Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ТЕЛА ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ

Блинова Е.Г. 1 Акимова И.С. 1 Богунова О.С. 1 Чеснокова М.Г. 1 Демакова Л.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава РФ
Целью исследования было оценить особенности пищевого поведения и восприятия образа собственного тела (ОСТ) и качества жизни SF-36 студентов – юношей и девушек. В обследовании 49 студенток-девушек и 50 студентов-юношей был использован Голландский опросник пищевого поведения (Dutch Eating Behavior Questionnaire или DEBQ), для оценки ОСТ – опросник, направленный на диагностику недовольства собственным телом (О.А. Скугаревский и С.В. Сивуха) и опросник качества жизни SF-36. Репрезентативность минимальной выборки рассчитана по рекомендациям Плохинского Н.А., 1961. Определены статистически значимые различия показателей оценки образа собственного тела, особенностей пищевого поведения и качества жизни SF-36 юношей и девушек с помощью описательной статистики и непараметрического метода сравнения независимых групп (критерий Манна-Уитни U). Показатели, характеризующие эмоциогенное и экстернальное пищевое поведение и ОСТ, были статистически значимо выше у девушек-студенток. Для студентов-юношей характерно ограничительное пищевое поведение. Кроме того, пищевое поведение эмоциогенное и ограничительное у студентов юношей и девушек было выше нормальных значений в период обучения в высшем учебном заведении. Показатели ОСТ у юношей и девушек не свидетельствовали о выраженной неудовлетворенности своим телом. Качество жизни в период обучения студенток-девушек было статистически ниже по шкалам: Ролевого функционирования, обусловленного ухудшением физического состояния – RP; Ролевого функционирования, обусловленного ухудшением эмоционального состояния – RE; Психического здоровья – MH, что свидетельствует о наличии депрессивных, тревожных переживаний, психическом неблагополучии. Результаты исследований необходимы для дифференцированного подхода в плане гигиенического воспитания студентов высших учебных заведений, профилактики нарушений пищевого поведения, неадекватного восприятия образа собственного тела и качества жизни SF-36.
студенты
пищевое поведение
качество жизни
оценка образа собственного тела
1. Блинова Е.Г., Акимова И.С., Чеснокова М.Г., Демакова Л.В. Результаты анализа антропометрических и биоимпедансометрических исследований у студентов города Омск // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: www.science-education.ru/117-13749.
2. Блинова Е.Г. Оценка заболеваемости и пищевого статуса студентов Омска / Е.Г. Блинова, Н. А. Бекетова, Н. М. Шилина // Вопросы детской диетологии. 2008. Т. 6. № 4. С. 64-67.
3. Блинова Е.Г. Гигиенический подход к регламентации интенсивности учебного процесса в высшей школе / Е. Г. Блинова // Уральский медицинский журнал. 2008. №6. С. 71-73.
4. Блинова Е Г. Характеристика и кластерный анализ продуктового набора населения России / Е.Г. Блинова, О.С. Богунова, В.А. Чесноков // Профилактическая и клиническая медицина. 2014. № 2 (51). С. 45-49.
5. Блинова Е.Г. Состав, образ тела и пищевое поведение студенток города Омск / Е.Г. Блинова, И.С. Акимова, О.С. Богунова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. C 1083.
6. Блинова Е.Г. Качество и образ жизни студентов / Е. Г. Блинова // Уральский медицинский журнал. 2008. № 6. С. 73-75.
7. Чеснокова М.Г. Выявление кишечного дисбиоза у студентов ВУЗов с болезнями органов пищеварения / М. Г. Чеснокова, Е. Г. Блинова // Фундаментальные исследования. 2012. № 2-1. С. 163-165.
8. Гигиена детей и подростков / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, П.И. Храмцов, Н.А. Скоблина, Е.И. Шубочкина, И.В. Звездина, В.В. Чубаровский, М.И. Степанова, И.К. Рапопорт, Б.З. Воронова, А.С. Седова, О. Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева, В.Ю. Детков, З.А. Дагаева, Е.Г. Блинова, Ж.Ю. Горелова, Е.М. Ибрагимова, В.Ю. Иванов, С.С. Молчанова и др. / Под редакцией члена-корреспондента РАМН В.Р. Кучмы // Сборник нормативно-методических документов. Москва, 2013.
9. Семенова Н.В. Влияние образа жизни студентов ВУЗов на пищевое поведение с учетом гендерных особенностей / Н.В. Семенова, Е.Г. Блинова, В.А. Ляпин // Профилактическая и клиническая медицина. 2014. № 2 (51). С. 54-58.
