Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕАТРА-СТУДИИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Жукова Н.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры»
В статье теоретически обоснована педагогическая модель реализации педагогического потенциала театра-студии, включающая в себя взаимосвязанные блоки: целевой, содержательно-концептуальный, организационно-процессуальный, критериально-результативный, позволяет планомерно и поэтапно организовывать процесс художественно-эстетического воспитания студенческой молодёжи средствами театрального творчества. Оценка сформированности компонентов художественно-эстетического воспитания (когнитивно-художественного, мотивационно-ценностного, креативно-личностного, активно-деятельностного) производится на основе разработанного критериального аппарата в составе интегративных критериев (развитие художественно-эстетического сознания, субъектная самоактуализация в системе духовно-нравственных ценностей, становление индивидуальности на основе ее творческой природы, самореализация в творческой деятельности) и соответствующих им показателей, что позволяет выявлять уровень (высокий, средний, низкий) художественно-эстетической воспитанности студенческой молодёжи в театре-студии.
студенческая молодежь
педагогическая модель
художественно-эстетическое воспитание
театр-студия
педагогический потенциал
1. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб.-метод. пособие. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 1998. – 24 с.
2. Долженкова М.И. Моделирование этно-художественного образования на основе российских и региональных традиций. – Тамбов: Изд-во Першина, 2005. – 189 с.
3. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1984. – 496 с.
4. Мангер Т.Э. Празднично-игровые технологии социально-культурной деятельности, как средство формирования творческой активности дошкольников /Т.Э. Мангер, Л.С.Кудимова. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. – 194 с.
5. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. – М.: Педагогика, 1984. – 96 с.
6. Якушкина Г.В. Народное музыкальное творчество: проектирование и изучение в контексте мировоззренческого развития личности: учебно-методическое пособие. – Орел, ОГИИК, 2009. – 132 с.

Формирование личности в системе духовно-нравственных координат и художественно-эстетическое воспитание студенческой молодежи является на сегодняшний день одним из важнейших направлений отечественной педагогики, в том числе и средствами театрального искусства. Однако огромный педагогический потенциал театра-студии в художественно-эстетическом воспитании используется не в полной мере, поскольку любительские театральные объединения зачастую утрачивают эвристическую направленность творческой деятельности, ориентируясь на подражание профессиональному театру, а их руководители не уделяют должного внимания этической и педагогической составляющей студийного театрального процесса. Цель нашего исследования заключается в научном обосновании и практической реализации педагогического потенциала театра-студии в процессе художественно-эстетического воспитания студенческой молодежи. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; педагогическое моделирование; педагогический эксперимент; диагностические методы; методы статистической обработки полученных экспериментальных данных.

Для теоретического обоснования повышения эффективности художественно-эстетического воспитания студентов в театре-студии нами разработана модель реализации педагогического потенциала театра-студии в контексте данного процесса. Особо важным при подготовке и проведении эксперимента является вопрос выделения критериев и показателей сформированности художественно-эстетической воспитанности студентов в процессе театрального творчества. В современных научных исследованиях критерий понимается как «средство», признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. По мнению Т.А. Ильиной, критерий в широком смысле означает то, на что следует равняться, с чем сверять те или иные достижения и результаты. Согласно работам В.М. Полонского и М.Н. Скаткина, критерий всегда связан с выделением определенных показателей. В определении компонентов мы опирались на исследования в области художественно-эстетического воспитания и развития личности.

На основе анализа работ по теории эстетической культуры и художественно-эстетического воспитания личности (М.С. Каган, А.А. Мелик-Пашаев, Б.П. Юсов, Н.В. Рождественская, Л.Н. Коган) нами рассмотрено художественно-эстетическое воспитание в театре-студии как процесс формирования художественно-эстетической культуры личности посредством театрального искусства, как целенаправленный процесс формирования в человеке художественно-эстетического отношения к окружающей действительности (мировоззренческо-ценностный аспект) и актуализацию его творческого потенциала по законам гармонии и красоты (творческо-деятельностный аспект). Так как художественно-эстетическое воспитание является целостным сложным процессом, в качестве основы для выделения критериев нам необходимо охватить все стороны личности – когнитивную, мотивационно-смысловую, эмоционально-ценностную, поведенческую, деятельностную. С учетом названных выше аспектов, в качестве компонентов художественно-эстетического воспитания нами определены когнитивно-художественный, мотивационно-ценностный, креативно-личностный, активно-деятельностный.

