Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Имяреков С.М. 1 Лохтина Л.М. 1
1 Саранский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации»
В условиях динамично развивающейся мировой экономики особое внимание вызывают основные тренды внешнеэкономической политики России, проблемы энергетического сотрудничества в условиях многополярного мира, в том числе и на постсоветском пространстве. В статье рассматривается диверсификация российских поставок углеводородного сырья за рубеж, особенно в условиях экономических санкций, введенных развитыми странами против России. Ставится вопрос о необходимости усиления экономического присутствия России в Африке, где активно действуют китайские, индийские и бразильские компании, составляя конкуренцию Евросоюзу. Особо подчеркивается значимость наращивания взаимодействия России в различных сферах с арабскими государствами, в том числе с Египтом, Иорданией, Палестиной и Сирией. В связи с этим руководство страны придает большое значение экономическим связям РФ в рамках ЕАЭС, ШОС, БРИКС, АТЭС.
многополярный мир
сотрудничество
энергетическая безопасность
товарооборот
интеграция
инвестиции
газ
нефть
атомная энергия
1. Имяреков С.М., Кевбрина О.Б., Имяреков В.С. Внешняя и внутренняя политика России в начале XXI века: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академический Проект, 2012. – С.6.
2. Имяреков С.М. Мордовия: модернизация 2000-х гг. Монография. // Саран. кооп. ин-т РУК; Лит. Фонд России. – Саранск: Тип. «Красс. Окт.», 2014. – С. 112.
3. Имяреков С.М., Кевбрина О.Б., Имяреков В.С. Внешняя и внутренняя политика России в начале XXI века: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академический Проект, 2012. – С. 124.
4. Имяреков С.М. Современные социально-экономические и политические проблемы России //Современные проблемы кооперации: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. посвящ. 100-летию Рос. ун-та кооп. – Саранск: СКИ РУК, 2012. – Ч.1. – С. 52.
5. Имяреков С.М., Кевбрина О.Б., Имяреков В.С. Внешняя и внутренняя политика России в начале XXI века: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академический Проект, 2012. – С. 120.
6. Имяреков С.М. Внешняя экономическая политика России на современном этапе мирового развития // Кооперативная наука и образование в инновационных исследованиях: мат-лы Междунар. науч. конф. профессорско-преподавательского состава, сотрудников и аспирантов Российского университета кооперации, кооперативных ВУЗов стран СНГ по итогам научно-исследовательской работы в 2013 г. – Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2014. – С.118.
7. Каргин Ю.И., Володин В.М., Егоров С.Н., Захаркина Р.А., Зелев М.В., Каргин В.И. Аграрная Россия: история,проблемы,перспективы. Пенза:Изд-во Пенз.гос.ун-та,2007. – С.115.
8. Каргин Ю.И., Катайкина Н.Н., Садовникова Н.А. Инновационные технологии в сельском хозяйстве в ХХI веке. Социально-экономические проблемы кооперативного сектора экономики: мат. III Междунар. науч.-практ. конф. Российс. универ. кооп. – Москва, 2010.– С. 240.
9. Ленин В. И. О лозунге Соединенных Штатов Европы // Полн. собр. соч. Т. 26. – С. 354.
10. Ленин В. И. О лозунге Соединенных Штатов Европы // Полн. собр. соч. Т. 26. – С. 353.
11. Юртаев В. И. Особенности и реализация внешней политики Исламской Республики Иран (1979–2010 гг.). М., 2012.
Экономические тенденции глобального развития сложны, противоречивы и неоднородны, но есть общие параметры развития обществ. Экономическая история развивается в борьбе цивилизаций и обеспечении главенства одних государств над другими.

