Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Матвеев С.С. 1 Федулина И.Р. 1 Матвеева Л.М. 1 Имамова Р.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Проведен анализ мнений тренеров о состоянии физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства и отношения к здоровью, здоровому образу жизни студенческой молодежи. В исследовании приняли участие 102 тренера г. Уфы, а также 236 студентов факультетов психологии и физической культуры Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Экспертный опрос показал, что совершенствованию физкультурно-спортивной работы в Республике Башкортостан будут способствовать: строительство спортивных площадок; повышение заработной платы тренерам-педагогам; предоставление возможности бесплатного и/или льготного посещения занятий; организация спортивных групп или кружков с учетом физкультурно-спортивных потребностей работающих в организациях. Тестирование студентов различных профилей обучения выявило, что студенты-психологи более восприимчивы к эстетическим аспектам здоровья, получают наслаждение от своего здоровья и заботы о нем. Студенты факультета физической культуры уделяют большое значение познавательной и практической стороне вопроса здоровья и здорового образа жизни.
продолжительность жизни
здоровый образ жизни
физкультурно-спортивная работа
здоровьесберегающие технологии
качество
уровень
1. Волкова И.В. Педагогические основы развития физкультурно-спортивного движения в России (середина XIX – начало XXI вв.) /И.В. Волкова: автореф. дисс. … д-ра пед. наук, 13.00.01. – Нижний Новгород, 2011. – 61 с.
2. Дерябо С.Д. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни: методика измерения / С.Д. Дерябо, В. А. Ясвин // Директор школы. – 1999. – № 2. – С. 7–16.
3. Иванова С.В. Организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства на муниципальном уровне / С.В. Иванова, И.В. Манжелей //Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 2. – С.42–47.
4. Лубышева Л.И. Эффективность массовой физкультурно-оздоровительной работы в вузах с преимущественно женским контингентом /Л.И. Лубышева: дисс. … канд. пед. наук. 13.00.04. – Омск, 1984. – 216 с.
5. Манжелей И.В. Выявление педагогического потенциала физкультурно-оздоровительной среды образовательного учреждения /И.В. Манжелей// Вестник Тюменского государственного университета. – 2011. – №9. – С.63-75.
6. Матвеева Л.М. Социальные проблемы повышения влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на здоровье населения /Л.М. Матвеева: дисс. … канд. соц. наук. 22.00.04. – Уфа, 2004. – 165 с.
7. Отчет Министерство здравоохранения РБ о заболеваемости населения Республики Башкортостан алиментарно-зависимыми заболеваниями: Основные показатели медицинского обслуживания населения РБ по данным годовых статистических отчетов за 2011 г. Уфа. 2011.
8. Симонова Е.А. Физкультурно-спортивная работа по месту жительства: результаты экспертной оценки /Е.А. Симонова, Ю.В. Пырлин // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 12. – С. 58–60.

В последние годы отмечается резкое сокращение продолжительности жизни населения Республики Башкортостан (РБ) по сравнению с развитыми странами мира. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин  РБ составит 57,9 лет, женщин - около 69,8 лет. На сегодняшний день в РБ только 10% выпускников могут считаться здоровыми. По официальным данным Минздрава, из 6 млн молодых людей, прошедших профилактические осмотры, около 50% имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; у 30% были зарегистрированы заболевания, ограничивающие выбор профессии [7]. Как известно, на уровень жизни, ее качество и продолжительность влияют многие факторы. Это и наследственность, и экология, и медицинское обслуживание, и образ жизни [1, 4, 6]. Статистика убедительно доказывает, что здоровье населения в большей мере зависит от образа жизни и состояния физической подготовленностии состояния физкультурно-спортивной работы в регионе [3, 5, 8]. В связи с этим изучение состояния физкультурно-спортивной работы в Республике Башкортостан является основным условием ее научно обусловленного совершенствования.

Первоочередной задачей современного российского общества является приобщение к физической культуре всех россиян, особенно студенческой молодежи. Об актуальности исследования говорят данные статистики, свидетельствующие о катастрофическом состоянии здоровья нашего населения.