Сформированность данных компонентов в процессе художественно-эстетического воспитания личности могут характеризовать следующие интегративные критерии: развитие художественно-эстетического сознания; субъектная самоактуализация в системе духовно-нравственных ценностей; становление индивидуальности на основе ее творческой природы; самореализация в творческой деятельности.

Данный критериальный аппарат лёг в основу для определения уровней художественно-эстетической воспитанности, являющейся результатом художественно-эстетического воспитания студенческой молодежи в театре-студии. Нами было выявлено три основных уровня: низкий (фрагментарный, обыденный), средний (достаточный, информативный) и высокий (интегративный, творческий).

На констатирующем этапе эксперимента на основании критериального подхода нами была разработана анкета для социологического опроса, который содержательно включал в себя вопросы, направленные на выявление уровня художественно-эстетической воспитанности. Вопросы данной анкеты композиционно выстраивались и группировались в соответствии с изложенной выше последовательностью определенных нами критериев и показателей. С целью выявления уровня художественно-эстетической воспитанности при помощи разработанной нами анкеты были опрошены студенты Орловского государственного института искусств и культуры; Орловского государственного университета; Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, которые являются частичными выборками из генеральной совокупности приблизительно одного порядка. Всего в ходе констатирующего эксперимента опрошено 149 студентов. Анализ результатов социологического опроса констатирующего эксперимента позволил определить у студентов гуманитарных специальностей следующее соотношение уровней сформированности компонентов художественно-эстетической воспитанности (54,3% – низкий; 30,9% – средний; 14,8% – высокий) и сделать вывод о том, что у большей половины опрошенных преобладает низкий уровень сформированности компонентов художественно-эстетического воспитания.

На основании полученных данных мы определили приоритетные направления формирующего эксперимента с учетом разработанных в исследовании комплекса педагогических условий и технологии организации творческой деятельности студенческой молодёжи в театре-студии. Это позволило спроектировать модель реализации педагогического потенциала театра-студии в процессе художественно-эстетического воспитания студенческой молодёжи, основанной на базовых принципах студийной театральной педагогики и законах организации студийного театрального процесса.

Структурными компонентами нашей педагогической модели явились следующие: целевой, содержательно-концептуальный, организационно-процессуальный, критериально-результативный. Далее рассмотрим содержание данных компонентов в системе творческой деятельности студенческой молодежи в театре-студии.

Целевой компонент заключается в структурировании и конкретизации целей и задач художественно-эстетического воспитания в условиях творческой деятельности в театре-студии. Все задачи взаимообусловлены и взаимосвязаны. Социальным заказом общества является воспитание всесторонне развитой и гуманистически ориентированной личности на основе освоения эстетических ценностей культуры и искусства в процессе художественно-творческой деятельности.

Главной целью выступает реализация педагогического потенциала театра-студии в процессе художественно-эстетического воспитания студенческой молодежи, которое проявляется как способность эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, а также в стремлении, используя свой творческий потенциал, преобразовывать природу, окружающий мир, человека «по законам красоты». Соответственно поставленной цели был выдвинут ряд задач, реализуемых в условиях творческо-педагогической деятельности в театре-студии: приобщение к театральному искусству как источнику художественно-эстетического воспитания; формирование эмоционально-ценностного отношения к духовным традициям русской театральной школы и идеалам студийности; формирование эстетического отношения к окружающей действительности, эстетического вкуса, эстетической оценки; стимулирование процесса самопознания и самоопределения в условиях эвристической направленности творческой студийной деятельности; развитие эмоционально-нравственной сферы личности в процессе творческого перевоплощения; развитие художественно-творческого мышления и реализация его в творческой деятельности в театре-студии.

