импонирует универсальный метод притч, который можно использовать на каждом занятии в контексте темы, рассматривая вопросы, связанные с профессиональной деятельностью учителя, текущими жизненными ситуациями. Притчи направлены на философское восприятие ситуации и нахождение из нее выхода путем отождествления себя с главным героем. Такой метод гармонично вписывается в принципы динамического обучения, позволяющие преподавателю актуализировать потенциал учителя, исходя из его особенностей, доминирования того или иного типа интеллекта.

Рецензенты:

Ильясов Д.Ф., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г. Челябинск;

Олефир С.В., д.п.н., декан факультета психологии, заместитель директора МКУК «Централизованная система детских и школьных библиотек», г. Озерск.


Библиографическая ссылка

Селиванова Е.А. ПРИНЦИПЫ ДИНАМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19137 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674