Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Шматова Е.П. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
В статье описывается программа психологического сопровождения, направленная на формирование морального самосознания студентов педагогического ВУЗа. Обосновывается актуальность изучения морально-нравственного облика современной молодежи в условиях профессионального педагогического обучения. Описываются основные особенности развития нравственности в период студенчества. Представлены результаты авторского исследования морального самосознания студентов педагогического института, включающее исследование жизненных целей, социально-психологических установок, реальной структуры ценностных ориентаций, отношения к проблемам морали, моральной самооценки, уровня совестливости, самоотношения, а также межличностных отношений. Раскрывается содержательное наполнение особенностей развития морального самосознания будущих педагогов. Описывается комплексная программа психологического сопровождения морального самосознания будущих педагогов, разработанная на основании результатов констатирующего эксперимента. Раскрывается содержание работы круглых столов, дискуссионного клуба, психологического тренинга направленных на развитие морального самосознания студентов. Представлены результаты внедрения программы по психологическому сопровождению. Описаны направления дальнейшего исследования поднятой проблемы.
программа психологического сопровождения
морально-нравственное развитие будущих педагогов
студенты педагогического вуза
моральное самосознание
1. Гаппиров Б.Г. Динамика развития нравственн¬ого самосознан¬ия личности студента в процессе общения: Автореф. дис. канд. психол. наук. – Тбилиси, 1993. – 18 с.
2. Зосимовски¬й А.В. Возрастные¬ особенност¬и нравственн¬ого развития детей // Советская педагогика¬. – 1973. – №10. – С. 12-21.
3. Бражникова А.Н. Психология нравственности профессионала – М., Университетская книга, 2009 – С.77-79
4. Ольшевская¬ Э.Н. Развитие когнитивно¬го и эмоциональ¬ного компонента¬ морального¬ самосознан¬ия студентов вуза: дис… канд. псих. наук. – Ярославль,¬ 2010.
5. Соловьева О.В., Шматова Е.П. Изучение морального самосознания студентов педагогического вуза. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13252 (дата обращения: 27.01.2015).
6. Соловьева О.В., Шматова Е.П. Формирование морального самосознания будущих педагогов в условиях профессионального образования/ Е.П. Шматова, О.В. Соловьева // Вестник СКФУ, 2014. – № 4. – С. 240-245.
7. Токарева В.А. Психология¬ нравственн¬ого развития студента: феноменоло¬гия, типология,¬ закономерн¬ости: дис… докт. психол. наук. – М., 1991. – С. 11-15.
8. Kohlberg L. Moral stages and moralisation: The cognitive developmental approach / L. Kohlberg // Moral development and behavior: Theory, research and Social issues. – N.Y, 1976. – P.31-53.

Проблема морально-нравственного облика современной молодежи как общественного феномена поведения и сознания считается одной из обсуждаемых на государственном, политическом, и образовательном уровнях. Поднятая проблема обосновывается тем, что российское общество переживает духовно-нравственный кризис, следствием которого является разрушение социальных и нравственных устоев, искажением ценностей и идеалов, нарастанием эгоизма и нравственного хаоса. В современной культуре трансформируется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека. Все это деструктивно с точки зрения развития личности, семьи и государства, поскольку оказываются уязвимыми такие сферы, как нравственное здоровье, культура, патриотизм, духовность.

Особую важность тема морально-нравственного облика молодежи приобретает в условиях профессионального обучения, когда происходит подготовка к будущей профессионально-педагогической деятельности. Высокий морально-нравственный облик педагога - необходимое качество личности учителя. В связи с этим, проблема развития морального самосознания будущих педагогов представляет высокую актуальность и значимость. Важно изучение психологических механизмов формирования морально-нравственной сферы личности студента-педагога. На основании этого знания, необходимо создавать в образовательно-воспитательной среде ВУЗа особые условия для полноценной самоактуализации личности, самостоятельной выработки таких моральных и нравственных качеств, которые согласуются с характером педагогической деятельности, с природой развития духовности, нравственности, гуманности [6].

