Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОССОЗДАНИЕ КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСВОБОЖДЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ РСФСР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Мякинина Н.П. 1
1 «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
В данной статье проведен анализ деятельности партийных и государственных органов по воссозданию комсомольских организаций на освобожденных территориях РСФСР в годы Великой Отечественной войны. Исследуются различные направления и формы решения кадровой проблемы руководящих комсомольских работников, рассматривается работа партийных и комсомольских организаций по учету и регистрации комсомольцев, находившихся на оккупированной территории. Особое внимание уделено решению проблемы увеличения малочисленных комсомольских организаций. В статье рассматривается как положительный опыт деятельности партийных, государственных и комсомольских организаций, так и негативные факторы, сдерживающие процесс воссоздания комсомольских организаций на освобожденных территориях (например, частая сменяемость и слабый состав руководящих комсомольских кадров, недостаточное внимание первичных партийных организаций к восстановлению комсомольских организаций). Актуальность проблемы связана с приближающимся 70-летним юбилеем Победы советского народа в Великой Отечественной войне и проблемами патриотического воспитания современной молодежи.
кадровая проблема.
партизаны
восстановление экономики и культуры
освобожденные районы
молодежь
комсомольская организация
Великая Отечественная война
1. В годы суровых испытаний: Калужская область в Великой Отечественной войны. Тула: Приок. кн. изд-во , 1984. С. 142.
2. Михайлов Н.А., Шмитков В.Д. Партии сын боевой. М., 1975. С. 48.
3. Работа комсомольских организаций в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Документы и материалы в 2 томах. Т. 2. М., 1987. С. 406.
4. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). — Ф. 17. — Оп. 88. — Д. 584. — Л. 52–53.
5. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). — Ф. М-1. — Оп. 6. — Д. 262. — Л. 117.
6. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). — Ф. М-1. — Оп. 6. — Д. 271. — Л. 13.
7. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). — Ф. М-1. — Оп. 6. — Д. 271. — Л. 4.
8. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). — Ф. М-1. — Оп. 6. — Д. 271. — Л. 13–14.
9. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). — Ф. М-1. — Оп. 6. — Д. 271. — Л. 3–4.
10. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). — Ф. М-1. — Оп. 6. — Д. 368. — Л. 211.
11. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). — Ф. М-1. — Оп. 9. — Д. 78. — Л. 26.
12. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). — Ф. М-1. — Оп. 9. — Д. 78. — Л. 21–22.

Накануне юбилея Победы СССР в Великой Отечественной войне, в период усиления дискуссий по данным вопросам, возрождения в некоторых странах сил неофашизма актуальной задачей является переосмысление некоторых оценок рассматриваемых проблем с учетом новых источников и современного видения истории советского государства. Исследование проблемы восстановления комсомольских организаций на освобожденных территориях в годы войны позволит расширить знания по истории патриотической деятельности советского народа, полнее представить ее масштабы, направления, формы и методы, оценить деятельность государственных и общественных организаций по ее руководству.

В данной статье автор предпринимает попытку рассмотреть различные направления и формы восстановления комсомольских организаций, методы решения кадровой проблемы руководящих комсомольских работников, провести анализ организационных недочетов,  тормозящих процесс  быстрого воссоздания комсомольских организаций в освобожденных районах в годы Великой Отечественной войны.

Своевременное воссоздание республиканских, областных и местных комитетов ВЛКСМ, первичных организаций имело первостепенное значение для обеспечения массового и активного участия молодежи в деле возрождения экономики и культуры в освобожденных районах. Несмотря на относительную малочисленность в первые месяцы после изгнания врага, комсомольские организации освобожденных районов стали подлинными боевыми штабами молодежи, которые возглавили политический и трудовой подъем сотен тысяч юношей и девушек.

Следует подчеркнуть, что к процессу восстановления комсомольских организаций подготовка началась еще задолго до начала изгнания немецко-фашистских оккупантов с советской территории. По указанию ЦК ВЛКСМ краевые и областные комитеты комсомола уже с начала 1942 г. развернули работу по созданию резерва руководящих комсомольских кадров для освобожденных районов. С этой целью был проведен персональный учет эвакуированных комсомольских работников.

В связи с выделением в 1944 г. из Ленинградской области Новгородской и Псковской областей и освобождением от немецких оккупантов 25 районов и городов Ленинградской области областным комитетом ВЛКСМ была проведена большая работа по подбору, расстановке и обучению руководящих комсомольских кадров. За 1944 г. областной комитет комсомола направил на руководящую комсомольскую работу в аппараты Ленинградского, Псковского и Новгородского обкомов ВЛКСМ, в райкомы, горкомы ВЛКСМ, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов районов и городов этих областей, а также комсоргами ЦК ВЛКСМ - 402 человека [9].

