Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОЛИТИКО-КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Кузьмин Д.А. 1
1 Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС
Практика функционирования современных политических образований свидетельствует, что отсутствие политико-коммуникативного взаимодействия власти и общества в стране способствует дестабилизации общественно-политической обстановки и снижению качества политического управления. Особую актуальность эта проблематика приобретает при рассмотрении отечественной политической действительности. Следует отметить, что массовые протестные выступления россиян, проходившие в 2011-2012 гг. были обусловлены не только результатами прошедших парламентских и президентских выборов, но и складывающейся системой властных отношений. По мнению большинства жителей современной России, общество исключено из процесса выработки и принятия политико-управленческих решений. Безусловно, складывающаяся модель политических отношений может оказать негативное воздействие на политическую и социально-экономическую ситуацию в РФ. В связи с этим политической элите рекомендуется задуматься о перспективах реализуемой ими политики и создать условия для формирования эффективного диалога власти и общества в стране.
демократия
политическое управление
политико-коммуникативное взаимодействие
политическая стабильность
властные отношения
диалог
1. Александрова А.Ю. Политическая культура взаимодействия власти и общества в России в условиях постмодерна // Вестник ПАГС. - 2013. – С. 69-74.
2. Деятельность Общественной палаты и Госдумы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/24-02-2014/deyatelnost-obshchestvennoi-palaty-i-gosdumy (дата обращения: 10.01.2015).
3. Зайцев А.В. Диалогический дефицит в сфере коммуникации и связей с общественностью государства и гражданского общества в современной России // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2014. - № 1. – С. 133-141.
4. Конституция РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 02.02.2015)
5. Морозова О.Н. Политическая Интернет-коммуникация: ее роль, функции и формы // Политическая лингвистика. - 2011. – № 1(35). - С. 157 – 158.
6. Общественное мнение – 2013. – М.: Левада-Центр, 2014. – 252 с.
7. Опрос на проспекте Сахарова 24 декабря. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.levada.ru/26-12-2011/opros-na-prospekte-sakharova-24-dekabrya (дата обращения: 25.01.2015).
8. Шиняева О.В. Коммуникация населения и власти – ключевая проблема формирования солидарного общества // Формирование солидарного общества в регионе как фактор предотвращения социальных конфликтов и напряженности. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 180 с.
Одним из основных объектов политологического анализа и значимым вопросом практической политики является проблема формирования эффективной модели политико-коммуникативного взаимодействия власти и общества в современной России. Актуализация этой проблематики обусловлена необходимостью совершенствования политико-управленческого процесса, повышением качества принимаемых политических решений и обеспечением политической стабильности в стране.

Цель исследования - анализ политико-коммуникативного взаимодействия власти и общества в РФ.

Методы исследования

В статье автора использованы принципы системного подхода и вторичный анализ статистических данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Складывающаяся в стране система властных отношений свидетельствует, что проблема формирования эффективной модели политической коммуникации властвующей элиты и социума в РФ в настоящее время не является объектом государственной политики. В подтверждение приведем итоги анкетного опроса «Левада-центр», осуществленного 24 декабря 2011 г. во время митинга «За честные выборы» в г. Москва. Респондентам предлагалось ответить на следующий вопрос: «Что привело Вас на этот митинг?» Распределение ответов было следующим [7]:

Таблица 1

Причины участия людей в митинге «За честные выборы»

Стремление выразить свое возмущение фальсификацией выборов

73 %

Накопившееся недовольство положением дел в стране/политикой властей

73 %

Разочарование в обещанной политике модернизации/в Медведеве

42 %

Недовольство тем, что власть не считается с такими людьми, как я/основные решения в стране принимаются без нашего участия

52 %

Солидарность с позицией партий, участвующих в митинге

15 %

Симпатии организаторам митинга

13 %

Митинги - это интересно, это тренд времени

6 %

На митинг пошли мои друзья, знакомые, и я - с ними

10 %

Другое

3 %

Затрудняюсь ответить

1 %

В соответствии с полученными результатами выявлено, что 52 % опрошенных недовольны формирующимся в стране политическим режимом, при котором основным субъектом политических преобразований выступает властвующая элита. Однако проведенные митинги не привели к значимым изменениям в этой сфере.

