Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТА В КУЛЬТУРОСООБРАЗНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Мягкова Н.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Оптимальное формирование социальной креативности студента, отражающее расширение диапазона знаний о творчестве, развитие мотивации к социальному творчеству, обогащение практического опыта творческой деятельности, может быть достигнуто за счёт моделирования процесса формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде педагогического университета. Разработка модели формирования социальной креативности студента осуществлялась на основе совокупности взаимосвязанных методологических подходов (культурологического, деятельностного и средового) и принципов (социальной активности, творческого сотрудничества, экологии творчества, социальной самореализации, рефлексивности). В исследовании доказана перспективность использования научно обоснованных принципов формирования социальной креативности студента, комплексность которых задает цели социально ориентированной деятельности студента на основе научных подходов, углубляющих теорию социально-педагогического моделирования креативного процесса образования. В исследовании дано описание методологических подходов и принципов как детерминант формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде педагогического университета. Использование детерминант формирования социальной креативности позволяет раскрыть разноплановые характеристики исследуемого явления и проектировать эффективную стратегию совершенствования феномена социальной креативности.
моделирование процесса формирования социальной креативности
детерминанты формирования социальной креативности
студент
педагогический университет
социальная креативность
1. Боровинская Д.Н. Креативно-информационная модель человека: философский анализ социальных взаимосвязей. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2010. – 128 с.
2. Быстрай Е.Б. Формирование межкультурной педагогической компетентности будущих учителей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 123 с.
3. Глазачев С.Н. Моделирование пространства формирования экологической культуры: теоретический аспект / С.Н. Глазачев, И.В. Вагнер, М.П. Полева // Вестн. Междунар. академии наук. Русская секция. – 2011. – № 1. – С. 1–8.
4. Григорьян Э.Р. Социальная креативность и ее общественные предпосылки // Креативность и социальные науки: сб. ст. – М.: Ин-т социальных наук (ИСН), 2011. – С. 5–16.
5. Грязева-Добшинская В.Г. Социальная психология творчества. Теоретические основы, эмпирические исследования, прикладные разработки: учеб. пособие. – Челябинск: ЮУрГУ, 2008. – 233 с.
6. Запесоцкий А.С. Образование: Философия, культурология, политика. – М.: Наука, 2003. – 456 с.
7. Пак Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания. – М.: Спутник, 2010. – 178 с.
8. Смирнов В.И. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям. – М.: Логос, 2002. – 304 с.
9. Чичук Е.Ю. Побудительные основания социальной креативности личности (на материале социономических профессий): автореф. дис. … канд. психол. наук. – Краснодар, 2006. – 22 с.
В глобальном обществе XXI века узкопрофессиональная подготовка студента уже не отвечает требованиям времени, поэтому важной составляющей высшего профессионального образования является социальная креативность выпускника, выражающаяся в создании личностью новых и нестандартных способов решения социономических задач, новых относительно личности и общества продуктов социальной реальности: социальных структур и ситуаций, форм и способов социального поведения, динамики переживаний и отношений между явлениями социального мира, что обеспечивает возможность творческого преобразования социального пространства [9].

Современное социальное пространство акцентирует внимание на проблемах «креативного» антропоцентризма, способствует самоактуализации личности, когда основной жизненной стратегией является полная реализация, постоянный процесс становления неповторимого и целостного человека. Информационная цивилизация, идущая на смену индустриальному обществу, определяется не только новым технологическим базисом воспроизводства всех общественных отношений, но и триумфом человека, его совершенствованием, развитием интеллектуальных и социально-креативных способностей. Суммируя всю совокупность представлений о современном человеке, а также учитывая влияние социальных и культурных изменений, Д.Н. Боровинской введен акроним CIAM («creative, informing, actingman», т.е. обладающий движущей силой креативности, способностью генерировать и усваивать информацию, активно действующий человек), являющийся основой для развития человека в современном обществе с характерными качествами креативности, информативности и активности, способного создавать новые или улучшенные комбинации и обладающего умением четко формулировать проблемы и эффективно их решать, способного генерировать и усваивать информацию, а также активно действовать не только в собственных целях, но и в интересах общества. В свою очередь, это служит толчком к самосовершенствованию человека, поскольку само общество существует и изменяется в результате самосовершенствования массового творчества людей, творящих новые отношения, новые производства, новые смыслы, новые решения [1].

