Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ ПЯТИГОРСКОГО МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Зяблицева Н.С. 1 Щербакова Л.И. 1 Белоусова А.Л. 1
1 Пятигорский медико-фармацевтический институт – филиал ГБОУ ВПО «ВолгГМУ» Минздрава России
Рассматриваются различные формы организации научно-исследовательской работы студентов I курса на кафедре неорганической химии Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ГБОУ ВПО «ВолгГМУ» Минздрава России. Приводятся цели развития системы научно-исследовательской работы студентов. Обсуждаются мотивы научно-исследовательской деятельности студентов. Для студентов I курса возможности участия в экспериментальной научно-исследовательской работе ограничены отсутствием практических навыков, поэтому на данном этапе более актуальным является освоение студентами различных средств и систем научно-технической информации, навыков работы с литературой, поиска литературных источников, обучение основам самостоятельной работы и пр. Одной из форм научно-исследовательской работы студентов, осуществляемой в учебное время, является выполнение учебно-исследовательских работ студентов. Научно-исследовательская работа студентов I курса, выполняемая во внеучебное время, реализуется путём их участия в подготовке научных рефератов на заданные темы, в работе студенческого научного общества, в студенческих научных конференциях и олимпиаде по химии.
творческая работа студентов
учебно-исследовательская работа студентов
студенческое научное общество
научно-исследовательская работа студентов
1. Новикова Л.А., Новикова Г.А. Научно-исследовательская работа как фактор развития и активизации творческих способностей студентов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : материалы XLIV Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск : СибАК, 2014. - С. 29-33.
2. Пути решения проблемы интеграции учебного и научного процессов на кафедре неорганической химии / В.А. Компанцев, Н.С. Зяблицева, А.Л. Белоусова и др. // Методологические аспекты интеграции учебного и научного процессов : материалы 68-й Рег. уч.-метод. конф. – Пятигорск : ПМФИ – филиал ВолгГМУ, 2014. – С. 72-75.
3. Формирование творческой активности студентов в воспитательно-образовательном процессе на кафедре неорганической химии / В.А. Компанцев, Л.П. Гокжаева, Л.И. Щербакова и др. // Инновационное образование как синтез воспитания и обучения. Развитие творческой активности студентов как фактор повышения эффективности образовательного процесса : материалы 66-й Рег. уч.-метод. конф. – Пятигорск, 2011. – С. 92-95.
4. Шелковникова Н.В. Научно-исследовательская работа студентов на младших курсах аграрных вузов как фактор развития внутренней учебной мотивации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2009. – № 4. – С. 52-54.
5. Щербакова Л.И., Зяблицева Н.С., Белоусова А.Л. Опыт реализации ФГОС третьего поколения на кафедре неорганической химии при подготовке специалистов в области фармации // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - URL: http://www.science-education.ru/111-10306 (дата обращения: 10.10.2013).
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов высшего профессионального образования обязательной частью подготовки специалистов является научно-исследовательская работа студентов. Привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности уже на младших курсах позволяет развивать их творческие способности, умения эффективно решать возникающие теоретические и практические проблемы, стремление к получению углубленных знаний по изучаемым дисциплинам, формирует аналитические навыки и коммуникативные качества, помогает приобретать уверенность в своих возможностях.

Традиционно научно-исследовательскую работу студентов подразделяют на два вида:

  • включенную в учебный процесс и поэтому  проводимую в учебное время;
  • выполняемую студентами во внеучебное время.

В многолетней практике работы кафедры неорганической химии Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала ГБОУ ВПО «ВолгГМУ» Минздрава России (ПМФИ) накоплен достаточно большой опыт организации научно-исследовательской работы студентов-первокурсников. Целями развития системы научно-исследовательской работы студентов и поиска новых эффективных форм ее реализации профессорско-преподавательский состав кафедры неорганической химии ПМФИ считает осуществление принципа единства обучения и научного творчества студентов, реализацию их творческих способностей, стимулирование самостоятельности и инициативности,  выявление одаренных студентов для продолжения научно-исследовательской деятельности на старших курсах и в перспективе возможного обучения в аспирантуре.

Одной из форм научно-исследовательской работы студентов, осуществляемой в учебное время, является выполнение студентами учебно-исследовательских работ. Более 50% лабораторных и практических занятий на кафедре неорганической химии ПМФИ проводятся в форме учебно-исследовательских работ студентов (УИРС) или с элементами УИРС по индивидуальным заданиям под руководством преподавателя. Основной задачей выполнения таких работ является формирование у студентов способности самостоятельно обосновывать предполагаемые результаты опытов, умения экспериментально их подтверждать и формулировать обобщающие выводы [5]. В рамках выполнения УИРС у студентов-первокурсников закладываются начальные навыки выполнения экспериментальных научных работ, а также в наибольшей степени реализуется уровень усвоения учебного материала [3].

