Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

АНТИАЛКОГОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ КАК МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Маликов Р.Ш. 1 Галиев Р.Р. 1
1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Алкоголизм в России имеет долгую предысторию. Это социальное явление, разрушающее саму личность, семью и общество. От употребления алкоголя страдают, как сам пьющий человек, так и его окружающие: члены семьи, соседи и т.д. Государство время от времени ищет новые пути и находит новые способы борьбы против алкоголизма, например, сруб виноградников, ограничение продажи алкогольной продукции по возрасту и по времени. К сожалению, время показало ошибочность и неэффективность некоторых антиалкогольных мероприятий. Россия остается одной из самых пьющих стран в мире. Одним не проигрышным средством борьбы против алкоголизма является народная педагогика. Она содержит достаточное количество материала, способствующего вести антиалкогольную борьбу. В статье анализируются средства татарской этнопедагогики, в частности пословицы и поговорки, направленные против употребления алкоголя. Использование анализа в учебно-воспитательной работе с учащимися и студентами даст положительные результаты.
этнопедагогика
народная педагогика
татары
антиалкогольное воспитание
здоровый образ жизни
пословицы
поговорки
1. Коран. Перевод смыслов и комментарии В. Пороховой [Текст]. – Дамаск–М. : «Аль-Фуркан», 1996. – 815 с.
2. Маликов Р.Ш., Галиев Р.Р., Закирова Н.Р. Содержательное наполнение интеллектуальных способностей и здорового образа жизни в пословицах и поговорках (на материале татарской народной педагогики) // Фундаментальные исследования. – М. : ИД «Академия естествознания», 2014. – № 12. – Ч. 6. – С. 1303-1309.
3. Маликов Р.Ш., Галиев Р.Р., Шарафетдинова Э.Р. Народные песни как средства воспитания эстетики и здорового образа жизни // Фундаментальные исследования. – М. : ИД «Академия естествознания», 2014. – № 11. – Ч. 6. – С. 1371-1375.
4. Маликов Р.Ш., Галиев Р.Р., Шарафетдинова Э.Р. К проблеме актуализации устного народного творчества в эстетическом воспитании и привитии здорового образа жизни // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – Майкоп : Изд-во МГТУ, 2014. - № 3. – С. 101-107.
5. Маликов Р.Ш., Гарипова А.Н. Ислам и гуманистическая педагогическая мысль Золотой Орды // Образование и саморазвитие : научный журнал. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - № 1 (29). – С. 173–178.
6. Татарские народные пословицы. В 3-х т. Т. 2. / Сбор и обработка Н. Исанбет. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1963. – 960 с.
Актуальность настоящего исследования объясняется тем, что этнопедагогика - это доказанная временем кладезь воспитательного потенциала народа. Как уже было отмечено, «тщательный анализ материалов народной педагогики и выявление всего развивающего, воспитательного и образовательного потенциала его позволит в последующем внедрить эти средства в учебно-воспитательный процесс школ и вузов» [2, c. 1309.].

В наше время все отлично знают, какой вред наносит на организм человека алкоголь. Несмотря на предупреждения специалистов и врачей, народ продолжает злоупотреблять алкоголем. Пьют не только мужское население, но и женщины, самое страшное: употребляют алкоголь и подростки. Если бы подрастающее поколение с ранних лет было знакомо с народными средствами антиалкогольного воспитания, то, думается, проблем в этой области было бы намного меньше.

На здоровый образ жизни большое внимание обращается в мусульманской вере. «Принципы шариата - это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в него, и регулирующих их поведение как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества» [5, с. 174].

В аятах 90-92 суры 5 «Аль-Маида» («Трапеза») говорится о запрете на опьяняющих людей напитках:

«О вы, кто верует!

Все, что пьянит (и травит) ум, азартные затеи,

И камни (жертвенников, алтарей и мест молений),

(И жребии) на стрелах -

Все это - мерзость, что измыслил Сатана.

Так воздержитесь же от этих искушений,

Чтоб обрести вам (счастье и) успех» [1, 5:90].

