Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРАКТИКА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Лобанова О.Б. 1 Колокольникова З.У. 1 Плеханова Е.М. 2 Соколова Е.В. 3 Луговская Т.В. 3 Цирукина У.В. 1
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета
2 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
3 Сибирский государственный технологический университет Лесосибирский филиал
В юбилейный 2015 г. особенно важно переосмыслить исторический опыт практики организации военно-патриотического воспитания в период Великой Отечественной войны. Героические примеры отечественной истории могут стать эффективным средством формирования патриота, гражданина, знающего историю Родины, любящего и гордящегося своей страной. В статье охарактеризованы основные функции практики военно-патриотического воспитания школьников в годы войны: образовательная (углубление знаний по истории нашей страны, связь материала урока с военными событиями); воспитательная (идейно-политическое и патриотическое воспитание); военно-физическая (строевая, огневая, противохимическая, тактическая подготовка, физическое воспитание, военная подготовка, укрепление здоровья); адаптивная (обеспечение жизнестойкости личности в сложных условиях военного времени).
физическое воспитание
строевая подготовка
идейно-политическое воспитание
военно-патриотическое воспитание
Великая Отечественная война
1. Зимин П.В. Правила для учащихся и воспитательная работа школы // Советская педагогика. – 1942. — № 11. — С. 13-20
2. КГКУ «ГАКК» Фонд Р – 1383. Опись 1. Дело 255.
3. МКУ «Енисейский районный архив». Фонд 199. Опись 1. Дело 3.
4. Мыслинский Н.Г. О вопросах методики начальной военной подготовки учащихся средних школ // Советская педагогика. – 1942. — № 5. – С. 18–23.
5. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Фонд 588. Опись 1. Дело 958.
6. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Фонд 323. Опись 1. Дело 15.
7. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Фонд 588. Опись 1. Дело 749
8. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Фонд 591. Опись 1. Дело 92.
9. Скаткин Л.Н. Предлагаемые изменения в учебном плане и программам средней школы на 1942/43 учебный год // Советская педагогика. – 1942. — № 2. — С. 23–25.
В юбилейный 2015 г. особенно важно переосмыслить исторический опыт практики организации военно-патриотического воспитания в период Великой Отечественной войны. Представляет интерес основные функции военно-патриотической работы с молодежью в годы войны, анализ педагогических условий, в которых велась эта работа. Героические примеры отечественной истории могут стать эффективным средством формирования патриота, гражданина, знающего историю Родины, любящего и гордящегося своей страной. Работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи начинает приобретать особый характер, чему способствует принятие в последние годы ряда государственных документов. Об этом свидетельствует также большое количество работ, посвященных разным аспектам военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Научные исследования практики отечественного военно-патриотического воспитания посвящены характеристике его особенностей в дореволюционный период (Н.Н. Гомзякова, А.В. Коновалов, В.Г. Визер, В.М. Манукян и др.); предвоенного времени (И.С. Дудич, В.И. Мосеев, Н.П. Панков, О.Ю. Никонова, Н.Д. Ростов и др.); периоду 1950-1980 гг. (С.В. Галдобина, Л.Н. Лидер, Ю.А. Ломтев, А.А. Шинкоренко и др.); проблемам военно-патриотического воспитания на современном этапе (В.И. Баев, А.Ю. Войкин, Т.В. Горюнова, С.А. Головань, В.Ю. Микрюков, С.П. Меньшиков, И.А. Прилюдько и др.). Авторы диссертационных работ и статей на обширном историческом материале, материале социологических и педагогических исследований подчеркивают, что работа по военно-патриотическому воспитанию учащейся молодежи является важной социальной проблемой в разные исторические периоды.

В педагогической периодике военного времени отмечалось, что война внесла значительные коррективы в организацию и функционирование школьной системы и потребовала такой перестройки учебно-воспитательной работы, которая обеспечивала бы подготовку учащихся к практическому участию в труде и обороне [9].

В 1942 г. был принят документ, который обозначил новые задачи школы в военное время, среди которых важное место занимала военно-физическая подготовка, идейно-политическое и патриотическое воспитание.