Студенческий (юношеский) период развития характеризуется как наиболее активный и значимый в формировании нравственного самосознания, устойчивого мировоззрения, в выработке и закреплении ценностных ориентаций и идеалов, гражданских качеств личности (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Л.Ф. Обухова, Б.Г. Гаппиров, А.В. Зосимовский, В.А. Токарева и многие др.). Так подчеркивается внутренняя потребность студентов в нравственном самоопределении, отмечается чувствительность к постановке нравственных проблем, проявление интереса к осознанию и выявлению своих нравственных качеств, стремление давать моральную самооценку [1, 2,7]. По мнению А.В. Зосимовского «...мораль юноши по стержневым своим свойствам оказывается тождественной морали нравственно зрелого взрослого человека» [2, с. 34]. В период студенчества моральное мышление становится глубоким и диалектичным, а нравственные самооценки и оценки уже не являются столь прямолинейными и односторонними, как у подростков, а приобретают вполне объективный характер. Чувство морального долга в юношеском возрасте характеризуется глубокой осознанностью, устойчивостью, многогранностью, охватывая все сферы их жизнедеятельности. Возрастает и степень действенности этого чувства, причем в единстве с высокоразвитым чувством личной и коллективной чести, нетерпимостью к недостаткам и другим моральным качествам личности [2]. По данным Б.Г. Гаппирова, особенностью нравственного самосознания студентов является ориентация на формирование таких качеств личности, которые позволяют реализовать не только собственные цели намерения, но и общественно-значимые, нравственно требуемые ценности [1]. Вместе с тем, исследования, проведенные Э.Н. Ольшевской, В.А. Токаревой выявили наличие внутренних противоречий в моральном самосознании студентов, которые связаны с осознанием нарастающей деморализации общественного сознания [4, 7]. Это «порождает у студентов пассивно-пессимистическое отношение к оценке прогностической роли нравственных ценностей в развитии собственной личности, чем в свою очередь ослабляется стремление у определенной части студентов к активному проявлению моральных норм в своем поведении и деятельности» [7, с. 275]. Помимо этого, обратим внимание, что в условиях длительной нестабильности социально-экономического развития общества и отсутствия востребованных идеалов, современные студенты демонстрируют узкоутилитарное мышление, прагматизм, техницизм, непонимание значения и роли гуманитарного знания. В молодежной среде имеется широко распространенное технократическое представление о том, что всё экономически эффективное является нравственным. Согласно проведенным исследованиям, ценностно-мотивационная шкала личности студента представлена следующими качествами: предприимчивость, критичность, инициативность, креативность, честолюбие. В то время как трудолюбие, милосердие, ответственность, пунктуальность, патриотизм, уважение к старшему поколению (общечеловеческие моральные ценности) занимают низший уровень значимости в жизни современного студенчества. Также отмечается, что большая часть студентов не связывает профессионализм и нравственные ценности [5].

С целью исследования уровня развития морального самосознания студентов педагогического ВУЗа, нами была осуществлена комплексная психодиагностическая работа, направленная на оценку развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов морального самосознания студентов первых и четвертых курсов Ставропольского государственного педагогического института. Организация и результаты исследования подробно представлены нами в статье (Соловьева О.В., Шматова Е.П.) [6]. Анализ полученных результатов показал, что общий уровень морального самосознания студентов педагогического ВУЗа не высок. Он описывается преобладанием гедонистических, материалистических и эгоистических тенденций - удовольствий, путешествий, свободы от долженствований; установок на процесс и деньги при доминировании эгоизма над альтруизмом; стремлении к высокому материальному обеспечению при наличии желания не работать и иметь много свободного времени, приятного времяпровождения, отдыха, любви; вместе с этим высоко оценивается социальный статус и управление людьми.

Для наиболее подробной характеристики морального самосознания студентов педагогического вуза, нами была проведена методика Столина В.В., направленная на выявление самоотношения. Так, по интегральной шкале, измеряющей целостное чувство «за» или «против» собственного «Я» испытуемого, выявлен результат «за» собственное «Я» (1-е курсы - 90,66%; 4-е - 91,41%), по шкале самоуверенности (94,24 и 76,25 соответственно), по показателю аутосимпатии (88,33 и 87,8), ожидание положительного отношения от других составило 91,33 и 72,33. Полученные результаты является приближенным к максимальному показателю, что, по мнению автора методики, говорит не столько о положительном, сколько об инфантильном и даже нарциссическом самоотношении. В этой связи те данные, которые мы получили, с одной стороны отражают современные тенденции, присущие молодежи, с другой - являются настораживающим фактом, требующим корректировки, т.к. «жизнь для себя» или «все мне» не только искажает высокие нравственные ориентиры, но и проявляется в разнообразных личностных девиациях.

С целью формирования морального самосознания студентов нами была разработана система психологического сопровождения. Которая представлена в виде модели, включающей ряд взаимосвязанных звеньев: цель, задачи сопровождения, направления, блоки работы и критерии эффективности. Системообразующим звеном нашей модели является цель - формирование морального самосознания студентов, направленное на гармонизацию всех его компонентов, самопонимание и самоуважение, ценностное осмысление категорий морали и нравственности применительно к педагогической деятельности.