Всевышний относит пьянство и то, что отравляет ум, азартные игры, идолы к отвратительным поступкам и называет их скверными. Все эти деяния относятся к проделкам сатаны. Истинный мусульманин обязан избегать таких деяний, иначе к нему не придут успех и счастье. Этих омерзительных поступков им запретил Аллах. Как сказано в аяте, к таким поступкам относится, во-первых, использование во внутрь опьяняющих жидкостей, к которым относятся все напитки, лишающие человека рассудка, опьяняющие и одурманивающие. Во-вторых, недостойным для мусульманина является участие в азартных играх, каковыми считаются споры, состязания и пари, в случаи победы при которых человека ждут материальные вознаграждения проигрывающей стороны. В-третьих, омерзительными считаются поклонения идолам и разным тотемам, отвергая Аллаха. Четвертый омерзительный поступок - это гадание по стрелам. Все эти деяния Всевышний запретил. Священное писание советует избегать таких поступков, сообщается, что они причиняют вред, поэтому следует отстраниться от них и не увлекаться ими.

Пьянство, наркомания, азарт и идолы считаются скверными деяниями и по сути грязными. Они не поддаются осязанию, т.к. наносят духовный вред организму человека. Поэтому мусульманин, и любые другие люди обязаны избегать духовно нечистых поступков, чтобы не осквернять себя ими.

Пьянство, наркомания, азарт и идолы в мусульманстве относятся к деяниям сатаны, который считается злейшим врагом человечества. Всяких врагов необходимо избегать, опасаться их проделок, козней, т.к. своими действиями сатана пытается привлечь людей в свою западню. Такая западня для человека становится губительной, по этой причине благоразумные люди должны избегать, настораживаться, опасаться и остерегаться деяний сатаны.

Люди, которые не могут обойтись без этих поступков, они, к сожалению, обречены на неуспех, соответственно и на несчастье. Перечисленные изъяны становятся препятствием на пути к счастью. Преуспевание - это когда человек двигается к своему желаемому и избавляется от неприятного.

Пьянство, наркомания, азарт и идолы способны посеять вражду между людьми и порождать ненависть друг другу, поэтому сатана старается распространить их среди людей всевозможными путями. Деяния сатаны больше относятся к распространению алкоголя и азартных игр, т.к. они могут даже среди правоверных посеять вражду и ненависть. В результате употребления алкоголя человек лишается рассудка. У него порождается ненависть к братьям по вере. При соответствующих обстоятельствах в результате употребления алкоголя и наркотических веществ он может даже убить своих кровных братьев.

Что касается азартных игр, то люди при этом стремятся победить друг друга, т.е. обладать чужими деньгами или имуществом, в результате чего в любом случае развивается ненависть друг другу и начинается вражда. Следует отметить, что при азартных играх игроки друг другу не оказывают никаких услуг.

Самое главное, в результате сатанинских деяний душа и тело людей отдаляются от Всевышнего. Они не молятся, не читают намаз, ради чего, по предписаниям Корана, человек сотворен в этот мир. В результате намаза и выполнения предписаний Корана люди могли быть счастливыми.

Алкоголь и азартная игра отдаляют человека от Всевышнего, наполняют его мысли дурными намерениями, у него теряется чувство времени и пространства, незаметно и впустую летит время.

Как говорится в аяте 91:

«И хочет Сатана азартом и вином

Вражду и ненависть средь вас посеять

И уклонить от поминания Аллаха и молитвы.

Ужель вы не сумеете сдержаться?» [1, 5:91].

Азарт и вино в мусульманстве относятся к ужасному, отвратительному и большому греху. Деяния сатаны способны осквернять человека, запутывать его в сетях дьявола, подчинять своей воле, повиноваться как скотина своему пастуху. Все это мешает человеку добиться определенных успехов в жизни и деятельности, сеет вражду и ненависть между верующими, отдаляет от веры и выполнения предписаний Всевышнего. Более худших последствий и не следует ожидать. Учитывая эти обстоятельства, Всевышний поставил запрет на такие грехи, как алкоголь и азартные игры, призвал к благоразумности и отказу от злоупотреблений. Коран призывает задуматься над последствиями запретных деяний, которые могут быть весьма плачевными, и отказаться от них без излишних увещеваний и уговоров.

