Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО И АКСИОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ

Котельникова Р.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ульяновский Государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
В данной статье представлен теоретический анализ процесса формирования толерантности школьников. В основу данного анализа положены идеи деятельностного и аксиолого-педагогического подходов в воспитании школьников. Обращение к ним позволяет рассматривать процесс формирования толерантности школьников как процесс толерантно ориентированного воспитания, целенаправленно осуществляемого учителем (классным руководителем) в школе. Выявление сущности процесса формирования толерантности школьников с позиции деятельностного подхода раскрывает его особенности как процесса, осуществляемого в сфере межличностного взаимодействия в системе «ученик-учитель» и «учитель-учитель» и определяет необходимость осуществления различных форм совместной деятельности учащихся и учителя в реализации данного процесса. В то же время, аксиолого-педагогический подход позволяет раскрыть аксиологическую основу воспитания толерантности школьников. Усвоение школьником ценностей, адекватных понятию «толерантность» и их дальнейшая трансляция в коллектив класса в процессе воспитания раскрывает его значение как субъекта процесса формирования толерантности. Данный анализ исследуемого процесса с позиции выделенных подходов позволит в дальнейшем выявить принципы и определить направления деятельности педагога по формированию толерантности.
аксиолого-педагогический подход
деятельностный подход
формирование толерантности школьников
толерантность
1. Бездухов В.П., Гончарова Е.Н. Опыт нравственного поведения школьников // Мир образования - образование в мире. - 2011. - № 4 (44). - С. 6-14.
2. Бездухов В.П., Жирнова Т.В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностика и формирование: монография. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 201с.–C.7.
3. Бондырева С.К. Феномен толерантности в системе межличностных отношений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. – М. : МПСИ; Воронеж: НПО «МОЖЭК», 2002. – С.9-20.
4. Бондырева С.В., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003. – 240 с.
5. Котельникова Р.А. Игровой проект "Узнаем друг друга" // Наука и школа. - 2012. - №3. - С. 136-139.
6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. - 320 с.
7. Лопухова Ю.В. Теоретические основы воспитания толерантности студента ВУЗа : монография. – М. : НОУ ВПО «МПСУ», 2012. – 197 с. – С. 95.
Анализ различных педагогических исследований позволил обозначить середину 2000-х годов как время начала изучения проблемы формирования толерантности школьников. В её контексте поднимались вопросы формирования толерантных отношений в пространстве общеобразовательной школы (Т.Ю. Артюхова, А. Гурьянов, А.Е. Дружинина, А.Ю. Калитова), выявления особенностей применения различных средств формирования толерантности школьников (И. Егорова, А. Коновалова, Р. Максудов, Н.А. Платонова и др.), анализа возможностей образовательных программ в деле профилактики и предотвращения агрессии в отношениях детей (Н.А. Коваленко, В.Н. Касаткин и др.). Изучением проблемы формирования толерантности подростков занимались С.К. Бондырева, Е.Г. Виноградова, В.Н. Касаткин, П.В. Степанов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, и др.

Обращая внимание на формирование толерантности школьников, мы изучаем данный процесс в аспекте педагогической науки, и рассматриваем его как процесс специально организованный учителем-классным руководителем в образовательном учреждении. Данный угол зрения на формирование толерантности школьника вызывает необходимость ответить на вопрос: можем ли мы рассматривать данный процесс как целенаправленный, специально организованный учителем педагогический процесс, связанный с воспитанием толерантности школьников?