Определены задачи психологического сопровождения морального самосознания студентов педагогического ВУЗа: формирование ценностного отношения личности к себе, самопонимания и самоуважения на основе системного самопознания и самовоспитания своей личности; формирование знаний о нравственных понятиях, ценностях, принципах, выработка собственного мнения о нравственных категориях; формирование адекватной моральной самооценки личности и положительного отношения к проблемам морали, осознанное изменение своей личности в соответствии с этическими нормами и правилами; формирование ответственности студента за собственное поведение, развитие самоконтроля, навыка рефлексивного анализа собственных поступков и самоуправления.

При разработке системы были учтены условия ВУЗовской среды педагогического института. В их числе преподавание дисциплин, являющихся обязательными для студентов всех специальностей (Этика. Эстетика. Профессиональная этика. Педагогическое мастерство. Педагогическая антропология). Научная деятельность, реализуемая в педагогическом институте, а именно внедрение в учебный процесс результатов научных исследований по антропологическому сопровождению учителя. Психологическая служба, направленная на содействие личностному росту, профессиональному становлению и самосовершенствованию студентов. Деятельность отдела социально-воспитательной работы, включающая проведение традиционных праздников гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности, функционирование волонтерского отряда института.

Исходя из проведенного нами теоретического анализа и описанной модели морального самосознания студента, нами были выделены критерии сформированности морального самосознания: адекватное самопонимание и самоуважение; знание сущности категорий морали и нравственности и их ценностное осмысление; осознание миссии современного учителя и степени важности образцово-нравственного воздействия на личность ученика; адекватная моральная самооценка и стремление к совершенствованию своей личности в соответствии с универсальными принципами справедливости; навык рефлексивного анализа собственных поступков, способность к самоуправлению, ответственность за свое поведение и деятельность.

Направлениями работы по психологическому сопровождению морального самосознания являются: психологическое просвещение, психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция. Основными формами реализации программы по формированию морального самосознания студентов являются дискуссионный клуб и тренинг, а также проведение тематических круглых столов по проблемам морали и нравственности.

В рамках деятельности дискуссионного клуба происходит эмоциональное развитие нравственных чувств и качеств личности, а также формируются стратегии поведения, необходимые для разрешения возникающих в собственной жизни моральных дилемм. Работа дискуссионного клуба основана на моральных дилеммах, предложенных Л. Колбергом, которые ставят перед студентами ряд проблем, затрагивающих нравственное поведение личности в социуме и соблюдение моральных норм, выступая в качестве представителя определенной профессии, а также затрагивают нравственные чувства, актуализируют полученные знания и преобразуют полученный опыт в шаблоны реального поведения.

Каждая дилемма представляет собой конкретную ситуацию, воздействующую на определенную сторону в структуре морального самосознания, а именно:

  • дилемма справедливости правосудия при розыске беглого преступника. В описании дилеммы говорится о бедном человеке, укравшем хлеб и необходимое лекарство для своей семьи, его осудили на шесть лет. Отсидев два года человек сбежал, накопил деньги, открыл фирму, платил рабочим большую зарплату, а часть прибыли отдавал в больницу на лечение бедных людей. Однажды рабочий узнал во владельце фирмы беглого каторжника, которого ищет полиция, должен ли он сообщить об этом в полицию?
  • дилемма удовлетворения собственной потребности, или отказ от нее в пользу родителей. В предложенной ситуации рассказывается история подростка, который все лето работал, чтобы поехать в лагерь, когда необходимая сумма была собрана, отец попросил отдать ему заработанные деньги, чтобы самому отдохнуть. Как необходимо поступить подростку?
  • дилемма труда, чести и совести. Ситуация, в которой два брата нуждались в деньгах, один из них украл деньги, взломав магазин, другой обманул человека который занимался благотворительностью и помогал больным людям, сказав, что тяжело болен и как только поправится обязательно вернет деньги нуждающимся людям. После чего студентам задается ряд вопросов, охватывающих различные аспекты нравственного поведения (Кто из братьев совершил более безнравственный поступок? Важно ли сдержать обещание, данное человеку, которого вы хорошо не знаете или никогда не увидите снова? И др.)
  • дилемма милосердного убийства или мучительных страданий пациентки. Ставит выбор перед доктором, которого тяжелобольная пациентка просит о смертельной дозе лекарства. Студентам необходимо ответить на вопрос, что в сложившейся ситуации должен сделать врач: совершить намеренное убийство, чтобы избавить от страданий пациентку, или обрекать ее на муки связанные с прогрессирующей болезнью?
  • дилемма спасения жизни близкого человека или совершения противоправного поступка (кражи). В этой дилемме рассказывается история человека, который хочет украсть лекарство из аптеки для своей жены, больной раком, а продавец лекарства отказывает в рассрочке платежа;
  • дилемма спасения жизней целого экипажа морского судна, путем жертвования жизнью одного из членов команды. В данной дилемме рассказывается история, в которой экипажу моряков необходимо было отступать от многочисленного числа противников, чтобы спасти жизни членов экипажа, необходимо было пожертвовать одним из членов экипажа [8].