По этому поводу в аяте 92 говорится:

«Так повинуйтесь же Аллаху и посланнику Его

И будьте осторожны!

А если отвратитесь, знайте,

Что долг посланника -

Лишь верно передать (Господни откровенья)» [1, 5:92].

Как отмечено в этом аяте, повиновения Аллаху и Его Посланнику равносильны и равнозначны, поэтому мусульманин должен быть чист душой и телом, действовать по Их указаниям и повторять все молитвы, предписанные Ими. Истинный мусульманин обязан выполнять все предписания Корана, связанные с обязанностями перед Всевышним и Пророком, поэтому он и воздерживается от всего запретного. Это предписание Корана самое основное, которое включает в себя все запреты с целью чистоты тела и души. Всевышний призывает всех слушаться Его повелений и выполнять их, т.к. ослушание чревато последствиями, злом, ущербом и убытками. Все это донес до мусульманина Пророк, который выполнил свою миссию и придерживался всех предписаний Всевышнего. Так обязаны поступить все мусульмане в свое благо, в противном случае нанесут вред лишь себе и ответят перед Всевышним. Все это исключает употребление алкоголя мусульманином и игру в азартные игры.

Что касается этнопедагогики, то «образование и воспитание веками основывались на народной философии и педагогической мысли. В современном воспитании здорового образа жизни... народная педагогика начитает играть ведущую роль. Народная педагогика в настоящее время начинает привлекаться в учебно-воспитательный процесс своей уникальностью и неповторимостью, ибо она по своей сути является первоисточником духовности [4, с. 101-102].

В этнопедагогике татар употребление спиртных напитков, пьянство, алкоголики подвергаются резкой критике. В одной из пословиц народная мудрость советует не обращать внимания на несвязную речь пьяного: «Не трать слух на пьяного, у которого рот не слушается» («Авызын тыңлата алмаган исереккә колагыңны әрәм итмә») [примеры из источника 6]. Это и требование к развитию социального интеллекта, т.к. от пьяного следует ждать любого негатива, а не только несвязную речь. В пословице «Трезвый думает, пьяный говорит» («Аегында уйлый, исерегендә сөйли») также говорится о возможностях пьяного, который способен лишь на лишнюю болтливость, хотя этот человек может что-нибудь и думать на трезвую голову.

Пословица «Трезвый уговаривает пьяного, у пьяного течет слюна» («Аек исерекне үгетли, исерек авызы күбекле») подтверждает, что отговаривать пьяного от употребления алкоголя бесполезно. Все равно он свое дело сделает, даже при беседе с ним он будет думать лишь о своем желании. Н. Исанбет, комментируя пословицу, отмечает, что чем больше говоришь пьяному об алкоголи, тем больше у него появляется аппетит на спиртное [6, с. 749].

О бесполезности всяких уговоров алкоголика, чтобы не пил, говорится во многих пословицах, например, «Говорят, как только трезвый закончил уговорить пьяного, пьяный попросил денег на выпивку» («Аек исерекне үгетләп бетерүгә, исерек аннан бер эчәрлек акча сораган, ди»). Это означает, что лишь словесное воздействие на пьяного не имеет никакого результата, что народная мудрость доказывает убедительно, например, «Уговоры трезвого не доходят до пьяного» («Аек үгете исереккә керми»).

В противовес пьяному татарская народная мудрость воспевает преимущества трезвого. В одной из пословиц говорится, что у того, кто ведет трезвый образ жизни, ум не убавляется («Аек яшәгәннең акылы кимеми»). В своих пожеланиях подрастающему поколению народ использовал пословицу «Пусть водка не будет начальником твоего ума» («Акылына аракы түрә булмасын»). Это и есть очень полезное предупреждение о том, если человек начнет руководствоваться лишь водкой, то она будет управлять им целиком и не оставит шансов на вытрезвление.

