Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

Файзрахманова А.Л. 1 Файзрахманов И.М. 1
1 Елабужский институт ФГОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В данной статье рассмотрены особенности использования в процессе подготовки студентов – будущих учителей технологии одной из современных образовательных технологий – технологии творческих мастерских. Автор дает определение данному понятию, выделяет характерные особенности технологии, а также алгоритм ее использования в учебном процессе. Представленная теоретическая модель использования технологии творческих мастерских на занятиях по дисциплине «Конструирование и моделирование детской одежды», входящей в профессиональный цикл основной образовательной программы подготовки студентов по направлению подготовки – 44.03.05 Педагогическое образование, профиль – Технология и дополнительное образование, является определенным шагом вперед в развитии педагогической теории и практике в избранной области. Она способствует совершенствованию подготовки студентов инженерно-технологического факультета к профессиональной деятельности в целом, а также творческой в частности.
развитие способностей
Современные образовательные технологии
технология творческих мастерских
1. Бундин, М.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов: учебное пособие / М.В. Бундин, Н.Ю. Кирюшина. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2012. – 64 с.
2. Казарова, О.А. Педагогическая мастерская: первые шаги к профессиональному успеху / О.А. Казарова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2010. – № 11-3. – С. 51-56.
3. Красовская, Л.В. Реализация педагогической технологии мастерских на занятиях по методике трудового обучения / Л.В. Красовская // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. – Новосибирск, 2014. – С. 18-24.
4. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013. – 176 с.
5. Файзрахманов И.М. Социализация учащихся средних классов национальных школ на культурологических традициях в процессе профессионального самоопределения / И.М. Файзрахманов, А.Л. Файзрахманова // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 10. – С. 206-208.
6. Akhmetov, L.G. Emotional component of communicational activity in the process of making a future teacher ready to competitive relations / L.G. Akhmetov, I.M. Faizrakhmanov, A.L. Faizrakhmanova // Middle-East Journal of Scientific Research. – P. 173-176.

Целью образования является личность, обладающая определенным набором знаний, навыков, профессиональных и морально-этических качеств. Минимальный перечень таких требований к выпускнику образовательного учреждения сформулирован в государственных образовательных стандартах [1, с. 5]. Новые образовательные стандарты целями высшего образования в самом общем виде определяют формирование компетентностей современного человека – общекультурных и профессиональных. Выйти на декларируемые стандартом результаты освоения основных образовательных программ позволяет использование современных педагогических технологий [6].

Исследователями представлено множество видов современных педагогических технологий, наиболее полной мы считаем классификацию О.Б. Даутовой, Е.В. Иваньшиной и др. [4, с. 4], которые выделяют технологии кейсов, диалогового взаимодействия, развития критического мышления и технологию мастерских, среди которых различают «педагогические мастерские», «мастерские обсуждения проблем», «творческие мастерские», «мастерские пластики», «мастерские педагогического взаимодействия» и др.

Теоретико-методологические основания использования технологии творческих мастерских в подготовке студентов

Особый интерес в подготовке будущего учителя технологии вызывает технология творческих мастерских (ТТМ), которую мы определяем как динамичную, вариативную и интегративную форму организации профессионального обучения, осуществляемую в совместной диалоговой деятельности педагога-мастера с обучающимися, которая характеризуется погружением в творческий процесс и направленностью на творческое самообразование, саморазвитие личности каждого участника деятельности.

ТТМ позволяет решить ряд актуальных проблем высшего образования: проблемы мотивационной, дидактической и психологической сфер [3, с.18]. В частности, при использовании в учебном процессе ТТМ решаются проблемы перехода от потребительского отношения студента к деятельности преподавателя к совместной творческо-созидательной и исследовательской познавательной деятельности. ТТМ способствует раскрытию и развитию своих способностей через систематическое погружение в совместную учебно-познавательную творческую деятельность [5].

Главными особенностями организации ТТМ являются:

  • группа делится на подгруппы – мастерские для решения конкретных учебных задач;
  • каждая мастерская получает определенное задание;
  • продолжительность работы творческой мастерской может варьироваться от одного занятия до целого семестра;
  • задания в мастерской выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена мастерской;
  • состав мастерской постоянный на весь период работы.

Разные авторы, исследовавшие технологию мастерских, предлагают свои этапы работы, с некоторыми отличиями, но схожие по смыслу [2, 3, 4]. Проанализировав их, мы разработали авторский алгоритм творческой мастерской, который представлен в таблице 1.