10. Научные основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Блинова Е.Г. диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук / Научно-исследовательский институт педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН. Москва, 2010.
11. Kuchma V. R. Student health and factors determining it / V. R. Kuchma, E. G. Blinova, E. I. Shubochkina // В книге: breaking down the barriers (EUSUHM 2013) poster abstracts. 2013. С. 3.
Существенный вклад в ухудшение здоровья и качества жизни населения вносят болезни, связанные с нарушением обменных процессов в организме в результате ожирения и избыточной массы тела (Тутельян В.А., 2002; Погожева A.B., 2003; Батурин А.К., 2005). В последние годы отмечается ухудшение показателей здоровья молодежи. Одной из причин этого явления ученые считают рост числа лиц с дисгармоничным физическим развитием, в том числе с ожирением, избыточной массой и дефицитом массы тела [1, 10]. Анализ результатов оценки физического развития студентов г. Омск в 2012 г. свидетельствует о дисгармоничном физическом развитии в большей степени за счет избытка массы тела, в отличие от предыдущих исследований в 2002 г. По разработанным нами региональным стандартам физического развития отмечена неблагоприятная динамика распространенности избыточной массы тела у студентов 19 - 20 лет за десятилетний период (n2002г.=200 студентов и n2012г.=227 студентов). Так, у юношей в 2002 г. избыточная масса наблюдалась в 0,9 % случаев, а в 2012 г. - 24,44% студентов-юношей имели избыточную массу тела, у девушек избыточная масса определена в 11,85 % случаев, а через 10 лет избыточная масса наблюдалась у 16,3 % девушек (χ2=10,77; р=0,001) [11]. Результаты наших исследований по оценке пищевого статуса студентов свидетельствуют о нерациональном и несбалансированном питании девушек и юношей [2, 7, 10]. Изучение пищевого поведения необходимо для выявления причин нерационального и несбалансированного питания студентов [2, 4]. Под пищевым поведением понимается ценностное отношение к пище и её приёму, стереотип питания в обыденных условиях и в ситуации стресса, поведение, ориентированное на образ собственного тела, и деятельность по формированию этого образа [5]. Расстройство пищевого поведения, негативная оценка образа собственного тела у студентов в настоящее время весьма актуальная тема для исследований в области гигиены питания, так как направлена на профилактику нарушений пищевого статуса и дисгармоничного физического развития. На формирование пищевого поведения влияют многие факторы: социальные, экономические, этнокультурные, личностные особенности, учебная среда и т.д. [2, 3, 5, 6, 10]. Пищевое поведение определяют не только потребности, но и полученные в прошлом знания и стратегии мышления. Так же важная роль в пищевом поведении отводится эмоциональной потребности. Удовлетворение голода связано с ощущением комфорта, качества жизни и защищённости [6]. Необходимо также отметить социальное значение еды, традиции, пищевые привычки, отражающие уровень развития культуры, национальную, территориальную и религиозную принадлежность, а так же семейное воспитание в сфере пищевого поведения и гендерные особенности [9]. Студентам-юношам свойственно ограничивать приемы пищи из-за недостатка времени, материальных трудностей и других причин. Девушки в большей степени подвержены риску развития расстройств приема пищи, соблюдению различных модных диет, что может привести к нарушению пищевого поведения, оценки образа собственного тела и развитию анорексии и булимии. «Международная классификация психических болезней» 10-го пересмотра (МКБ-10), используемая в нашей стране, рассматривает «Расстройства приема пищи» (F50) в разделе F5 («Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами») и включает сюда нервную анорексию и нервную булимию. Все выше сказанное характеризует важность и новизну предпринятого нами исследования. Считается, что расстройством пищевого поведения страдают в основном девушки. Для подтверждения или опровержения этой гипотезы мы провели данное исследование, используя методы описательной статистики, непараметрические методы статистики - сравнения независимых групп (критерий Манна-Уитни).

