Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИСКУРСИВНОЕ ПОЛЕ РОСТА ТРАНСПАРЕНТНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В КОНТЕКСТЕ ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Егоров Е.Е. 1 Лебедева Т.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
Целью настоящего исследования является выявление достигнутых успехов, существующих недостатков и возможных перспектив при реализации принципа транспарентности российскими вузами. Достижение заданной цели определяется решением следующих задач: изучением требований к обеспечению транспарентности российских вузов со стороны законодательства; анализом опыта и проблем реализации требований законодательства к сайтам российских вузов и степени открытости информации; определением влияния реализации принципа транспарентности в системе менеджмента качества образования высших учебных заведений; исследованием результатов мониторингов и рейтингов как инструментов оценки качества работы образовательных организаций через понятие транспарентности; выявлением эффективности мирового рейтинга университетов Вебометрикс (Webometriсs) с точки зрения транспарентности и включенности в него российских вузов; проведением экспресс-анализа показателей Интернет-ресурсов некоторых российских и зарубежных вузов в кратной аналитике; предложением путей повышения позиций сайта вуза в мировых и отечественных рейтингах; оставлением рекомендаций по повышению транспарентности российских вузов через формирование адекватного полиинформационного контента сайтов. Основное внимание уделено информационной открытости образовательной деятельности с позиций законодательных требований и интересов абитуриентов и студентов вузов. Анализ реализации принципа транспарентности российских вузов проводится в статье через отражение информации о деятельности вуза на сайте и связанных с ним сетевых сервисах. Выявлены типичные недостатки вузов по работе с сайтами и обобщены направления развития данной деятельности.
сайт вуза
российские педагогические вузы
информационная открытость
Транспарентность
1. Дубинский А. Г. Как улучшить позиции вузов в рейтинге Webometriсs // Информационные технологии. – 2013. – Т. 1. – №. 2. – С. 61.
2. Егоров Е.Е. Переход к новым принципам управления образовательной организацией. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 70–72.
3. Изотова Е.В., Гельбух С.С., Бедринцев В.В. Международные критерии оценки сайтов вузов: проблема транспарентности научно-образовательной информации // Телематика-2000: Труды XVI Всероссийской научно-методической конференции. СПБ, 2009. Т. 1. Секция А. С. 216–218.
4. Косарецкий С.Г., Шимутина Е.Н. Интернет-сайт обеспечивает «прозрачность» школы, Народное образование, 2, 2011 С. 156–160
5. Лебедева Т.Е., Шевченко С.М. Повышение качества подготовки специалиста // Профессиональное образование столица. 2009. № 12. С. 30–31.
6. Песков Д. Глобальный доклад о будущем образования http://www.hse.ru/data/2013/10/07/Global_Report_Education_2030.pdf
7. Ranking of World Universities [Электронный ресурс]. URL: http://www.webometriсs.info .

В последнее время вопрос открытости различных институтов и систем современного российского общества обсуждается достаточно активно. Одной из ведущих тенденций обеспечения устойчивого развития образовательной системы является применение принципа транспарентности.

Термин «прозрачность» – вариант перевода на русский язык широко используемого за рубежом (в праве и науке) понятия «transparency» («транспарентность») – буквально «ясно видимый, явный, легко понимаемый». Принцип транспарентности закреплен в качестве правовой нормы в законах многих зарубежных стран. Вместе с тем прозрачность – важнейший принцип современного бизнеса, соблюдение которого в деятельности компаний регулируется международными стандартами и договорами. Высокий уровень прозрачности означает, что предоставляемая (раскрываемая) информация способствует созданию четкого представления об истинном положении дел в образовательной организации [4].

В системе российского образования реализация принципа транспарентности, на наш взгляд, имеет двойственный характер. Противоречия проявляются в том, что, с одной стороны, российские образовательные организации традиционно сохраняют достаточную закрытость, с другой — законодательные требования, запросы общественности заставляют их все больше соответствовать этому принципу. Можно утверждать, что транспарентность российских образовательных организаций недостаточна, а механизмы создания, реализации и поддержки информационной открытости этих организаций разнородны и преимущественно находятся на низком уровне развития. Такое положение и определяет актуальность проведенного нами исследования.