В Послании президента В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 10 мая 2006 г. были изложены основные направления внешней политики России. Руководство страны предложило концепцию обеспечения энергетической безопасности в мире. Отметим, что при разности геополитических интересов Москвы и Вашингтона, по мере усиления Китая, необходимости решения ключевых мировых экономических проблем, Россия стремится стать полноценным участником европейской политической и экономической интеграции. Для Европы у нас есть стратегический товар - нефть, газ, лес, руда, редкоземельные материалы, а нам нужны новейшие технологии. К тому же Россия - огромный рынок сбыта для продукции США и Евросоюза. Так что же мешает ее вступлению в ЕС? Политика Кремля или Белого дома и Брюсселя? Рецидивы имперского мышления? Ответ очевиден: противоречия между основными тенденциями геополитического развития евразийского материка. Решить их кардинально невозможно, так как закон неравномерности политического и экономического развития стран в новейшее время, открытый еще В.И. Лениным в 1915 г., работает и сегодня [9]. «При капитализме невозможен равномерный рост экономического развития отдельных хозяйств и отдельных государств. При капитализме невозможны иные средства восстановления, время от времени, нарушенного равновесия, как кризисы в промышленности, войны в политике» [10], - писал он.

Борьба за источники сырья, чистую питьевую воду и территории будет продолжаться. Россия, по мнению ряда западных политиков и экспертов, стремится использовать для достижения своих стратегических целей и интересов в мире «ядерный щит» и «нефтяной меч». Однако политическое руководство СССР не воспользовалось «газовым краном» в годы холодной войны и в период распада страны. Сегодня Евросоюз, который является значимым для России торговым партнером, стремится продолжить диверсификацию источников поставок энергетических ресурсов в целях безопасного развития собственной экономики. Отметим, что Москва с пониманием относится к позиции ЕС, но экономической конкуренции никто не отменял. Поэтому ОАО «Газпром», оставаясь важным поставщиком энергоресурсов на Запад, устремилось и на Восток.

Одним из основных вопросов энергетического сотрудничества стран является бесперебойный транзит газа и нефти. Энергетическая хартия возлагает ответственность за это целиком на страну поставщика, но Россия предлагает ввести ответственность и государств, через которые идет транзит энергоресурсов. К примеру, в декабре 2006 г., январе 2007 г. и январе 2009 г. шли «нефтяная» и «газовая» войны России с Белоруссией и Украиной. В результате этих конфликтов пострадали Болгария, Словения, Хорватия, Молдавия, Греция, Македония, Венгрия и Сербия. С учетом поведения украинских партнеров и в целях окончательного решения проблемы беспрепятственного транзита газа из России в Западную Европу был построен газопровод «Северный поток». Первую нитку ввели в эксплуатацию 8 ноября 2011 г., вторую - 8 октября 2012 г. «Газовые войны» заставляют Россию продавливать проект газопровода «Южный поток», по которому топливо получат Австрия, Болгария, Венгрия, Греция, Италия, Сербия, Словения и Хорватия [1].

20-21 ноября 2005 г. были заключены взаимовыгодные соглашения России и Японии о сотрудничестве в энергетике: японцы строят в РФ заводы, участвуют в добыче нефти в Иркутской области и желают вести разработку угля на Элегестском месторождении в Тыве. Эти соглашения были достигнуты во время визита в Москву 25-26 апреля 2008 г. премьера Японии Я. Фукуда. Нам нужны инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру российских регионов, новые рабочие места и передовые технологии. К примеру, отечественные технологии переработки нефти неэффективны, а достижение уровня переработки в 95% даст прибыль 12-30 млрд. долл. США в год. Японские банкиры выделили 900 млн. долл. на строительство заводов по производству метанола в Татарстане и сжиженного природного газа в Приморском крае. Кроме того, с Токио подписан ряд соглашений в сферах атомной энергетики, космоса, технологического сотрудничества, экспорта в Японию зерна и урана. Эти договоренности достигнуты 12 мая 2009 г. во время визита В.В. Путина в Японию, а 15 ноября 2009 г. премьер-министр Японии К. Хатаяма заявил, что хочет выстраивать с Россией стратегические отношения. Ранее, в 2007 г., были подписаны соглашения с Норвегией и Францией по добыче газа на Штокмановском месторождении в Баренцевом море. Объем месторождения оценивается в 3,5 трлн. м³ газа и 1,5 трлн. м³ конденсата, но мировые цены на газ и затраты в 30 млрд. долл. на его освоение не оправдывают разработку. Поэтому 8 августа 2012 г. французская компания «Statoil» отказалась от участия в проекте, так как произошло его удорожание, а в США стали добывать сланцевый газ. Свою долю норвежцы передали Газпрому. Однако Россия не откажется от разработки Штокмановского месторождения, так как это позволит решить проблему газоснабжения Мурманской области [2].

