Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ФГОС ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 080101 «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ

Цекатунова Л.Б. 1
1 Волгоградский филиал АЧОУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА»
Формирование правовой культуры студентов, обучающихся по специальности 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность», является крайне актуальной проблемой, так именно данная целевая группа в ближайшем обозримом будущем потенциально призвана обеспечивать соблюдение законности в российской экономике, ее устойчивый рост, и, следовательно, устойчивое развитие общества в целом. В вузовской практике, как доказывает автор, наиболее эффективный подход к решению указанной проблемы – использование дисциплин регионального компонента ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 080101 «Экономическая безопасность». В работе использовались следующие методы: качественный анализ научной литературы и нормативно-правовых документов, функциональный и компаративный анализ, социальное моделирование. Выводы и практические рекомендации, полученные по результатам исследования, вследствие наличия у концепции признака научной универсальности, могут использоваться различными вузами Российской Федерации.
правовое сознание
студенты
экономическая безопасность
высшее учебное заведение
федеральный государственный образовательный стандарт
1. Александрова Н.М., Ламанова Л.А. Вариативная часть образовательных программ как средство для оптимизации художественного и педагогического рынка труда // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 3. – С. 46-49.
2. Володарская А.А., Станулевич О.Е. Определение специфики и целей использования вариативной части основных профессиональных образовательных программ // Научные исследования в образовании. – 2011. – № 6. – С. 3-8.
3. Коломок О.И., Крапивенский А.С. Проблемы информационной безопасности в процессе формирования этнокультурной компетентности студентов высшего учебного заведения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 4-2. – С. 139-142.
4. Романкевич А.В. Системный анализ структуры правового сознания студента в педагогической литературе // Молодой ученый. – 2013. – № 7. – С. 421-425.
5. Kolomok O.I., Krapivensky A.S. Pedagogical and sociological aspects of Youth volunteering // World Applied Sciences Journal. – 2013. – Т. 23. – №. 10. – С. 1330-1333.
Трудно переоценить роль высшей школы в формировании правового сознания поколения, которому в самое ближайшее время предстоит составлять ядро активной части российского общества. В особенности это касается формирования правового сознания будущих специалистов в области экономической безопасности, так как именно на них скоро ляжет ответственность за развитие российской экономики в рамках правового поля, конкурентоспособности российского рынка, и, в конечном счете, стабильного поступательного развития российского общества.

Среди многочисленных инструментов формирования правового сознания студентов обучающихся по специальности 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность», особое внимание следует обратить на возможности регионального (вариативного) компонента ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 080101 «Экономическая безопасность». Этот тезис, помимо научного обоснования, представленного в настоящей статье, подтверждается данными, полученными в ходе опытно-экспериментальной работы (ОЭР), проведенной в Волгоградском филиале Московского финансово-юридического университета МФЮА в течение 2012-2015 годов.

Вышесказанное наглядно демонстрирует актуальность проблематики проведенного исследования.

Цель исследования: провести системный и структурно-функциональный анализ, а также раскрыть потенциальные возможности использования регионального компонента ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 080101 «Экономическая безопасность» в формировании правового сознания студентов; представить практические рекомендации по использованию регионального (вариативного) компонента ФГОС ВПО в процессе формирования правового сознания студентов,  обучающихся по специальности 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность», в вузах Российской Федерации.

Материал и методы исследования

В качестве эмпирического материала для проведения работы послужили действующие нормативно-правовые акты и научные источники; педагогические и социологические исследования, касающиеся исследуемой проблематики, включая исследования, проведенные в ходе ОЭР релевантной проблематики в 2012-2015 годах в Волгоградском филиале Московского финансово-юридического университета МФЮА.

В работе использовались следующие научные методы: - системный анализ; - структурно-функциональный анализ; - сопоставительный (компаративный) анализ; - социальное моделирование; - качественный анализ действующих нормативно-правовых актов и научной литературы; - вторичный анализ данных социологических и педагогических исследований.

Результаты исследования и их обсуждение

Эффективная модель формирования правового сознания студентов, обучающихся по специальности 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность», должна проектироваться, базируясь на использовании системного, личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного и аксиологического подходов, а также предусматривать применение различных методов вовлечения студентов в педагогический процесс [5] и обеспечение в его ходе соответствующего уровня информационной безопасности с учетом квалификации и компетентности задействованного педагогического состава [3].

