Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Самсонова Е.В. 1
1 ГБОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет
Рассматриваются вопросы обеспечения качественного доступного образования детям с ограниченными возможностями здоровья посредством сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций. Дается определение сети образовательных организаций как полифункциональной системы, способной предоставить широкий спектр качественных образовательных услуг на основе сетевого взаимодействия организаций.Показывается, чтосетевое взаимодействие позволяет аккумулировать материально-технический, кадровый и методический ресурс организаций. Рассматриваются организационные, финансово-экономические, методические задачи сетевого взаимодействия образовательных организаций. Раскрываются необходимые условия организации сетевого взаимодействия образовательных организации, такие как: наличие нормативно-правовой базы регулирования правоотношений участников сети; договорные формы правоотношений между участниками сети; наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих учащимся действительную возможность выбора образовательных услуг; возможность осуществления перемещений учащихся и (или) учителей и специалистов образовательных организаций, входящих в сеть. В статье представлены различные моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций для решения задач инклюзивного образования модель стратегического партнерства, объединение организаций через ресурсный центр, аутсорсинг.
ресурсный центр.
ассоциация
аутсорсинг
модели сетевого взаимодействия
сетевое взаимодействие
сеть образовательных учреждений
1. Жуковицкая H.H. Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений в региональной образовательной системе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: научный журнал. — СПб., 2008. — №33 (73). — С. 205-209. —0,5 ил.
2. Круглов М., Г., Сергеев С. К., Такташов В. А. и др. Менеджмент систем качества: Учеб.пособие — М.: ИПК Издательство стандартов, 1997. — 368 с.
3. Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.
4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Инклюзивное образование. Выпуск 4. //сост.Самсонова Е.В., Прочухаева М.М.– Москва:Центр «Школьная книга», 2010.
5. Никитин М.В. Ресурсный центр как функциональная модель непрерывного профессионального образования. – М., 2004.
6. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография /отв.ред. С.В.Алехина. ‒ М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. ‒ 270 с.

Развитие современной системы  образования требует обеспечения  качественного доступного образования для всех без исключения учащихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Решение этой задачи зависит от возможностей каждой конкретной образовательной организации, ее наличных ресурсов. Однако ресурсные возможности образовательных  организаций не всегда достаточны. Так, решение задач инклюзивного образования требует создания инклюзивной культуры в образовательной организации, создания специальных образовательных условий, зависящих от особых образовательных потребностей обучающихся, изменения компетенций педагогических работников, организацию психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, изменение системы оценивания результатов обучения и др. В современных условиях многие образовательные организации таким ресурсом не обладают. Дефицит ресурсов одних организаций может быть восполнен ресурсами других за счет  создания образовательной сети муниципального, регионального и федерального уровней. 

Цель  исследования ‒ разработка моделей сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций для решения задач развития инклюзивного образования.

Методы исследования

-       Метод изучения и обобщения опыта реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях города Москвы.

-       Методы теоретического моделирования.

База  исследования

Исследование проводилось на основе репрезентативной выборки образовательных учреждений Департамента образования города Москвы, участвующих в развитии инклюзивного образования, из десяти округов  ‒ образовательных организаций, реализующих программы общего образования всех уровней ‒ от дошкольного до высшего, образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы и программы дополнительного образования, психолого-педагогические медико-социальные центры (ППМС-центры).

Результатом проведения исследования явилась разработка функционирующих моделей сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций в целях обеспечения доступности качественных образовательных услуг общего образования для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, преемственности и непрерывности их психолого-педагогического сопровождения.

Сеть образовательных организаций ‒ полифункциональная система, способная предоставить широкий спектр качественных образовательных услуг на основе сетевого взаимодействия организаций.

Организация сетевого взаимодействия предполагает использование ресурсов нескольких образовательных и иных организаций, обеспечивающих возможность учащимися осваивать образовательные программы различного уровня и направленности.

Задачи, решаемые в условиях сетевого взаимодействия

Организационные задачи:

- освоение механизма построения образовательных сетей и выбора модели, адекватной образовательным потребностям и ресурсному обеспечению образовательных организаций, входящих в сетевое взаимодействие;

- реализация новых подходов к организационному построению учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях сети;

-  формирование системы мониторинга работы образовательных сетей;

- создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих использование образовательных технологий в учебном процессе при реализации адаптированной образовательной программы  в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций, направленных на полноценное удовлетворение потребностей учащихся.

Финансово-экономические задачи:

- внедрение механизмов финансирования реализации образовательной программы организациями, входящими в сетевое взаимодействие;

- эффективное использование ресурсов (образовательных, кадровых, организационных, материально-технических) в условиях  функционирования образовательных сетей.

