Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МАРКЕТИНГОВОГО МОДУЛЕЙ В ПРОГРАММАХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО НАПРАВЛЕНИЮ ВПО «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Бакланова Т.И. 1 Жукова Е.М. 1 Киселева О.И. 1
1 ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
Статья посвящена одной из актуальных проблем профессиональной этнокультурной подготовки бакалавров и магистров по направлению высшего профессионального образования «Социально-культурная деятельность», В современных социокультурных условиях проблемы сохранения и развития традиционной народной культуры русского и других народов России становятся все более актуальными. Особое внимание уделяется в нашей стране государственной поддержке традиционной народной культуры, повышению ее роли в современной культурной и образовательной политике Российской Федерации, развитию общего, дополнительного и профессионального этнокультурного образования как факторов патриотического, духовно-нравственного воспитания граждан нашей страны. Для решения этих задач необходимо повышать роль этнокультурных дисциплин в подготовке кадров для сферы социально-культурной деятельности, обновлять их содержание с учетом внедрения в эту сферу маркетинговых и иных современных технологий. С этой целью авторы статьи разработали в Московском городском педагогическом университете новые интегрированные программы этнокультурных дисциплин, в которых наряду с традиционными педагогическими модулями введены маркетинговые модули. В статье раскрывается каждый из этих модулей и особенности их сочетания в процессе этнокультурной подготовки магистрантов кафедры социально-культурной деятельности.
этнокультурное образование
русская культура
библиотека
педагогический маркетинг
1. Бакланова Т. И. Концепция социальной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в московских школах на основе русской культуры // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 12. — С. 2212–2215.
2. Бакланова Т. И. Народная художественная культура: программа курса. – М.: МГИК, 1994. – 23 с.
3. Бакланова Т. И. Проблемы этнохудожественного образования в содержании профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции. Уфа. 16–17 февраля 2015 г.– Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. – С. 27–31.
4. Бакланова Т. И. Русские народные праздники в содержании инновационной образовательной системы «Русская культура» для начальной школы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www.science-education.ru/121-17769.
5. Бакланова Т. И., Сокольникова Н. М. Мировая художественная культура. Учебник для 5 кл. – М.: Интербук, 2002. – 240 с.
6. Бакланова Т. И., Медведь Э. И. Сохранение и развитие традиционной народной культуры в современных социокультурных условиях как компонент содержания учебно-методического комплекта «Русская культура» для начальной школы / Т. И. Бакланова, Э. И. Медведь // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 // Режим доступа: URL: www.science-education.ru / 121-17769.
7. Киселева О. И. Педагогический маркетинг в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 11. – С. 90–92.
8. Киселева О. И. Профессиональная компетентность студентов в педагогическом маркетинге // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 12. – С. 63–65.
9. Киселева О. И. Профессиональная подготовка студентов к педагогическому маркетингу в условиях вуза: Дис. … канд. пед. наук. — М., 2010. — 182 с.
10. Киселева О. И. Роль маркетинга в профессиональной подготовке бакалавров направления социально-культурной деятельности // Проблемы и достижения современной науки: Материалы Международной научно-практич. конференции. — Уфа, 2014. — С. 144–148.

В современных социокультурных условиях проблемы сохранения и развития традиционной народной культуры русского и других народов России становятся все более актуальными. Особое внимание уделяется в нашей стране государственной поддержке традиционной народной культуры, повышению ее роли в современной культурной и образовательной политике Российской Федерации, развитию общего, дополнительного и профессионального этнокультурного образования как факторов патриотического, духовно-нравственного воспитания граждан нашей страны. Для решения этих задач необходимо повышать роль этнокультурных дисциплин в подготовке кадров для сферы социально-культурной деятельности, обновлять их содержание с учетом внедрения в эту сферу маркетинговых и иных современных технологий.

Одним из важных факторов повышения качества этнокультурной подготовки бакалавров и магистров социально-культурной деятельности является отражение в содержании такой подготовки конкурентных условий будущей профессиональной деятельности студентов, требующей формирования у них, помимо традиционного набора компетенций, еще и маркетинговых компетенций в этнокультурной сфере.

С этой целью традиционное педагогическое содержание курса «Теория и история традиционной народной культуры», включенного в учебный план магистрантов, обучающихся по направления ВПО «Социально-культурная деятельность» в МГПУ на кафедре социально-культурной деятельности, дополнено новым разделом «Педагогический маркетинг в этнокультурной сфере». Таким образом, традиционный педагогический модуль программы курса «Теория и история традиционной народной культуры» в настоящее время дополнен инновационным маркетинговым модулем.

Модульный подход к разработке этнокультурных дисциплин впервые был применен Т. И. Баклановой в 1994 г., в программе курса «Народная художественная культура» для студентов, обучавшихся по специальности «Народное художественное творчество». Во введении к данной программе отмечено, что «структура и содержание курса могут варьироваться в зависимости от конкретизированных целей, задач и условий его преподавания в том или ином вузе. Поэтому каждая из предлагаемых в программе тем - это своеобразный модуль, трансформирующийся в процессе сотворчества преподавателей и студентов» [2, с. 3]. Проблемы общего и профессионального этнокультурного и этнохудожественного образования нашли отражение в публикациях Т. И. Баклановой [1-5 и др.], Э. И. Медведь [5 и др.], Н. М. Сокольниковой [4 и др.] и других авторов.

