Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Асмаловская О.А. 1
1 ГОУ ВПО «Тульский государственный университет им. Л.Н. Толстого»
Важным условием эффективной реализации психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками речи выступает многоаспектное взаимодействие специалистов (психолога, логопеда, педагога и др.) в едином образовательном пространстве (Т.Н. Волковская, Е.А. Екжанова и др.). Несомненно, высоких результатов можно добиться только в команде единомышленников, где четко и грамотно распределены роли и функциональные обязанности, где реализуется нужный алгоритм действий и правильно расставлены коррекционные акценты. Многие авторы (М.И. Лукьянова, В.А. Маликова, В.М. Минияров, Т.И. Чиркова и др.) утверждают, что в сложившейся практике профессиональных взаимоотношений методологические основы такого взаимодействия не разработаны или освещены фрагментарно, и культура такого взаимодействия находится пока на низком уровне. Данный факт определяет актуальность темы исследования. В ходе реализации формирующего этапа эксперимента нами была поставлена цель: разработать и апробировать авторскую «Программу подготовки специалистов системы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР к профессиональному взаимодействию», которая включала в себя ряд мероприятий: 1. Самостоятельная работа с научной литературой по проблемам нарушенного развития, выполнение практических заданий. 2. Лабораторно-практические занятия, проводимые в дискуссионной проблемной форме. 3. Специально организованные тренинги (деловые игры), которые представляют собой моделирование специалистами адекватных способов поведения в процессе решения проблемных задач и анализа конфликтных рабочих ситуаций. Все педагоги, прошедшие обучение по «Программе подготовки специалистов системы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР к профессиональному взаимодействию», утверждают, что знания и практические навыки, полученные в ходе ее освоения, позволяют сократить сроки коррекционной работы и повышают ее эффективность. Все вышесказанное свидетельствует о целесообразности реализации данной авторской программы.
система психолого-педагогического сопровождения дошкольников с общим недоразвитием речи
интеграция профессиональное сотрудничество
профессиональное взаимодействие
1. Волковская Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова // Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М. : Книголюб, 2007. - 102 с.
2. Волковская Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи : учебно-методическое пособие. - М. : Национальный книжный центр, 2011. – 144 с.
3. Волковская Т.Н. Актуальные вопросы теории логопсихологии // Известия Южного федерального университета. - 2010. - № 1. - С. 150-159.
4. Волковская Т.Н. Научно-исторический генезис теоретических основ логопсихологии // Известия Южного федерального университета. – 2010. - № 2. - С. 223-239.
5. Кочнева Е.М. Психологические условия профессионального взаимодействия практического психолога и педагога в едином образовательном пространстве : дис. … канд. псх. наук. – Н. Новгород, 2004. – 178 с.
В настоящее время дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют наибольшую численность среди детей с отклонениями в здоровье. До недавнего времени коррекционная работа с такими детьми, с научной и практической точки зрения, осуществлялась средствами логопедии и опиралась на базовые разработки в области преодоления речевых отклонений (Е.Ф. Архипова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Г.А. Каше,. Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, О.С. Орлова, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).

Как показывает практика, с каждым годом нарушения речи утяжеляются и носят все более сложный и полиморфный характер. Наряду с отставанием в речевом развитии, у таких детей наблюдаются различные психологические наслоения: отклонения в психическом, эмоционально-волевом и социальном развитии. Специалистами отмечается, что компенсация развития таких детей невозможна только средствами логопедии, т.к. им требуется комплексное психолого-педагогическое сопровождение, основанное на интегративном участии разных специалистов[1-4].

Важным условием эффективной реализации психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками речи выступает многоаспектное взаимодействие специалистов (психолога, логопеда, педагога и др.) в едином образовательном пространстве (Т.Н. Волковская, Е.А. Екжанова и др.). При таком подходе возрастает число участников, включенных в процесс психокоррекционного воздействия на ребенка, что способствует сокращению сроков коррекционной работы, а также существенно расширяет сферы коррекционного воздействия. Несомненно, высоких результатов можно добиться только в команде единомышленников, где четко и грамотно распределены роли и функциональные обязанности, где реализуется нужный алгоритм действий и правильно расставлены коррекционные акценты.

Многие авторы (М.И. Лукьянова, В.А. Маликова, В.М. Минияров, Т.И. Чиркова и др.) утверждают, что в сложившейся практике профессиональных взаимоотношений методологические основы такого взаимодействия не разработаны или освещены фрагментарно, и культура такого взаимодействия находится пока на низком уровне.

Данный факт определяет актуальность темы исследования.

В эксперименте были задействованы 367 участников, среди которых 83 педагога-психолога (далее - психолога), 124 учителя-логопеда (далее - логопеда), 160 воспитателей г. Тулы и Тульской области. Работа проводилась на курсах повышения квалификации при ТГПУ им. Л.Н. Толстого, на городских методических объединениях психологов, логопедов и воспитателей г. Тулы, на тематических районных и городских семинарах.