Система организации научно-исследовательской работы студентов в вузе должна обеспечивать непрерывное участие студентов в научной работе в течение всех лет обучения. При этом следует учитывать, что уровень сложности выполняемых студентами работ должен возрастать постепенно, от курса к курсу [1]. Для студентов I курса возможности участия в экспериментальной научно-исследовательской работе ограничены отсутствием практических навыков, поэтому на данном этапе более актуальным является освоение студентами различных средств и систем научно-технической информации, навыков работы с литературой, поиска литературных источников, обучение основам самостоятельной работы, развитие нестандартного мышления и пр. Поэтому научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, реализуется путём их участия в подготовке научных рефератов на заданные темы, в работе студенческого научного общества (СНО), в студенческих научных конференциях и олимпиаде по химии, проводимых кафедрой в течение учебного года. Основная деятельность студентов I курса в рамках работы СНО заключается в подготовке и обсуждении докладов и рефератов по заданным темам общей, неорганической и бионеорганической химии. На заседаниях кружка СНО заслушиваются проблемные доклады и реферативные работы студентов, лучшие из которых представляются на ежегодные студенческие конференции ПМФИ. Студенты-первокурсники также активно участвуют в подготовке и проведении кафедрой неорганической химии уже ставших традиционными «Менделеевских чтений» и студенческих конференций по различным тематикам: «Знаменательные даты выдающихся химиков», «Знаменательные даты великих открытий», «Химия и нанотехнологии», «Биосистемы и металлы-токсиканты». В рамках подготовки к конференциям проводится конкурс на лучший устный доклад, лучшие презентации и стенгазеты по заданным темам. В процессе подготовки таких работ студенты делают первые шаги к самостоятельной научной деятельности. Они приобретают навыки поиска литературных источников, учатся работать с научной литературой, критически отбирать и анализировать необходимую информацию. Все работы студенты выполняют в тесной взаимосвязи и под руководством преподавателей учебных групп.  Победители конкурса докладов выступают на конференции, приобретая уже на I курсе опыт устного выступления перед большой аудиторией, минимальная численность которой составляет 100 человек. Призовые презентации и стенгазеты также демонстрируются на конференциях. Победители награждаются почетными грамотами. С целью большего привлечения студентов к непосредственному участию и максимальной концентрации внимания слушателей каждая конференция традиционно завершается письменным тестированием по соответствующей теме. А для повышения мотивации студентов все формы участия поощряются дополнительными баллами рейтинга [2].

В курсе изучения вариативной части дисциплины «Основы бионеорганической химии» практикуются краткие выступления студентов в учебных группах в форме устных сообщений (мини-докладов) по актуальным вопросам темы текущего практического занятия. Данная форма работы ориентирована на осознанную деятельность студентов, позволяет расширять их кругозор, а также удачно дополняет материал занятия. 

В арсенале кафедры неорганической химии ПМФИ присутствует еще одна эффективная форма самостоятельной творческой работы студентов во внеучебное время - это система занятий по индивидуальному плану, в соответствии с которой студенты, обучающиеся по специальности «Фармация» и имеющие достаточно высокий уровень подготовки, во втором семестре выполняют под контролем преподавателей ряд письменных заданий с элементами проблемности, требующих не только знаний, но и логического мышления, умения анализировать информацию и аргументировать свой ответ. В результате у студентов развиваются навыки поиска и анализа информации, проявляются элементы критического мышления, формируется познавательная самостоятельность.

Итоговым мероприятием состязательного характера в организации научно-исследовательской работы на кафедре неорганической химии является олимпиада  по химии, которая проводится для студентов-первокурсников в конце учебного года.

Профессорско-преподавательский состав кафедры неорганической химии ПМФИ поддерживает существующее мнение, что внеучебная форма научно-исследовательской работы является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов-первокурсников. При участии студентов именно в этой форме работы наиболее ярко выражены внутренние мотивы научно-исследовательской деятельности,  которыми являются интерес к процессу обучения и к способам деятельности, желание получить как можно больше знаний, интерес к содержанию учебного материала, стремление к систематизации знаний, интерес к самостоятельному выполнению работы, стремление к преодолению трудностей, стремление получить удовольствие от интеллектуальной исследовательской работы  [4].

Возрастающее значение научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе актуализирует задачи поиска и внедрения новых эффективных форм ее организации, решение которых непрерывно осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедры неорганической химии ПМФИ.

Рецензенты:

Говердовская Е.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Пятигорского медико-фармацевтического  института - филиала  ГБОУ  ВПО «ВолгГМУ»  Минздрава  России, заместитель директора по последипломному и дополнительному образованию, г. Пятигорск;

Компанцев В.А., д.фарм.н., профессор кафедры неорганической химии Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала ГБОУ ВПО «ВолгГМУ» Минздрава России, г. Пятигорск.


Библиографическая ссылка

Зяблицева Н.С., Щербакова Л.И., Белоусова А.Л. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ ПЯТИГОРСКОГО МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18120 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674