Тренинг, представленный в нашей программе, направленной на формирование морального самосознании студентов, будущих педагогов, являет собой активную форму взаимодействия со студентами и нацелен на самопознание, формирование имиджа современного педагога, отработку навыков рефлексивного анализа и самоуправления. Он состоит из десяти взаимосвязанных занятий. Тренинговые упражнения направлены на целенаправленное последовательное формирование морального самосознания, основная часть тренинговых занятий представлена следующими упражнениями: ожидание, ценность, смысл жизни, благодарность, опыт и знание, дары учения, духовные учителя. А также такими упражнениями, как письма значимого человека, поучительные истории, переход границ, сильные чувства, духовное развитие, карта будущего. В завершении тренингового занятия озвучивается ведущим притча, которая является информацией к самостоятельному размышлению и формированию индивидуальных стратегий нравственного поведения.

Работа по формированию морального самосознания в условиях профессионального педагогического образования осуществлялась также и в рамках деятельности круглого стола. Так обсуждение современных представлений о морали и нравственности предполагало дискуссию со студентами по вопросам, связанным с определением моральных норм и правил поведения в обществе, методам воспитания нравственности в семье, религиозным взглядам на природу нравственности, и правилам соблюдения христианской морали, регуляцией поведения человека с позиций «аморальности», осуществляемой государственными организациями (исторический экскурс); а также современным мерам, предпринимаемым в государстве для формирования нравственного общества. Круглый стол, посвященный проблеме формирования нравственности в образовательной среде, был направлен на обсуждение методов и приемов формирования нравственности в дошкольном возрасте, периоде школьного обучения, а также особенностям формирования нравственности на этапе профессионального обучения.

По результатам апробации программы психологического сопровождения студентов педагогического ВУЗа, нами было проведено контрольное диагностирование морального самосознания. Результаты которого показали, что общий уровень морального самосознания студентов, принимавших участие в эксперименте, возрос и характеризуется изменением структуры жизненных целей и социально-психологических установок в сторону уменьшения выраженности гедонистических, эгоистических и материалистических тенденций в моральном самосознании личности. После внедрения программы формирования также выявлено углубление знаний в области морали и нравственности, понимание условий, необходимых для формирования нравственной личности, расширение представлений о «нравственном» и «аморальном» человеке.

Наблюдается возрастание адекватной моральной самооценки, увеличение положительного отношения к проблемам морали, а также общегруппового показателя совести, который преобразовался от низкого уровня выраженности, к среднему. Большая часть ценностных ориентаций студентов экспериментальной группы изменилась в сторону увеличения социально значимых ценностей, направленных на милосердие к другим людям, социальную активность для достижения положительных изменений в обществе и познание нового в человеке и в мире.

Полученные результаты позволяют сказать, что разработанная и апробированная нами на формирующем этапе эксперимента программа психологического сопровождения студентов в условиях профессионального педагогического образования оказала положительное влияние на студентов экспериментальной группы. В результате чего наблюдается более равномерное, гармоничное и целостное развитие морального самосознания по сравнению со студентами контрольной группы. В этой связи, разработанная нами программа имеет возможности широкого использоваться в учреждениях высшего профессионального образования, не только педагогического профиля, но и других профессиональных направлений. Также проведенное нами исследование позволяет наметить дальнейшие перспективы работы, предусматривающие развитие морального самосознания личности на разных возрастных этапах и разработку средств целенаправленного воздействия на процесс формирование морально-нравственного облика молодежи.

Рецензенты:

Соловьева О.В, д.псх.н., профессор кафедры дефектологии ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь;

Озеров В.П., д.псх.н., профессор, профессор кафедры физической культуры ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.


Библиографическая ссылка

Шматова Е.П. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17784 (дата обращения: 27.02.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074