Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕНЕНИЕ PABLO SYSTEM В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Филичева Т.Б. 1 Туманова Т.В. 1 Гарева Т.А. 1
1 ГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
В статье раскрывается понятие инновационных технологий на современном этапе развития науки и образования, рассматривается применение инновационного компьютерно-аппаратного комплекса Pablo System (Tyromotion) в практике работы современных образовательных и лечебно-профилактических учреждений. Раскрывается корреляционная зависимость между состоянием моторного праксиса, когнитивных функций и коммуникативными возможностями детей с минимальными дизартрическими расстройствами для дальнейшего хода учебно-воспитательной и логопедической работы. Описана система реабилитационных мероприятий путём внедрения игровых интерактивных программ в зависимости от уровня тактильной и моторной чувствительности. Показана значимость применения Pablo System для повышения академической успеваемости детей и их успешной социализации в общем, специальном и инклюзивном образовании.
игровые интерактивные программы
моторный праксис
дети с минимальными дизартрическими расстройствами
1. Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук / И.Б. Карелина ‒ М.: 2000. ‒ 23 с.
2. Киселёва В.А. Комп. иссл. детей со стёртой дизартрией // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М.‒В., 2003. ‒ С. 39‒50.
3. Корнев А.Н. О нейропсихологических механизмах звуковых нарушений при артикуляционной апраксии у детей // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. – С‒П., 1992. ‒ С. 20‒38.
4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стёртой формой дизартрии // Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. – М., 2003. – С. 272 ‒293.
5. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и дизартриков // Очерки по патологии речи и голоса. – М., 1967. – С. 98‒110.
6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. ‒М.: 2012. – С. 583‒591.

Современные социально-экономические, научно-технические, информационно-коммуникативные преобразования общества приводят к качественным изменениям в системе воспитания и обучения детей. Содержание образования находится в постоянном изменении, совершенствовании, усложнении за счёт введения инновационных технологий обучения. Инновационные педагогические технологии рассматриваются как введение нового в цели, задачи, принципы, содержание, методы и формы образования, организация интегрированной деятельности специалистов различных ведомств, педагога и ребёнка. Основным критерием инновационности является повышение эффективности образовательного процесса с помощью применения её в практической деятельности педагога. Инновационные технологии имеют циклический характер и проходят следующие этапы развития: возникновение, быстрый рост в борьбе с оппонентами, зрелость, освоение, распространение, насыщение, рутинизация, кризис, финиш [6].

На современном этапе развития науки и образования выделяют следующие причины инноваций: 1) широкий спектр научных исследований; 2) социокультурный уровень ‒ потребности образовательных учреждений в новейших научных разработках и достижениях; 3) творческая вариативность педагогов-новаторов; 4) потребности родителей в достижении положительной динамики обучения детей.

В логопедической работе инновационные технологии приобретают первостепенное значение. Ежегодно растёт количество детей с речевой патологией. Наиболее распространённым речевым нарушением у детей являются минимальные дизартрические расстройства, возникающие вследствие органического поражения центральной нервной системы. У детей с данной патологией отмечаются специфические особенности произносительной стороны речи, моторной сферы и когнитивной деятельности. Недостатки фонетической стороны речи оказывают отрицательное воздействие на становление коммуникативной компетенции детей, фонематической, лексико-грамматической стороны речи, препятствующие полноценному усвоению навыков звукового анализа и синтеза и приводят к возникновению дислексий и дисграфий в период школьного обучения. Помимо особенностей вербальной стороны наблюдаются и специфические особенности неречевых психических процессов, наличие стёртой неврологической симптоматики (нарушения мышечного тонуса, ассиметрии, саливация, тремор). В процессе обучения дети с трудом усваивают учебный материал, наблюдается снижение зрительной, слухоречевой памяти, трудности концетрации и распределения произвольного внимания, замедленность в протекании мыслительных процессов, отставание в развитии и формировании общей, артикуляционной моторики, функциональных возможностей кистей и пальцев рук, что существенно затрудняет дальнейший ход логопедической работы. Процессы формирования речевых, моторных навыков протекают достаточно сложно и требуют применения как традиционных, так и инновационных технологий работы. В целях повышения эффективности междисциплинарного воздействия на речь, моторику и психику ребёнка в целом необходим поиск новых, инновационных путей совершенствования логопедической работы, разработку и внедрения их в систему работы образовательных учреждений.