В значительной степени она должна быть ориентирована на привитие студентам потребности в постоянном совершенствовании имеющихся правовых знаний, что делает процесс развития правового сознания необратимым.

Отметим, что при проведении данного исследования мы исходили из того, что правовое сознание является «составляющим элементом мегасистемы качеств личности. В эту систему входят самосознание, мораль, социальное развитие, культура личности» [4, с. 421].

Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 080101 «Экономическая безопасность» (квалификация «специалист»), каждый учебный цикл основной образовательной программы (ООП) имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом.

Применительно к рассматриваемой нами проблеме формирования правового сознания студентов, обучающихся по специальности 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность», наиболее перспективным, в рамках получения ими профессионального образования, представляется использование регионального компонента соответствующего ФГОС ВПО.

Этот факт объясняется отнесением ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 080101 «Экономическая безопасность» к компетенции вуза определения конкретных видов профессиональной деятельности (расчетно-экономической, проектно-экономической; правоохранительной; контрольно-ревизионной; информационно-аналитической; экспертно-консультационной; организационно-управленческой; научно-исследовательской; педагогической), к которым в основном готовится будущий специалист. При этом формирование правового сознания студентов, обучающихся по специальности 38.05.01 (080101.65), достигается в ходе овладения ими соответствующими, обозначенными в ФГОС ВПО компетенциями (общекультурными, профессиональными, профессионально-специализированными).

Вариативная часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин или модулей и дисциплин специализаций, она «формируется участниками образовательного процесса» [2, с. 4].

Как отмечают исследователи, «для учета перспективе развития профессий, их социально-экономического и психолого-педагогического статуса, огромное значение имеет правильное и эффективное распределение вариативной части при реализации профессиональных образовательных программ» [1, с. 46].

Поэтому вариативная часть учебных циклов (так называемый национально-региональный компонент государственного стандарта образования) является наиболее удобной базой для формирования правового сознания студентов - будущих специалистов в области экономической безопасности.

Рассмотрим данную ситуацию на примере гуманитарного и социального, математического и естественнонаучного, а также профессионального циклов ООП 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность», реализуемой в Волгоградском филиале Московского финансово-юридического университета МФЮА с точки зрения соответствия дисциплин, входящих в вариативную часть ООП, указанным в ФГОС компетенциям, формируемым в процессе изучения данных предметов и одновременно являющихся базой для формирования при их изучении правового сознания студентов.

Согласно рассматриваемому нами ФГОС, выпускник должен обладать следующими компетенциями, в первую очередь используемыми при формировании у него правового сознания:

- общекультурными (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-7);

- профессиональными (ПК-3, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПК-22, ПК-23, ПК-40, ПК-41, ПК-42).

В вариативную часть гуманитарного и социального цикла ООП 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность» входят «Психология», «Правоведение», а также дисциплины на выбор: «Логика» / «Исторический опыт борьбы с контрабандой», «Социология» / «Русский язык и культура речи».

Изучение дисциплины вариативной части «Психология» должно способствовать формированию у студентов следующих компетенций, в свою очередь влияющих на формирование правового сознания: - способности действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1); способности к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7); - способности осуществлять расследование экономических преступлений в форме дознания (ПК-16).

Изучение присутствующей в вариативной части гуманитарного и социального цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 080101 «Экономическая безопасность» дисциплины «Правоведение» должно способствовать овладению студентами следующих компетенций, влияющих на формирование правового сознания: - способности действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1); - способности осуществлять расследование экономических преступлений в форме дознания (ПК-16).

Изучение дисциплин на выбор из пары «Логика» / «Исторический опыт борьбы с контрабандой» вариативной части гуманитарного и социального цикла: - способности действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1); - способности осуществлять расследование экономических преступлений в форме дознания (ПК-16).

Изучение дисциплин на выбор из пары «Социология» / «Русский язык и культура речи» вариативной части гуманитарного и социального цикла: - способность понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5).

