Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И СЛУХА

Кокорева Е.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»
Известно, что основной закономерностью возрастного развития является морфофункциональный гетерохронизм. У детей с сенсорными нарушениями важно понимание закономерностей цикличных изменений основных психофизиологических функций на каждом возрастном этапе с целью планирования оздоровительно-коррекционных мероприятий для таких детей. Сенсорные нарушения приводят к усилению напряженности адаптационных процессов. Наибольшая степень функционального напряжения нами выявлена у детей с нарушением слуха. У детей с нарушение зрения это касается в большей степени нейропсихических показателей и тактильной чувствительности, а у детей с нарушением слуха – физического развития, функций двигательного анализатора. У всех детей с сенсорными нарушениями выявляется психоэмоциональное напряжение и усиление активности центральных механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы. Коррекционные мероприятия, проведенные с учетом выявленных нами особенностей развития психофизиологических функций, показали, как их эффективность, так и высокие адаптационные возможности у детей.
гетерохронное развитие
оптимальные периоды развития
напряженные периоды развития
сенсорные нарушения
адаптационно-компенсаторные изменения
1. Бетелева, Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия / Т.Г. Бетелева. – М.: Наука, 1993. – 175 с.
2. Елисеев, Е.В. Влияние различных видов деприваций на развитие детского организма /Е.В. Елисеев, Е.Г. Кокорева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - № 12.2. – Челябинск: ЧГПУ. 2013. – С. 279-288.
3. Кокорева, Е.Г. Сочетание кинезотерапии и мануальных методов лечения при коррекции психофизического развития школьников 10-14 лет/ Е.Г. Кокорева, М.В. Трегубова // Вестник ЧелГУ. Образование и здравоохранение. – 2014. - №2. – С. 51-55.
4. Попова, Т. В. Физическое развитие детей 7-10 лет с депривацией зрения и слуха/ Т. В. Попова, Е. Г. Кокорева//Теория и практика физической культуры. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. - № 5. – С. 20-23.
5. Судаков, К.В. Теория функциональных систем / К.В. Судаков. – М.: РАН, 1996. – 231 с.
Индивидуальное развитие организма имеет ряд закономерностей. Одна из важных закономерностей заключается в том, что органы и физиологические системы человека формируются неодновременно и неравномерно, достигая определенной степени зрелости в разные возрастные периоды. Степень сформированности отдельных систем организма в определенном возрасте обусловливает возрастные особенности организма и его функциональные возможности.

Другая важнейшая закономерность развития состоит в том, что адаптивный характер функционирования организма в различные возрастные периоды определяется двумя важнейшими факторами - структурно-функциональной зрелостью физиологических систем и адекватностью воздействующих средовых факторов функциональным возможностям организма.

Третья существенная закономерность заключается в том, что развитие не является линейным последовательным процессом, а сочетает периоды медленных постепенных преобразований и интенсивных качественных структурно-функциональных перестроек.

В научной литературе имеется достаточное количество фактов о влиянии сенсорных систем на психофизическое развитие детей. Для понимания закономерностей адаптационно-компенсаторных процессов необходимы исследования комплексного характера, с изучением основных функциональных систем организма. Данные подобных исследований могут стать научной основой для разработки и модернизации существующих коррекционных программ.

Отсутствуют работы по изучению закономерностей гетерохронных изменений комплекса психофизиологических функций при различных сенсорных нарушениях у детей. Понимание этих изменений позволит объяснить адаптационно-компенсаторные механизмы нарушения сенсорных систем и разработать индивидуальные рекомендации для коррекции психофизического развития таких детей.

Учитывая необходимость поиска средств, способствующих гармоничному развитию и сохранению здоровья детей, в том числе с нарушением сенсорных систем, несомненно, актуальной является проблема изучения особенностей компенсаторных изменений психофизиологических функций на ранних этапах возрастного развития.

Целью работы являетсявыявление закономерностей возрастного развития психофизиологических функций и возможности его коррекции у детей 4-10 лет с нарушениями зрительной и слуховой афферентации.

Для ее решения были поставлены следующие задачи:

1. Выявить характер гетерохронных изменений нейродинамических функций, физического развития и психо-эмоционального состояния у детей 4-10 лет с нарушениями зрительной и слуховой сенсорных систем.

2. Определить критические и оптимальные периоды в развитии центральной нервной и сердечно-сосудистой систем у детей с сенсорными нарушениями.