Отвечая на данный вопрос, мы обращаемся к работам В.П. Бездухова, который акцентирует внимание на том, что деятельность учителя связана как с осуществлением формирования, так и с воспитанием. «Одной из <...> потребностей учителя, - отмечает автор, - <...> является потребность в формировании, воспитании такого учащегося, который становится способным к созиданию общества...»[2]. Иными словами, осуществляя воспитание (толерантности), учитель направляет свои усилия на формирование личности учащегося. Формируя личность учащегося через реализацию педагогической деятельности, учитель взаимодействует с обществом, поскольку от успешности педагогической деятельности зависит успешность формирования личности, а значит, и способность её (личности школьника) в дальнейшем «созидать общество». [2]. Автор отмечает, что «речь идет о формировании как процессе, осуществляемом в системе <...> "человек (создатель системы как субъект общества, выполняющий его заказ) - человек (учитель)..."» [1]. Именно в данной системе «человек-учитель» формирование «имеет точки соприкосновения с воспитанием». Эти «точки соприкосновения» вскрываются при осознании того, что формирование (толерантности) реализуется при взаимодействии объективных (внешних, не зависимых от человека) и субъективных факторов. Причем, воспитание, по мнению В.П. Бездухова - есть субъективный фактор, поскольку оно реализуется в субъект-субъектных отношениях, в системе «человек-человек». Иными словами, без воспитания невозможно формирование личности школьника, одним из аспектов которого является формирование толерантности [5]. Педагог школы, учитель, классный руководитель, стремясь формировать толерантность школьников, осуществляет воспитательный процесс. Соглашаясь с мнением В.П. Бездухова, мы подчеркиваем, что ведем речь о формировании как «оформлении достигнутого в определенный период обучения и воспитания <...> уровня личностного развития, уровня знаний, умений, опыта деятельности и системы отношений к миру, к людям и самому себе [1]. В контексте настоящего исследования важно отметить, что, ведя речь о формировании толерантности школьника, мы имеем в виду, что оно осуществляется в школе в процессе воспитания толерантности, который предполагает реализацию учителем определенных подходов и принципов воспитания, создание определенных условий и осуществление этапов толерантно ориентированной педагогической деятельности.

В то же время, необходимо обозначить, что осмысление процесса формирования толерантности школьников не может происходить без ориентации на идею о выявлении сущности изучаемого процесса как внутреннего процесса становления толерантности, связанного с формированием личностного образования, являющегося предпосылкой к развитию качества личности школьника - толерантности. Очевидно, что формирование толерантности как «оформление определенного уровня личностного развития» предполагает формирование предпосылок к развитию того или иного качества личности, в том числе и толерантности. Толерантность - есть личностное образование, структуру которого составляют когнитивный, ценностно-мотивационный и поведенческий компоненты. В формировании толерантности важно учитывать идею о субъект-субъектном характере толерантности. Это означает, что толерантность как феномен, фиксирующий межличностное взаимодействие школьников, раскрывается как толерантное отношение субъекта к субъекту, связанное с его активностью и осознанностью в принятии «Инаковости» и одновременном сохранении собственной индивидуальности. Иными словами, контекст рассмотрения формирования толерантности как воспитательного процесса, целенаправленно организованного учителем-классным руководителем, и направленного на становление и развитие у школьника толерантности как личностного образования, вскрывает необходимость раскрыть сущность данного процесса с позиции различных педагогических подходов. В своем исследовании мы обратились к рассмотрению процесса воспитания толерантности с позиции деятельностного и аксиолого-педагогического подходов.

Прежде всего, остановимся на рассмотрении процесса формирования толерантности с позиции деятельностного подхода в воспитании, основы которого были заложены психологами С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, и нашли свое продолжение в работах В.И. Слободчикова, М.С. Кагана, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, В.В. Давыдова, Н.Е. Щурковой и др. Осмысление процесса формирования толерантности как личностного образования с позиции деятельностного подхода приводит нас к мысли о том, что воспитание толерантности должно способствовать развитию ребёнка как субъекта толерантности, осознанно реализующего соответствующую данной категории деятельность, в результате которой сам субъект претерпевает личностные изменения, связанные со становлением толерантности как личностного образования. Деятельностный подход в процессе формирования, воспитания толерантности школьников предполагает, что через организацию различных форм и видов деятельности учащихся возможен отбор и усвоение (интериоризация) адекватных данному понятию ценностей, норм жизни. В то же время, развиваясь как субъект толерантности, школьник сам организует свою деятельность и находит в ней смыслы, изменяя тем самым собственную ценностно-мотивационную сферу в сторону ценностей толерантности. Практика реализации усвоенных ценностей толерантности в собственном поведении способствует осмыслению этих ценностей школьником, эффективному «отбору» их в собственную «ценностную копилку», благодаря чему данные ценности становятся «значимыми» для школьника, то есть приобретают для него личностный смысл, становясь мотивами для толерантного поведения. В то же время, очевидно, что усвоение ценностей адекватных категории «толерантность» происходит на основе формирования у школьников знаний о толерантности. Мы приходим к мысли о том, что толерантно ориентированный воспитательный процесс требует формировать у школьника знания о толерантности в единстве с формированием ценностей, адекватных категории «толерантность», которые преобразуясь в мотивы, определяют характер поведения школьника. Иными словами, формирование толерантности как личностного образования школьника в свете деятельностного подхода видится как воспитательный процесс, направленный на создание ситуаций воспитывающей совместной деятельности, в которых реализуются условия для включения ребенка в различные формы и виды деятельности, что способствует формированию знаний о толерантности, происходит познание и усвоение ценностей толерантности и присвоение их субъектом толерантности.