Народная мудрость обращается не только к алкоголикам и пьяницам, но и к людям, выпивающим сознательно, т.е. тем, для кого алкоголизм еще не превратился в образ жизни. Человек, думающий, что он употребляет алкоголь в меру и к месту, глубоко ошибается. Рано или поздно все это приведет к пьянству и погубит его, о чем предупреждает пословица «Если в водку добавишь голову, прощайся с умом» («Аракыга баш кушсаң, акылың белән саубуллаш»). Таким образом, народная мудрость предупреждает, что в алкоголизме умеренности и сознательности не бывает, водка способна затянуть любого умного человека в трясину.

О несовместимости алкоголя и ума говорится во многих пословицах и поговорках, Пьяный сознательно расстается со своим умом. Причиной всего является любовь к алкоголю, в результате чего человек теряет разум, о чем говорится в пословице «Любитель водки - раскидал свой ум» («Аракы яраткан - акылын тараткан»). Слово «тараткан» следует понимать и как «раздал», но вряд ли кто-то будет пользоваться умом алкоголика, самому чего и не хватает. В данном случае слово «тараткан» нужно понимать как «рассеянный» ум, в результате воздействия водки на мозг.

В татарских пословицах и поговорках сравниваются преимущества здорового образа жизни и пьяного, например, «Трезвому стыдно, пьяному плевать!» («Аекка оят, исереккә плевать!»). Трезвый, если что-то сделает не так, ему становится стыдно, поэтому он остерегается недостойного поведения, а что касается пьяного, то ему все равно - он не стыдится ничего.

Многие татарские пословицы о пьянстве имеют аналоги на русском и другом языках, т.к. это явление общее для разных народов. Так, пословица «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке» («Аекның күңелендә, исерекнең телендә» с вариантами «Исерекнең күңелендә ни - телендә шул», «Аек чакта башында, исерек чакта телендә», «Аектагы уйламышын исергәндә теле әйтер»). Английский вариант пословицы - «What a sober mind, then drunk on language»; французский - «Qu'est-ce un esprit sobre, puis bu sur la langue»; немецкий - «Was für ein nüchternen Verstand, dann auf Sprache getrunken». В этом ряде пословиц пьяный оправдан тем, что он способен лишь на языковые действия. От него не следует ожидать каких-либо вредящих людям действий. Что касается трезвого, то от него следует ожидать чего угодно, т.к. он свои мысли не высказывает вслух, лишь строит планы в голове, поэтому представляет определенную опасность.

Интересна пословица «У трезвого на языке голова, пьяному голова - его язык» («Аек телендә баш, исереккә теле баш») с точки зрения, чем руководствуются трезвый и пьяный. Трезвый способен обдумывать все, что говорить, и оценивать свои действия, а пьяный, в отличие от него, руководствуется языком, т.е. говорит и делает все, что вздумается. Чтобы язык не руководил человеком и не стал его «головой», он не должен злоупотреблять алкоголем.

Известно, что алкоголь наносит сильнейший удар на весь организм человека. Все органы человека, в том числе и мозг, сердечно сосудистая система, печень, желчь, почки и, самое главное, половая система при столкновении с алкоголем получают сильнейший стресс и раздражение, что превращается при постоянном употреблении алкоголя в неизлечимую болезнь.

О вреде нездорового образа жизни, в частности, пьянства народная мудрость повторяет неустанно. В пословице «У пьяного целый месяц в желудке шишка, у пьяного целый день на носу шишка» («Ай да эчкәннең карыны шеш, көн дә эчкәннең борыны шеш») говорится о вреде не просто пьянства, а о запое. В результате постоянного пьянства появляются различные болезни, пьяный сильно вредит своему организму, поэтому народная мудрость приводит доступные для людей примеры. Этой болезнью может быть все, что угодно.

Татарский народ в своих пословицах приводит много примеров на наносимый алкоголем вред на организм человека. В первую очередь, водка наносит вред на ум человека, что является самым главным звеном человеческого содержания; во-вторых, наносит физический вред на организм, о чем свидетельствует пословица «Водка выносит мозг, убивает сердце» («Аракы акылны бетерә, йөрәкне үтерә»). Это и есть та сила, которая уничтожает человека духовно и физически. Кроме того, о разрушающей силе алкоголя имеется поговорка «Водка свалила льва» («Аракы арысланны бөгеп салган»). Эту поговорку напоминают, когда кто-либо хвастается, что может много выпить, но выстоит [6, с. 750]. Казалось бы, лев самый могучий и сильный зверь, которого боятся все, но, по народной педагогике, перед алкоголем и он не может выстоять. Это означает, что состязаться с водкой нет смысла, все равно он победит любого, о чем должен знать каждый с малых лет. Такова воспитательная сила народной педагогики.