3. Обосновать возможность влияния средств психофизического оздоровления и коррекции на характер системных гетерохронных изменений в организме детей с сенсорными нарушениями на основе внедрения разработанной коррекционно-оздоровительной программы.

Материалы и методы исследования. Мы обследовалидетей в возрасте от 4 до 10 лет. В каждой возрастной группе обследовали как здоровых детей, так и детей с депривацией зрения, слуха. Обследование проводили в течение пяти лет. Среди испытуемых с нарушением зрения значительную часть в структуре глазной патологии занимали аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), многие дети страдали косоглазием, амблиопией. У испытуемых с нарушением слуха преобладала нейросенсорная тугоухость III и IV степени. Подавляющее большинство форм нарушений сенсорных систем являлось врожденными.

Обследования проводили два раза в год: первое - в осенний (сентябре - октябре), а второе - в весенний периоды (апрель - май).

В ходе работы использованы морфофункциональные, физиологические и психофизиологические методы исследования.

Полученные материалы исследования были подвергнуты статистической обработке общепринятыми методами вариационной статистики с применением корреляционного и факторного анализа

Результаты исследования и их обсуждение. После проведенной работы и анализа полученных результатов нами были выявлены следующие возрастные особенности развития психофизиологических функций детей с сенсорными нарушениями. По нашим данным возрастное развитие здоровых детей полностью подчиняется законам гетерохронизма, который обеспечивает создание оптимальных условий жизнедеятельности организма на каждом возрастном этапе. Гетерохронизм проявляется в опережении развития одних и отставании других функций. В нашем исследовании наиболее оптимальные условия у этих детей складываются в возрасте 7-8 лет. Так, для них характерны наиболее низкая степень активности центральных механизмов регуляции сердечного ритма, устойчивая работоспособность по данным теппинг-теста, низкие утомляемость и уровень тревожности.

На электроэнцефалограмме у большинства детей этого возраста выражена активность альфа-ритма и низкая активность медленных волн. При этом у 70 % здоровых детей выявлена межполушарная асимметрия α-ритма. У 35 % детей над правым и левым полушариями выявлена Δ-активность преимущественно в лобных и центральных отведениях.

Наибольшее функциональное напряжение выявляется у здоровых детей 5-6 лет. Для этого возраста характерна высокая активность центральных механизмов регуляции сердца, повышенная утомляемость и тревожность, низкие показатели функциональных проб и тактильной чувствительности. На электроэнцефалограмме в состоянии покоя над правым полушарием амплитуда и частота альфа-ритма ниже, чем над левым. При этом альфа-ритм доминирует над правым полушарием в центральных и лобных отведениях, а над левым - в центральных и височных. Наблюдается межполушарная асимметрия α-ритма 50 %.

Дельта-ритм в 42 %отмечается в лобных, центральных и височных отведениях, при этом амплитуда Δ-волн выше над правым полушарием, чем над левым. В покое над правым полушарием также наблюдаются единичные θ-волны в лобных и центральных отведениях. При этом показатели координации движений и силовые показатели рук у них были выше, чем в других группах.

Для детей с сенсорными нарушениями также характерны гетерохронные изменения основных функций. Зачастую эти изменения выражены более значимо, чем у здоровых детей. В целом мы можем говорить, что адаптационные изменения в организме у таких детей с возрастом требуют более высокой «цены» адаптации, связанной с конкретными нарушениями восприятия у них. В основном это связано с сердечно-сосудистой и центральной нервной системами.

У детей с нарушением зрения наиболее оптимальные условия складываются в возрасте 9-10 лет, в отличие от здоровых детей. У них отмечается меньшая степень напряжения центральных механизмов регуляции сердца, чем в других группах, низкая утомляемость, за исключением девочек 9 лет, низкая тревожность, высокая координация движений, особенно у 10-летних детей.

На ЭЭГ у младших школьников с нарушением зрения в покое и частота, и амплитуда α-ритма, в отличие от здоровых школьников, выше над правым полушарием (у здоровых частота выше над левым). Альфа-ритм доминирует, в отличие от здоровых детей, над правым полушарием в височных отведениях, а над левым - в центральных отведениях. Межполушарная асимметрия α-ритма по амплитуде выявлена у 33 % детей и у такого же количества детей наблюдается асимметрия по амплитуде и частоте.

У 60 % детей над обоими полушариями выявлены медленные волны Δ-диапазона практически во всех отведениях. У 70 % детей над левым полушарием так же, как и у здоровых детей, наблюдаются медленные волны тета-диапазона в центральных и затылочных отведениях.

