Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ДИНАМИКА СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Князева Т.Н. 1 Сидорова Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина»
Проблема диагностики и коррекции синдрома гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) особенно актуальна на ранних этапах онтогенеза личности, в частности, в младшем школьном возрасте. Раннее выявление и преодоление негативных поведенческих проявлений этого синдрома способствует профилактике девиаций в подростковом возрасте и устранению проблем коммуникативного взаимодействия таких детей с окружающими. В статье представлены результаты диагностики некоторых стратегий поведения и реакций на взаимодействие, характерных для младших школьников с СДВГ. Результаты представлены в динамике изучаемых поведенческих особенностей с первого по четвертый класс начальной школы. Выявлены основные стратегии поведенческого репертуара младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, которые при отсутствии специальных психокоррекционных мероприятий не только не «затухают» к концу младшего школьного возраста, но, напротив, начинают закрепляться и приобретают негативные формы. К таким поведенческим характеристикам относятся, в частности нетерпимость к мнению других, неуступчивость и обидчивость. Полученные данные о динамике развития поведенческих стратегий у младших школьников с СДВГ свидетельствуют о необходимости психокоррекционного вмешательства для профилактики и предотвращения закрепления негативных форм и стратегий поведения у этих детей, обусловленных спецификой диагноза.
динамика поведенческих реакций
младший школьный возраст
стратегии поведения
синдром дефицита внимания и гиперактивности
1. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. – М., «Академия». 2005. – 256 с.
2. Зверева Н.В., Горячева Т.Г. Клиническая психология детей и подростков. – М.: Академия, 2013. – 272 с.
3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. – СПб.: Речь, 2007. – 40 с.
4. Насырова О.А. Психологические особенности самосознания гиперактивных младших подростков: дис. ... канд. психол. наук. – Астрахань, 1999. – 174 с.
5. Перегуда В.И. Особенности самоконтроля у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. – М., 1994. – 189 с.
6. Романов А.М. Особенности эмоциональной сферы у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью: дис. ... канд. психол. наук. – СПб., 2012. – 141 с.

Изучение и психологическая помощь детям с гипервозбудимостью и нарушениями внимания – аспекты важной психологической проблемы, не теряющей своей актуальности. Трудности ее практического решения связаны как со сложностью диагноза (синдром дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ), так и с вариативностью его проявлений.

Данные о динамике проявления этого нарушения у детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют достаточно широкий диапазон: в России таких детей 4 - 18 %, в США – 4 - 20 %, Великобритании – 1 - 3 %, Италии – 3 - 10 %, В Китае – 1 - 13 %, в Австралии – 7 - 10 % [1]. Комплекс психологических проявлений синдрома характеризуется неадекватной, избыточной, часто непродуктивной двигательной активностью, сопровождающейся нарушением концентрации внимания и расстройствами организации деятельности.

Клиническим фактором появления СДВГ является минимальная мозговая дисфункция, которая определяет и варианты проявления данного синдрома:

  • с преобладанием нарушения внимания (синдром дефицита внимания – СДВ);
  • с преобладанием гиперактивности и импульсивности (синдром двигательной гиперактивности);
  • комбинированный тип (СДВГ).

Таким образом, основными психологическими проявлениями, сопровождающими поведение и деятельность этих детей являются невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Теоретические данные

Повышенная двигательная расторможенность сопровождает многие поведенческие реакции ребенка и его деятельность, но особенно ярко и избыточно начинает проявляться в состоянии наступления утомления. У этих детей утомление зачастую сопоставимо с перевозбуждением и с отсутствием способности к контролю поведения, что отличает его от утомления в привычном его понимании.

Дефицит активной формы внимания заключается, прежде всего, в неспособности концентрации внимания на конкретном объекте в течение заданного промежутка времени. Удержать внимание такого ребенка можно, лишь задействовав механизм сильной мотивации к данной ситуации (объекту), однако это возможно далеко не всегда.

Импульсивность характеризуется неготовностью к торможению возникающих побуждений и желаний. Из-за этого гиперактивные дети зачастую совершают те или иные поступки спонтанно, под воздействием сиюминутного фактора, в момент, обусловивший возникновение конкретного побуждения или желания [6]. Подчиняться правилам и контролировать свои действия при импульсивном желании детям крайне сложно. Взаимосвязь подобных проявлений, как правило, вызывает трудности восприятия и усвоения учебного материала, проблемы межличностного взаимодействия, реактивные и агрессивные реакции, негативизм.