В целях сохранения позиций на газовом рынке и соблюдения определенного торгового баланса в экономических связях Россия покупает часть узбекского, казахского, азербайджанского и туркменского газа. Вопросы сотрудничества в энергетической сфере обсуждались во время визита президента Узбекистана И.А. Каримова в г. Москва 20 апреля 2010 г. Кроме того, в ходе переговоров с Д.А. Медведевым было заявлено о намерении сторон развивать сотрудничество в авиа- и машиностроении, в сфере массовых коммуникаций и космоса. Эти вопросы обсуждались и в ходе рабочего визита 14 июня 2011 г. главы Российского государства в Узбекистан.

Энергетическое сотрудничество России с Азербайджаном обсуждалось во время визита 17 апреля 2009 г. президента И.Г. Алиева в Москву, а в ходе поездки Д.А. Медведева в Азербайджан (29 июня 2009 г.) были заключены договоренности о закупках Россией азербайджанского газа, которые в 2010 г. выросли в два раза. Соглашение о поставках ежегодно в Россию до 2 млрд. м³ газа были достигнуты 3 сентября 2010 г., когда президент РФ снова посетил Баку [3].

Вопросы эксплуатации газопровода «Средняя Азия - Центр» обсуждались во время визита Д.А. Медведева в Туркменистан 4-5 июля 2008 г. Также было принято решение открыть прямое железнодорожное и паромное сообщение между странами, определены направления сотрудничества в подготовке кадров и в культурной сфере. В целом сотрудничество развивалось успешно, и свидетельство тому - растущий товарооборот, который в 2008 г. составил 7 млрд. долл.

22 декабря 2009 г. состоялся очередной визит Д.А. Медведева в Ашхабад, во время которого обсуждалось строительство Прикаспийского газопровода и возобновление с 1 января 2010 г. поставок туркменского газа в Россию в объеме 30 млрд. м³ в год по европейской формуле ценообразования, так как туркмены выступали против продажи газа по фиксированным ценам. Также обсуждалось сотрудничество в сфере связи и судостроения. Заметим, что товарооборот между странами составил 900 млн. долл.

Учитывая большую зависимость бюджета России от экспорта энергетических ресурсов и позицию ряда стран Западной Европы по их закупке, было принято решение о расширении их поставок в другие регионы мира. Достигнуты договоренности о поставках углеводородных ресурсов в Китай, страны Юго-Восточной Азии и Турцию. В 2002-2005 гг. введена в эксплуатацию первая очередь проекта «Голубой поток», по которой природный газ в объеме 30 млрд. м³ в год поставляется из Уренгоя в Турцию.

Во время визита 12-14 февраля 2008 г. в Москву и Казань президента Турции А. Гюля достигнуты договоренности о поставках в течение 15 лет в эту страну электроэнергии на 15 млрд. долл. и газа до 2025 г. Отметим, что товарооборот между Россией и Турцией за последние 10 лет вырос в 35 раз. Россия занимает первое место в турецкой внешней торговле, опережая Германию. Двусторонние связи укрепил визит в Турцию Д.А. Медведева 12 мая 2010 г. В ходе поездки было подписано 17 соглашений, в том числе о создании Совета сотрудничества высшего уровня и о безвизовом режиме поездок сроком на 30 дней. В целом заключенные контракты оцениваются в 25 млрд. долл.

В ходе визита 21-22 марта 2006 г. В.В. Путина в Китай страны договорились о строительстве отвода от нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан» в 2009-2011 гг. и газопровода с 2015 г. Первая очередь нефтепровода открыта 28 декабря 2009 г. 27 апреля 2009 г., ОАО «Транснефть» начало строительство отводного участка нефтепровода из п. Сковородино в Мохэ (Китай). Пуск в эксплуатацию 1 тыс. км трубы состоялся 1 января 2011 г. Ежегодно в течение 20 лет по ней будет прокачиваться до 15 млн. т нефти. В ходе визита В.В. Путина 12-14 октября 2009 г. в Пекин был подписан контракт на поставку в Китай до 70 млрд. м³ газа ежегодно. Строительство газопровода начнется в 2015 г.