Особенно важен данный вопрос в сфере российского высшего образования, где уже сейчас транспарентность во многом определяет не только качество и эффективность работы вуза, но и его выживаемость в условиях усиливающейся интернационализации образования. Именно учреждения высшего образования первыми почувствовали на себе достаточно жесткие требования, связанные с информационной открытостью своей деятельности перед государством и обществом. Эти требования, будучи достаточно легкими, слабо оформленными и практически необязательными еще чуть более десяти лет назад, в настоящее время существенным образом усиливаются, закрепляются законодательно и зачастую служат практически единственным ориентиром для оценки деятельности высшего учебного заведения с точки зрения различных контактных аудиторий [2].

Еще одним важным поводом к рассмотрению информационной открытости российских вузов стало стремление некоторых из них выйти в международные рейтинги мировых университетов. Кстати, это стремление официально и финансово поддерживается государственными органами власти и, в частности, Министерством образования и науки РФ. А реализация такой амбициозной задачи невозможна без существенного увеличения транспарентности высших учебных заведений.

Понятие транспарентности, изначально применяемое в сфере государственного управления, в настоящее время нашло свое применение в различных областях общественной жизни и экономики. В связи с этим сейчас все больше возрастают требования и к информационной открытости и прозрачности в системе образования. Здесь необходимо отметить тот факт, что большая часть транспарентности вуза в современном мире обеспечивается за счет Интернет-технологий и вообще присутствия образовательной организации в сети. И это совсем не случайно. Согласно представленному Д. Песковым – директором направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив – глобальному докладу о будущем образования: «В качестве основных предпосылок развития образования отмечается будущее тотальности интернета (мобильность и цифровизация)» [6].

Признавая тот факт, что принцип транспарентности образовательной организации может быть применен в достаточно широком смысле и иметь множество механизмов и форм его обеспечения, в данной статье мы хотим заострить внимание на реализации этого принципа через самый доступный на сегодняшний день источник информации – сайт вуза. В проведении исследования реализации принципа транспарентности акцент внимания авторов смещен в сторону образовательной деятельности высшего учебного заведения. При этом мы признаем, что иная информация, служащая раскрытию сведений об образовательной организации, не менее важна, но в рамках статьи она отходит на второй план.

Часть предлагаемых вашему вниманию исследований проводилась на базе вуза, где работают авторы статьи – ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет). В частности, здесь проводилась оценка наполняемости сайта Мининского университета, которая легла в основу выводов авторов о некоторых типичных недостатках и ошибках в работе с контентом сайтов вузов. Следует отметить, что в качестве объектов исследования были выбраны российские педагогические и зарубежные вузы (вузы, имеющие существенную долю студентов педагогического направления подготовки). Это обеспечивает относительную однородность выбранного образовательного пространства и соответствующих условий деятельности в нем. Думаем, что проведенное исследование и представленные здесь результаты, выводы и рекомендации помогут администрации вузов пересмотреть отношение к содержанию и наполнению сайтов, обеспечив тем самым повышение транспарентности образовательной организации и, в конечном счете, ее конкурентоспособности на глобальном рынке образовательных услуг.

В условиях повышения требований к информационной открытости при отсутствии готовых решений вузу важно иметь инструменты для публикации нужной информации и оперативной ее актуализации. В Мининском университете такие инструменты реализуются на базе платформы Moolde и Word pressсom. Актуальная информация о структуре университета, всех сотрудниках и необходимая информация о персональном составе педагогических работников (в том числе степень, звание, стаж, повышение квалификации) загружается на сайт через блогосферу (продукт на базе платфоры Word pressсom): личные страницы сотрудников, список преподавателей с выводом подробной информации, оргструктура, телефонные и другие справочники. Для хранения и отображения информации об образовательных программах разработаны информационные блоки, которые также используются для вывода информации о структуре приема в Мининском университете. Механизм личных кабинетов блогосферы и электронного обучающего модуля (Moodle) позволяет сотрудникам самостоятельно размещать и актуализировать динамично меняющуюся и дополнительную информацию о себе: контактные данные, автобиографию (портфолио), научные публикации, методические материалы и друге результаты своей деятельности. Личные кабинеты включают инструменты для самостоятельного размещения публикаций, файлов, ведения блогов и форумов, мгновенных сообщений и др. Самостоятельная публикация информации пользователями экономит ресурсы на сбор, обработку и размещение информации, повышает оперативность ее актуализации.