Ввиду того, что минимальная мозговая дисфункция ограничивает качество переработки информации, реакция на внешние и внутренние стимулы со стороны ребенка нередко оказывается неадекватной. В результате этого он воспринимается взрослым как неуправляемый: ни уговоры, ни наказания, ни просьбы зачастую не приносят желаемого результата. Вне зависимости от условий ребенок действует импульсивно, без соотнесения своего поведения с той или иной ситуацией [4].

По данным ряда исследований [3], [5] поведение и деятельность детей (особенно ярко это проявляется в учебной деятельности) обладает признаками цикличности: продуктивность их работы (порядка 5-15 минут в зависимости от индивидуальных особенностей) чередуется с периодами отвлечения («выключения») от деятельности, своеобразный «перерыв», в процессе которого умственная деятельность восстанавливается и ребенок готов к работе следующие 5-15 минут. Таким образом, организм саморегулируется. В результате такого переключения можно заметить, что в рамках примерно одинаковых промежутков ребенок как-бы «выпадает» из того процесса, в котором он определенное время был задействован. Пребывание в семье или в условиях небольших коллективов иногда может фиксироваться как вполне адекватное поведение гиперактивного ребенка, однако в большой группе или в общественном месте наступает чрезмерное возбуждение, и поведение кардинально меняется.

В числе дополнительных проявлений симптоматики также можно обозначить актуальность неловких движений, которые обуславливаются слабостью моторной координации. В целом дети могут иметь неплохой общий интеллект, хотя его развитие обусловлено определенными трудностями принятия и переработки информации на почве существующей гиперактивности, которая фиксируется в различных формах: физической, психической и социальной.

Проблема исследования

Известно, что психологические особенности детей с СДВГ изменяются с возрастом, а степень выраженности клинических проявлений, или «стертость» этих черт зависит от степени тяжести синдрома. Однако, именно на фоне данного расстройства, не выявленного в детском возрасте, существуют впоследствии проблемы, связанные с неспособностью сохранения внимания, с организацией межличностных отношений и общего окружающего пространства, а также проблемы, связанные с освоением новой информации [2].

Тем важнее уже на ранних этапах онтогенеза понять характер и степень выраженности имеющихся нарушений. Специфика СДВГ такова, что многие его проявления фиксируются у ребенка уже при визуальном наблюдении за его поведением. Именно поведенческий аспект и динамика изменений симптоматики нарушений могут помочь в установлении прогноза дальнейшего развития. Однако дифференциальную диагностику СДВГ затрудняют именно внешние проявления поведения ребенка, если педагог или психолог опирается только на эти данные. Выше уже говорилось о сходных состояниях (СДВ, СДГ); кроме того, ряд признаков поведения и деятельности, присущие детям с СДВГ, могут наблюдаться и у детей с иными неврологическими проблемами (гипертревожность, психофизический инфантилизм и др.).

Особую помощь психологу могут оказать данные сравнительного изучения гиперактивных детей на протяжении их обучения в начальной школе, поскольку развитие младших школьников с СДВГ в условиях ведущей деятельности и динамика репертуара их поведенческих стратегий может указывать на прогноз дальнейшего развития синдрома.

Результаты исследования

Изучение динамики поведенческих стратегий младших школьников с СДВГ проводилось на базе общеобразовательных школ г. Мурома и г. Нижнего Новгорода. В нем принимали участие младшие школьники 1-4 классов, имеющие различные формы диагноза СДВГ. Для изучения динамики проявления поведенческого репертуара этих учащихся использовались адаптированные варианты методик Е.П. Ильина – П.Р. Ковалёва («Выявление склонности к конфликтности») и Г.А. Цукерман («Изучение коммуникативных умений»).

Рис.1. Динамика проявления поведенческих стратегий с испытуемых СДВГ - учащихся 1-4 классов.