О разрушающей силе алкоголя свидетельствует и пословица «Водка разрушит все, кроме своей бутылки» («Аракы үз шешәсеннән башка барын да ватар»). К этому «все» входит, начиная от организма человека, включая его духовность, взаимоотношения с другими людьми, заканчивая предметами окружения и природы, в общем, все не перечесть. Естественно, в пословице обвиняется спиртное, но оно является лишь причиной, а прямым разрушителем является сам человек, который злоупотребляет алкоголем.

Такое разрушение, как было уже отмечено, в первую очередь касается памяти человека. Спиртное разрушающе влияет на кровь, а затем и на мозг, в результате чего человек становится беспамятным, о чем свидетельствует пословица «Водка уничтожит имеющуюся память, / Напомнит потерянную память» («Аракы бар хәтерне бетерер, / Юк хәтерне китерер»). Дезориентируясь в окружающей среде, пьяный начинает вспоминать в основном отрицательное былое, что является причиной спора, выяснения отношений, а затем и драки или хулиганства. Временная потеря памяти, таким образом, может привести к неописуемым последствиям.

Сплошное пьянство также свидетельствует о беспамятстве человека. В пословице «От водки на свадьбе пьяный, беспамятный ежедневно пьяный» («Аракы эчкән туйда исерек, / Акылы юк көн дә исерек») народная мудрость допускает употребление алкоголя в меру. Убежденных трезвенников в определенные периоды развития общества было мало, и, вообще, наша страна считается самой пьющей в мире. Изготовление и продажа алкогольной продукцией контролируется государством, т.к. это одна из самых прибыльных областей производства. Употребление алкоголя до потери памяти выходит за рамки личностных проблем и становится проблемой общества и государства.

Алкоголик со временем становится гиперчувствительным, он неадекватно реагирует на окружающий мир, о чем свидетельствует пословица «Выпьешь водку, солома - бревном, / Воробей перепелкой кажется» («Аракы эчсәң, салам - бүрәнә, / Чыпчык бүдәнә булып күренә»). Бурная фантазия, возбудимая алкоголем, неадекватная реакция пьяного на раздражители не позволяют ему правильно оценить объектов взаимодействия, поэтому пьяный человек начинает бурно реагировать на все, проявляет гиперактивность и вкладывает ненужные усилия. Такая реакция во многих случаях делает его объектом насмешек.

Следует отметить, что «пропаганда здорового образа жизни являются лишь малой частью татарского устного народного творчества, которое охватывает, не только практически всю палитру направлений воспитания, отмеченную научной педагогикой, но и специфические направления, присущие лишь татарскому народу» [3, c. 1374].

Таким образом, татарская народная мудрость сильно критикует алкоголизм, противопоставляет это явление здоровой половине общества, осуждает, а также призывает к здоровому образу жизни, отказу от такого омерзительного деяния. В исламе ряд вредных привычек дополняется и увлечением азартными играми, которые одинаково вредят не только людям, увлекающимся этими недостойными явлениями, но и окружающим людям, близким и родственникам. С целью предотвращения негатива средства татарской народной педагогики находят различные сравнения, иллюстрации, примеры, ранее усвоение которых позволит уберечь подрастающее поколение от этих одурманивающих явлений и настроиться на безопасный здоровый образ жизни.

Рецензенты:

Голошумова Г.С., д.п.н., профессор, зам. директора по научной работе, филиал Уральского государственного экономического университета Министерства образования и науки РФ, г. Нижний Тагил;

Борытко Н.М., д.п.н., профессор, Волгоградский государственный социально-педагогический университет Министерства образования и науки РФ, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Маликов Р.Ш., Галиев Р.Р. АНТИАЛКОГОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ КАК МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17821 (дата обращения: 02.03.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074