Отбор руководящих комсомольских работников проходил главным образом из числа комсомольского актива г. Ленинграда и районов области, не подвергавшихся оккупации, а также из числа комсомольского актива партизанских отрядов. Так, из комсомольского актива Ленинграда был направлен на руководящую комсомольскую работу области 41 человек; из комсомольского актива действующих неоккупированных районов области - 182 человека; комсомольцев-партизан, вышедших из тыла противника, - 71 человек, демобилизованных из рядов РККА - 20 человек; прибывших в районы по реэвакуации - 88 человек [7].

Формирование руководящих комсомольских органов на территории, освобожденной от немецко-фашистских захватчиков, шло в основном за счет возвращения из эвакуации, помощи восточных и других тыловых районов, выдвижения лучших комсомольцев из числа бывших партизан, подпольщиков и передовиков производства, а также за счет лиц, командированных в освобожденные районы ЦК ВЛКСМ. Так, в освобожденные районы для работы секретарями горкомов и райкомов, заведующими секторами учета и инструкторами ЦК ВЛКСМ направил за годы войны 10 тыс. комсомольских работников, прошедших специальную предварительную подготовку [2].

Следует отметить, что во многих комсомольских организациях Воронежской области в 1943 г. в исключительно запущенном состоянии находилась политико-воспитательная работа среди молодежи. Это особенно относилось к районам, освобожденным от немецкой оккупации. Фактом, подтверждающим слабость политической работы среди молодежи, являлось неудовлетворительное состояние роста рядов ВЛКСМ. За второй квартал 1943 г. из 4279 первичных комсомольских организаций 2225 организаций не приняли в комсомол ни одного человека [4].

Основными формами обучения комсомольских кадров являлись: организованная система курсов, проведение семинаров и совещаний по практике и обмену опытом комсомольской работы. Так, например, Ленинградским обкомом ВЛКСМ при областной партийной школе были организованы трехмесячные курсы по подготовке руководящих комсомольских работников.

В большинстве райкомов, горкомов ВЛКСМ в течение 1944 г. были проведены  семинары для секретарей первичных комсомольских организаций. Наряду с семинарами, курсами областной комитет, райкомы и горкомы ВЛКСМ Ленинградской области проводили совещания комсомольского актива по основным вопросам комсомольской работы; секретари комсомольских организаций периодически вызывались на беседу в райкомы и горкомы ВЛКСМ.

В целях укрепления комсомольских организаций районов, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов, руководящими комсомольскими кадрами 13 мая 1943 г. принято постановление ЦК ВЛКСМ «О направлении комсомольских работников в освобожденные районы». В распоряжение Ставропольского и Краснодарского крайкомов, Ростовского обкома ВЛКСМ было дополнительно направлено 160 руководящих комсомольских работников, в том числе - окончивших межобластные партийные курсы пропагандистов при ЦК ВКП(б) в количестве 31 человека и 129 из числа секретарей райкомов комсомола [3].

 Необходимо отметить, что состав руководящих комсомольских кадров по сравнению с довоенным периодом значительно изменился.  Например, в 1944 г. из числа тех, кто возглавлял райкомы, Калужский горком и первичные организации ВЛКСМ, 780 человек были выдвинуты на руководящую комсомольскую работы впервые, среди них были 14 первых и 16 вторых секретарей райкомов и горкомов комсомола. На 1 июля 1944 г., в канун образования Калужской области, областная комсомольская организация насчитывала в своих рядах 18 710 членов, объединенных в 1684 первичные организации. К 1 января 1945 г. ее численность возросла до 20 402 членов, а первичных организаций насчитывалось уже 1835 [1].

Существенным источником пополнения резерва комсомольских кадров явились партизанские отряды и подполье. Сотни комсомольских активистов были отозваны партийными и комсомольскими органами из вражеского тыла для использования в качестве секретарей и работников аппарата комитетов ВЛКСМ. При активной помощи партийных организаций ЦК ВЛКСМ местные комсомольские органы отобрали в целом для использования в освобожденных районах свыше 10 тыс. руководящих комсомольских работников. Все эти меры стали важным фактором в деле успешного воссоздания и укрепления комсомольских организаций на территории, ранее оккупированной фашистами.