Методические задачи:

- расширение спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов учащихся с учетом их психофизических особенностей;

- разработка психолого-медико-педагогическим консилиумом адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ и программы ее реализации с помощью ресурсов образовательной сети;

- разработка психолого-медико-педагогическим консилиумом и психологической службой образовательных организаций  методов максимально эффективного функционирования учащихся и педагогов в рамках образовательного пространства сети;

- освоение педагогами  и специалистами способов и приемов поиска и использования в учебном процессе образовательных ресурсов и образовательных технологий;

-внедрение в практику педагогов новых форм педагогической и учебной деятельности, направленных на реализацию задач ФГОС и СФГОС по формированию комплекса академических и жизненных навыков и компетенций, необходимых для успешного функционирования детей в современном информационном обществе;

-освоение педагогами методов комплексного оценивания учащихся с ОВЗ, учитывающего результаты учебной деятельности в различных формах  обучения;

- использование в учебном процессе   мониторинга результатов учебной деятельности учащихся  с ОВЗ для объективного оценивания деятельности организаций, включенных в сетевое взаимодействие.

Необходимыми условиями организации сетевого взаимодействия образовательных организаций являются:наличие нормативно-правовой базы регулирования правоотношений участников сети;договорные формы правоотношений между участниками сети; наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих учащимся действительную возможность выбора образовательных услуг;возможность осуществления перемещений учащихся и (или) учителей и специалистов образовательных организаций, входящих в сеть.

При организации обучения детей с ОВЗ по адаптированной образовательной программе сетевое взаимодействие образовательных и иных организаций представляет собой их совместную деятельность, которая обеспечивает возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов этих организаций.

В реальной практике последних лет активно разрабатываются и внедряются различные модели образовательных сетей.       Выбор модели развития сети образовательных организаций основывается на учете внешних и внутренних ресурсов по обеспечению качественного доступного образования всем обучающимся.

Модель построения образовательных сетей на основе стратегического партнерства образовательных организаций

Данная модель основана на стратегическом партнерстве организаций общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов ППМС-центров и общественных организаций. При стратегическом партнерстве каждый участник сети имеет свои ресурсы, дополняющие друг друга для решения определенной задачи. Эта модельоснована на распределении образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется возможность получения образования в соответствии с адаптированной образовательной программой и индивидуальным учебным планом в  собственной школе и в кооперированных с ней образовательных структурах, в которых есть те предметы и специалисты, которых нет в основной школе.

В случае стратегического партнерстваобмен ресурсами и услугами многосторонний, взаимовыгодный. Основой функционирования сети по этой модели являются конкретные проекты («временные связи»), создаваемые на основе сетевого взаимодействия на время решения стоящей перед членами сети задачи.

          Модели стратегического партнерства образовательных учреждений могут быть сформированы независимо от того, каким образом организован учебно-воспитательный процесс в каждом из образовательных учреждений сети:  со стационарными классами, работающими по адаптированной основной образовательной программе для детей с ОВЗ определенной категории, или с использованием адаптированных образовательных программ, разрабатываемых психолого-медико-педагогическим консилиумом для конкретного ребенка.
     Данная сетевая модель основана на идее обмена образовательными ресурсами образовательных организаций, входящих в сетевое взаимодействие. Такой обмен становится эффективным, когда сеть состоит из ОО, ресурсы которых дополняют друг друга. В сумме они составляют объем образовательных ресурсов, различающийся как по содержанию, так и по форме обучения: в очной, очно-заочной форме, в форме экстерната, в том числе частичного экстерната, в семейной форме, в форме дистанционного обучения.

Образование ребенка с ОВЗ может решаться усилиями различных организаций:  обучение по основной образовательной программе при условии ее адаптации с привлечением, например, специалистов ПМПК или ППМС-центра  ребенок получает в школе, а необходимые программы дополнительного образования (например, ритмика), ребенок получает в ближайшем учреждении дополнительного образования, в тоже время коррекционно-развивающие занятия ребенок посещает в ППМС-центре.

В  этом случае разрабатывается маршрут передвижения ребенка, а организации определяют содержание своей специализации в зависимости от имеющегося ресурса.

Модель построения образовательной сети на основе ресурсного центра

  Эта модель представляетсобой интеграцию нескольких образовательных организаций  вокруг одной из них, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом, которая для остальных ОО будет выполнять роль ресурсного центра. В этом случае каждая из ОО данной группы обеспечивает в полном объеме изучение базовых общеобразовательных предметов и ту часть вариативного содержания обучения, которую она в состоянииреализовать с учетом своих возможностей. Ресурсный центр обеспечивает сопровождение образовательного процесса кадрами, программами, учебными материалами, специальным оборудованием, проводит консультации педагогов и специалистов.
              Ресурсными центрами могут быть образовательные организации, образовательный, кадровый и материально-технический потенциал которых достаточен для удовлетворения образовательных потребностей учащихся ОО сети - это могут быть ППМС-центры, Методические центры, Вузы, научные организации.