Проблема энергетического сотрудничества двух стран обсуждалась Д.А. Медведевым с председателем КНР Ху Цзиньтао во время визитов 23-24 мая 2008 г. и 26-28 сентября 2010 г. Договорились также, что страны будут предупреждать друг друга о пробных пусках стратегических ракет. Во время рабочего визита В.В. Путина в Китай 11-12 октября 2011 г. состоялись встречи с председателем КНР Ху Цзиньтао и председателем Госсовета В. Дзябао и было решено, что товарооборот между странами составит 70 млрд. долл. Договаривающиеся стороны приняли решение о расчете по товарообороту между странами в рублях и юанях, подписали меморандум о сотрудничестве в области модернизации экономики и согласовали цены на нефть. В целом, объем подписанных соглашений составил 7 млрд. долл. 21 соглашение было подписано в ходе визита в КНР Д.А. Медведева 22-23 октября 2013 г. Состоялись его встречи с председателем Китая Си Цзиньпином и председателем Госсовета Ли Кэцяном. 9 ноября 2014 г., в ходе поездки В.В. Путина в Пекин, подписано 17 документов, в том числе меморандум о поставках российского газа и соглашение о поставках нефти в КНР, что позволит диверсифицировать наши поставки этого сырья за рубеж, особенно в условиях санкций, введённых США, Канадой, Японией и Евросоюзом против России из-за ситуации в Украине.

В рамках развития азиатского вектора сотрудничества сибирский газ доставят в Южную Корею в объеме 10 млрд. м³ в год. В целях реализации проекта 29 мая 2008 г. создана совместная группа Газпрома и Kogaz. Планируется также протянуть через КНДР в Южную Корею высоковольтную линию электропередач. Новый импульс отношениям был дан 29 ноября 2008 г. во время визита президента Южной Кореи Ли Мён Бака в Москву. Были подписаны соглашения о поставках газа в Южную Корею, совместных его разработках на Западно-Камчатском шельфе, о сотрудничестве в атомной энергетике и освоении космического пространства. Также планируется соединить Транссибирскую магистраль с железнодорожной сетью Южной Кореи через территорию КНДР. Об этом шла речь во время визита Д.А. Медведева в Республику Корея 10 ноября 2010 г., в ходе которого было подписано более 10 соглашений, в том числе по поставкам газа. Вопросы энергетического сотрудничества обсуждались также 2 ноября 2011 г. в Санкт-Петербурге на встрече российского и корейского президентов.

Возможность прокладки через территорию КНДР газопровода из России в Южную Корею Д.А. Медведев обсудил в Улан-Удэ с главой КНДР Ким Чим Иром 24 августа 2011 г. Его протяженность составит 1 100 км, в том числе 700 км по территории Северной Кореи, которая ежегодно будет получать 100 млн. долл. за транзит. Газпром собирается ежегодно поставлять 10 млрд. м³ газа в КНДР и столько же в Южную Корею, а ГК «Росатом» планирует построить атомную электростанцию в Северной Корее.

Новые перспективы сотрудничества России с азиатскими странами открыл визит Д.А. Медведева в Сингапур, который состоялся 15-16 ноября 2009 г. Была создана межгосударственная комиссия по сотрудничеству, которая, прежде всего, рассмотрела вопрос о поставке сжиженного производственного газа в Сингапур.

Значимым партнером России является Монголия. В 2000 г. в ходе визита в Улан-Батор В.В. Путина был подписан ряд соглашений о сотрудничестве в сферах сельского хозяйства, атомной энергетики и транспорта, созданы совместные предприятия по добыче угля, золота и меди в Монголии. В июле 2006 г. были достигнуты договоренности о том, что российские инвестиции придут в добычу урана, угля и золота. В результате к 2008 г. товарооборот между странами вырос до 1,3 млрд. долл., а темпы развития торговли превысили договорные. Развитию двусторонних отношений способствовал ответный визит в Москву 17 марта 2009 г. премьер-министра Монголии С. Баяра. Во время переговоров с В.В. Путиным были достигнуты договоренности о сотрудничестве в сфере атомной энергетики, о выделении Монголии в 2009 г. 300 млн. долл. на развитие сельского хозяйства, о предоставлении ежегодной квоты в российских ВУЗах для 230 монгольских студентов, о подготовке военных кадров для этого азиатского государства. Была предложена идея перехода в торговле между странами на взаимные расчеты в рублях и тугриках. Кроме того, 19 марта 2009 г. ОАО «Российские железные дороги» и Монгольская железнодорожная компания создали совместное предприятие по строительству магистралей в этой стране. Часть финансирования из требуемых на это 7 млрд. долл. взял на себя холдинг ОАО «РЖД», который получил 50 % акций Улан-Баторской железной дороги [4].