В программе курса «Теория и история традиционной народной культуры», разработанной Т. И. Баклановой для студентов Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, была сформулирована следующая его педагогическая цель: формирование у студентов компетенций в области сохранения и развития традиционной народной культуры в современном социокультурном пространстве.

Задачи курса:

  • изучение и сравнительный анализ ключевых понятий и концепций традиционной народной культуры, представленных в трудах ведущих ученых;
  • знакомство студентов с концептуальными, правовыми, нормативными, научно-методическими и организационными основами сохранения и развития традиционной народной в современных социокультурных условиях;
  • освоение студентами теоретических основ и научно обоснованных технологий педагогического проектирования этнокультурных процессов и программ деятельности социально-культурных организаций по сохранению и развитию традиционной народной культуры.

Учебный курс «Теория и история традиционной народной культуры» относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин. Его содержание взаимосвязано с дисциплиной общенаучного цикла «Основы педагогической инноватики», с дисциплинами профессионального цикла «История и методология теории социально-культурной деятельности», «Теория и практика социально-культурного проектирования», «История форм культурно-досуговой деятельности», «Современные модели этнокультурного образования».

В результате освоения курса магистрант должен:

знать:

  • сущность традиционной народной культуры, ее основные виды и формы;
  • аксиологические основы традиционной народной культуры;
  • источники и каналы информации о традиционной народной культуре, основные научные школы в данной сфере;
  • роль и место традиционной народной культуры в современном российском социокультурном пространстве;
  • задачи сохранения и развития традиционной народной культуры, отраженные в современной государственной культурной политике РФ;
  • деятельность ЮНЕСКО по сохранению и развитию традиционной народной культуры в современном мировом социокультурном пространстве;
  • правовые и нормативные основы сохранения и развития традиционной народной культуры в РФ:
  • современные концепции и программы сохранения и развития традиционной народной культуры в РФ.

уметь:

  • выявлять и обосновывать роль традиционной народной культуры в современном российском социокультурном пространстве, тенденции ее развития;
  • участвовать в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных и международных этнокультурных проектов и программ;
  • разрабатывать перспективные модели и проекты этнокультурной деятельности социально-культурных учреждений.

владеть:

  • современными методами и технологиями этнокультурной деятельности культурно-досуговых учреждений;
  • современными методами и технологиями проектирования этнокультурного развития регионов и других субъектов федерации.

В программное содержание курса были включены следующие вопросы: сущность, структура, функции традиционной народной культуры, ее исторические формы, тенденции развития; педагогический потенциал традиционной народной культуры и его реализация в современных социокультурных условиях; роль традиционной народной культуры в сохранении и развитии духовно-нравственных ценностей и идеалов народов России, в патриотическом и этнокультурном воспитании граждан России; задачи сохранения и развития традиционной народной культуры в современной государственной национально-культурной политике российского государства; государственная поддержка традиционных культур народов России; региональные и муниципальные программы сохранения и развития традиционной народной культуры; деятельность международного сообщества (ЮНЕСКО и др. международных организаций) по сохранению этнокультурного наследия, фольклора народов мира, выявлению и сохранению шедевров народного художественного творчества; деятельность социально-культурных учреждений, негосударственных организаций, общественных объединений и движений по сохранению и развитию традиционной народной культуры в России и зарубежных странах; становление и развитие научных исследований традиционной народной культуры в России; актуальные направления и проблемы дальнейших исследований традиционной народной культуры; научно-методические основы разработки и реализации этнокультурных проектов и программ в современных социокультурных условиях. В процессе изучения данного курса магистрантам предлагается разработать, обосновать и защитить свои этнокультурные проекты, сопровождаемые компьютерными презентациями.

Рассмотренное выше традиционное программное содержание курса «Теория и история традиционной народной культуры» было трансформировано в новой программе данного курса в один из двух ее модулей (автор модуля Т. И. Бакланова). Этот традиционный педагогический модуль дополнен новым модулем - «Маркетинг в этнокультурной сфере» (автор модуля О. И. Киселева). Основы содержания данного модуля отражены в нескольких публикациях О. И. Киселевой, посвященных педагогическому маркетингу [7-10 и др.].

Целью нового модуля «Маркетинг в этнокультурной сфере» является подготовка магистрантов, обучающихся по направлению «Социально-культурная деятельность», к применению педагогического маркетинга в этнокультурной сфере как одного из факторов повышения их конкурентоспособности в современной российской культурно-образовательной среде.

На достижение этой цели направлены следующие задачи: формирование у магистрантов общих представлений о педагогическом маркетинге и возможностях его применения в этнокультурной сфере; формирование у студентов мотивации к применению педагогического маркетинга в этнокультурной сфере; подготовка студентов к практическому применению современных методов и технологий педагогического маркетинга при решении актуальных этнокультурных организационно-управленческих задач.