Цель исследования. Определить особенности качества жизни, пищевого поведения и отношения образа собственного тела у студенток-девушек и студентов-юношей высших учебных заведений для проведения профилактических персонифицированных мероприятий по коррекции пищевого поведения, состава тела и ОСТ.

Задачи исследования

  1. Создать персонифицированную базу данных качества жизни, пищевого поведения и образа собственного тела студенток и студентов, обучающихся в медицинской академии.
  2. Определить особенности качества жизни, пищевого поведения и ОСТ юношей и девушек, используя статистические методы описательной статистики и непараметрической статистики (критерий Манна-Уитни).
  3. Разработать общие и персонифицированные мероприятия по коррекции состава тела, пищевого поведения и ОСТ девушек и юношей.

Материалы и методы. В исследовании был использован Голландский опросник пищевого поведения (Dutch Eating Behavior Questionnaire или DEBQ), состоящий из 33 вопросов [10]. Вопросы 1-10 составляли шкалу эмоциогенного пищевого поведения (10 вопросов), вопросы 11-23 - шкалу экстернального пищевого поведения (13 вопросов), вопросы 24-33 - шкалу ограничительного пищевого поведения (10 вопросов). Нормальными значениями ограничительного, эмоциогенного и экстернального пищевого поведения для людей с нормальным весом составляют 2.4, 1.8 и 2.7 балла соответственно. Ограничительное пищевое поведение - это избыточные пищевые самоограничения и бессистемные диеты. Периоды ограниченного пищевого поведения сменяются периодами переедания с новым интенсивным набором веса. Указанные периоды приводят к эмоциональной нестабильности - диетической депрессии. Эмоциогенное пищевое поведение - гиперфагическая реакция на стресс, эмоциональное переедание. При таком поведении стимулом приема пищи становится не голод, а эмоциональный дискомфорт; еда в ответ на стресс, депрессию; утренняя анорексия; вечерняя и ночная еда. Влияние экзаменационных стрессовых факторов может привести к нарушению пищевого поведения эмоциогенного характера. Экстернальное пищевое поведение проявляется повышенной реакцией больного не на внутренние, гомеостатические стимулы к приему пищи, а на внешние. При данном типе пищевого поведения кардинальное, определяющее значение имеет доступность продуктов; гиперактивность к пищевым стимулам: внешнему виду пищи, запаху, вкусу; еда за компанию; частые перекусы. Строгая диета приводит: к диетической депрессии, потере клеточной массы вместо жировой, снижению уровня основного обмена и последующему набору веса. Для оценки ОСТ был использован опросник, направленный на диагностику недовольства собственным телом, который разработан О.А. Скугаревским и С.В. Сивухой в Белорусском Государственном Университете (2006). Обработка и интерпретация результатов: по шкале вычисляли один общий балл. Для подсчёта сырых баллов необходимо суммировать все баллы по всем пунктам шкалы. Значение сырых баллов 13 и выше говорит о выраженной неудовлетворённости собственным телом (чувствительность = 0,75 и специфичность = 0,74). Максимальный балл по шкале - 48. Работать с сырыми баллами неудобно, поскольку разброс значений определяется количеством пунктов и диапазоном полученных значений. Это затрудняет сопоставление результатов, полученных с помощью разных методик. Для использования в статистическом моделировании данные были модифицированы переводом в стенайны (сырые баллы/стенайны соответственно: 0/1; 1-2/2; 3-4/3; 5-7/4; 8-10/5; 11-14/6; 15-18/7; 9-23/8; 24 и более/9).

На отношение к образу своего тела студенток влияют окружающие, которые могут оказывать негативное воздействие на убеждения и самооценку, его пищевое поведение (ограничительное) и отношение к образу собственного тела, что может привести к началу расстройства (анорексии или булимии). Неудовлетворенность образом собственного тела может привести к неадекватным заключениям об идеальной массе тела или окружности талии, бедер, что приводит к постоянному мониторингу этих показателей.

Качество жизни - это субъективный интегральный показатель благополучия человека, отражающий его физическое и психическое здоровье, физическую работоспособность и социальную активность. Понятие «качество жизни» "SF-36 Health Status Survey"относится к неспецифическим опросникам для оценки качества жизни (КЖ). Перевод на русский язык и апробация методики была проведена «Институтом клинико-фармакологических исследований» (Санкт-Петербург). 36 пунктов опросника сгруппированы в восемь шкал: физическое функционирование, ролевая деятельность, телесная боль, общее здоровье, жизнеспособность, социальное функционирование, эмоциональное состояние и психическое здоровье. Показатели каждой шкалы варьируют между 0 и 100, где 100 представляет полное здоровье, все шкалы формируют два показателя: душевное и физическое благополучие. Результаты представляются в виде оценок в баллах по 8 шкалам, составленных таким образом, что более высокая оценка указывает на более высокий уровень КЖ. Количественно оцениваются следующие показатели: 1. Физическое функционирование (Physical Functioning - PF), отражающее степень, в которой физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок 2. Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (Role-Physical Functioning - RP) - влияние физического состояния на повседневную ролевую деятельность (работу, выполнение повседневных обязанностей). Интенсивность боли (Bodily pain - BP) и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью. Общее состояние здоровья (General Health - GH) - оценка больным своего состояния здоровья в настоящий момент и перспектив лечения. Чем ниже балл по этой шкале, тем ниже оценка состояния здоровья. 5. Жизненная активность (Vitality - VT) подразумевает ощущение себя полным сил и энергии. Низкие баллы свидетельствуют об утомлении пациента, снижении жизненной активности. 6. Социальное функционирование (Social Functioning - SF), определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность. Низкие баллы свидетельствуют о снижении уровня общения в связи с ухудшением физического и эмоционального состояния. 7. Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (Role-Emotional - RE) предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению повседневной деятельности. Низкие показатели по этой шкале интерпретируются как ограничение в выполнении повседневной работы, обусловленное ухудшением эмоционального состояния. 8. Психическое здоровье (Mental Health - MH), характеризует настроение, наличие депрессии. Низкие показатели свидетельствуют о наличии депрессивных, тревожных переживаний, психическом неблагополучии.

