Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ибраева А.К. 1
1 Государственный университет им. Шакарима г. Семей
Статья рассматривает методологию исследования различных теоретических подходов в области конкуренции, которые показывают существенное различие имеющихся подходов разных авторов в области понимания ее природы и сущности. Научные источники, посвященные изучению конкуренции, традиционно трактуют ее с точки зрения поведенческого, структурного и функционального подходов. Поведенческий подход базируется на этимологических корнях слова «конкуренция», которая с латинского языка переводится как «столкновение» или «состязание». Сегодня поведенческое понимание развивается в направлении совершенствования методов конкурентной борьбы. Конкуренция как любое явление, происходящее во времени и пространстве, не может существовать сама по себе и испытывает воздействие различных факторов и, в свою очередь, сама вызывает их изменение.
конкурентоспособность
конкуренция
промышленность
потребители
регион
развитие
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. С. 189.
2. Бугаенко С.А. Повышение эффективности маркетинговых мероприятий предприятий промышленности, основанных на учете маркетинговых особенностей объекта маркетинга // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. - № 4. С. 63.
3. Зиядин С.Т., Курманбаева С.Т.,Зиядина Ж.Т., Ибраева А.К.Совершенствование организации планирования и прогнозирования в управлении промышленным комплексом // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. -2014. - №9. - С. 175-179
4. Портер М. Конкуренция. - М.: Издательский дом Вильямс, 2005.
5. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа конкурентов и отраслей. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. - С. 203.
6. Рубин Ю. Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. - 2010. - № 3 (21).
7. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность. - М.: Издательство: Юнити-Дана, 2012. - С. 96.
8. Фатхутдинов Р. А. Уровни и объекты конкурентоспособности // Современная конкуренция. - 2009. - № 4 (16). - С. 45.
9. Хусаинова С.В. Анализ управления предприятием промышленности на основе критериев оценки его конкурентоспособности на региональном рынке. // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2011. - № 1. - С. 390.

Формирование экономической системы, основанной преимущественно на частной собственности, обусловливает общественную переоценку прежних ценностей, понятий, категорий, постепенную адаптацию к новым. В числе последних выделяется понятие «конкуренция». Сегодня мы осознаем, хотим этого или нет, что конкуренция является основой формирования и движущей силой развития рыночных отношений в экономике.

В научных источниках рассмотрена конкуренция, как традиционно с точки зрения поведенческого, структурного и функционального подходов.

Рассматривая поведенческий подход, можно обратиться к фундаментальному труду А. Смита «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 г.), где под конкуренцией понимается честное соперничество, приводящее к повышению цен (в условиях сокращения предложения товаров) или, наоборот, к их понижению (при избыточном предложении).

Структурная трактовка акцентирует внимание не на взаимном соперничестве предприятий-кон­курентов, а на исследовании рыночной структуры, условий, в кото­рых он формируется. Функциональное понимание конкуренции подчеркивает ее роль в эконо­мике.

Современное понимание сущности конкуренции выражено в ниже приве­денных определениях.

1. В книге российского ученого, известного специалиста в области конкуренции, Г. А. Азоева приведена формулировка, в соответствии с которой конкуренция представляет собой соперничество отдельных юридических и /или физических лиц (конкурентов) на определенном поприще, которые стремятся к достижению одной и той же экономической цели [1].

2. В современном экономическом словаре, изданном в 2007 г., конкуренция характеризуется как «состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае между любыми экономическими, рыночными субъектами».

3. Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2008 года № 112-IV «О конкуренции» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.03.2014 г.) определяет конкуренцию как «состязательность субъектов рынка», в соответствии с которой самостоятельные действия этих субъектов позволяет эффективно ограничивать возможности любого из них в одностороннем оказывать воздействие на условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Как видим, в этих определениях выявляются суть конкуренции (соперничество, состязание), субъекты (юридические и физические лица, производители товаров), границы действия (соответствующий товарный рынок), полезность (стимулирование производства необходимых товаров).

Учитывая сказанное, мы попытались дать свое определение, в соответствии с которым конкурен­цию следует рассматривать как состязание между экономическими субъектами, при котором ограниче­на возможность каждого из участников в одностороннем порядке оказывать воздействие на условия достижения одной и той же цели.

Конкуренция имеет множественные проявления и ее можно классифици­ровать (рисунок).

Классификация конкуренции

В качестве предмета конкуренции мы выделяем «выгодные условия про­изводства, реализации и обмена товаров, а также сферы приложения капита­ла». В широком смысле предмет конкуренции можно определить как сопер­ничество «за выгодные условия экономической деятельности».