Эффективным механизмом стимулирования повышения открытости в рамках подотчетности является формирование рейтингов. Наиболее популярным рейтингом сайтов вузов является мировой рейтинг университетов Вебометрикс (Webometriсs), в котором ранжируются более 22 тыс. университетов. В 2014 г. в рейтинге были представлены 1197 сайтов российских вузов. В качестве примера приведем выдержку из мирового рейтинга университетов Вебометрикс (Webometriсs) для некоторых российских вузов и Мининского университета в частности (табл. 1). При публикации результатов указывается не только рейтинг вуза, но и его позиции по каждому индикатору. Такая прозрачность результатов позволяет вузам постоянно анализировать свои сильные и слабые стороны.

Анализ данных таблицы 1 демонстрирует, что позиции по индикаторам практически не связаны с результатами ранжирования вузов. Так, Мининский университет по индикаторным показателям опережает вузы-лидеры, однако низкое цитирование, недостаточное количество научных публикаций на сайте вуза и в базе Google Scholar не позволяют подняться выше в мировом рейтинге вузов.

Таблица 1

Место педагогических университетов в мировом рейтинге Вебометрикс (Webometriсs)

World Ranksort descending

University

Сountry

Presenсe

Impaсt

Openness

Exсellenсe

3145

Tomsk State Pedagogical University / Томский государственный педагогический университет

bandera

4830

7038

1346

2955

3448

Barnaul State Pedagogical University / Алтайская государственная педагогическая академия

bandera

1594

4242

2129

5442

3666

Pedagogical University of Moscow City / Московский Городской Педагогический Университет

bandera

3141

5075

1120

5442

3769

Moscow State Pedagogical University / Московский педагогический государственный университет

bandera

4265

6471

3537

3439

3863

Russian State Pedagogical University AI Herzen (Gertsenovsky University) / Российский Государственный Педагогический Университет А И Герцена

bandera

5368

3904

2225

5442

3874

Ural State Pedagogical University / Уральский государственный педагогический университет

bandera

5136

6453

829

4831

4267

Volgograd State Pedagogical University / Волгоградский государственный социально-педагогический университет

bandera

4110

6271

2349

4831

8816

Minin University (Volzhsky State Engineering and Pedagogiсal University) / Мининский университет

bandera

7600

12124

3580

5442

Этот рейтинг замечателен тем, что позволяет оценить национальную систему высшего образования не только по лидерам, но и по всей совокупности составляющих ее вузов. Это также мощный стимул для развития каждого университета, что видно при анализе результатов вузов из всех регионов России.

Анализируя рекомендации Вебометрикс [7] и авторов, работающих в данной проблематике [1, 3, 5, 6], можно выделить следующие основные пути повышения позиций сайта образовательной организации, которые вуз способен реализовать своими силами.

1. Публикация большого объема качественного контента в открытом доступе. Для этого авторами предлагается использовать распределенную систему авторинга.

2. Активная деятельность в социальных сетях. Рекомендуется ведение аккаунтов и групп вуза во всех популярных социальных сетях, активное привлечение и информационную поддержку членов этих групп. Необходимы инструменты для автоматизированной перепубликации новостей и блогов в социальные сети, что способствует быстрому наращиванию ссылочной массы.

3. Организация и проведение web-семинаров и web-конференций и публикация их на сайте в статичной информации с последующим уходом в архив.

4. Хостинг внешних ресурсов. Размещение на своем домене сайтов конференций, научных обществ, электронных журналов.

5. Обязательное добавление ссылок на статьи, размещенные в домене вуза, в библиографических ссылках, а также при каждом упоминании вуза в Интернет-изданиях.

Приведенные рекомендации позволяют повысить вебометрические показатели (в терминах Вебометрикс — это влияние, присутствие и открытость), рассмотрение наукометрических показателей выходит за рамки темы (проблемы) данной статьи.