Таким образом, ориентация на деятельностный подход в рассмотрении процесса формирования толерантности позволяет определить сущность толерантно ориентированного воспитательного процесса следующим образом. Воспитание, направленное на формирование толерантности как личностного образования школьника связано с осуществлением:

  • различных форм совместной деятельности воспитателя и воспитанников, направленной на преобразование у последних своей ценностно-мотивационной сферы в сторону ценностного ряда толерантности;
  • ценностно-ориентировочной деятельности, направленной на осмысление явлений действительности, результатом которой становится присвоение школьниками ценностей ценностного ряда толерантности (жизненных принципов), изменение отношений в собственной иерархии ценностей, мотивов, определяющих толерантное отношение и толерантный характер поведения субъекта (школьника);
  • усиления субъективной позиции школьника, как участника толерантно ориентированного воспитательного процесса, в ситуациях реализации межличностного взаимодействия в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель».

Аксиолого-педагогический подход рассмотрен в исследовании Ю.В. Лопуховой, идеи которой очень важны для изучения процесса формирования толерантности как целенаправленно организованного педагогического процесса. Для того, чтобы рассмотреть аксиолого-педагогический подход, как основание изучаемого процесса, необходимо обратиться к ряду дефиниций, используемых в контексте данного подхода. Среди них «толерантность», которая представляется как «сложная ценность - благо», образованная определенной «иерархией ценностей» [7].

Содержание воспитания толерантности в контексте аксиолого-педагогического подхода раскрывается через определение стратегии деятельности преподавателя (учителя, классного руководителя - Р.К.), от которой зависит <...> «становление конструктивных отношений между людьми (школьниками - Р.К.) с различными взглядами, ценностями, идеалами, устремлениями» <...>; «сознание» того, что толерантность предотвращает «опасность» обособления различных по своим взглядам, ценностным ориентирам, образу жизни людей [7]. Иными словами, осмысление толерантности как категории аксиолого-педагогического подхода в воспитании, приводит к идеи о том, что совместная жизнь иных, отличных друг от друга людей (в нашем случае - школьников) возможна благодаря ценностям, образующим содержание сложной ценности «толерантность», поскольку именно толерантность позволяет людям бесконфликтно взаимодействовать между собой, познавать чужую «Инаковость», раскрывая свою индивидуальность без ущемления прав других.

Ценностные отношения школьников, основанные на ценностях толерантности, образуют содержание ценностно-ориентационной деятельности учителя (классного руководителя) и школьников. Аксиолого-педагогический подход в воспитании толерантности школьников показывает, что ценностный ряд толерантности - это общечеловеческие ценности, связанные как со способностью совместной жизни, так и со способностью приносить посредствам этой совместной жизни благо другим и себе. В то же время аксиолого-педагогический подход, предложенный Ю.В. Лопуховой, раскрывает процесс формирования толерантности в аспекте воспитывающей деятельности учителя, которая направлена на становление толерантности как личностного образования школьника, и связана, с одной стороны, с трансляцией учителем ценностей толерантности, с другой - с интериоризацией их школьниками. Данная мысль созвучна с мыслью В.П. Бездухова о единстве процессов воспитания и формирования. Развивая эту идею, отметим, что воспитание толерантности школьника как субъект-субъектный процесс осуществляющийся в системе «человек-человек» реализует задачу трансляции ценностей толерантности с помощью субъектов данного процесса: учителя (классного руководителя) и школьника. Очевидно, что в данном случае ценность «толерантность» проявляет себя как ценность-отношение [4, 7], транслируемая и принимаемая субъектами воспитательного процесса в системе «человек-человек», в процессе субъект-субъектного взаимодействия. В условиях детского коллектива, воспитание толерантности осуществляется на основе субъект-субъектного взаимодействия как в системе «учитель-ученик», так и в системе «ученик-ученик». Это приводит к тому, что не только учитель (классный руководитель) является транслятором ценностей ценностного ряда толерантности, но и в определенный момент им становится ученик, как участник детского коллектива, в котором осуществляется толерантно ориентированный процесс воспитания. Этот момент определяется тем, что школьник достигает в определенный период воспитания такой уровень личностного развития, опыта деятельности, системы отношений к миру, к людям, к самому себе, который является адекватным понятию «толерантность». Иными словами, в процессе осуществления целенаправленно организованного воспитания в рамках аксиолого-педагогического подхода, ценности ценностного ряда толерантности переходят из «ценностей - значений» в «ценности - значимости» для школьника [2,6], вскрывают себя как «ценности - отношения» [4,7] и транслируются школьником в коллектив класса как субъектом межличностного взаимодействия. Целью данного воспитательного процесса, как подчеркивает Ю.В. Лопухова, является воспитание толерантности, результатом которого должен стать ценностный ряд толерантности.