Рассматривая конкуренцию в экономике, в качестве ее объекта мы опре­деляем товар как основу купли-продажи, рыночных отношений между про­давцами и покупателями. В этом случае товарами являются любой продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме, интеллектуальный продукт (изобретения, патенты, литературные произведения и другие), технологии, ценные бумаги, услуги и т.д. [4].

Многообразие товаров обусловливает дальнейшее подразделение конку­ренции. К примеру, если рассматривать потребительские товары, то конку­ренция по характеру удовлетворения потребностей может быть трех видов: функциональной, видовой, предметной [7]. Функциональная возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами. Например, потребность в информации обеспечивается телевидением, радио, средствами массовой информации, Интернетом. Видовая конкуренция возникает в результате наличия товаров, предназна­ченных для одной и той же цели, но различающихся каким-то важным пара­метром, например, холодильники - по емкости, телевизоры – по длине диаго­нали.

Предметная конкуренция – результат того, что существуют, по сути, иден­тичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже оди­наковые по качеству. Сложным видом конкуренции является трудовая, которую можно подраз­делять на конкуренцию между кадрами за лучшее рабочее место и кон­куренцию между фирмами за лучшего работника.

Технологическая конкуренция является сегодня движущей силой научно-технического прогресса [9]. Стремительное развитие технологий, смена одних технологических укладов другими способствуют дальнейшему усилению конкуренции, изменению методов достижения успехов.

В зависимости от методов конкурентной борьбы различают ценовую и неценовую конкуренцию. Соперничество между производителями продук­ции за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издер­жек производства и соответственно снижение цен на продукцию без измене­ния ее ассортимента и качества называется ценовой конкуренцией. Нецено­вая конкуренция – это борьба между производителями продукции за получе­ние дополнительной прибыли посредством использования организационных, научно-технических и инфраструктурных факторов, направленных на изме­нение качества и ассортимента товара, а также продление его жизненного цикла. В условиях современной мировой экономики происходит смещение «центра тяжести» от ценовой к неценовой конкуренции. Данный процесс, думается, характерен только для развитых стран, так как в условиях низкой платежеспособности населения цена товара является определяющим факто­ром его сбыта.

Деловая этика различает конкуренцию добросовестную, основанную на честности, уважении законов и недобросовестную, направленную на получе­ние необоснованных преимуществ путем устранения или ограничения кон­куренции. Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2008 года № 112-IV «О конкуренции» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.03.2014 г.)определяет действия, признающиеся недобросовестной конкуренци­ей (распространение заведомо ложных сведений, дискредитирующих товары, репутацию конкурента; умышленное искажение или сокрытие в рекламной информации сведений об истинных свойствах и качестве товаров; незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности, торговых зна­ков, фирменных наименований и другие виды). В законе предусмотрена система мер, направленных на предотвращение и устранение недобросовестной конкуренции и ее последствий. В их число следовало бы включить обяза­тельную публикацию в средствах массовой информации результатов таких расследований.

Широта действия конкуренции зависит от географического масштаба, Соперничество конкурентов может быть сосредоточено в пределах опреде­ленной территории, то есть носить локальный характер. Конкуренцию можно подразделить по глубине действия, или верти­кальному размаху. В этом случае интенсивность конкуренции опреде­ляется масштабом сегмента рынка, масштабом отрасли или диапазоном связанных отраслей.

Конкуренция может быть эффективной и неэффективной. Эффективность конкурентной системы зависит от ее открытости, прозрачности, при которой ни одному конкуренту не создаются особые условия посредством связей во властных структурах, налоговых, таможенных и других контролирующих ор­ганах [9]. Поэтому эффективную конкуренцию иногда называют реальной, то есть она фактически существует, а конкурентная среда является здоровой. Нездоровая конкурентная обстановка ведет к монополизации рынка, что имеет негативные последствия для общества и эффективности экономики страны.

Мы не думаем, что такое многогранное явление, как конкуренция ограни­чивается этим перечнем. Это лишь попытка подчеркнуть тот факт, что каж­дому виду конкуренции присущи свои закономерности, особые правила иг­ры. Поиск путей, ведущих к успеху в конкурентной борьбе, предполагает их выявление и своевременное использование. Нужно иметь в виду, что конку­ренция не стоит на месте, постоянно движется от простых форм к сложным, претерпевает превращения одних видов в другие. Необходимо уловить этот миг изменения, ведущий к другим условиям деятельности, и при этом стать активным участником процесса конкуренции, самим формируя правила иг­ры.