Схожие результаты обнаруживаются и в опросе, проведенном в марте 2013 г. В процессе исследования респонденты должны были ответить на такой вопрос, как: «Могут ли такие люди, как Вы, влиять на принятие государственных решений в стране?». Обработка полученных данных показала [6]:

Таблица 2

Анализ общества как субъекта социально-политической жизни

Определенно, да

3 %

В какой-то мере, да

10 %

Скорее, нет

35 %

Определенно, нет

49 %

Затруднились ответить

4 %

По мнению большинства россиян, в настоящее время общество не является актором социально-политических преобразований в стране. На основе имеющихся эмпирических замеров можно заключить, что эффективного политико-коммуникативного взаимодействия властвующей элиты и социума в современной России еще нет.

Схожего мнения придерживается и А.В. Зайцев. Исследователь считает, что складывающаяся ситуация может иметь негативные последствия. Он, в частности, отмечает: «Отсутствие полноценного диалога власти и общества, эффективных механизмов обратной связи от гражданского общества к государству и назад лишают власть респонзивности, делают ее инертной, костной, глухой, неспособной к своевременному реагированию на трансформацию общественного мнения и политических настроений в обществе» [3. C. 136].

Опыт функционирования СССР свидетельствует, что несформированность политико-коммуникативного взаимодействия политической элиты и социума в стране может дестабилизировать общественно-политическую обстановку и привести к кризису политической системы. В то же время практика функционирования иных политических образований (например, Великобритании, Германии, США и Франции) свидетельствует, что наличие политического диалога в системе отношений «власть-общество» положительно влияет на социально-политическую ситуацию. Реализуемая в этих государствах модель политической коммуникации способствует демократизации политического режима, улучшению социально-экономической жизни населения и повышению авторитета страны на международной арене. С нашей точки зрения, практика зарубежных государств должна стать ориентиром для российских властей.

При этом особое внимание необходимо уделить причинам несформированности политико-коммуникационной взаимосвязи власти и общества в РФ. К наиболее значимым следует отнести: «закрытость» властвующей элиты в вопросах политического реформирования страны и отсутствие эффективных коммуникационных каналов. Рассмотрим каждый из этих аспектов в отдельности.

В первую очередь необходимо проанализировать специфику политико-управленческого процесса в современной России. Анализируя данную проблему, А.Ю. Александрова отмечает: «Во взаимодействии политической власти и общества в России, по мнению многих ученых, доминирующее положение на протяжении 22 лет занимала политическая власть, определявшая не только основные нормы и правила взаимоотношений, но и степень допустимого участия институтов гражданского общества в политическом процессе» [1. С. 69]. Эта точка зрения подтверждается и эмпирическими данными. В 2013 г. «Левада-центр» провел опрос населения РФ, посвященный перспективам развития демократии в России. В процессе исследования удалось выявить следующее [6]:

Таблица 3

Перспективы развития демократии в современной России

Активно движется по пути демократии

19 %

Затормозилась в этом движении

47 %

Никогда и не начинала двигаться по пути демократии

22 %

Затруднились ответить

13 %

Полученные данные свидетельствуют о том, что подавляющее число жителей современной России негативно оценивают ситуацию в этой области. В то же время в Конституции РФ сказано: «<...> единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» [4]. Следует отметить, что отсутствие «горизонтальных» политических связей в стране может негативно сказаться на общественно-политической ситуации в России.

Формирование диалога властвующей элиты и социума в РФ затруднено и по причине неэффективности имеющихся каналов политико-коммуникационной взаимосвязи. В контексте сказанного уделим внимание анализу деятельности Общественной палаты РФ и функционированию СМИ как основным каналам политико-коммуникативного взаимодействия власти и общества.