Новый этап сотрудничества между странами начался 13 мая 2009 г., когда В.В. Путин в очередной раз посетил Улан-Батор. В ходе переговоров с новым президентом Монголии отмечалось, что российско-монгольские совместные предприятия производят 1/5 часть ВВП Монголии. Наш товарооборот с Монголией имеет положительное сальдо. Так, в 2010 г. РФ поставила товаров и услуг на сумму 1,2 млрд. долл., а приобрела на 100 млн. долл. Поставкам монгольских товаров препятствовали высокие российские таможенные тарифы и бюрократизм, что стало предметом обсуждения в ходе визита 31 мая 2011 г. в Москву президента Монголии Ц. Элбэгдоржа.

Россия придает большое значение политическому и экономическому сотрудничеству с Ираном. Так, ГК «Росатом» достроила начатую Германией Бушерскую АЭС. В сентябре 2013 г. состоялась ее передача заказчику. С российской помощью там построят еще 8 реакторов. 13 декабря 2007 г. Россия и Иран подписали меморандум о сотрудничестве, а в мае 2008 г. Тегеран заявил о намерении выстраивать с нами стратегические отношения, что, по их мнению, может изменить ситуацию в мире. Однако развитию взаимовыгодного сотрудничества и стратегического партнерства мешает позиция Ирана по ряду международных проблем, в том числе по нераспространению ядерного оружия [11]. Несмотря на то, что Тегеран, в отличие от Индии и Израиля, подписал договор о нераспространении ядерного оружия, по мнению США, близ г. Кум работает ядерный центр, где ведутся работы по созданию ядерного оружия.

Набирают оборот отношения России с Аргентиной, Боливией, Бразилией, Венесуэлой, Колумбией, Кубой, Перу, Никарагуа. В декабре 2008 г. президент Никарагуа Д. Ортега прилетал в Москву, где состоялись переговоры с российским руководством. Хотя товарооборот между странами небольшой (в 2007 г. составил 7 млн. долл.), основные статьи экспорта Манагуа - хлопок, кофе, мясо, сахар, древесина, золото, а импорта - машины, оборудование, сырье, готовые промышленные изделия, оружие. Промышленность там не развита, каждый третий житель не знает грамоты, высок уровень бедности и безработицы, остро стоит проблема жилья. Значительные доходы страна имеет от туризма, поэтому никарагуанский лидер ввел безвизовый режим для граждан России.

В июле 2014 г. В.В. Путин с кратковременным деловым визитом впервые прилетел в Никарагуа. С президентом Даниэлем Ортегой обсуждались вопросы размещения в этой стране станций «Глонасс», а также поставки российской сельскохозяйственной техники и зерна.

С Венесуэлой российское сотрудничество строится преимущественно в энергетике и военной сфере. Было создано совместное предприятие по переработке нефти, а ТНК-ВР, Газпром и ОАО НК «Лукойл» заявили о намерениях разрабатывать нефтяные ресурсы в районе р. Ориноко (проект «Хунин-6»). Более того, президент Венесуэлы У. Чавес во время визита в Москву (22 июля 2008 г.) заявил, что мы должны стать стратегическими партнерами в области энергетики, оборонно-промышленного комплекса и рыболовства. Это привело к увеличению товарооборота между странами, который в 2008 г. составлял всего 1 млрд. долл. Во время ответного визита Д.А. Медведева в г. Каракас (26-27 ноября 2008 г.) были достигнуты договоренности по развитию военного сотрудничества, о безвизовом въезде для краткосрочных поездок (с 6 марта 2009 г.), создании совместного банка и переходе к национальным валютам во взаиморасчетах. Россия строит в Венесуэле пять керамических заводов и атомную электростанцию. Эти контракты были предметом обсуждения в ходе визита В.В. Путина в Венесуэлу 2-3 апреля 2010 г. Договорились о поставке 2 тыс. автомобилей «Лада» в Каракас с намерением позже построить там филиалы для их сборки. Москва предоставила кредит в 2,2 млрд. долл., а в обмен получила нефтяные концессии, рынок сбыта военной продукции, цветы, бананы и кофе.