Одним из новейших аппаратов для проведения диагностики и коррекции моторного развития является Pablo System. Pablo System ‒ интерактивное, многофункциональное оборудование, предназначенное для определения и оценивания функциональных возможностей моторики верхнего плечевого пояса, кистей и пальцев рук, а также определение корреляционной зависимости с вербальными функциями и сопутствующими нарушениями. Аппарат позволяет оптимизировать работу по коррекции моторной сферы и речи в различных образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, учреждениях средне специального и высшего образования) специалистами различных ведомств: педагогами общего профиля, психологами, дефектологами, медицинским персоналом. В работе могут быть задействованы дети с нормальным психофизическим развитием и дети с ограниченными возможностями здоровья: с различными коммуникативными нарушениями, двигательной патологией, нарушениями интеллекта, слуха и зрения, дети со сложной структурой дефекта.

Уровень сложности диагностических заданий подбирается индивидуально в зависимости от сформированности тактильной и моторной чувствительности. Все задания проводятся в форме игры. Предложенные двигательные пробы выполняются поочерёдно каждой рукой. Начинать следует с доминантной руки, постепенно задействую субдоминантную руку. Программа обследования включает измерение силы и объёма движений в суставах. Исследование силы движений выявляется путём изучения цилиндрического, плоскостного, щипкового, межпальцевого захвата. Исследование объёма движений способствует выявлению особенностей в саггитальной и фронтальной плоскостях путём супинации-пронации, сгибания-разгибания в лучезапястном суставе. Проведение тренинга на аппарате Pablo System предполагает также получение данных об особенностях коммуникативной сферы и личностного развития. В процессе диагностической сессии можно выявить специфические речевые особенности детей, характер взаимодействия с педагогом: понимание простых и многоступенчатых инструкций, дифференциацию сложных предлогов, словообразовательных морфем на основе предметно-практического опыта и интерпритацию полученных навыков в специально смоделированную речевую ситуацию, понимание предметного словаря по теме «Части тела», пространственную ориентировку на плоскости; уровень мотивации и сосредоточенности на выполнении предложенных заданий, особенности самостоятельного сличения предложенного образца на новый, аналогичный материал, заданный учебный темп и ритм работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями личности.

При проведении обследования и оценивания силы и объёма движений кистей и пальцев рук с использованием современных информационных технологий PABLO SYSTEM выявлены следующие коммуникативные особенности в экспериментальной группе: понимание инструкций и выполнение предложенных двигательных проб проходило с помощью дополнительной стимуляции со стороны экспериментатора в виде эмоционального подкрепления, поощрения. Требовался дополнительный инструктаж по выполнению предложенных заданий с опорой на наглядность, анализ выполнения. Наблюдались трудности концентрации, распределения и переключаемости внимания на аналогичный материал. Темп и ритм работы зависел от поддержки со стороны педагога. Наблюдалось снижение работоспособности к концу выполнения заданий. Возникали трудности активизации предметного словаря по теме «Части тела» (локоть, запястье, кисть), смешение глаголов с пространственными и антонимическими значениями («сжать‒разжать», «сгибать‒разгибать»), трудности ориентировки и употребления пространственных понятий, дифференциации сложных предлогов, словообразовательных морфем при относительно полном их понимании в импрессивной речи.

При измерении силы функциональных движений кистей и пальцев рук выявлены особенности: неточность выполнения движений, трудности распределения нажима между доминантной и субдоминантной рукой, пальцами рук. У всех детей группы прослеживается недостаточность межпальцевого захвата средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем. Движения субдоминантной руки отличаются иссякаемостью силы, особенно к концу выполнения двигательной программы, нарушением точности движений, трудностями удержания заданной позы. Темп выполнения замедленный. Заметны трудности переключения с одного двигательного уклада на другой. Характерны синкинезии (хаотичные движения кончика языка, помощь пальцами рук противоположной руки). Детям необходима дополнительная опора для исследуемой руки.

Измерение объёма движений в суставах в сагиттальной и во фронтальной поверхности характеризуются неловкостью, замедленностью, недифференцированностью. Отмечается ограничение, недостаточность объёма движений преимущественно с паретичной стороны конечности.

При изучение движений «Супинация‒пронация» под прямым углом заметна недостаточность подвижности и разработанности кистей рук, излишняя напряжённость, скованность двигательного акта. Дети неоднократно нарушали заданную траекторию движений. Характерна хаотичность движений к концу выполнения двигательной пробы.