Хотелось бы акцентировать внимание на следующем вопросе: «Кон­куренция - это благо или зло?». Ведь она сопровождает все живое на Земле, в том числе и человека, от дня его рождения до конца жизни. На конкуренции основывается деятельность любой фирмы, любого госу­дарства. Конкуренция присутствует всегда и везде, но что она несет лю­дям?

Об этом размышляли ученые разных эпох в странах с различным уровнем экономического развития. Интересным представляется характеристика кон­куренции, данная французским социалистом и экономистом П.-Ж. Прудоном, по мнению которого, конкуренция представляет собой не что иное, как промышленное соревнование и может рассматриваться как «современный способ», позволяющий индивиду сохранить свободу, ответственность в трудовой сфере и ведущий к конституированию стоимости, являющийся условием наступления равенства на принципе социальной экономики. Кроме того, в данном контексте, конкуренция (как экономическая категория), выступающая необходимой потребностью человеческой души и являющаяся воплощением вечной справедливости означает «свободу в разделении и разделение в свободе» [2]. Одновременно, Прудон считал, что именно конкуренция является источником нищеты, гражданских войн, перемешивая национальности, внося смуту в семьи, и тем самым не только оказывает развращающее воздействие на общественную собственность и разрушает сущность правосудия, справедливости и морали, а также становится препятствием свободной и честной торговли, не предлагая взамен даже «синтетической стоимости, постоянной и честной цены».

Таким образом, Прудон выделял позитивные и негативные стороны кон­куренции. Объективность такой двойственной оценки подтверждается ходом общественного развития. Конкуренция стимулирует экономический рост, но ни в одной стране, пусть и высокоразвитой, не ликвидирует бедность, ин­фляцию, безработицу. Необходимо помнить, что «рыночное хозяйство, про­поведующее принципы конкуренции, само по себе социально, так как огра­ничивает власть и воздает по заслугам, но поскольку возможности людей различны, государство призвано осуществлять перераспределение, между принципом рынка и социальным принципом существуют противоречия, ко­торые необходимо разрешать с целью поддержания эффективности, социаль­ной справедливости и политической стабильности».

Изучение данного процесса можно проводить на основе общеизвестной модели пяти конку­рентных сил, предложенной М. Портером в 1980 г. [5]. Согласно этой модели, конкуренцию на определенном рынке или в отрасли определяют следующие силы, или факторы:

  • соперничество уже имеющихся конкурентов между собой, или так называемый центральный ринг конкуренции;
  • угроза появления в отрасли новых конкурентов;
  • конкуренция со стороны товаров-заменителей, производимых в других отраслях;
  • экономические возможности и торговые способности поставщиков;
  • экономические возможности и торговые способности покупателей.

Конкуренция на потребительском рынке Казахстана, в частности, на промышленном, складывается не в пользу отечественных товаропроизводи­телей. Это факт, официально признанный правительством. Так, в Программе импортозамещения соотношение отечественных и зарубежных промышленных товаров оценивается как 70:30 при допустимой доле импорта промышленные товары в 15-17%. Сокращение отечественного производства товаров произошло в результате ряда объективных и субъективных при­чин. Сегодня важно сделать главный вывод о том, что отечественным пред­приятиям надо создавать условия для равной, реальной конкуренции с изго­товителями как из дальнего, так и ближнего зарубежья. Решение этой задачи должно реализоваться по всем таким направлениям государственной полити­ки конкуренции [9], как:

  • антимонопольная политика;
  • развитие малого бизнеса;
  • регулирование финансовой, налоговой и таможенной политики;
  • управление государственной собственностью и государственными капиталовложениями, заказами, кредитами, ссудами;
  • совершенствование системы стандартизации, сертификации и метрологии;
  • регулирование добычи полезных ископаемых, цен на сырье, материалы, энергию, воду, землю;
  • патентно-лицензионная политика;
  • социальная защита потребителей от неэффективной конкуренции.

Рецензенты:

Зиядин С.Т., д.э.н., профессор, декан финансово-экономического факультета КазГЮИУ, г. Семей;

Медиева Г.А., д.э.н., профессор кафедры «Финансы и учет», КазГЮИУ, г. Семей.


Библиографическая ссылка

Ибраева А.К. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18265 (дата обращения: 04.03.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074