Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАЛОГО АГРАРНОГО БИЗНЕСА НА БАЗЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ

Палаткин И.В. 1 Афанасьева М.С. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный технологический университет»
Проблема отсутствия эффективной системы сельскохозяйственного консультирования затрудняет функционирование и развитие малых форм хозяйствования в сельских территориях субъектов Российской Федерации. В связи с этим актуальным является организация новых форм взаимодействия производителей сельскохозяйственной продукции и сельского населения в сфере информационного обеспечения, в качестве которой предлагается сеть обслуживающих информационно-консультационных кооперативов интегрированных с региональными и муниципальными бизнес-инкубаторами. В статье представлена модель информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса, описаны условия, в которых модель будет функционировать, элементы модели и их функции. Разработка модели проводится по данным Пензенской области в связи с наличием разветвленной структуры региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов и большого числа малых форм хозяйствования в сельской местности.
область
район
бизнес-инкубатор
функция
элемент
модель
информационно-консультационный потребительский кооператив
1. 1. Афанасьева М.С. Организация областной сети информационно-консультационных обслуживающих кооперативов // Интернет-журнал «Науковедение». – 2013. – Выпуск 6. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/16EPZ613.pdf (дата обращения: 01.02.15).
2. Инвестиционная инфраструктура / Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области. 15.09.14. URL: http://mirp.pnzreg.ru/page/51268/(дата обращения: 01.02.15).
3. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства / Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов. URL: http://biznes-penza.ru/content/entrepreneur/ (дата обращения: 01.02.15).
4. Палаткин И.В., Кудрявцев А.А. Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне / монография под общей редакцией И.В. Палаткина, А.А. Кудрявцева - Пенза,- 2011.
5. Паспорт Пензенской области / Официальный портал правительства Пензенской области. URL: http://www.penza.ru/economic/external_links/Pasport_Penzenskoy_oblasti (дата обращения: 01.02.15).

Современная система сельскохозяйственного консультирования в РФ предполагает совокупность центров консультирования, созданных на федеральном, региональном и областном уровнях и предназначенных для решения задач по оказанию информационно-консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению [1]. Проведенное нами исследование показало, что система сельскохозяйственного консультирования в регионах РФ не реализована и не обеспечивает информационными услугами весь сектор малых форм хозяйствования сельских территорий. Так, анкетное обследование представителей малого аграрного бизнеса на территории Пензенской области позволило определить, что только 35% респондентов полностью информированы о деятельности организаций, которые занимаются поддержкой малого бизнеса; 62% сталкиваются с проблемами ведения бухгалтерского учета, подготовки и предоставления в налоговые органы и государственные фонды отчетной документации [4]. Кроме того, для мелких сельхозтоваропроизводителей остается не решенной проблема сбыта произведенной продукции, участники опроса отмечают отсутствие доступной информации о конъюнктуре рынка, ценах на сельскохозяйственную продукцию и формах ее реализации. Решение перечисленных проблем требует организации новых форм эффективного взаимодействия сельхозтоваропроизводителей и сельского населения в сфере информационного обеспечения. Одним из актуальных направлений в данном вопросе является создание сети обслуживающих информационно-консультационных кооперативов интегрированных с региональными и муниципальными бизнес-инкубаторами. Так как использование материально-технической базы бизнес-инкубаторов существенно снижает инвестиции на создание консультационной службы, а кооперативная форма не регламентируется требованиями ВТО, что, несомненно, является важным. Кроме того, для Пензенской области перспективность данного предложения определяется наличием разветвленной сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, большой численностью малых форм хозяйствования в сельской местности, действующих в условиях отсутствия эффективной структуры их информационно-консультационного обслуживания, что подтверждается проведенными ранее исследованиями.

Разработка модели информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса на базе региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов предполагает определение условий создания модели, элементов модели, их функций, границ их ответственности в рамках модели, видов и интенсивности информационных потоков. Рассмотрим все составляющие модели на примере Пензенской области.

Исходными условиями для разработки модели информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса является общая характеристика Пензенской области. В ее состав входит 328 муниципальных образований, включая: 3 городских округа, 27 муниципальных районов, 295 поселений, в т.ч. 24 городских поселения и 271 сельское поселение [5]. Территория региона занимает 43,4 тыс. кв.км., в том числе сельскохозяйственные угодья – 70,9%, леса – 22,2%, водные ресурсы – 0,3%.

В соответствии с природно-климатическими факторами в области преобладают следующие отрасли сельского хозяйства: производство зерна, подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля и овощей, мяса крупного рогатого скота, свиней и птицы на убой, молока, яиц.

Численность населения по предварительной оценке на 01.01.2015 г. составляет 1356 тыс. человек, в том числе сельское население – 432 тыс. человек (32 %), из которых 59% в трудоспособном возрасте.