Выявлены трудности сгибания и разгибания в лучезапястном суставе. Движения совершались не в полном объёме, со снижением амплитуды двигательного акта. Характерна рассогласованность при одновременном выполнения двигательных команд для всех пальцев.

В процессе наблюдения была обнаружена корреляционная зависимость нарушений постурального праксиса и опытно-экспериментальной деятельности в виде нарушения почерка, трудности при выполнении заданий, связанных с изобразительной деятельностью, требующей тонких, дифференцированных движений кистей и пальцев рук

Завершение диагностического сеанса предполагает анализ графических данных исследования, создание индивидуального отчёта и перспективного планирования коррекционно-терапевтической работы с учётом выявленных нарушений. Создание подобной медиатеки позволяют с максимальной точностью выявить и определить отклонениями, отследить динамику целенаправленного обучающего воздействия.

Коррекция выявленных функциональных нарушений сопровождается наличием тактильной и аудивизуальной обратной связи, что позволяет поддерживать интерес и устойчивать внимания и восприятия информации на протяжении всей терапии. Передвижение курсора контролируется силой и перемещением сенсора. Десять уровней сложности интерактивной терапии обеспечивают тренировку в пределах моторных навыков и тактильной чувствительности ребёнка.

В программе заложены следующие терапевтические модули:

«Воздушный шар» ‒ ребёнку предоставляется возможность управлять воздушным судном через препятствия: последовательные динамичные движения и применение силы на протяжении продолжительного периода времени. Упражнения контролирует силу движений, координацию двигательного акта, постоянное мышечное сокращение.

Рис. 1 «Воздушный шар»

«Курица и червяк»‒ ребёнку предоставляется возможность помочь курице выклёвывать червей из земли: осуществление активных и эффективных движений без компенсации. Упражнение отрабатывает целенаправленные и сложные движения, навыки самоконтроля, нормализует мышечный тонус, осуществляет тренировку пространственной ориентации и реакция

Рис. 2 «Курица и червяк»

«Стрельба по банкам» ‒ банки двигаются с большой скоростью через фиксированную на экране разметку. При своевременном нажатии на спусковой крючок ребёнок попадает в банку: своевременная активация силы и двигательных импульсов. Упражнение запускает движения, концентрацию, точность и быстроту применения силы, координацию, реакцию, управление балансом и позицией.

Рис. 3 «Стрельба по банкам»

«Охотник за яблоками» ‒ падающие яблоки должны быть пойманы в корзину: активное повторение последовательности действий или применение силы к выбранной функции руки. Упражнение управляет движениями, силой, тонусом, целенаправленными движениями, балансом и позицией.

Рис. 4 «Охотник за яблоками»

«Пожарная команда» ‒ пламя должно быть погашено струёй воды как можно точнее: достижение и поддерживание необходимого уровня силы и движений. Упражнение управляет силой, координацией, вниманием, балансом и позицией.

Рис. 5 «Пожарная команда»

В результате комплексной реабилитационной терапии с использованием Pablo System у детей улучшились двигательные функции кистей и пальцев рук, сформировались различные виды захвата (щипковый, плоскостной, цилиндрический, межпальцевый). Существенно повысились показатели силы, объёма и амплитуды двигательного акта. Процесс коммуникации перешёл на качественно иной уровень развития. У детей сформировалось чёткое понимание и употребление простых и сложных предлогов, выделение и употребление словообразовательных морфем на примере предметного и предикативного словаря. Обогатился словарный запас по темам «Части тела», «Профессии». Сформировалась мотивация к ручному труду, изобразительной деятельности, что оказало благоприятное воздействие на внешнем оформлении письменных работ. Дети стали более уверенными и аккуратными в процессе различных режимных ситуаций. Улучшились показатели когнитивных функций: внимания, памяти, быстрота двигательных реакций на материале сложных логических заданий.

Применение Pablo System способствует успешной коррекции нарушенных моторных функций и проприоцептивной чувствительности у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, обеспечивает высокопрофессиональный, качественный уровень диагностики и лечения, а также внедрение интерактивных технологий в практику лечения и реабилитации в системе общего, специального и инклюзивного образования.

Рецензенты:

Архипова Е.Ф., д.п.н., профессор кафедры логопедии МГГУ имени М.А. Шолохова, г. Москва;

Волковская Т.Н., д.псх.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ имени М.А. Шолохова, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Гарева Т.А. ПРИМЕНЕНИЕ PABLO SYSTEM В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18227 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674