Развертывание сущностных человеческих потенций в современном мире не может не вызывать изменений в образовании, которое должно формировать у студента способность к социальному творчеству, способствовать превращению творчества в норму и форму его существования, в инструмент свершений во всех сферах человеческой деятельности - в труде, в науке, в технике, в культуре, в искусстве, в управлении, в политике. Главным становится конструирование и освоение системы социальных и межличностных взаимодействий и общения между участниками совместного решения задач, соответствующих уровню становления социально-креативных способов решения. Практическое и рефлексивное освоение ими способов совместной креативной деятельности (интеллектуальных, креативных и коммуникативных) становится основным содержанием и важнейшим результатом обучения творчеству. Таким образом, обучение творчеству осуществляется посредством участия и освоения средств реальной творческой деятельности [4].

В соответствии с этим на первый план в образовании выступает формирование самоактуализирующейся, самоорганизующейся, самореализующейся, безопасной, толерантной личности, стремящейся к творческой саморегуляции и неадаптивной преобразующей активности, социальной креативности и социальной компетентности, то есть конкурентоспособности, открытой для восприятия нового опыта, готовой сделать ответственный выбор в различных жизненных ситуациях неопределенности [3].

Для достижения указанной выше цели актуальность приобретает моделирование процесса формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде педагогического университета, позволяющее конструировать и систематизировать обширную информацию об исследуемом явлении, определять возможные и перспективные пути решения основных педагогических задач в целях успешности личностного, социального и профессионального становления студентов для оптимальной жизнедеятельности и продуктивного решения задач в условиях изменяющейся социальной практики и социального взаимодействия.

Разработанная модель формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде педагогического университета отображает характеристику исследуемого феномена в совокупности структурных компонентов, включает описание методологических подходов и принципов как детерминант формирования социальной креативности студента.

Разработка моделирования процесса формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде педагогического университета осуществлялась на основе совокупности взаимосвязанных методологических подходов (культурологического, деятельностного и средового), позволивших раскрыть разноплановые характеристики исследуемого явления, наметить эффективную стратегию совершенствования данного феномена.

Деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) детерминирует успешность формирования социальной креативности студента как результата социальных отношений и взаимодействий субъектов образования и социума в рамках организованной многообразной социально ориентированной, профессиональной деятельности, обеспечивающей раскрытие творческих задатков, способностей и возможностей студента, поддержание и формирование уникальной системы его ценностных отношений с субъектами социума, становление самопознания, развитие неповторимой индивидуальности.

Основным положением деятельностного подхода является идея о ведущей роли деятельности в процессе формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде университета. Актуальность деятельностного подхода определяется следующими факторами. Во-первых, деятельность выражает уровень активности личности студента, определяет ее способность реализовать отношения с окружающим миром. Во-вторых, эффективное развитие личности (в нашем случае ее личностного свойства - социальной креативности) возможно только в процессе овладения окружающей действительностью, опытом предшествующих поколений, культурой, собственным положительным опытом общественных отношений. Это возможно только через активную деятельность (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). В-третьих, любая деятельность может быть реализована на репродуктивном (низком), эвристическом (среднем), креативном (высоком) уровнях (Д.Б. Богоявленская). В-четвертых, полноценное развитие личности и ее свойств (социальной креативности) обеспечивается только активной, эмоционально насыщенной деятельностью, которая гарантирует удовлетворение потребностей студента, поэтому должна включать разнообразные значимые для студента занятия. В-пятых, формирование социальной креативности осуществляется путем поэтапного овладения деятельностью на любом уровне путем перехода из внешнего (предметного) плана во внутренний (теоретический) план (интериоризация), и наоборот (экстериоризация). В-шестых, одной из важнейших характеристик деятельности является «социальность, т.е. деятельность студента всегда носит общественный характер, побуждающий субъектов деятельности к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию» [8].