На предварительном этапе эксперимента нами был реализована диагностическая программа, направленная на выявление актуального уровня потребностей специалистов в профессиональном взаимодействии в процессе психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР. Основным методом исследования выступил мониторинг, состоящий из опросников и анкет. В основу диагностической программы легли методические подходы, разработанные Е.М. Кочневой (2003) [5], и модифицированные нами с учетом специфики поставленных задач.

Данные, полученные в ходе эксперимента, были проанализированы методами оценки статистической достоверности между сравниваемыми показателями t-критерием Стьюдента. Для оценки достоверности различий между процентными долями мы использовали F-критерий Фишера. Анализ результатов диагностики позволил сделать следующие выводы.

  1. Большинство педагогов, участвующих в эксперименте, имеют негативный опыт сотрудничества со смежными специалистами, что влечет за собой низкую мотивацию к взаимодействию.
  2. В ходе коррекционной работы специалисты взаимодействуют недостаточно, но имеют в этом высокую потребность.
  3. Все специалисты испытывают определенные трудности в работе, которые решаемы только при интегративном сотрудничестве.
  4. Воспитатели мало включены в коррекционный процесс и слабо ориентируются в его задачах.

В ходе реализации формирующего этапа эксперимента нами была поставлена цель:

разработать и апробировать авторскую «Программу подготовки специалистов системы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР к профессиональному взаимодействию», которая включала в себя ряд мероприятий.

  1. Самостоятельная работа с научной литературой по проблемам нарушенного развития, выполнение практических заданий.
  2. Лабораторно-практические занятия, проводимые в дискуссионной проблемной форме.
  3. Специально организованные тренинги (деловые игры), которые представляют собой моделирование специалистами адекватных способов поведения в процессе решения проблемных задач и анализа конфликтных рабочих ситуаций.

Краткое содержание программы представлено в таблице 1.

Таблица 1

Программа подготовки специалистов к взаимодействию в ходе психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР

Вид заданий

Содержание деятельности

Количество

часов

Теоретические занятия

Лекции.

10

Специальные лабораторно-практические задания для контроля теоретических знаний

Составление портфолио игр, методик, наглядного материала для проведения диагностической, коррекционной и просветительско-профилактической работы с дошкольниками с ОНР, их семьями и близким окружением

8

Комплекс деловых игр

Практическое применение теоретических знаний и практических навыков при взаимодействии специалистов в реализации диагностического, коррекционного и консультативно-профилактического модулей коррекционной работы

18

Самостоятельная работа

Изучение научной, психолого-педагогической и методической литературы

36

 

Всего

 

72

В целях повышения уровня теоретической подготовки специалистов нами был разработан курс лекционных занятий, содержание которого представлено в таблице 2.

Таблица 2

Тематика и содержание лекционных занятий

Тема

Содержание

Кол-во часов

Общая характеристика речи и речевых нарушений

Анатомо-физиологические механизмы речи. Основные закономерности развития речи в онтогенезе. Взаимосвязь развития речи и других психических процессов. Определение понятия «нарушения речи». Причины речевых нарушений. Классификации речевых нарушений

2

Особенности речевого развития детей с ОНР

Общее недоразвитие речи. Определение. Характеристика уровней. Клиническая классификации ОНР (по Е.М. Мастюковой)

2

Особенности познавательной сферы детей с ОНР

Особенности формирования и развития восприятия у детей с ОНР. Приемы развития различных видов восприятия при речевой патологии. Особенности внимания у детей с ОНР. Внимание и приемы его развития у детей с системным нарушением речи.

Особенности мнестической деятельности при ОНР. Память, приемы развития памяти у детей с ОНР. Особенности процессов мышления и воображения у детей с ОНР и приемы и методы развития этих процессов

2

Психологические особенности детей с ОНР

Характеристика личности, эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений при системных нарушениях речи. Особенности коммуникативной сферы дошкольников с ОНР. Мероприятия, направленные на предупреждение социальной дезадаптации дошкольников с ОНР

2

Организационно-методические аспекты

психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР

Определение понятий «психологическая диагностика», «психологическая коррекция» и «психологическое консультирование» в системе психологического сопровождения дошкольников с ОНР. Цель и задачи психологического сопровождения дошкольников с ОНР, организационные аспекты. Дифференцированная характеристика содержания деятельности психолога, логопеда и воспитателя в ходе психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР. Формы взаимодействия специалистов

2

В ходе эксперимента была апробирована программа тренингов и лабораторно-практических занятий для психологов, логопедов и воспитателей, направленная на развитие навыков конструктивного сотрудничества при их профессиональном взаимодействии. Содержание программы представлено в таблице 3.