Ниже, чем в других группах, у этих детей были показатели подвижности нервных процессов и точности отсчета временных интервалов. Как характерный признак компенсации функций у них выявлена высокая тактильная чувствительность ладонной поверхности кончиков пальцев.

Наибольшее функциональное напряжение отмечается у детей с нарушением зрения в возрасте 5-7 лет, за счет высокого функционального напряжения механизмов регуляции сердечного ритма, повышенного артериального давления, низких весо-ростовых показателей, особенно у дошкольников, низкой тактильной чувствительности кончиков пальцев, у 7-летних детей высокой утомляемости. Но у испытуемых данной возрастной группы, особенно у дошкольников, отмечаются высокие показатели точности отсчета временных промежутков и низкие показатели утомляемости и тревожности.

На ЭЭГ у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в покое амплитуда и частота α-ритма над правым полушарием выше, чем над левым, в отличие от здоровых детей дошкольного возраста. Наблюдается межполушарная асимметрия по амплитуде α-ритма у 37 % детей, по частоте α-ритма - у 12 %. Альфа-ритм доминирует в затылочных отведениях, в отличие от здоровых детей. У всех детей над обоими полушариями, как и у здоровых, присутствуют медленные волны Δ-диапазона, однако генерализация Δ-ритма выражена больше. Над левым полушарием наблюдаются медленные волны тета-активности у 62 % детей. 

У детей с нарушением слуха наиболее оптимальный функциональный период, в отличие от других групп детей, выявлен в возрасте 5-6 лет. В это время наблюдается возрастное снижение функциональной активности механизмов регуляции сердца, показателей артериальной давления, низкая утомляемость, высокая тактильная чувствительность. При этом выявляются низкие показатели координации движений и высокие тревожности, особенно у девочек.

Менее оптимальные функциональные условия наблюдаются у детей 7-8 лет, когда отмечается высокое напряжение центральных механизмов регуляции сердца, высокая тревожность, низкая координация движений и точность отсчета временных промежутков, за исключением мальчиков 7 лет. При этом отмечаются высокие показатели тактильной чувствительности и антропометрические показатели, за исключением девочек 7 лет, функциональные индексы (жизненный и силовой).

На ЭЭГ у младших школьников с нарушением слуха значения амплитуды α-ритма над правым полушарием были несколько меньше, чем над левым, а доминирующая частота - выше. Амплитуда α-ритма у детей с нарушением слуха, по сравнению со здоровыми и с нарушением зрения, была несколько выше над обоими полушариями. Альфа-ритм доминировал над правым полушарием в затылочных отведениях (60 %), а над левым - в центральных (53 %), в отличие от здоровых. У 70,5 % детей наблюдалась межполушарная асимметрия α-ритма по амплитуде, у 12 % - по частоте, что свидетельствует о продолжающихся у этих детей компенсаторных изменениях в межполушарных взаимоотношениях.

У 56,2 % детей с нарушением слуха наблюдаются медленные волны Δ-диапазона над обоими полушариями Амплитуда Δ-волн над правым полушарием ниже, чем над левым, как и у здоровых детей.

Таким образом, можно говорить о наибольшей степени функционального напряжения у детей с нарушением слуха. Известно, что сам процесс возрастного развития представляет собой перманентную адаптацию к изменению морфо-функционального статуса организма, а сенсорные нарушения приводят к усилению напряженности адаптационных процессов. У детей с нарушение зрения это касается в большей степени нейропсихических показателей и тактильной чувствительности, а у детей с нарушением слуха - физического развития, функций двигательного анализатора.

У всех детей при этом выявляется психоэмоциональное напряжение и усиление активности центральных механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы. Характерно, что как у здоровых, так и детей с сенсорными нарушениями большое значение и так называемую «адаптационную нагрузку» несет функция определения временных интервалов, которая имеет для них, по-видимому, в этом возрасте важное приспособительное значение.

Коррекционные мероприятия, проведенные с учетом выявленных нами особенностей развития психофизиологических функций, показали, как их эффективность, так и высокие адаптационные возможности у детей. Несомненно, что существуют различные способы коррекции адаптационно-компенсаторных процессов, однако необходимо назначать их строго в соответствии с индивидуальными особенностями психофизиологического развития детей.

Рецензенты:

Сабирьянова Е.С., д.м.н., профессор кафедры спортивной медицины и физической реабилитации, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск;

Попова Т.В., д.б.н., профессор, профессор кафедры предпринимательства и менеджмента, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Кокорева Е.Г. ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И СЛУХА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18443 (дата обращения: 19.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074