В вариативную часть математического и естественнонаучного цикла ООП 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность» входят дисциплины «Информатика», «Концепции современного естествознания», а также на выбор - «Современные средства ЭВМ и телекоммуникаций» / «Правовые информационные системы».

Изучение всех вышеперечисленных дисциплин вариативной части математического и естественнонаучного цикла ООП 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность» должно способствовать овладению студентами следующей компетенции, влияющей на формирование правового сознания: - способности соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-23).

В вариативную часть профессионального цикла ООП 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность» входят дисциплины «Бухгалтерская финансовая отчетность», «Анализ финансовой отчетности», «Банковское дело», «Инновационный менеджмент», «Основы ВЭД», «Правовое обеспечение экономики», «Несостоятельность (банкротство)», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия», «Прокурорский надзор», «Ценообразование», а также дисциплины на выбор «Налоговый учет и отчетность» / «Аудит налогообложения», «Право интеллектуальной собственности» / «Нотариат», «Арбитражный процесс» / «Корпоративное право», «Международные стандарты учета и финансовой отчетности» / «Налогообложение некоммерческих организаций».

Совокупность дисциплин вариативной части профессионального цикла ООП 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность», включая дисциплины по выбору, должно способствовать овладению студентами следующей компетенции, влияющей на формирование правового сознания: - способности действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1); - способности на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-3); - способности выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-7); - способности уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-8); - способности выявлять и использовать взаимосвязь и взаимозависимость экономических и правовых явлений в профессиональной деятельности (ПК-9); - способности юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства, создающие угрозы экономической безопасности, применять познания в области материального и процессуального права (ПК-10); - способности обеспечивать экономико-правовую защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ПК-11); - способности осуществлять мероприятия, направленные на профилактику, предупреждение преступлений и иных правонарушений, на основе использования закономерностей экономической преступности и методов ее предупреждения; выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению преступлений (ПК-13); - способности реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, анализировать и оценивать ее, эффективно использовать в интересах выявления рисков и угроз экономической безопасности, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений в сфере экономики (ПК-14); - способность выявлять, документировать, пресекать и раскрывать преступления и иные правонарушения в сфере экономики (ПК-15).

Итак, вся совокупность дисциплин вариативной части ООП 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность» охватывает следующие компетенции из интересующего нас списка (в первую очередь используемые при формировании у студентов правового сознания): общекультурные (ОК-1, ОК-5, ОК-7) и профессиональные (ПК-3, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-23). Как видим, из выделенных нами ранее 6 приоритетных общекультурных компетенций вариативной части, «отвечающих» за формирование правового сознания студентов, вариативная часть ФГОС ВПО оперирует 3 (50 % от списка), а из 20 приоритетных профессиональных компетенций - 11 (55 %). Следовательно, можно сделать вывод о том, что вариативная часть ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 080101 «Экономическая безопасность» в целом способна формировать у студентов более половины компетенций (53,85 %), в свою очередь приоритетно (относительно прочих компетенций) влияющих на формирование правового сознания. 

Выводы

  1. Эффективная модель формирования правового сознания студентов, обучающихся по специальности 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность», должна быть ориентирована на привитие студентам потребности в постоянном совершенствовании имеющихся правовых знаний, что делает процесс развития правового сознания необратимым.
  2. Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 080101 «Экономическая безопасность», выпускник должен обладать следующими компетенциями, в первую очередь используемыми при формировании у него правового сознания: общекультурными (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-7) и профессиональными (ПК-3, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПК-22, ПК-23, ПК-40, ПК-41, ПК-42).
  3. Вариативная часть ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 080101 «Экономическая безопасность» в целом способна формировать у студентов более половины компетенций (53,85 %), в свою очередь приоритетно (относительно прочих компетенций) влияющих на формирование правового сознания.
  4. Выводы и практические рекомендации, полученные по результатам исследования, вследствие наличия у концепции признака научной универсальности, могут использоваться различными вузами Российской Федерации при обучении по специальности 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность».

Рецензенты:

Зубарев Ю.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой спортивного менеджмента и экономики ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград;

Вершинин М.А., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Цекатунова Л.Б. ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ФГОС ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 080101 «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18024 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674