Были сформированы группы исследуемых студенток и студентов г. Омск. Их количество составило 49 и 50 человек соответственно. Репрезентативность минимальной выборки рассчитана по рекомендациям Плохинского Н.А. с использованием формулы: n = t²/ k ², где n - численность выборки (n=43), t - показатель вероятности того, что заданная степень неточности действительно не будет превышена (t = 1,96; р =0,005); k - коэффициент (показатель точности), его значение с учетом степени ответственности выполняемой работы было принято за 0,3. В результате формирования выборки и предварительного анализа базы данных, были выделены наиболее статистически сопоставимые показатели у студенток и студентов медицинского ВУЗа города.

Результаты и их обсуждение. Статистическая обработка собранных данных с помощью описательной статистики позволила определить средние величины, медианы, 25 и 75 персентили, антропометрических и биоимпедансометрических показателей, тестирования пищевого поведения, ОСТ и КЖ SF - 36 студентов юношей и девушек. В результате исследований выявлено, что показатели, характеризующие эмоциогенное и экстернальное пищевое поведение статистически значимо выше у девушек-студенток (Манна-Уитни U критерий = 690 и 708; Z = 3,97 и 3,85; р = 0,00007 и 0, 0001 соответственно). Для студентов-юношей характерно ограничительное пищевое поведение (Манна-Уитни U критерий = 801; Z = -3,21 ; р = 0, 001; рис. 1). Пищевое поведение эмоциогенное и ограничительное у студентов юношей и девушек было выше нормальных значений.

Рис. 1. Особенности пищевого поведения у студентов - девушек и юношей

У студенток-девушек показатель ООСТ был статистически значимо выше, чем у студентов-мужчин (Манна-Уитни U критерий = 704,5; Z = 3,87; р =0,000084; рис. 2).

Рис. 2. Особенности оценки образа собственного тела студентами - девушками и юношами

Сравнительный анализ данных шкал RP; RE и MH качества жизни студенток и студентов-юношей показал статистически значимые различия (Манна-Уитни U критерий = 945,0; Z = -2,23; р =0,0025; Манна-Уитни U критерий = 926,5; Z = -2,36; р =0,018; Манна-Уитни U критерий = 686,0; Z = -3,99; р =0,000065 соответственно; рис. 3)

Рис. 3. Особенности качества жизни студентов - девушек и юношей

Качество жизни студенток-девушек было статистически ниже по шкалам: Ролевого функционирования, обусловленного ухудшением физического состояния - RP; Ролевого функционирования, обусловленного ухудшением эмоционального состояния - RE; Психического здоровья - MH, что свидетельствует о психическом неблагополучии.

Таким образом, определены статистически значимые различия показателей оценки образа собственного тела, особенностей пищевого поведения и качества жизни SF-36 юношей и девушек. Показатели, характеризующие эмоциогенное и экстернальное пищевое поведение и ОСТ, были статистически значимо выше у девушек-студенток. Для студентов-юношей характерно ограничительное пищевое поведение. Кроме того, пищевое поведение эмоциогенное и ограничительное у студентов юношей и девушек было выше нормативных значений. Показатели ОСТ у юношей и девушек не свидетельствовали о выраженной неудовлетворенности своим телом. Качество жизни в период обучения студенток-девушек было статистически значимо ниже по шкалам: RP, обусловленного ухудшением физического состояния; RE, обусловленного ухудшением эмоционального состояния и психического здоровья - MH, что свидетельствует о наличии депрессивных, тревожных переживаний, психическом неблагополучии. Результаты исследований необходимы для дифференцированного подхода в плане гигиенического воспитания студентов высших учебных заведений, профилактики нарушений пищевого поведения, неадекватного восприятия образа собственного тела и качества жизни SF-36.

Рецензенты:

Ширинский В.А., д.м.н., профессор, профессор кафедры гигиены с курсом питания человека, ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава РФ, г. Омск;

Родькин В.П., д.м.н., профессор кафедры гигиены труда с курсом профпатологии, ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава РФ, г. Омск.


Библиографическая ссылка

Блинова Е.Г., Акимова И.С., Богунова О.С., Чеснокова М.Г., Демакова Л.В. ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ТЕЛА ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18145 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674