Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ АСПИРАНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Ласковец М.А. 1
1 НИЯУ МИФИ
В статье предпринята попытка описать новый подход к проблемам современного образования с учетом экстралингвистических факторов, которые оказывают большое влияние на образовательную программу, в частности на подготовку инновационных кадров. Проблема соотношения традиционных ценностей и инноваций затрагивает интересы будущих специалистов и требует подходов, ориентированных на рациональное изучение явлений окружающей действительности в профессиональной среде. Важно при подготовке инновационных кадров в Российской Федерации учитывать как социальный, так и экологический фактор в существующих проблемах, связанных с внедрением современных технологий, которые должны обеспечить сохранность природных и человеческих ресурсов. Автор статьи описывает цели подготовки аспирантов в неязыковом вузе и способы формирования профессиональной компетенции. Предлагаются перечни единых для всех направлений аспирантской подготовки общекультурных и профессиональных компетенций, а также ситуации иноязычного общения, которые следует включать в содержание языкового образования аспирантов в соответствии ФГСО третьего поколения. В статье подчеркивается роль единого конкурентоспособного лингвистического пространства в целях устойчивого развития.
конкурентоспособное лингвистическое пространство
общекультурные компетенции
профессиональная компетентность
компетентностный подход
аспирантура
неязыковой вуз
ФГСО ВПО
1. Байденко В.И. Болонский процесс: европейские и национальные структуры (книга-приложение 2). - М. : Исслед. центр качества подготовки специалистов, 2009. - С. 220.
2. Ласковец М.А. Проблемы создания программы обучения иностранному языку для аспирантов инженерно-технических вузов // Наука и образование: проблемы и перспективы развития. - Тамбов, 2014. – Ч. 5. - С. 86.
3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка. - М. : Изд-во МГЛУ, 2003. - С. 256.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования // Министерство образования и науки РФ, 2011. 16 дек. - URL: http//mon.gov.ru/dok/fgos/7195 (дата обращения: 26.12.2014).
5. Халеева И.И. Лингвистическое образование в Российской Федерации в условиях устойчивого развития: эколого-социальный подход. - М. : Изд-во МГЛУ, 2013. – С. 31.
6. Халеева И.И. Семантика устойчивого развития как основа лингвистического образования в РФ и СНГ // Вестник МГЛУ. - 2014. - Вып. 12 (698). – С. 9-10.
Современный период в области образования в РФ можно охарактеризовать модернизацией всей образовательной системы согласно стандартам высшего профессионального образования. Задачей образования в России становятся новые требования к подготовке специалистов в области инженерного образования.

Проанализировав ФГСО ВПО, мы можем определить общекультурные профессиональные компетенции для аспирантов, а в области общекультурных компетенций это:

  • способность свободного владения иностранным языком как средством делового и профессионального общения, что соответствует уровню С1-С2, согласно Общеевропейской шкале;
  • умение работать в международной команде в условиях производственной деятельности;
  • готовность к активному общению в научной деятельности с зарубежными специалистами;
  • умение быть активным и мобильным;
  • способность быть толерантным при восприятии различных этнических традиций и культур.

В области профессиональной компетенции это:

  • умение использовать актуальную научно-техническую информацию, используя ООР;
  • способность передавать результаты своих исследований в виде рекомендаций с использованием предметной терминологии;
  • умение презентовать полученные в исследованиях результаты в виде отчетов, докладов, научных публикаций;
  • способность анализировать, синтезировать, контекстно обрабатывать научно-техническую и общенаучную иноязычную информацию;
  • участие в подготовке и реализации международных грантов;
  • умение верно и четко объяснять на иностранном языке проблемы, задачи научного анализа, связанные с осуществлением профессиональных функций;
  • умение грамотно переводить как общие, так и профессиональные тексты;
  • способность защищать, обсуждать и распространять на иностранном языке научные результаты своей деятельности;
  • умение бегло говорить на иностранном языке на любую научную тему, а также письменно излагать свои научные идеи;
  • использовать знания иностранного языка для изучения зарубежного опыта в профилирующей области.

В области профессионального иноязычного общения это:

  • участие в международных проектах, связанных с разработкой новых технологий;
  • стажировки за рубежом;
  • участие в выставочной работе, в научно-исследовательских семинарах;
  • подготовка и презентация докладов (устных и письменных), результатов своих исследований на научных конференциях и симпозиумах;
  • изучение, анализ, обобщение и использование зарубежного опыта по тематике своего исследования;
  • изучение научных результатов, анализ научной литературы в соответствии с профилем профессиональной деятельности;
  • подготовка технических отчетов, документации, рецензирование научных трудов, анализ опыта исследований, накопленных в мировой науке.

Все это способствует развитию личной заинтересованности, то есть мотивации аспиранта к совершенствованию своих знаний в иностранном языке, готовности к целенаправленному развитию своих профессиональных возможностей, необходимых в условиях непрерывного совершенствования профессиональной деятельности. Такой высокий уровень компетентности необходим для межкультурного диалога в профессиональном научном сообществе современного мира.

Высшее образование играет важную роль в социальном развитии государства и росте конкурентоспособности в экономике любой страны. Во многих вузах постоянно происходит внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) как в управленческую деятельность, так и в образовательный процесс, чтобы эффективно подготовить своих выпускников к качественной профессиональной деятельности в условиях жесткой конкуренции.

С широким использованием ИКТ увеличиваются объемы информации, передающейся через Глобальную сеть, что способствует стремительному распространению знаний. Их могут использовать как обучающиеся в вузах, так и все желающие получить эти знания в той или иной области. Все это открывает огромные возможности для создания и общего использования образовательных ресурсов, но в то же время возникают проблемы сохранения интеллектуальной собственности, защиты авторского права.