Однако, обобщая данные анкетного опроса среди студенческой молодежи Республики Башкортостан, можно отметить, что оздоровительным бегом, велосипедными прогулками в летнее время года и катанием на коньках, лыжах в зимнее время года занимаются лишь 30%  опрошенных. Анализ теста «Индекс отношения к здоровью» показал, что 26% студенческой молодежи компенсирует необходимый объем двигательной активности, они   посещают различные спортивные секции, занимаются оздоровительными процедурами, ведут здоровый образ жизни [6].

Анализ официальных документов отражает заинтересованность государства в оздоровлении населения, активизации массового физкультурно-спортивного движения. Позиция государства в этом вопросе обобщена в следующих документах: «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»;  «Концепция модернизации российского образования 2011-2015 гг.»; Указ Президента Российской Федерации  «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне (ГТО)"». В Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. прописаны государственные требования к физической подготовленности граждан Российской Федерации.

Совершенно очевидно, что для реализации  Указа Президента Российской Федерации  «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне (ГТО)"» необходимо изучить состояние физической подготовленности населения РФ и выявлять основные факторы, влияющие на ее уровень.

Цель исследования - анализ мнений тренеров о состоянии физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства и отношения к здоровью, здоровому образу жизни студенческой молодежи.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы». Для проведения исследования была разработана анкета для тренеров, состоящая из четырех блоков: 1 - социально-демографическая характеристика респондентов, 2 - отношение к здоровью и физкультурно-спортивной деятельности, 3 - особенности организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства, 4 - реальные условия и возможности совершенствования физкультурно-спортивной работы по месту жительства. В исследовании приняли участие 102 тренера г. Уфы в возрасте от 18 до 60 лет, а также 236 студентов факультетов психологии и физической культуры, средний возраст испытуемых составил 19,8 лет.  Были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников, тестирование и методы математической статистики.  Диагностика отношения к здоровью и здоровому образу жизни проводилась с помощью теста «Индекс отношения к здоровью» [2]. Оценивались эмоциональная, познавательная, практическая шкалы и шкала поступков.

При рассмотрении физической подготовленности современной студенческой молодежи и изучения состояния физической подготовленности было проведено исследование, в котором приняли участие студенты первых курсов. Также все студенты были разделены на студентов гуманитарных и технических вузов и студентов, которые сдавали творческий экзамен, готовились к сдаче нормативов по физической культуре.

Также проводился сравнительный анализ показателей физической подготовленности студенческой молодежи с нормативами ГТО 2014, VI ступень (18-24 лет). Показатели физической подготовленности студенток гуманитарных и технических вузов сравнивали с нормативами на Бронзовый знак,  студенток профильных  вузов - на Серебряный знак.

Результаты оценки физической подготовленности девушек 18-24 лет Республики Башкортостан

Физическая подготовленность студенческой молодежи оценивалась с помощью тестов: бег 100 м/с; бег 2000 м/с -  женщины и 3000 м/с - мужчины; подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) - мужчины, сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) - женщины; поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз); прыжок в длину с места толчками двумя ногами (см); наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см).

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование показало, что тренеры г. Уфы в большей степени - это  молодые специалисты со стажем работы 5 лет (35,6%), менее одной трети - педагоги со стажем 5-10 лет (26,6%), около трети тренеров составляют опытные педагоги, имеющие стаж работы свыше 15 лет (28,6%). Это говорит о хорошей преемственности спортивно-педагогических кадров. Две трети тренеров имеют высшее педагогическое или физкультурно-педагогическое образование.

Самый высокий показатель самооценки здоровья у тренеров имеет формулирование «нормальное здоровье, пока не жалуюсь»  (мужчины - 39,9%, женщины - 42,3%), на второй позиции - утверждение «имею хронические заболевания» (мужчины - 30,9%, женщины - 36,9%), третью рейтинговую позицию занимает категория «временами болею» (мужчины - 29,2%, женщины - 20,8%).

В целом спортивные педагоги сами занимаются физической культурой и спортом, причем регулярно - 72,2% (мужчины - 62,0%, женщины - 49,4%), периодически - 18,3% (мужчины - 60,9%, женщины - 54,0%).