Заинтересованность в развитии военного сотрудничества (в целях борьбы с наркомафией) и в российских инвестициях проявляет Колумбия, предлагая сотрудничество в производстве биотоплива, по изготовлению которого ей принадлежит второе место в Латинской Америке. Богота намеревается поставлять нам продукцию сельского хозяйства, а мы вкладываем средства в добычу угля. Наращивают инвестиции Газпром и ОАО «НК Лукойл».

Далеким и во многом забытым нашим партнером является Республика Куба. В сентябре 2006 г. Москва предоставила Гаване «связанный» кредит на сумму 355 млрд. долл. под закупку российских товаров. Отметим, что товарооборот между странами в 2008 г. составил всего 239 млн. долл. Договорились о реструктуризации кубинского долга. Это означало, что 17 лет прохладных отношений между нашими странами закончились. Новый импульс им придал визит на Кубу Д.А. Медведева 28 ноября 2008 г. и ответный визит председателя Государственного совета Кубы Рауля Кастро в Москву (28 января-4 февраля 2009 г.). В Кремле прошли его переговоры с Д.А. Медведевым, в результате которых стороны подписали 10 соглашений. В соответствии с ними в 2009 г. кубинцы получили «связанный» кредит на 30 млн. долл. и закупили у нас промышленное оборудование, автобусы и самолеты. Кроме того, были достигнуты договоренности о строительстве на острове ТЭЦ, создании совместного предприятия по авиаперевозкам и о добыче там Росзарубежнефтью «черного золота». Также был подписан меморандум о стратегическом сотрудничестве, в том числе в военной сфере. В качестве гуманитарной помощи кубинцам Россия поставила 100 тыс. т. зерна [7].

В июле 2014 г. в ходе визита В.В. Путина на Кубу состоялись переговоры с председателем Государственного Совета и Совета Министров Кубы Раулем Кастро и часовая беседа с Фиделем Кастро. Президент РФ заявил, что российско-кубинское сотрудничество поможет смягчить незаконные экономические санкции США против Кубы. Москва списала Гаване 32 млрд. долларов (90 %) долга по кредитам, предоставленным СССР, а оставшиеся 3,5 млрд. пойдут на совместные проекты. По итогам визита подписано 10 соглашений, в том числе в энергетической сфере. Так, компании Роснефть и Зарубежнефть совместно с кубинской ГНК CUPET начнут разработку нефтяного шельфа на Кубе, а ИнтерРАО построит на острове 4 энергоблока ТЭС стоимостью 1,2 млрд. евро. На Кубе запланировано строительство аэропорта, крупного транспортного узла (модернизация порта), размещение наземной структуры «Глонасс» и организация учебного центра по подготовке спасателей для карибских государств.

Развитию двусторонних отношений с Перу и Бразилией способствовали визиты Д.А. Медведева в Лиму и Бразилию 24-25 ноября 2008 г. Перу - это аграрная страна, богатая полезными ископаемыми. Развиты горнодобывающая, обрабатывающая и рыбная промышленность. Однако товарооборот России с этим государством небольшой: в 2007 г. он составлял всего 100 млн. долл. Не развиты торгово-экономические связи и с Бразилией, которая дает 18% мировой добычи железной руды. Есть там и нефть. Развит экспорт кофе. В 2008 г. мы завезли из этой страны на 1,5 млрд. долл. сельскохозяйственных удобрений и мяса, но качество последнего оказалось плохое, пришлось наложить эмбарго. Бразильцев же интересует сотрудничество с нами в сфере космоса, атомной энергетики и оборонно-промышленного комплекса. Так, в 2003 г. было подписано соглашение о поставках российской военной техники в Бразилию, а в 2005 г. - договор о стратегическом союзе. Однако товарооборот между странами в 2013 г. составил только 5,5 млрд. долларов, что на 3,2 % меньше, чем в 2012 г. В июле 2014 г. в г. Бразилиа состоялась встреча В.В. Путина с президентом Федеративной Республики Бразилия Дилмой Роуссефф. По итогам переговоров подписаны меморандум о сотрудничестве Роснефти и Petrobras в добыче углеводородов в ФРБ, а также соглашения в научной, медицинской, транспортной и военной сферах. Россия поставляет в эту страну титан и IT- технологии.