В данном модуле основы педагогического маркетинга конкретизированы применительно к сфере этнокультурной деятельности. В нем отражены такие темы, как принципы маркетинга в этнокультурной деятельности, маркетинговые исследования, маркетинговые коммуникации и др.

В процессе преподавания педагогического маркетинга О. И. Киселева организует работу студентов в малых группах, с использованием элементов педагогических технологий сотрудничества и сотворчества. Каждой малой группе предоставляются отличающиеся от других задания и список рекомендованной литературы, в который входят статьи ведущих специалистов в сфере некоммерческого маркетинга. На практических занятиях широко используются метод проектов и кейс-метод, проводятся дискуссии, просмотр и групповое обсуждение учебных фильмов.

Подготовка студентов к применению педагогического маркетинга в этнокультурной деятельности затрагивает такие сферы, как:

  • креативная (проявление творческих способностей в теоретической и практической профессиональной деятельности);
  • имиджевая (создание личностного профессионального бренда, соответствующего бренду того учреждения, в котором осуществляется профессиональная деятельность);
  • коммуникативная (эффективность партнерских взаимоотношений);
  • информационно-технологическая (умение пользоваться современными техническими средствами);
  • репрезентативная (умение представлять себя и продукты своей профессиональной деятельности в привлекательном, четком, профессиональном виде);
  • мотивационная (способность повышения заинтересованности партнеров в продукте своей профессиональной деятельности);
  • диверсификационная (способность к изменению, разнообразию своей деятельности);
  • работа в команде (умение соотносить личную профессиональную деятельность с деятельностью учреждения).

Модульный подход к разработке программы учебного курса «Теория и история традиционной народной культуры» позволил актуализировать его содержание, повысить практическую значимость данного курса, усилить практико-ориентированную направленность этнокультурной подготовки магистрантов, адаптировать эту подготовку к современным задачам и условиям этнокультурной деятельности.

Аналогичные инновационные маркетинговые модули разработаны О. И. Киселевой для других этнокультурных дисциплин, которые изучают магистранты кафедры социально-культурной деятельности: «Народное художественное творчество», «Современные модели этнокультурного образования» и др.

Результаты проектной и научно-исследовательской работы магистрантов по проблематике педагогических и маркетинговых модулей этнокультурных учебных дисциплин нашли отражение в их статьях, включенных в сборники материалов международных научно-практических конференций «Этнокультурные процессы в современном мире» (МГПУ, ноябрь 2013 г.) и «Традиционная народная культура в современной социально-культурной деятельности и образовании» (МГПУ, апрель 2015 г.), организованных кафедрой социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ.

Особенность модульного подхода к разработке программ вузовских этнокультурных учебных дисциплин состоит в том, что они могут дополняться все новыми и новыми модулями, отражающими специфику этнокультурной деятельности и ее педагогического маркетинга в тех или иных видах учреждений культуры. Один из таких перспективных модулей разработан аспиранткой кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ Е. М. Жуковой применительно к этнокультурной деятельности детской библиотеки. Он включает такие темы, как: роль детской библиотеки в развитии интереса школьников к русскому народному творчеству (пословицам, поговоркам, сказкам, былинам, фольклорному театру, народной музыке и др.); особенности организации и проведения в детской библиотеке русских традиционных народных календарных праздников; организационно-педагогические условия повышения интереса читателей к изучению русской традиционной культуры; разработка и реализация в детской библиотеке этнокультурных проектов и программ, и др.

В содержании этого модуля отражены современные направления деятельности Российской государственной детской библиотеки по удовлетворению и развитию этнокультурных интересов и запросов школьников - посетителей библиотеки. Первое направление - организация и проведение народных календарных праздников на основе заданий для внеурочной деятельности, разработанных в новом учебном пособии Т. И. Баклановой «Основы духовно-нравственной культуры народов России: Русские традиционные народные календарные праздники» для 4 класса (М.: АСТ.Астрель, 2014). Второе направление - деятельность библиотеки, направленная на удовлетворение и развитие читательских интересов к различным видам народного художественного творчества в рамках Недели детской книги и других мероприятий. Оба эти направления стали основой экспериментальной работы Е. М. Жуковой, аспирантки кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ.

Таким образом, современные условия, виды и тенденции развития профессиональной этнокультурной деятельности в современном российском обществе обуславливают необходимость дополнения традиционного содержания этнокультурной подготовки студентов, обучающихся по направлению ВПО «Социально-культурная деятельность» новыми содержательными модулями.

Рецензенты:

Сергеева В. С., д.п.н., профессор Московского городского педагогического университета, г. Москва;

Сокольникова Н. М., д.п.н., профессор Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Бакланова Т.И., Жукова Е.М., Киселева О.И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МАРКЕТИНГОВОГО МОДУЛЕЙ В ПРОГРАММАХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО НАПРАВЛЕНИЮ ВПО «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18892 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674