Все это требует разработки новых учебных программ и материалов, создания новых программ и курсов, организации интерактивного взаимодействия преподавателей и обучающихся (аспирантов), а также взаимодействия обучающихся между собой; разработки качественных методических и учебных материалов; умения грамотного использования системы оценки знаний, опирающихся на Общеевропейские стандарты, и, конечно, взаимодействия с рынком труда.

Нам необходимо расширить возможности использования общего доступа к ресурсам в сфере высшего образования, включающие в себя научные публикации, образовательные материалы, электронные документы, учебно-методические материалы. Здесь, конечно, должна использоваться практика доступа к этим ресурсам, также не следует забывать о хранении ООР  (открытого образовательного ресурса) в соответствии с правилами  использования  открытых образовательных ресурсов (согласно стандартам).

Мы, преподаватели, обязаны владеть новыми средствами организации учебного процесса. Для этого необходима новая инновационная образовательная среда, характеризующаяся как совокупность культурных, социальных, научных, психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых происходит модернизация образовательного процесса.

Образование в Российской Федерации - это неотъемлемая часть мирового образования, что обязывает профессорско-преподавательский состав повышать свое профессиональное мастерство, распространять передовой опыт, создавать инновационную среду посредством гибкого подхода к содержанию образования, с учетом внедрения новых образовательных технологий.

Научной основой развития к самореализации будущего ученого, инженера-физика являются интегративный и компетентностный подходы. Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт, спроектированный на компетентностном подходе и концепции интегративного подхода, обучение аспирантов будет основываться на создании инновационной образовательной среды. В этой ситуации следует учитывать, что:

  • компетентность обучающихся рассматривается как компонент профессиональной компетентности будущих ученых, который проявляется в способности самостоятельно решать поставленные задачи и проблемы в ходе профессиональной деятельности;
  • внедрение информационных технологий профессионального иноязычного образования должно опираться на психолого-педагогические особенности подготовки инженеров-физиков;
  • в основу формирования профессиональной компетентности необходимо положить принципы автономности, проблемного обучения, контекстности, адаптированности, междисциплинарности;
  • моделью формирования профессиональной компетентности будет последовательность образовательных действий, содержание обучения, включая учебную и производственную практику, приемы, формы работы, основанные на системе упражнений, направленных на формирование необходимых навыков и умений.

Все это требует выявления сущности профессиональной компетентности будущего ученого (аспиранта), изучения основных научных тенденций и подходов к формированию профессиональной компетентности; определения компонентного состава «профессиональной компетентности», как цели подготовки аспиранта; моделирования процесса обучения, опирающегося на инновационную образовательную среду; разработки и проверки системы упражнений, направленных на формирование компетентности будущего ученого;  разработки способов формирования компетентности и определения основных критериев оценки уровня сформированности профессиональной компетентности.

Для решения поставленных задач нам, преподавателям, необходимо:

  • использовать теоретический опыт анализа, синтеза научной литературы в области инженерно-физического образования, а также методику, психологическую практику профессиональной подготовки будущих специалистов;
  • опираться на инновационные процессы в области высшего образования, законодательные и нормативные документы РФ;
  • продолжать наблюдение за учебным процессом в образовательных учреждениях, проводить беседы, анкетирование, методические эксперименты и в итоге анализировать полученные данные, так необходимые для решения поставленных задач.

В процессе формирования профессиональной компетентности аспиранта следует опираться на структурно-функциональную модель, которая включает в себя аналитическую, коррекционную, коммуникативную, дискурсивную, информационно-техническую, проектировочную компетенции, формирование которых происходит на основе принципов автономности, поисковой активности, проблемного обучения, контекстности, междисциплинарности и адаптивности к индивидуальным особенностям обучающихся.

Здесь необходима реализация уже имеющейся и разработанной системы упражнений, которая направлена на формирование профессиональной и дискурсивной компетенций. Это аналитические, проблемно-исследовательские, конструктивные, оценочные упражнения, специфика которых заключается в использовании современных информационных технологий образовательной среды, что включает в себя: цифровые и технические средства обучения, интерактивные доски, специальные компьютерные программы обучения, интернет-ресурсы, образовательную платформу дистанционного обучения Moodle (Modular Object Oriented Digital Learning Environment, что в переводе означает «модульная объектно ориентированная цифровая учебная среда»), TED-конференции (www.ted.com).

Федеральный государственный образовательный стандарт разработан согласно логике компетентностного подхода, способствующего подготовке конкурентоспособных профессионалов, для обучения которых следует опираться на компетентностный и интеграционный подходы, как базовые в теоретико-методологической основе построения методики обучения профессиональной компетентности будущих ученых.

Формирование профессиональной компетенции происходит с учетом способности и готовности к проектированию, направленности на развитие межличностного и межкультурного общения, достижения обучающимися предметных, личностных результатов, а это важный компонент во всем процессе обучения аспирантов научно-технических вузов.

Исходя из вышесказанного, отметим, что подготовка современного ученого, аспиранта должна отвечать требованиям ФГОС ВПО, и она реально выполнима в рамках инновационной образовательной среды, включающей в себя культурные, социальные, научные условия, в результате взаимодействия которых происходит модернизация образования в целом.

Становление аспирантов, как будущих ученых, происходит с учетом целостно-личностного развития и основано на компетентностном и интеграционном подходе в процессе обучения.

Рецензенты:

Тупчиенко В.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Управление бизнес-проектами», Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва;

Путилов А.В., д.т.н., профессор, декан факультета управления и экономики высоких технологий, Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Ласковец М.А. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ АСПИРАНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18556 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674