При проведении сравнительного анализа транспарентности зарубежных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогов (Лондонская школа экономики, Венская экономическая школа — факультет экономики и педагогики, Университет Падеборна), и российских педагогических вузов (Педагогический университет имени А.И. Герцена, Московский городской педагогический университет, Алтайская педагогическая академия, Томский государственный педагогический университет, Уральский педагогический университет, Мининский университет, Волгоградский социально-педагогический университет) (табл. 2) было выявлено следующее: зарубежные образовательные учреждения нацелены на открытый доступ к информации на своих сайтах, актуальность данных – текущий и предыдущий год.

Таблица 2

Контент-анализ транспарентности вузов (зарубежных и российских педагогических)*

Название

образовательных

учреждений

Годо-вой отчет

Финан-совый отчет

Корпора-тивное управление

Актуаль-ность данных

Парт-нерство с бизнесом

Инвести-ционные проекты

Финанси-рование для студентов

Роди-тели

Гости

Препо-даватели

Будущие препо-даватели (аспи-ранты / докто-ранты)

Сту-денты

Выпуск-ники

Муници-палитет

СМИ

Web materials

Chat

E-learning

Абиту-риенты

Зарубежных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лондонская школа экономики

London School of Economics and Political Science

+

+

-

2014

+

+

+

-

-

-

+

+

+

-

+

-

-

-

-

Венская экономическая школа факультет экономики и педагогики

-

+

+

2014-2015

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

Университет Падеборна

University of Paderborn

-

+

-

2014-2015

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

-

-

Российских

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический университет имени А.И.Герцена (СПб)

+

+

+

2013-2015

+

+

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

Московский городской педагогический университет

+

+

+

2013-2014

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Московский педагогический университет (МПГУ)

-

-

+

2014-2015

+

+

-

-

-

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

Алтайская педагогическая академия

+

+

+

2013-2014

-

+

-

-

+

+

+

+

-

-

+

+

+

-

+

Томский государственный педагогический университет

+

-

+

2013-2014

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Уральский педагогический университет

+

+

+

2013-2014

-

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Мининский университет

+

+

+

2014-2015

-

-

-

-

-

-

+

+

+

-

-

-

-

+

+

Волгоградский социально-педагогический университет

+

+

+

2014-2015

+

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

*Исследование, проведенное авторами статьи

Все анализируемые образовательные учреждения активно взаимодействуют со СМИ, акцентируют внимание на партнерство с бизнесом, реже – с муниципалитетом. Рассматривая информационную открытость российских вузов, осуществляющих подготовку педагогов, можно выделить следующее. Актуальность информации всех вузов на сайте – 2015 г. и предыдущие 2 года. Почти все вузы размещают на сайте финансовую информацию и годовой отчет, но поиск этих данных затруднителен. В отличие от рассмотренных зарубежных образовательных учреждений все российские вузы имеют четкую организационную структуру, разработанный логотип и другие элементы фирменного стиля.

На сайтах рассмотренных российских педагогических вузов не размещается информация для родителей, однако большая часть информации во вкладках для абитуриентов будет интересна и родителям поступающих. Рассмотренные педагогические вузы больше используют другие формы «обратной связи», (нежели чат – это зарубежная практика) – отзывы в гостевой книге (Педагогический университет имени А.И. Герцена, Томский государственный педагогический университет), вопрос-ответ (Алтайская педагогическая академия), возможность задать вопрос с ответом на электронную почту (Уральский педагогический университет). Остальные вузы размещают контактные телефоны и адреса электронной почты.

Дистанционное обучение осуществляют такие вузы, как Московский педагогический университет, Уральский педагогический университет и Мининский университет. На сайте представлена тематика курсов, некоторые «презентационные» курсы выложены в открытом (гостевом) доступе. Мобильная версия сайта есть только у Педагогического университета имени А.И. Герцена, остальным вузам можно рекомендовать их разработку, так как большинство студентов активно используют мобильные устройства и планшеты при обучении и поиске информации в Интернете.

Таким образом, можно отметить, что рассмотренные зарубежные и российские педагогические образовательные учреждения нацелены на открытость своей информации, однако структура и наполнение информацией различна.

Рецензенты:

Маркова С.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой Профессионального образования и управления образовательными системами, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Толстенева А.А., д.п.н., профессор, декан факультета управления и социально-технических сервисов, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. ДИСКУРСИВНОЕ ПОЛЕ РОСТА ТРАНСПАРЕНТНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В КОНТЕКСТЕ ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18864 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674