Наряду с решением кадровой проблемы комитеты ВЛКСМ повсеместно развернули работу по учету и регистрации комсомольцев, находившихся на оккупированной территории.  Факты показывают, что подавляющее большинство комсомольцев вели активную борьбу с врагом и успешно проходили регистрацию. Как свидетельствуют архивные данные, наибольшее число восстановленных в правах членов ВЛКСМ приходилось на 1943 г. Особенно это относилось к колхозным комсомольским организациям.

После освобождения районов Ленинградской области, подвергавшихся частичной или полной оккупации немецко-фашистскими захватчиками, обкомом комсомола была проделана значительная работа по восстановлению районных и городских комсомольских организаций, по созданию и организационному укреплению первичных организаций ВЛКСМ.  В результате проделанной работы в 25 районах и городах, подвергавшихся полной оккупации, были восстановлены райкомы и горкомы ВЛКСМ и созданы 503 первичные комсомольские организации [6].

Следует подчеркнуть, что деятельность по восстановлению районных и городских комсомольских организаций, по созданию и организационному укреплению первичных организаций области сопровождалась работой по разбору персональных дел комсомольцев, оставшихся на оккупированной немцами территории. Было выявлено 994 члена ВЛКСМ, остававшихся на территории оккупированных районов. Всего было разобрано  934 персональных дела комсомольцев, остававшихся на оккупированной территории, из них восстановлены в члены ВЛКСМ - 544 человека, в том числе: с объявлением строгого выговора - 146 человек; с объявлением выговора - 111 человек; без взыскания - 257 человек. В то же время исключено из членов ВЛКСМ райкомами и горкомами комсомола 390 человек. В связи с тем, что в проводимой работе по разбору персональных дел комсомольцев райкомами и горкомами были допущены ошибки и медлительность, бюро Ленинградского обкома в июне 1944 г. приняло решение, вскрывающее эти ошибки и разъясняющее руководящим органам ВЛКСМ, как подходить к разбору персональных дел комсомольцев, остававшихся на оккупированной немцами территории [8].

Необходимо отметить, что большое внимание партийные и комсомольские комитеты уделяли росту малочисленных комсомольских организаций. В результате принятых мер только в 1944 г. в 14 областях Российской Федерации, подвергавшихся вражеской оккупации, колхозными комсомольскими организациями были приняты в комсомол свыше 75 тыс. человек. Общая численность членов ВЛКСМ в колхозных комсомольских организациях в этих областях к концу войны составила около 130 тыс. человек [12]. Это позволило значительно сократить количество малочисленных организаций на селе и повысить их роль в решении задач по восстановлению сельскохозяйственного производства.

Документы свидетельствуют о том, что процесс восстановления первичных комсомольских организаций на освобожденной территории проходил быстрыми темпами. Сразу же после освобождения того или иного района проводилась перерегистрация комсомольцев, оставшихся на временно оккупированной территории. Ее проводили партийные и комсомольские работники, которые, входя в состав оперативных групп, вместе с наступающими частями Красной Армии вступали в освобожденные города и села. Многие ответственные работники обкома ВЛКСМ осуществляли  контроль за правильным проведением перерегистрации. Вопрос о ходе перерегистрации неоднократно слушался на бюро обкома ВЛКСМ.

 Нередко эту работу проводили также участники партийно-комсомольского подполья, партизаны, партийные и комсомольские работники политорганов Красной Армии. Регистрация сопровождалась беседами с каждым комсомольцем. Прошедшим ее давали различные поручения, и одновременно готовился вопрос на бюро горкома или райкома комсомола об их членстве в ВЛКСМ. Однако не все из зарегистрированных комсомольцев прошли данную проверку: многие из них до прохождения проверки были мобилизованы в Красную Армию, переехали в другие районы и т.д. Материалы изученных архивов за 1944 - 1945 гг. дают возможность утверждать, что комитеты комсомола восстанавливали в ВЛКСМ всего 20-25 % репатриированных или оказавшихся на временно оккупированной территории. В целом проблема пока остается неисследованной. Здесь прослеживаются трагические судьбы миллионов советских людей. 

В работе комсомольских органов имели место недостатки и отдельные упущения: затягивание переучета, медлительность в рассмотрении заявлений о восстановлении в комсомоле, в отдельных случаях - поверхностный подход к оценке поведения в период оккупации тех, кто восстанавливался, что в свою очередь приводило к перестраховке, а в отдельных случаях - и потере бдительности.