Основными задачами Ресурсного центра являются:

- Разработка методологических основ и технологий организационных и содержательных аспектов сопровождения инклюзивного образования.

- Проектирование сопровождения и мониторинг инклюзивных процессов в образовательных организациях, включающих  детей с ОВЗ в программы дошкольного, общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования.

- Разработка методологии и практикоориентированных технологий сопровождения всех субъектов инклюзивного процесса.

- Аккумуляция передового опыта и эффективных технологий в области интегрированного (инклюзивного) образования.

-  Разработка и внедрение пакетов специальных условий для организации инклюзивного образования.

- Разработка и реализация программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки психолого-педагогических кадров для реализации задач сопровождения инклюзивных процессов в образовании.

- Создание и поддержка информационной базы инклюзивного образования.

- Разработка и реализация программ по сопровождению и психолого-педагогической поддержке родителей детей с ОВЗ, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях города.

Особенно важным аспектом ресурсного обеспечения является адаптация и модификация имеющихся образовательных программ и воспитательных технологий с учетом разноуровневой организации образовательного процесса, позволяющего во фронтальном режиме обеспечивать полноценное образование (и воспитание) различных категорий детей, с различными стартовыми и ресурсными возможностями, но включенными в единое образовательное (инклюзивное) пространство.

Необходимо также методическое обеспечение деятельности специалистов сопровождения: психологов, логопедов и дефектологов, в том числе сурдо- и тифлопедагогов, педагогов дополнительного образования и тьюторов и других специалистов, работающих в ОУ. В образовательном процессе могут быть использованы технологии совместной работы учителя и специалиста на уроке, где обучаются дети с разными образовательными потребностями и возможностями.

Работа педагогов должна подкрепляться информационными и справочными материалами, с тем, чтобы они могли готовить свои занятия и обновлять собственные знания.

Деятельность Центра осуществляется в рамках государственного задания по реализации государственных услуг/работ и в рамках заключенных с образовательными организациями договоров.

Аутсорсинг как модель сетевого взаимодействия в сфере образования

В инклюзивном образовании идея привлечения сторонних организаций, работающих в режиме аутсорсинга, обоснована  дефицитом специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в образовательной организации, реализующей общеобразовательную программу и недостаточными компетенциями педагогического персонала. Вот почему передача функций по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, реализации адаптированных программ и программ дополнительного образования,  методическому сопровождению педагогов образовательной организации ППМС-центрам, СКОУ, организациям дополнительного образования может служить примером решения проблемы.

Аутсо́рсинг означает использование внешнего источника ресурса. В аутсорсинге осуществляется передача организацией на основании договора определённых производственных функций на обслуживание другой организации. Экономическое значение аутсорсинга состоит в перераспределении функций основной организации за счет привлечения аутсорсера, специализирующегося на определенных видах деятельности с целью повышения эффективности основной организации.

В рамках образовательного аутсорсинга образовательное учреждение получает возможность сосредоточить все внутренние ресурсы на основных видах образовательной деятельности, передав остальные (в том числе методические, консультационные, поддерживающие) функции профессиональному партнеру - аутсорсеру. В отличие от услуг простого сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер, в сферу образовательного аутсорсинга переходят функции профессиональной поддержки методических и организационных систем образования и его инфраструктуры на основе длительного контракта.

В профессиональной литературе, посвященной проблеме аутсорсинга перечисляются следующие выгоды использования образовательного аутсорсинга для привлечения внешних ресурсов в образовательных системах, образовательных учреждениях, иных образовательных субъектах:

  • освобождение внутренних ресурсов - это возможность сконцентрироваться на ключевых аспектах основной образовательной деятельности и получить синергетический эффект;
  • оптимизация образовательных процессов;
  • снижение затрат и уменьшение инвестиций в образовательную инфраструктуру;
  • повышение способности быстро реагировать на внешние изменения;
  • улучшение качества образовательных услуг в целом.

На основе договора аутсорсинга построено взаимоотношение между потребителем аутсорсинговых услуг и аутсорсером. Договор аутсорсинга должен содержать требования, касающиеся квалификации и профессионального опыта персонала аутсорсера, который будет привлекаться к решению задач заказчика. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих эпизодический характер, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке работы образовательной организации на основе длительного контракта (не менее 1 года). Источниками финансирования расходов при реализации указанных функций внешними исполнителями выступают бюджетные ассигнования, предусмотренные на развитие образовательных учреждений, средства целевых программ, а также собственные средства образовательных учреждений (от оказания платных услуг, доходы от предпринимательской деятельности, безвозмездные поступления и др.).

Рецензенты:

Шеманов А.Ю., д.ф.н., профессор МГППУ, г.Москва;

Нартова-Бочавер С.К.,д.псх.н., профессорМГППУ, г.Москва.




Библиографическая ссылка

Самсонова Е.В. МОДЕЛИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19060 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674