Для решения поставленных задач были применены аксиологический, системно-деятельностный, личностно-ориентированный, акмеологический подходы.

Содержательно-концептуальный компонент в целевом педагогическом проектировании включает концепцию театра-студии «Млечный путь» г. Орла, на базе которой проводился формирующий эксперимент. В состав данного компонента входят следующие социально-культурные функции: культуротворческая, духовно-этическая, поисково-исследовательская, творчески развивающая, субъектоформирующая. Назовём педагогические принципы, на основе которых строится целостная образовательно-воспитательная и творческая деятельность:

  • универсальное целеполагание в контексте решения художественно-эстетических, воспитательно-образовательных и творчески развивающих задач;
  • взаимовлияние этического и эстетического аспектов творческой деятельности студийца;
  • лабораторный характер творческого процесса;
  • направленность каждого студийца к постоянному духовному и творческому самосовершенствованию, самопознанию и самопробуждению;
  • идейная основа, утверждающая творчество как высшую радость и цель бытия;
  • равноправие всех членов студии;
  • свободное творческое развитие студийца на основе индивидуального ритма.

Организационно-процессуальный компонент содержит условия создания креативной творческой студийной среды, способствующей эффективному художественно-эстетическому воспитанию студенческой молодежи в театре-студии, и технологию организации творческой деятельности в театральном коллективе. Технология организации творческой деятельности в театре-студии включает в себя три последовательных этапа, реализуемых в три года в процессе формирующего эксперимента.

Первый этап: Вводный, ценностно-ориентационный. Поддержка познавательной активности студийцев, содействие их психофизической разблокировке, формирование ценностно-смысловой мотивации на художественно-эстетическое развитие личности.

Второй этап: Основной, активно-деятельностный. На этом этапе происходит развитие креативности, выявление творческой индивидуальной природы, поиск и исследование способов и форм сценической выразительности, формирование навыков творческо-личностной коммуникации.

Третий этап: Результативный, индивидуально-творческий. На протяжении третьего этапа осуществляется достижение студийцами импровизационного самочувствия как ощущения внутренней свободы в заданных внешних обстоятельствах и реализация его в сценической импровизации. При этом студийцы достигают достаточно высокого уровня сценической автономности, реализуя приобретенные навыки актерской техники в самостоятельных актерских этюдах.

Критериально-результативный компонент модели предполагает диагностический контроль качественных изменений в социально-психологической структуре художественно-эстетической воспитанности, а также педагогическую оценку полученных результатов, эффективности организации учебно-творческого процесса в театре-студии.

Таким образом, в итоге системно-целостного проектирования была разработана модель реализации педагогического потенциала театра-студии в процессе художественно-эстетического воспитания студенческой молодежи, представленная на Схеме 1.

Схема 1. Модель реализации педагогического потенциала театра-студии в процессе художественно-эстетического воспитания студенческой молодежи

Разработанная модель реализации педагогического потенциала театра-студии, состоящая из взаимосвязанных блоков: целевого, содержательно-концептуального, организационно-процессуального, критериально-результативного, позволяет планомерно и поэтапно организовывать процесс художественно-эстетического воспитания студенческой молодёжи средствами театрального творчества. Педагогический потенциал театра-студии в процессе художественно-эстетического воспитания студенческой молодежи реализуется наиболее эффективно, если применяются выделенные педагогические условия. Совокупность данных условий способствует формированию в театре-студии креативной творческой среды, выступающей фактором художественно-эстетического воспитания студенческой молодёжи. Разработанный критериальный аппарат позволяет производить оценку сформированности компонентов художественно-эстетического воспитания и выявлять уровень (высокий, средний, низкий) художественно-эстетической воспитанности студенческой молодёжи в театре-студии по критериям и соответствующим им показателям.

Рецензенты:

Паршиков Н.А., д.п.н., профессор кафедры социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры», г. Орел;

Малацай Л.В., доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой народных инструментов и оркестрового дирижирования ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры», г. Орел.


Библиографическая ссылка

Жукова Н.И. МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕАТРА-СТУДИИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18518 (дата обращения: 28.02.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074