Так, по мнению большинства жителей современной России, Общественная палата РФ не выполняет возложенные на нее функции. В доказательство приведем данные социологического опроса, осуществленного в январе 2014 г. В анкете содержался следующий вопрос: «Знаете ли вы что-нибудь о деятельности Общественной палаты Российской Федерации, и если да, как вы считаете, она обладает реальным политическим весом - или это декоративный орган, который не имеет никакого влияния?». Обработка полученных результатов показала [2]:

Таблица 4

Деятельность Общественной палаты РФ

Обладает реальным политическим весом

11 %

Декоративный орган, который не имеет никакого влияния

32 %

Ничего не знаю о деятельности этого органа

47 %

Затрудняюсь ответить

10 %

Представленная в таблице информация показывает, что половина населения России не знает о существовании этого института, а 32 % респондентов отрицательно оценили ее деятельность. Главная задача Общественной палаты - обеспечение эффективного взаимодействия политической элиты и социума в РФ. Однако, как показывает проведенное исследование, этот институт не реализует возложенную на него задачу.

Определенные проблемы можно обнаружить и в функционировании СМИ. Среди таковых отметим: снижение уровня популярности отдельных СМИ (радио, общественно-политических газет и журналов), недоступность для населения (телевидение) и отсутствие независимых точек зрения по поводу происходящих в стране и мире социально-политических событий. Перечисленные проблемы позволяют констатировать, что в настоящее время традиционные СМИ не являются эффективными каналами политико-коммуникативного взаимодействия власти и общества в современной России.

По мнению автора работы, особый акцент необходимо сделать на использовании Интернет-коммуникации. Основными преимуществами сети Интернет являются: оперативность размещения информации, отсутствие цензуры и доступность использования для общества. Кроме того, в Интернет-пространстве имеется множество форм политико-коммуникационной взаимосвязи. К их числу, по мнению О.Н. Морозовой, следует отнести: «Интернет-сайты, блоги, мини-блоги, электронная почта, форумы, чаты, социальные сети, Интернет-опросы и онлайн-голосование» [5. С. 159-161]. Необходимо отметить, что Интернет может стать наиболее эффективным способом политико-коммуникативного взаимодействия и создаст предпосылки для демократических преобразований в РФ.

Имеющиеся проблемы актуализируют задачу формирования эффективной модели политико-коммуникативной взаимосвязи власти и общества в современной России. Автор статьи считает, что политической элите РФ во взаимодействии с населением следует руководствоваться следующими принципами: открытость для населения, заинтересованность в диалоге с обществом, ориентированность на совершенствование имеющихся и поиск новых коммуникационных каналов. Немаловажное значение имеет и приверженность российских властей принципу политического плюрализма. Следует отметить, что все граждане РФ независимо от своих идейно-политических взглядов должны быть полноправными акторами политико-коммуникативного пространства РФ.

Выводы

Таким образом, проведенный анализ позволяет автору диссертации сделать определенные выводы. Во-первых, было выявлено, что эффективного диалога властвующей элиты и социума в современной России еще нет. Отсутствие коммуникативного взаимодействия может способствовать дестабилизации общественно-политической обстановки в стране. О.В. Шиняева справедливо замечает: «Опыт постсоветского периода показывает, что отсутствие эффективных двусторонних политических коммуникаций приводит к повышению социальной напряженности, непредсказуемости событий, снижению легитимности политических институтов» [8. С. 5].

Во-вторых, основными причинами несформированности политико-коммуникативного взаимодействия власти и общества в РФ являются: «закрытость» политического руководства страны и отсутствие эффективных каналов политико-коммуникационной взаимосвязи. Решение указанных проблем зависит от практической реализации следующих принципов: информационная открытость властей, приверженность политической элиты принципам политического плюрализма, а также совершенствование имеющихся и поиск новых коммуникационных каналов.

В-третьих, формирование политико-коммуникационной взаимосвязи властвующей элиты и социума в РФ позволит обеспечить устойчивость политической обстановки, повысит качество принимаемых политических решений и создаст условия для демократических преобразований в стране.

Рецензенты:

Колесников В.А., д.пол.н., доцент, профессор кафедры государственного управления и политологии, Волгоградский филиал РАНХиГС, г. Волгоград;

Морозов И.Л., д.пол.н, доцент, профессор кафедры государственного управления и политологии, Волгоградский филиал РАНХиГС, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Кузьмин Д.А. ПОЛИТИКО-КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18186 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674