Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТАНОВЛЕНИЕ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

Павлюк Н.Б. 1 Перевозчикова Е.В. 1
1 Шуйский филиал ФГОУ ВПО Ивановский государственный университет
Рассматривая проблему двигательно-моторного и эмоционального развития детей с проблемами в интеллектуальном развитии, нами были определены направления исследовательской работы. Суть их заключается в выявлении и создании условий для развития основных движений и на их основе способствовать формированию двигательных умений, а также произвести сравнительный анализ физической подготовленности детей с проблемами в интеллектуальном развитии с уровнем развития физических способностей с детьми без отклонений в развитии. Результаты исследования показали, что систематические занятия по формированию двигательных навыков и развитию физических способностей у детей с проблемами в интеллектуальном развитии способствуют развитию основных двигательных действий и улучшению координации движений. Исследование развития физических способностей показало, что у детей с проблемами в интеллектуальном развитии хорошо развиты силовые способности, а другие показатели физической подготовленности очень низкие и не соответствуют возрасту. По результатам исследования мы заключили, что задачами обучения и воспитания детей с проблемами в интеллектуальном развитии должны быть: развитие собственной активности детей, формирование навыков адекватного поведения и общения с окружающими, формирование основ двигательного опыта и поэтапное формирование двигательных умений в сочетании с развитием физических способностей.
навыки адекватного поведения и общения с окружающими
развитие физических способностей
ориентировка в пространстве
моторные навыки
мышечные усилия
основные двигательные умения
Проблемы в интеллектуальном развитии
1. Головачева Т.В. Особенности развития игры у детей с проблемами в психическом развитии, воспитывающихся в доме ребенка [Электронный ресурс]// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» URL: http://festival.1september.ru/articles/524685/ (дата обращения: 17.02.15).
2. Кулеша Э. Освоение предметных действий умственно отсталыми детьми// Дефектология.- 1999.- №3 . – C. 65-68
3. Павлюк Н.Б., Перевозчикова Е.В. Инновационные технологии при формировании двигательных навыков в баскетболе в целях повышения качества учебного процесса //Журнал «Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета».- 2013 - № 4 (37) - С.177-180
4.Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников// Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя/ Под. ред. Л.П. Носковой.- М.: Просвещение, 1993.- C. 135-147
5. Стребелева Е.А. О путях развития мышления умственно отсталых детей//Психолого-педагогические особенности коррекционной работы во вспомогательной школе и дошкольных учреждениях.- Л.: Изд. ЛГПИ, 1996.- C. 87-95

Актуальность нашего исследования была определена тем, что в раннем школьном возрасте у детей с проблемами интеллектуального развития наблюдается задержка становления моторных навыков, и на этом фоне - низкий уровень развития физических способностей. А проблемы с двигательным и эмоциональным развитием детей могут еще в большей степени задерживать их умственное и физическое развитие.

Научно доказано, что низкий уровень развития зрительного восприятия, двигательной и зрительно-двигательной координации существенным образом сдерживает процесс овладения ребенком двигательных умений. Кроме этого, у них наблюдается низкая готовность к установлению эмоционально-коммуникативных взаимоотношений со взрослыми, слабая выраженность стремления наладить эмоциональный контакт и найти способы общения со взрослыми, неумение привлечь их к совместной деятельности и согласовать с ними свои действия [2, 4, 5].

Вместе с тем исследования [2,3], а также опыт работы с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии показывают, что эту беспомощность можно успешно преодолеть. Для этого необходимо рано включить ребенка в процесс систематических физкультурно-коррекционных занятий, которые будут способствовать как его физическому и психическому развитию в целом, так и формированию двигательных умений в частности.

Задачи и направления исследования

В исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить основные условия для развития движений, и на их основе способствовать формированию двигательных умений у детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
  2. Провести тестирование по определению физических способностей у детей с проблемами в интеллектуальном развитии и произвести сравнительный анализ с уровнем развития физических способностей с детьми без отклонений в развитии.

В исследовании приняли участие дети с проблемами в интеллектуальном развитии в возрасте 10-11 лет в количестве 12 человек (7 мальчиков и 5 девочек), находящиеся на обучении в специализированном учреждении для детей с проблемами в развитии г. Шуя Ивановской области, они составили экспериментальную группу. Контрольную группу составили дети 10-11 лет общеобразовательной школы № 9 г. Шуя в составе 12 человек (6 мальчиков и 6 девочек).

В ходе наблюдений за детьми с проблемами в интеллектуальном развитии было выявлено, что в процессе выполнения ими таких основных двигательных умений, как ходьба, бег и прыжки, их движения хаотичны, плохо координированы, дети плохо реагировали на мышечные усилия (часто теряли из рук спортивный инвентарь).

Доказано, что становление моторных навыков у детей с проблемами в интеллектуальном развитии идёт с большим опозданием [1]. У них нарушены функции движения: управляемость, чёткость, объём. В связи с этим нами были выделены следующие направления работы:

  1. Развитие основных движений, таких как прямолинейный бег и ходьба, лазание и переползание, метание, прыжки, где целью было - выработка целенаправленного, полного и чётко направленного движения.
  2. Развитие ориентировки в пространстве: кувырки, повороты различной сложности, изменение движений на условные сигналы, работы с инвентарем разным по составу. Целью было - научить ощущать своё тело, его положение в пространстве, мышечную силу.