За время оккупации численность комсомольцев резко сократилась. Сотни тысяч молодых патриотов были расстреляны, угнаны на каторжные работы в Германию, погибли, сражаясь за Родину в тылу врага. Тем не менее работа по воссозданию комсомольской сети шла полным ходом. В городах и сельской местности проводились собрания молодежи, выявлялся комсомольский актив. В те районы, где отсутствовали организации ВЛКСМ, направлялись группы уполномоченных, комсорги, бригады руководящих работников республиканских и областных комитетов партии и комсомола.

Отмечались также недостатки в руководстве комсомольскими организациями. В частности, не все райкомы партии и первичные парторганизации в достаточной мере занимались политико-воспитательной работой среди комсомольцев и несоюзной молодежи.

Центральный Комитет комсомола внимательно анализировал ход восстановления комсомольских организаций в освобожденных районах, направлял в области и республики для оказания практической помощи бригады и пропагандистские группы. Оперативно изучая итоги воссоздания комсомольских организаций и обобщая практику работы местных комсомольских комитетов, ЦК ВЛКСМ 5 ноября 1943 г. утвердил Инструкцию «О порядке восстановления комсомольских организаций в районах и городах, освобожденных от немецких захватчиков». Она не только определила порядок восстановления комсомольских организаций на освобожденной от врага территории, но и намечала задачи воссозданных комсомольских организаций на ближайший период.

Восстановление шло не только за счет взятия на учет комсомольцев, остававшихся на оккупированной территории, но и главным образом -  за счет приема передовой молодежи в члены ВЛКСМ. За время после освобождения области, т.е. с февраля 1943 г. по май 1945 г., в комсомол было принято 58 260 человек. В результате проверки комсомольцев, остававшихся на оккупированной территории, за поведение, недостойное звания члена ВЛКСМ, исключено из комсомола 2622 человека [11].

По мере освобождения районов обком ВЛКСМ направлял туда своих представителей для организации райкомов комсомола. Секретарями назначались комсомольцы, вернувшиеся из партизанских отрядов, а также из резерва обкома ВЛКСМ. Назначенные представители бюро райкомов комсомола вели регистрацию членов ВЛКСМ.

Следует отметить недостатки в деятельности воссозданных комсомольских организаций. Так, например, происходила частая сменяемость руководящих комсомольских кадров, входящих в номенклатуру ЦК ВЛКСМ. В Краснодарском крае в 1945 г. сменились 4 секретаря крайкома, 1 секретарь обкома и 7 секретарей райкомов ВЛКСМ, велика была сменяемость секретарей первичных комсомольских организаций. По состоянию на 1 января 1945 г. в крае всего насчитывалось 3810 первичных организаций, из них колхозных - 1628 [10]. ЦК ВЛКСМ отмечал наличие крупных недостатков и  в работе Ростовского обкома комсомола. Обком ВЛКСМ, горкомы, многие райкомы были слабо связаны с молодежью, плохо сочетали участие в хозяйственной деятельности с усилением политического воспитания молодежи.

Ленинградская областная комсомольская организация отмечала недостаточное руководство первичных партийных организаций, поскольку очень редко практиковалось заслушивание отчетов секретарей первичных комсомольских организаций на партийных собраниях, на бюро райкомов и горкомов партии.

Анализ работы райкомов ВЛКСМ и первичных комсомольских организаций показывает, что слабость организационно-политического состояния комсомольских организаций в основном зависела от руководящих комсомольских кадров, в большинстве своем пришедших к руководству впервые и  не имеющих достаточного опыта комсомольской работы. Так, например, в период войны в Кировской области сменилось 6450 секретарей первичных комсомольских организаций, 146 первых и 93 вторых секретарей райкомов комсомола, 35 комсоргов ЦК ВЛКСМ. Из вновь пришедших к руководству большинство было девушек [5].

В результате большой организаторской и политической работы партийных комитетов и ЦК ВЛКСМ в освобожденных районах в кратчайший срок были воссозданы руководящие комсомольские органы, в основном восстановлена сеть низовых комсомольских организаций, проведена значительная работа по их организационно-политическому укреплению, что позволило быстро восстановить экономику и культуру на освобожденных территориях.

Рецензенты:

Македонская В.А., д.и.н., профессор кафедры истории Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», г. Москва;

Быковская Г.А., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой истории и политологии Воронежского государственного университета инженерных технологий, г. Воронеж.


Библиографическая ссылка

Мякинина Н.П. ВОССОЗДАНИЕ КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСВОБОЖДЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ РСФСР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18385 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674