Закупать вооружения, налаживать культурные и торгово-экономические связи с Россией заинтересовано правительство Чили. После длительного перерыва в двусторонних отношениях 2-4 апреля 2009 г. состоялся визит президента Чили М. Бачелет в Москву. В ходе переговоров с главой Российского государства Д.А. Медведевым был подписан ряд соглашений о военном и культурном сотрудничестве. Стороны договорились ввести безвизовый режим для посещения обеих стран. Такой же порядок въезда установила для наших граждан и Республика Эквадор. Президент этого государства Р. Корреа 29 октября 2009 г. посетил Россию с первым визитом. Во время встречи с Д.А. Медведевым обсуждались вопросы развития двустороннего сотрудничества. Отметим, что товарооборот между нашими странами в 2008 г. составил 1 млрд. долл. По итогам переговоров была подписана декларация о сотрудничестве в экономической, гуманитарной и политической сферах, а также ряд других документов [6].

14-15 апреля 2010 г. состоялся первый визит Д.А. Медведева в Аргентину. На переговорах с президентом К. Фернандес де Киршнер было подписано 10 протоколов, соглашений и меморандум о намерении сотрудничать в атомной энергетике, военно-технической области, в сфере транспорта и космоса. В результате выполнения этих и других намерений товарооборот между странами в 2011 г. вырос на 80%, а ФГУП «Рособоронэкспорт» впервые поставил Аргентине военные вертолеты. Товарооборот между странами в 2012 г. составил 1,5 млрд. долларов, а в 2013 г. вырос на 16% [8].

В июле 2014 г. В.В. Путин с визитом посетил Аргентину. Состоялись переговоры с президентом Кристиной Фернандес де Киршнер, по итогам которых было подписано 5 соглашений, в том числе о поставках российских самолётов и троллейбусов, о строительстве энергоблока АЭС и о российском участии в сооружении ГЭС.

В Африке активно действуют китайские, индийские и бразильские компании, составляя конкуренцию Евросоюзу. В 2009-2010 гг. Китай инвестировал в развитие стран Африки 10 млрд. долл., так как «черный» континент имеет нефть, хлопок, медь и другие природные богатства, которые составляют 60% экспорта. К сожалению, Россия за последние двадцать лет практически потеряла сегмент экономических отношений с африканскими странами. К примеру, Алжир российское руководство посетило 50 лет назад. 10 августа 2006 г. В.В. Путин прибыл в это государство с рабочим визитом, в ходе которого было подписано контрактов на сумму 7,5 млрд. долл. Алжир выразил желание закупить у нас новые танки, самолеты и другое вооружение, так как алжирская армия на 90% оснащена российским оружием. Также была достигнута договоренность о погашении алжирского долга России в сумме 5 млрд. долл. после выполнения всех подписанных контрактов. Ответный визит президент Алжира А. Бутефлик нанес 19 февраля 2008 г., а 6 октября 2010 г. Д.А. Медведев совершил визит в Алжир, где были достигнуты договоренности о сотрудничестве в военной, энергетической и экономической сферах.

Для обсуждения двусторонних отношений 26 января 2007 г. В.В. Путин прилетал в Южно-Африканскую Республику. Диалог продолжился 5 августа 2010 г., когда президент ЮАР Д. Зума прилетел с рабочим визитом в Москву. Во время поездки Д.А. Медведева в Анголу (26 июля 2009 г.) были подписаны соглашения о развитии двусторонних отношений. До этого 25-26 июня 2009 г. глава Российского государства побывал в Намибии, богатой ураном и залежами алмазов, что привлекает российский оборонно-промышленный комплекс и бизнес. По итогам переговоров подписали соглашение о развитии рыболовства, а ГК «Росатом» - о строительстве атомной электростанции в Анголе.