Описание исследования

В ходе исследования нами были определены и созданы необходимые условия для развития основных движений, и на их основе формирование двигательных умений и развитие физических способностей:

  1. Произведён подбор и размещение специального и нестандартного оборудования с учётом гигиенических, методических и эстетических требований.
  2. Для поддержания активности детей на занятиях, применялись подвижные игры на фоне эмоционально-речевого общения с педагогом.
  3. Занятия проводились в индивидуальной форме (индивидуальную помощь оказывали студенты - личные тренеры) с увеличением самостоятельной двигательной активности детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
  4. Постепенное увеличение нагрузки и расширение двигательного опыта по мере подготовки детей, их обучения и физического развития.
  5. Дети занимались в удобной, красивой и лёгкой спортивной форме, приятной с точки тактильных ощущений. Не допускалось использование синтетических тканей.
  6. Занятия всегда проходили в чистом, хорошо проветренном помещении. При соблюдении температурного режима.

Было определено, что наиболее благоприятное время для проведения занятий это первая половина дня (10-11 часов). В это время дети наиболее активны и восприимчивы к физической и эмоциональной нагрузке. В содержание занятий входили упражнения, пробуждающие интерес детей к общению со взрослыми, устанавливающие связи и зависимости между словами, жестами и двигательным действием. Время первых занятий составляло всего 5-7 минут, постепенно время занятий увеличивалось и, в конечном счёте, было доведено до 25 минут. Положительным моментом было то, что у каждого ребенка экспериментальной группы был свой личный тренер в лице студента факультета физической культуры ФГБОУ ВПО Шуйского филиала ИвГУ. Студенты помогали детям при выполнении всех физических упражнений и в решении двигательных задач.

В результате первых занятий у детей с проблемами в интеллектуальном развитии улучшилась целенаправленность движений, они стали подчинены жестам и речи взрослого. В ходе наблюдений нами было отмечено, что дети перестали хаотично выполнять двигательные задачи, их движения стали более целенаправленны на достижение условно поставленной цели, их действия стали подчиненными и легко регулируемыми педагогом. Постепенно, по мере сформированности устойчивого внимания, мы старались перейти от индивидуальной работы к групповой работе (в группе было по 3-4 чел.), где деятельность детей переходила под контроль педагога. Виды упражнений на данном этапе обучения и развития детей были направлены на развитие основных двигательных действий и развитие ориентировки в пространстве. Для помощи в выполнении упражнений мы привлекали самих детей, это способствовало проявлению интереса у детей к взаимовыручке и товариществу. Для повышения эмоционального фона занятий всегда применялось музыкальное сопровождение и интерактивная доска с показом упражнений в видеорежиме. Одним из основных методических приёмов было то, что после выполнения определённых двигательных действий и упражнений, дети всегда поощрялись. Всё это, на наш взгляд, способствовало развитию моторно-зрительной координации, пространственной ориентировки, развитию действий совместно с педагогом, воспитанию чувства коллективизма.

Результаты исследования

В ходе проведения систематических занятий по формированию двигательных навыков и развитию физических способностей, дети научились выполнять основные двигательные действия, ориентируясь в пространстве, научились правильно выбирать направление движений (вправо, влево, вперёд, назад, вверх, вниз), у детей значительно улучшилась координация движений, они научились управлять мышечными усилиями.

Проведённое исследование развития физических способностей показало, что у детей с проблемами в интеллектуальном развитии более всего развиты силовые способности, тогда как другие показатели физической подготовленности очень низкие и не соответствуют возрасту (табл.1).

Таблица 1

Результаты тестирования развития физических способностей детей контрольной и экспериментальной групп

Физические способности

Контрольные упражнения

Контрольная группа

X + m

Экспериментальная группа X + m

Мал.

n = 6

Дев.

n = 6

Мал.

n = 7

Дев.

n = 5

Скоростные

 

Бег 30 м (с)

5,7 ± 0,6

5,9 ± 0,7

7,4 ±1,3

9,1 ±0,9

Координационные

Челночный бег 3х10 (с)

9,2 ±0,5

9,7 ±0,3

15,7 ±1,6

19,2 ±1,3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места (см)

 

145 ± 5

 

132±3,5

 

102 ± 5,5

 

65 ±15,25

Гибкость

Наклон вперёд из положения сидя (см)

 

7,5 ± 0,5

 

8,5 ±1,5

 

3,5 ± 0,5

 

7,5 ± 0,5

Силовые

Подтягивание

(кол-во раз)

6 ± 0,5

 

4 ± 1,5

7 ± 0,5

4 ±1,25

В результате тестирования определили, что уровень развития физических способностей 10-11 летних детей с проблемами в интеллектуальном развитии соответствует низкому уровню семилетних детей, кроме показателей при измерении силовых способностей и гибкости. У детей с проблемами в интеллектуальном развитии менее всего развиты координационные способности, а у девочек очень низкие показатели развития скоростно-силовых способностей.

Обсуждение результатов исследования и выводы

По результатам исследования мы заключили, что задачами обучения и воспитания детей с проблемами в интеллектуальном развитии должны, в первую очередь, быть: развитие собственной активности детей, формирование навыков адекватного поведения и общения с окружающими, формирование основ двигательного опыта и поэтапное формирование двигательных умений в сочетании с развитием физических способностей. Немаловажной задачей также является развитие чувства товарищества и коллективизма. Необходимо постоянно, без перерывов развивать у детей с проблемами в интеллектуальном развитии зрительно-моторную координацию и ориентировку в пространстве, обучать самостоятельному выполнению двигательных задач и формировать постоянный интерес к занятиям физическими упражнениями.

Рецензенты:

Правдов М.А., д.п.н., профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта. Шуйский филиал ФГОУ ВПО Ивановский государственный университет. г. Шуя;

Кисляков П.А., д.псх.н., доцент кафедры безопасности жизнедеятельности. Шуйский филиал ФГОУ ВПО Ивановский государственный университет, г. Шуя.


Библиографическая ссылка

Павлюк Н.Б., Перевозчикова Е.В. СТАНОВЛЕНИЕ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18524 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674