Средовой подход (Ю.С. Мануйлов, И.Г. Шендрик, Г.П. Щедровицкий, В.А. Ясвини др.) определяет использование многообразных культуросообразных сред жизнедеятельности субъектов образования, посредством которых осуществляется усвоение социальных знаний и способов познания, образцов социоориентированного мышления, социально-креативное построение вариативных моделей поведения в контексте решения новых, нестандартных задач, стоящих перед личностью, самореализация в разнообразных социальных, профессиональных и личностных ситуациях.

Средовой подход акцентирует идеи: В.А. Ясвина о качестве пространственно-предметного содержания среды, социальных отношений в ней, связей между пространственно-предметным и социальным компонентами среды, определяющих способности среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему реализации социально-креативных возможностей, комплементарных потребностям студента, для эффективного личностного саморазвития; Ю.С. Мануйлова о среде как совокупности ниш (природной, социальной, культурной), как определенного пространства возможностей, позволяющего обучающимся удовлетворять свои потребности, и стихий (неорганизованной силы - информационного потока, волны интереса к чему-либо, колебаний настроений и т.п.), детерминирующих выбор возможностей креативного саморазвития; И.Г. Шендрика о том, что при проектировании среды значимый для студента путь самореализации заключается во все более расширяющемся и обогащающемся взаимодействии с окружающим миром, базирующемся на потребностях и возможностях самой личности, ее собственных инициативах, обеспечивая обучающемуся максимальную свободу и наибольшую отдачу, успешное формирование социальной креативности; С.Ф. Сергеева о том, что все социальные среды обладают некоторым обучающим эффектом, интегральными эффектами, возникающими в системе «среда - субъект», которые выражаются в появлении новых адаптивных качеств в психофизиологической системе студента, позволяющих ему ориентироваться в новых задачах и результативнее решать старые; Е.И. Головаха, Д.В. Григорьева, Н.М. Борытко о создании пространственно-предметной среды в контексте «со-бытия» субъектов образования и социума, основанного на совместной деятельности, зависящей от числа и интенсивности происходящих в жизни событий-изменений во внешней среде (природной и социальной), во внутреннем мире человека (мыслях и чувствах), в его действиях и поступках.

Культурологический подход (Е.В. Бондаревская, А.С. Запесоцкий, Н.Б. Крылова, В.В. Сериков и др.) определяет особенности формирования социальной креативности студента в гармонии с общечеловеческой культурой, высшими нравственными ценностями человеческой цивилизации в сочетании с открытостью к непрерывному саморазвитию, самореализации в мире культурных ценностей, норм и правил, определяющих вектор усилий студента как творца и творения культуры.

Культурологический подход к исследованию формирования социальной креативности студента предполагает: понимание образования и воспитания как важнейших социальных институтов культурной преемственности; расширение гуманитарного ядра образования путем органичного включения в образовательный процесс духовно-нравственного потенциала российской культуры; возвышение роли воспитания как механизма формирования «культуры жизнеспособности» - психологической и нравственной готовности жить и работать в быстро меняющемся мире, как способа выращивания творческой личности, сознательного субъекта социально-культурных преобразований; утверждение в качестве мировоззренческих приоритетов воспитания стратегической задачи и идеала формирования разносторонне развитой личности; оптимальное сочетание профессионализма и универсализма; ориентацию на принципы партнерства и социальной ответственности, на приоритет гуманистически и демократически ориентированных социальных технологий; построение образовательного и воспитательного процессов на принципе диалогичности информационно-ценностного поля обучения, взаимосопрягающем цивилизационно-культурное единство мира и многообразие существующих идеологий, теорий и взглядов и определяющем роль преподавателя как посредника между мировым духовным опытом и личностью студента [6].