Надежду на реанимацию дружественных связей с Северной Африкой дал визит В.В. Путина в Ливию 16-17 апреля 2008 г., во время которого была подписана политическая декларация о дружбе и сотрудничестве. В обмен на поставки оружия на сумму 4,6 млрд. долл. и 10 крупных контрактов Россия списала долг этой стране в сумме 6 млрд. долл., существовавший еще со времен СССР. Договорились и о том, что ОАО «Российские железные дороги» построит в Ливии 554 км магистралей. Однако новые контракты с этой страной оказались под вопросом из-за событий 2011 г.: в Ливии начались массовые беспорядки, которые переросли в гражданскую войну и де-факто привели к распаду страны.

Россия заинтересована в развитии сотрудничества с Нигерией. В Москве 17 марта 2009 г. состоялись переговоры министров иностранных дел России С.В. Лаврова и О. Мадуэкве, на которых были достигнуты договоренности о развитии сотрудничества в энергетике, строительстве трубопроводов, легкой промышленности и других сегментах экономики. Нигерийскую сторону особенно интересовала атомная энергетика.

Развиваются наши отношения и с арабскими государствами. Так, 25 февраля 2009 г. состоялся визит в Москву президента Йемена А.А. Салеха, который просил экономической помощи в обмен на содействие российским кораблям в борьбе с пиратами в Аденском заливе. Йемен нуждается в инвестициях в нефтеразработку, предлагая использовать для развития торговых связей со странами региона порт в Ходейде, который был построен еще при содействии СССР. Однако в 2011 г. там начались массовые выступления населения против власти, которые сопровождались значительными жертвами. 24 ноября 2011 г. президент А.А. Салех, находившийся у власти тридцать три года, под напором вооруженной оппозиции ушел в отставку [5].

Традиционно хорошие отношения у России с такими арабскими странами как Египет, Иордания, Палестинская национальная автономия и Сирия. Так, 21 августа 2008 г. в Сочи прилетал президент Сирии Башар Асад. В ходе его переговоров с Д.А. Медведевым были достигнуты договоренности о развитии военного и экономического сотрудничества. Однако в марте 2011 г. в г. Дераа начались массовые протесты против правящего режима, чем воспользовались террористы.

Развитию отношений с арабским миром способствовал визит Д.А. Медведева в Египет 23 июня 2009 г., в ходе которого был подписан договор о стратегическом партнерстве и российских поставках в эту страну зерна, машин, промышленного оборудования, нефтепродуктов и строительстве атомной электростанции. В целом товарооборот между странами в 2004-2008 гг. вырос в пять раз и составил 4,5 млрд. долл. Однако развитию сотрудничеству двух стран помешала революция в Египте в 2011 г. Сегодня положение в этой стране нормализуется.

Таким образом, ключевые элементы внешнеполитической стратегии России учитывают многополярность мира, неустойчивый баланс между цивилизациями, глобальные претензии США, многочисленные локальные конфликты на цивилизационных разломах, дефицит энергетических и водных ресурсов, проблему нераспространения ядерного оружия, террористическую опасность, глобализацию и бедность, увеличивающийся экономический разрыв между странами, историческую предопределенность межгосударственных связей. Отрицание многополярности мирового устройства, расширение НАТО на Восток и другие шаги США и Евросоюза привели к возобновлению блоковой стратегии в международной политике, и холодной войне. В этих условиях Россия придает большое значение политическим и экономическим связям в рамках ЕАЭС, ШОС, БРИКС, АТЭС.

Рецензенты:

Бурланков С.П., д.э.н., профессор кафедры менеджмента организации ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарёва", г. Саранск;

Поляков А.Ф., д.э.н., профессор кафедры валютно-кредитных и финансовых отношений Саранского кооперативного института АНО ОВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Имяреков С.М., Лохтина Л.М. СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18813 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674