Таблица 1

Алгоритм использования ТТМ

№ п/п

Этап

Содержание деятельности

1

Подготовительный

1. Распределение на группы – мастерские

2. Постановка творческой познавательной или исследовательской задачи

3. Инструктаж о последовательности работы (демонстрация образцов, раздача дидактического материала)

2

Творческий

1. Поиск и определение общей концепции мастерской (основной идеи)

2. Поиск формы изделия и его элементов

3. Поиск и определение цветового решения

4. Поиск и определение орнаментального решения

5. Поиск и определение оптимальных материалов и инструментов

6. Эскизная проработка концепции мастерской

3.

Технологический

1. Разработка технологической последовательности изготовления изделия

2. Подбор материалов и инструментов

3. Изготовление изделий

4.

Заключительный

1. Обсуждение индивидуальных результатов работы в мастерской

2. Обсуждение и анализ общих итогов работы мастерской

3. Презентация работы мастерской

Модель использования ТТМ на занятиях по дисциплинам профессионального цикла при подготовке студентов – будущих учителей технологии

В результате исследования теоретико-методологических оснований использования ТТМ в подготовке будущих учителей технологии нами построена и описана структурно-содержательная модель использования данной технологии на занятиях по дисциплинам профессионального цикла при подготовке студентов.

Разработанная нами теоретическая модель использования ТТМ на занятиях по дисциплине «Конструирование и моделирование детской одежды», входящей в профессиональный цикл основной образовательной программы подготовки студентов по направлению подготовки – 44.03.05 Педагогическое образование, профиль – Технология и дополнительное образование, является определенным шагом вперед в развитии педагогической теории и практике в избранной области. Она способствует совершенствованию подготовки студентов инженерно-технологического факультета к профессиональной деятельности в целом, а также творческой в частности.

Модель представляет собой целостную систему с множеством взаимосвязанных элементов (рисунок 1). Ее основой является цель – формирование необходимого объема знаний, умений и практических навыков, которые позволят студентам выбирать оптимальные конструктивные и композиционные решения для создания детской одежды с высокими эстетическими и утилитарными свойствами. В компонентный состав нашей модели вошел алгоритм использования ТТМ в учебном процессе. В модель включен блок показателей и критериев эффективности использования ТТМ. Так, все показатели нами объединены в две группы эффективности – психологическую и функциональную.

В блок психологической эффективности включены следующие показатели и критерии:

  • активность и самостоятельность: активность; познавательный интерес; интеллектуальные качества;
  • развитие способностей: уровень развития творческих способностей; познавательных; рефлексивных; коммуникативных;
  • профессиональная направленность: уровень профессиональной направленности.

В блок функциональной эффективности мы включили такие показатели и критерии, как:

  • освоение ТТМ: уровень освоения технологии;
  • создание ситуации творчества: восприятие комфортности; уровень эмоциональности; уровень творческой раскованности;
  • инновационная продуктивность: уровень продуктивности.

Результат творческой мастерской может быть двойственным:

1) внутренний результат – знакомство с новыми понятиями, технологиями, методами и т.п.; осознание личностной значимости содержания; эмоциональное переживание и формирование ценностных отношений к содержанию темы; новые вопросы, требующие размышления, углубления в тему;

2) внешний результат – творческая работа в разных формах (изделие или коллекция изделий, рисунки, эскизы, коллажи и т.п.).

Заключение

Проведенный анализ показал, что в творческой мастерской возникают удивительные интеллектуально-энергетические потоки, втягивающие каждого ее участника в творческое созидание, которое способствует духовно-нравственному развитию. Подготовка будущих учителей технологии в условиях творческой мастерской позволяет осознать социальную и личностную значимость будущей профессии, а также способствует формированию осознанности достижения поставленных целей, развитию творческого потенциала и способности к сотрудничеству, сотворчеству и самореализации.

Творческая мастерская выступает в качестве инновационной интерактивной формы организации обучения, которая заключается в особенностях ее структуры и деятельности, способствует становлению профессионально-творческой личности будущего учителя технологии.

Рис.1. Модель использования технологии творческих мастерских на занятиях по дисциплине «Конструирование и моделирование детской одежды» в процессе подготовки будущих учителей технологии

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального образования, Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский федеральный университет», г. Елабуга;

Бадаев В.С., д.п.н., профессор кафедры изобразительного искусства Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов, г. Набережные Челны.


Библиографическая ссылка

Файзрахманова А.Л., Файзрахманов И.М. ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18502 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674