Вполне удовлетворены отношением жителей к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью 36,8% тренеров, не в полной мере - 53,0%, совсем не удовлетворены - 16,2%.

Основными причинами неудовлетворенности тренеров отношением занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности являются отсутствие у населения интереса к занятиям спортом, отсутствие возможности заниматься в платных фитнесс-клубах, недостаточно хорошие материально-технические условия в дворовых клубах.

Одним из основных приоритетов личностно-ориентированного образования является сохранение здоровья населения. Здесь требуется не только решение собственно медицинских проблем, но и активная работа по изменению отношения людей к здоровью и здоровому образу жизни. Анализ результатов тестирования студенческой молодежи РБ по тесту «Индекс отношения к здоровью» показал различия в отношении к здоровью и здоровому образу жизни у студентов различных профилей обучения (табл. 1).

Таблица 1

Отношение к здоровью и здоровому образу жизни студенческой молодежи, %

Шкалы

Студенты факультета психологии

Студенты факультета физической культуры

Эмоциональная

30

11

Познавательная

21

32

Практическая

23

36

Поступков

25

21

 

Так, студенты-психологи более чувствительны к различным витальным проявлениям своего организма, восприимчивы к эстетическим аспектам здоровья, способны получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нем. Об этом говорит высокий процент по шкале эмоциональности - 30%. Высокий процент по «шкале поступков» свидетельствует о том, что студенты-психологи активно стремятся изменить свое окружение: стараются повлиять на отношение  к здоровью у окружающих людей, стимулировать их вести активный образ жизни, пропагандировать различные средства оздоровления организма. Однако студенты-психологи лишь в малой степени готовы включиться в практическую деятельность по заботе о своем здоровье, которую организовывают другие люди, не проявляют активности в поиске информации о здоровьесберегающих технологиях (познавательная шкала - 21%, практическая шкала - 21%).

А анализ результатов в тесте «Бег 100 м/с» показал низкий уровень подготовленности  студенток гуманитарных и технических вузов, куда вошли студентки-психологи -  17,9+0,54 c, их показатель достоверно отличался и от нормативных показателей, и от показателей студенток профильных  учебных заведений (р=0,011 и р=0,001 соответственно). Min (17,0 с) и max (19,4) значения в данном тесте указывают на необходимость специальной физической подготовки студенток гуманитарных и технических направлений.

Показатели теста на выносливость убедительно указывают на необходимость дополнительной тренировки или на включение в тренировочный режим нетрадиционных средств воспитания данного качества, поскольку у студенток всех направлений подготовки были низкие показатели в тесте «Бег 2000 м/мин». Так, у студенток гуманитарных и технических вузов был зарегистрирован результат, равный 12,10+0,24 с, у студенток профильных специальностей - 11,32+0,33 с. Различия с нормативами ГТО достигли статистической значимости при р=0,001 и р=0,056 соответственно.

В тесте «Поднимание туловища из положения лежа на спине» женщины гуманитарных и технических вузов  показали следующий результат -   33,8+2,64 раз, студентки профильных специальностей -  39,8+1,78 раз. Показатели в данном тесте не имели достоверных различий с нормативами ГТО (р=0,156; р=0,172), но у женщин гуманитарных и технических специальностей были обнаружены минимальные  значения, равные 20.

Нами отмечено, что скоростно-силовые качества женщин всех представленных специальностей  соответствуют нормативным показателям ГТО. В тесте «Прыжки с места» студентки гуманитарных и технических вузов  показали результат, равный 170,4+3,54 см, студентки профильных специальностей -  178,6+4,31 см. Однако были отмечены и низкие результаты (min значения - 160 и 165 см соответственно).

В проявлении гибкости, измеряемой тестом «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье», женщины 18-24 лет также могут претендовать на Бронзовый и Серебряный знаки. Достоверно значимых различий не было обнаружено в показателях данного теста у студенток гуманитарных, технических и профильных  учебных заведений с нормативами ГТО (р=0,231 и р=0,233). При этом следует отметить, что при обследовании студенток гуманитарных и технических вузов было обнаружено, что некоторые из них совсем не могли справиться с заданием (min - 0, max - 16).