Осмысление сущности процесса формирования толерантности школьников с позиции аксиолого-педагогического подхода позволяет сделать ряд выводов:

  • процесс воспитания толерантности связан с трансляцией ценностей толерантности, усвоение которых школьником и является результатом данного процесса;
  • процесс воспитания толерантности есть субъктно-субъектный процесс, осуществляемый в рамках межличностного взаимодействия в системе «ученик-учитель», и «ученик-ученик» как субъектов воспитательного процесса в коллективе класса;
  • в процессе формирования толерантности происходит оформление у школьников определенного уровня личностного развития, уровня знаний, умений, опыта деятельности и системы отношений к миру, к людям, к самому себе, в результате чего он сам становится не просто участником воспитательного процесса, но и активным транслятором ценностей толерантности в коллектив класса.

Данные мысли не противоречит идеям, выделенным в результате рассмотрения процесса формирования толерантности с позиции деятельностного подхода. Объединяя их, можно сделать ряд важнейших выводов относительно процесса формирования толерантности.

Во-первых, формирование толерантности осуществляется в процессе воспитания, целенаправленно организованного учителем (классным руководителем) в коллективе класса. Данный толерантно ориентированный воспитательный процесс основан на осуществлении совместной деятельности воспитателя и воспитанников, направленной на преобразование ценностно-мотивационной сферы учащихся в сторону ценностей, адекватных понятию «толерантность», что связано с трансляцией и усвоением ценностей толерантности.

Во-вторых, процесс воспитания толерантности направлен на ценностные отношения школьников, основанные на ценностях адекватных понятию «толерантность». Это связано с организацией ценностно-ориентировочной деятельности, направленной на осмысление явлений действительности, в результате которой происходит присвоение школьниками ценностей толерантности, изменение отношений в собственной иерархии ценностей, мотивов, определяющих толерантные отношения и толерантный характер поведения школьников. Иными словами, результатом толерантно ориентированного воспитательного процесса являются ценности толерантности, усвоенные учащимися.

В-третьих, содержанием толерантно ориентированного воспитательного процесса является организация ситуаций межличностного (субъект-субъектного) взаимодействия, осуществляемого в системе «учитель-ученик» и «ученик-ученик». Субъект-субъектность данного процесса обеспечивается посредством организации различных форм совместной деятельности, в которые включаются воспитанники и воспитатель.

В-четвертых, организация различных форм совместной деятельности учащихся и классного руководителя способствует формированию у школьника определенного уровня культуры, адекватного понятию «толерантность», в результате чего он сам становится транслятором ценностей адекватных понятию «толерантность» в коллектив класса, что так же связано с проявлением его субъективности в воспитательном процессе.

Таким образом, мы рассмотрели процесс формирования толерантности школьников в свете деятельностного и аксиолого-педагогического подхода, что позволило выявить его сущность как воспитательного процесса, направленного на становление толерантности как личностного образования. Выделенные идеи позволят в дальнейшем рассмотреть принципы формирования толерантности школьников и выделить основные направления толерантно ориентированной деятельности учителя.

Рецензенты:

Шубович М.М., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики ФГБУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск;

Захарова Л.М., д.п.н., заведующий кафедрой дошкольной педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск.


Библиографическая ссылка

Котельникова Р.А. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО И АКСИОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17822 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674