Таблица 3

Программа тренингов и лабораторно-практических занятий для психологов, логопедов и воспитателей

Название мероприятия

Вид занятия

Цель занятия

Кол-во часов

«Совместная организация и проведение диагностического обследования ребенка с ОНР»

Лабораторно-практическое занятие

Научить взаимодействовать специалистов в процессе подготовки и проведения диагностического обследования ребенка с ОНР

 

2

«Составление совместного психолого-педагогического заключения и разработка плана коррекционной работы с дошкольником с ОНР»

Лабораторно-практическое занятие

 

Научить взаимодействию специалистов в процессе вынесения совместного психолого-педагогического заключения, подготовить к отстаиванию своей точки зрения относительно разработки содержания плана коррекционной работы

 

2

«Проведение интегрированных занятий психолога, логопеда и воспитателя»

Лабораторно-практическое занятие

Сформировать навыки составления конспектов интегрированных занятий психолога, логопеда и воспитателя. Научить проводить занятия данного типа

 

 

2

«Проведение совместной консультативной работы»

Лабораторно-практическое занятие

Научить составлять совместные рекомендации для педагогов ДОУ, а также родителей и родственников дошкольника с ОНР

 

2

«Заседание ПМПк»

Деловая ролевая игра

Выработка навыков конструктивного профессионального взаимодействия, предупреждение конфликтных ситуаций, приход к единому мнению

 

4

«Конфликт в ДОУ»

Деловая игра

Развитие у специалистов способности анализировать конфликт и формирование навыков ведения деловой дискуссии по спорным вопросам

 

4

«Принятие нового специалиста в коллективе»

Деловая ролевая игра

Развитие навыков анализа конфликтных ситуаций типа «личность - группа» и формирование умений ими управлять

 

 

4

«Необычный ребенок»

Деловая ролевая игра

Развитие у специалистов навыков анализа конфликтных ситуаций и формирование умений принимать решения в нестандартных ситуациях

 

2

«Реформирование ДОУ»

Деловая игра

Развитие у специалистов навыков конструктивного поведения в период реформирования ОУ

 

4

После реализации «Программы подготовки специалистов к взаимодействию в ходе психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР» нами был проведен анализ результатов, позволяющий оценить эффективность проведенной экспериментальной работы.

На контрольном этапе эксперимента был проведен мониторинг, позволяющий проследить динамику состояния уровня компетентности и самооценки специалистов, а также наличие мотивации к сотрудничеству. Полученные данные прошли статистический анализ методом t-критерия Стьюдента, который показал, что все оцениваемые критерии до и после эксперимента и у психологов, и логопедов лежат в зоне статистической значимости. Со всей очевидностью можно утверждать, что повысились следующие показатели: самооценка своей профессиональной компетентности, степень доверия в совместной работе, мотивации к сотрудничеству. После проведенного эксперимента и логопеды, и психологи значительно выше оценивают свои способности самостоятельно составить план коррекционно-развивающей работы (логопеды - до М=8,12; после М=8,52; психологи - до - 6,48; после - 8,38), статистическая значимость, определяемая t-критерием Стьюдента, соответствует t=6.7; (p≤0.01) у логопедов и t=7,9 (p≤0.01) у психологов. Повысилась степень доверия в совместной работе логопедов к психологу (до М=8,06; после М=8,31) и у психологов к логопедам (до М =7,95, после М=8,7). Повысился уровень готовности обращения логопедов и психологов друг к другу при возникших трудностях в проведении коррекционной работы (логопеды - до М=7,95, после М=8,45; психологи - до М=7,84, после М=8,66).

После проведенной экспериментальной работы был проведен повторный мониторинг актуального состояния включенности воспитателей в процесс психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР. Анализ повторного анкетирования показал, что воспитатели, участвовавшие в эксперименте, повысили уровень своих дефектологических знаний, они хорошо ориентируются в коррекционных программах, по которым обучаются дошкольники с ОНР. Все воспитатели отмечали, что стали равноправными участниками коррекционного процесса и оказывают реальную помощь в реализации всех поставленных задач, а также они создают оптимальные условия для оказания помощи детям с недостатками речи и являются связующим звеном между специалистами и родителями.

Все педагоги, прошедшие обучение по «Программе подготовки специалистов системы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР к профессиональному взаимодействию», утверждают, что знания и практические навыки, полученные в ходе ее освоения, позволяют сократить сроки коррекционной работы и повышают ее эффективность.

Все вышесказанное свидетельствует о целесообразности реализации данной авторской программы.

Рецензенты:

Пазухина С.В., д.псх.н., доцент, профессор кафедры психологии и педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула;

Ежкова Н.С., д.п.н., доцент, профессор кафедры психологии и педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула.


Библиографическая ссылка

Асмаловская О.А. К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17877 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674