Следует отметить, что у студентов факультета физической культуры отношение к здоровью и здоровому образу жизни носит рассудочный характер, т.е., хорошо осознавая ценность здоровья, они уделяют большое значение познавательной и практической стороне вопроса (32% и 36%, соответственно). Студенты факультета физической культуры активно заботятся о своем здоровье в практической сфере: посещают различные спортивные секции, занимаются оздоровительными процедурами, формируют у себя соответствующие умения и навыки, ведут здоровый образ жизни, а также стимулируют окружающих вести здоровый образ жизни и пропагандируют различные средства оздоровления организма.

Анализируя физическую подготовленность студентов факультета физической культуры,  теста «Бег 100 м/с», хочется отметить хорошую скоростную подготовленность студентов профильных специальностей. Они продемонстрировали результат, соответствующий Серебряному знаку нормативов ГТО. Их результат в данном тесте был равен 14,8+0,36 с и не имел достоверных различий с нормативными показателями (р=0,211). Студенты гуманитарных и технических вузов показали низкий результат в данном тесте - 16,1+0,43 с, на 1 с меньше нормативных показателей, различия достигли статистически значимых значений (р=0,001).

Студенты гуманитарных, технических и профильных  учебных заведений не справились с нормативами ГТО, различия статистически значимы (р=0,001). Данный факт мы склонны связывать с тем, что при поступлении на профильные специальности мужчины не тренировались на сдачу данной дистанции (они сдавали норматив 2000 м/мин).

Хорошо обстоят дела с силовой подготовкой современных мужчин 18-24 лет РБ. Так, силовые качества мужчин всех представленных специальностей и скоростно-силовые качества мужчин профильных специальностей соответствуют нормативным показателям ГТО. В тесте «Подтягивание из виса на высокой перекладине» студенты гуманитарных и технических вузов  показали результат, равный 9,6+1,62 раз, студенты профильных специальностей -  10,5+1,21 раз. Однако были отмечены и низкие результаты (min значения - 4 и 7 раз соответственно).

Результаты в тесте «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» свидетельствуют о том, что студентам гуманитарных и технических вузов следует обратить особое внимание на тренировку гибкости. Результаты в данном тесте достигли статистически значимых значений (р=0,001) в сравнении с нормативными показателями.

Анализ физической подготовленности мужчин 18-24 лет  РБ показал, что студентам гуманитарных и технических вузов следует обратить особое внимание на физическую подготовку, поскольку нормативным требованиям ГТО соответствовал лишь один показатель - сила мышц плечевого пояса, оцениваемый тестом «Подтягивание из виса на высокой перекладине». У студентов профильных специальностей силовые, скоростно-силовые качества и гибкость соответствуют нормативным показателям ГТО. Однако им также стоит увеличить беговую нагрузку, воспитывающую выносливость организма.

Выводы

1. Согласно мнению специалистов, совершенствованию физкультурно-спортивной работы в г. Уфа будут способствовать: строительство спортивных площадок; повышение заработной платы тренерам-педагогам; предоставление возможности бесплатного и/или льготного посещения занятий; организация спортивных групп или кружков с учетом физкультурно-спортивных потребностей работающих в организациях (на рабочих местах).

2. Студенты-психологи более восприимчивы к эстетическим аспектам здоровья, получают наслаждение от своего здоровья и заботы о нем. Студенты факультета физической культуры уделяют большое значение познавательной и практической стороне вопроса здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, особую значимость приобретает проблема совершенствования форм, методов и средств массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди студенческой молодежи.

Рецензенты:

Лобанов С.А., д.б.н., профессор, профессор кафедры БЖД ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г.Уфа;

Шаяхметова Э.Ш., д.б.н., доцент, профессор кафедры общей и социальной психологии факультета психологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа.

 


Библиографическая ссылка

Матвеев С.С., Федулина И.Р., Матвеева Л.М., Имамова Р.М. АНАЛИЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18419 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674