Согласно Е.В. Бондаревской, содержание культурологического подхода в вузе предписывает создание в образовательном пространстве различных сред, которые в совокупности составляют единое культурно-образовательное пространство вуза, где осуществляется развитие студента, приобретение им опыта культуросообразного поведения и оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации своих творческих задатков, способностей, то есть прямо указывает на особенности окружающей студента среды. Таким образом, культуросообразной будет являться среда, в которой: утверждается приоритет личности, то есть ценностное отношение к каждой личности; эпицентром является человек как суверенный, свободный субъект, способный к свободному выбору образцов культурной жизни и жизнетворчества; действуют законы нравственной жизни людей - добра, милосердия, справедливости, коллективизма, взаимопомощи, взаимоуважения, диалога между людьми и культурами, ненасилия, приоритета духовных смыслов человеческой жизни над утилитарными ее целями; возможна культурная идентификация личности, которая сама по себе является культуросозидающей.

Подход предполагает воспитание у студентов культурных смыслов жизни, создание культурной среды их жизнедеятельности, приобщение к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, включение в диалог и культурное творчество, а также не навязывает те или иные ценности, а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу студента над своими действиями и поступками.

Культурологический подход позволяет рассматривать студента в учебной деятельности как свободную, активную индивидуальность, способную к самодетерминации в общении с другими личностями, другими культурами, эпохами как в пределах сегодняшнего жизненного мира (Малое время культуры), так и в общении с произведениями прошлых эпох (Большое время культуры) [2].

По справедливому утверждению Н.Б. Крыловой, культурологический подход изменяет представление об основополагающих ценностях образования как исключительно информационно-знаниевых и познавательных, снимает узкую научную ориентированность его содержания и принципов построения учебного плана, расширяет культурные основы содержания обучения.

Моделирование процесса формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде педагогического университета опирается на следующие принципы:

- социальной активности, обусловливающий деятельное отношение студента к окружающей действительности, в которой он выступает как инициативный, ответственный носитель обновленных смыслов преобразования различных областей познания, социальной практики и социально-профессионального общения, обеспечивающих результативность действий и накопление социального опыта реализации индивидуальных, общественных и профессиональных интересов [7];

- творческого сотрудничества, ориентированный на вовлечение субъектов образования в совместную социально-креативную и личностно значимую деятельность на основе равноправного духовного взаимодействия (диалога и взаимопонимания), принятия и поддержки, со-дружества и со-ответственности, со-участия и со-творчества, со-управления и со-устремленности);

- экологии творчества, определяющий «сопряжение рассмотрения динамики личности и развития культуры как «экологической ниши» социально-креативной личности; развитие человеческой индивидуальности в социально-креативной деятельности, активное, творческое созидание студентом гармонической целостности с самим собой, своим делом, другими людьми, природой, культурой представляют основные ценностные ориентиры данного принципа» [5];

- социальной самореализации, позволяющий обучающемуся в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами социального преобразования существующей практики в разнообразных сферах жизнедеятельности и строить совершенно новые совместнодеятельностные и взаимосозидательные контакты с социальным миром; определять ценностно-нормативные координаты системы социальных связей и отношений, обуславливающие многомерный комплекс возможностей самореализации личности;

- рефлексивности, предполагающий осмысление студентом социальной креативности как профессионально значимого качества личности, а также соотнесение себя с различными конкретными социально-креативными ситуациями с целью более эффективного и оптимального достижения эффективных вариантов выбора новых форм социального взаимодействия, сфер жизнедеятельности и решения затруднений в процессе освоения нового социального опыта.

Таким образом, моделирование процесса формирования социальной креативности студента задается содержанием методологических подходов (культурологического, деятельностного, средового) и принципов (социальной активности, творческого сотрудничества, экологии творчества, социальной самореализации, рефлексивности). Данный базис позволяет проектировать эффективную стратегию совершенствования феномена социальной креативности в культуросообразной среде педагогического университета.

Рецензенты:

Литвиненко Н.В., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Пак Л.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры социальной педагогики и социологии, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Мягкова Н.А. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТА В КУЛЬТУРОСООБРАЗНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18996 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674