Районы с низкой плотностью (менее 10 жителей на кв. км) отсутствуют, но больше половины муниципальных образований относятся к категории с пониженной плотностью населения (10-15 чел. на кв. км). При этом наиболее населенными являются районы, имеющие крупные административные центры: Каменский (60,7 тыс. жителей), Пензенский (52,5 тыс. жителей), Городищенский (51,6 тыс. жителей), что говорит о концентрации сельских жителей вокруг городов. В зависимости от заселенности территории в районах варьируется количество личных подсобных хозяйств – от 5 до 20 тысяч, а также крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП, занимающихся сельскохозяйственным производством – от 25 до 200. При этом в значительном количестве сельских населенных пунктов крупное аграрное производство отсутствует, сельскохозяйственные организации и предприятия перестали функционировать, а жители не могут трудоустроиться и соответственно не имеют необходимых доходов. Многие вынуждены развивать собственное подсобное хозяйство, организуют крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы. В данных условиях развитие сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов на территории Пензенской области показывает положительную динамику (рисунок 1). По результатам обследования, только 12% из них занимается оказанием консультационных и информационных услуг.

Рисунок 1 – Динамика численности сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Пензенской области

Пензенская область имеет разветвленную структуру бизнес-инкубаторов, в которую по данным Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области входит 35 бизнес-инкубаторов: из них 29 находится в районах области, 6 – в городе Пенза. Районные бизнес-инкубаторы представляют как офисные помещения для резидентов, так и производственные площади (бизнес-инкубаторы офисно-производственного типа). В среднем на один районный бизнес-инкубатор офисного типа приходится 95,5 кв.м, офисно-производственного типа – 1208, 6 кв.м. Рабочие места в районных бизнес-инкубаторах арендованы на 65% [2], то есть возможно размещение на их территории элементов модели информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса. Кроме того, бизнес-инкубаторами обеспечены все районы области.

Элементы модели информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса на примере Пензенской области представлены на рисунке 2. Информационно-консультационный потребительский кооператив является разновидностью обслуживающего кооператива, что при сочетании достоинств некоммерческой организации и добровольного объединения сельхозтоваропроизводителей для ведения совместной деятельности на кооперативных принципах позволит обеспечить высокий уровень информационного, бухгалтерского и юридического обслуживания его членов при снижении транзакционных издержек.

Рисунок 2 – Схема информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса

На уровне областного центра необходима организация кооператива второго уровня, членами которого будут 27 районных информационно-консультационных потребительских кооператива. Размещение элементов модели, как уже говорилось, будет целесообразно на базе районных и муниципальных бизнес-инкубаторов.

Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства включает в себя функционирующие на территории Пензы и Пензенской области органы власти, налоговые органы, ревизионный союз, общественные организации, кредитные организации, научно-исследовательские институты, венчурные фонды, центры трансфера технологий, ВУЗы [3].

Назначение каждого элемента модели информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса определяется его функциями. В функции районного информационно-консультационного потребительского кооператива входит следующая работа с членами кооператива:

  • консультационное обслуживание;
  • услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета;
  • подготовка юридических и экономических документов;
  • подготовка кредитных проектов и документов для участия в программах государственной поддержки;
  • проведение семинаров с привлечением региональных специалистов, взаимодействие с ревизионными союзами и государственными органами, помощь в поиске покупателей продукции, посредников, поставщиков.

Сельхозтоваропроизводители, которые являются членами кооператива, регулярно передают в кооператив первичную документацию, запросы на различные виды консультаций и подготовку комплектов документов.

Районный информационно-консультационный кооператив в процессе взаимодействия с кооперативом второго уровня предоставляет ему статистическую информацию для проведения исследований, выполненные заказы для проверки корректности, а так же формирует информационные запросы по вопросам деятельности кооператива или его членов.

В функции областного информационно-консультационного потребительского кооператива входит оценка и доработка выполненных районным информационно-консультационным потребительским кооперативом заказов, формирование методической базы (учебные планы, методические рекомендации, информационно-справочные брошюры), обучение и повышение квалификации сотрудников районных кооперативов (в том числе с выездом специалистов в район).

При успешном функционировании модели информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса возможно расширение деятельности в первую очередь информационно-консультационного потребительского кооператива на областном уровне. В качестве расширенных функций может выступать организация маркетинга и формирование бренда членов кооператива, усиление сбытовой деятельности продукции малых форм хозяйствования на основе современных информационных технологий, внедрение технологий органического сельского хозяйства и т.п.

Таким образом, решение проблемы информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования в сельских территориях на кооперативной основе на базе региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов позволит обеспечить высокий уровень информационного, организационного, бухгалтерского, экономического и юридического обслуживания малых форм хозяйствования при снижении трансакционных издержек, а так же помощь в принятие решений и оказание услуг технологического консультирования, что даст им возможность наилучшим способом достичь поставленных целей деятельности благодаря кооперативным принципам.

Рецензенты:

Юняева Р.Р., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики и финансов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет», г. Пенза;

Барышников Н.Г., д.э.н., профессор, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия», г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Палаткин И.В., Афанасьева М.С. МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАЛОГО АГРАРНОГО БИЗНЕСА НА БАЗЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17954 (дата обращения: 08.03.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074