Анализ ведущих поведенческих стратегий младших школьников с СДВГ показал следующее:

  • среди поведенческих стратегий испытуемых были зафиксированы все изучаемые (по методикам) формы: вспыльчивость, наступательность, обидчивость, неуступчивость, компромисс, мстительность, нетерпимость к мнению других (рис. 1).
  • Наибольший рост среди изучаемых стратегий от первого к четвертому классу выявлен по параметру неуступчивости: учащиеся не склонны идти на уступки в процессе общения, интоллерантны. К возрасту 9-10 лет (4 класс) эта тенденция становится боле заметной, если на предшествующих этапах не корректировалась.
  • В зоне увеличения тенденции проявления изучаемых стратегий у испытуемых фиксировались также «наступательность», обидчивость», «компромисс», «нетерпимость к мнению других».
  • По стратегиям «вспыльчивость» и «мстительность» к 3-4 классам имеется незначительное снижение в проявлениях у учащихся с СДВГ.
  • Особенности мотивационно-поведенческих реакций наших испытуемых с СДВГ, сопровождающих процесс их взаимодействия со свертником, так же меняется от начала к концу младшего школьного возраста (рис. 2).
  • Наиболее яркие изменения произошли в характере реагирования школьников на самостоятельное изменение действий партнера в ходе совместной деятельности, к 4 классу дети стали более нетерпимо и эмоционально выражать свое неудовольствие тем, что сверстник без согласования стал действовать по-другому (в 1-2 классах такая реакция отмечалась у 57% учащихся, в 3-4 классах – у 74% школьников). Такая реакция становится яснее, если учесть, что к концу младшего школьного возраста возрастает и стремление этих детей к достижению общего решения и заинтересованность результатом совместной деятельности (рис. 2).
  • Показательным для испытуемых с СДВГ является также и тот факт, что практически не фиксируется динамика по показателю «контроль выполнения действий», уровень волевой регуляции остается, в сущности, без изменений (при отсутствии специальных психокоррекционных мероприятий).
  • Важным, на наш взгляд фактом и типичной особенностью поведенческого репертуара наших испытуемых является то, что многие из них не используют в ходе совместного взаимодействия стратегию поведения, основанную на взаимопомощи (учащихся, у которых эти действия фиксировались в той или иной степени оказалось 52% в 1-2 классах и 43% в 3-4 классах). Это, несомненно, должно стать предметом особого внимания при проведении психолого-педагогической коррекции.

Рис. 2. Особенности мотивационно-поведенческих реакций младших школьников с СДВГ в ходе совместного взаимодействия.

Выводы.

Полученные результаты позволяют констатировать, что, несмотря на возрастные изменения младших школьников (за период от 7 до 10 лет), при отсутствии специальных коррекционных мероприятий, направленных на преодоление негативных проявлений гиперактивности и дефицита внимания, к концу данного возраста не происходит существенных позитивных изменений в поведенческих стратегиях этих учащихся, свидетельствующих о «стирании» или «сглаживании» таких проявлений как наступательность, неуступчивость, нетерпимость к мнению других.

Стабильными или малоподвижными на протяжении младшего школьного возраста остаются такие характеристики поведенческого репертуара детей с СДВГ, как уровень контроля своих действий и стремление к взаимопомощи в ходе совместного взаимодействия; в частности, отмечаются факты снижения востребованности «стратегии взаимопомощи» к концу младшего школьного возраста.

В преддверии психовозрастных изменений, связанных с переходом к подростковому возрасту и закономерным нарастанием остроты эмоционального реагирования даже у детей без СДВГ, особую тревогу вызывает прогноз поведенческих стратегий у гиперактивных детей, для которых, как показывают данные исследования, свойственны яркие эмоциональные и поведенческие реакции даже в младшем школьном возрасте.

Полученные данные подтверждают необходимость специальной системы психокоррекционных мер по преодолению негативных поведенческих реакций младших школьников и формированию позитивных и контролируемых стратегий поведения этих школьников, предупреждения развития у них неадекватных эмоционально-психических форм поведения и возможных девиаций, обусловленных, в частности, особенностями диагноза. Эта задача определена нами как второй этап настоящего исследования.

Рецензенты:

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород;

Суворова О.В., д.псх.н., профессор кафедры психологии и естественно-научных дисциплин Нижегородского филиала Института государственного управления, права и инновационных технологий, г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Князева Т.Н., Сидорова Е.В. ДИНАМИКА СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18347 (дата обращения: 09.03.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074