Подтверждением тому было следующее:

1) «учащиеся изучали строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, знакомились с стрелковым оружием, проходили технику рукопашного боя и военно-санитарного дела» [9];

2) «каждый обучающийся школьник должен был научиться в совершенстве владеть стрелковым оружием и практически усвоить тактику ближнего боя» [4].

Отмечалось, что время, отводимое для военно-физической подготовки, необходимо было использовать с наибольшей производительностью в полном соответствии с заранее разработанным учебным планом. Расписание занятий составлялись на каждую неделю, в нем указывались: время занятий; часы занятий; предмет занятий (т.е. вид военной подготовки); содержание занятий; пособия и руководства, на основе которых должны вестись занятия [4].

Так, в VIII классах выделялось 3 ч на занятие, в IX классах - 4 ч, в X классах - 5 ч. На физическую и допризывную военную подготовку учащихся отводилось в V-VII классах по 3 ч в неделю. В связи с необходимостью дать старшим школьникам начальные военные знания и умения в VIII и IX классах на военные занятия и физкультуру отводилось по 4 ч, а в X классе - по 5 ч в неделю [9].

По разработанному учебному плану и расписанию проводились следующие занятия:

1) строевая подготовка;

2) огневая подготовка;

3) тактическая подготовка;

4) подготовка одиночного бойца (бойца-наблюдателя, бойца в наступательном бою и атаке);

5) химическая подготовка.

Целью строевой подготовки являлось воспитание сознательной дисциплины, товарищеской «спайки» и выработки навыков каждого учащегося для выполнения боевых задач. Перед каждым построением и выходом необходимо было проверять исправность одежды, выданного оружия и снаряжения. Это имело большое воспитательное значение, приучало школьников к аккуратности и вниманию. Так, при прохождении темы «Действия бойца без оружия» надо сразу добиться правильной основной стойки и четких поворотов; при обучении «действиям бойца с оружием» следует добиться четкого, с необходимой выдержкой, выполнения ружейных приемов; при обучении бойцов «перебежкам» и «переползанию» нужно указать обучаемым, что эти способы передвижения нужны для преодоления участков местности и т.д. [4, с. 19].

Занятия огневой подготовкой организовывались и проводились под общим руководством военрука. Учащиеся знакомились с оружием и правилами обращения с ним. При изучении приемов стрельбы обязательно демонстрировалось выполнение этого приема в целом, после чего обучаемый «проделывал» показанный прием. При изучении ручных гранат и противотанковой ручной гранаты, после ознакомления обучаемых с боевыми их свойствами и устройством добивались твердых знаний, а именно как зарядить гранату и подготовить к метанию; особенно внимательно останавливались на изучении зажигательных бутылок [4, с. 20].

Тактическая подготовка предполагала изучение и отработку техники проведения атаки (колка чучел, метание учебных гранат в мишени и др.). На всех практических занятиях обязательно вводились вопросы стрелковой, саперной и химической подготовки. При обучении бойца основам наступательного боя и атаке на занятии следовало было избрать участок с разнообразным характером местности для показа всякого рода передвижений под огнем противника при сближении с ним. Каждому школьнику необходимо было показать движения и действия с момента открытия пулеметного огня противника и рубежа атаки.

Учащихся знакомили со службой дозора в разведке, где необходимо было объяснить значение разведки и ознакомить со способами добывания сведений о противнике, объяснить, почему боец должен сдать все свои документы, личные и служебные, а лишь затем перейти к практическому обучению разведчика. Кроме того, разъяснялось поведение наблюдателя, которому необходимо было вести следующие наблюдения:

1) за противником - выявить расположение его огневых точек, наблюдателей, офицеров, танков, орудий, самолетов и т.д.;

2) за передвижениями и действиями своих войск, соседей и т.д.;

3) за сигналами воздушной, танковой и химической тревоги.

Необходимо было обращать внимание на самые незначительные признаки: качание веток, кустов при отсутствии ветра, колебание травы, пыль, блеск, изменение положения местных предметов и др. При обнаружении цели наблюдателю нужно было строго определить расстояние и доложить командиру примерно так: «прямо, желтый куст справа рядом - пулемет - 600 метров» [4, с.20].

Занятия по химической подготовке проводились только практически, с показом средств химической защиты и способами их использования. Особое внимание обращалось на изучение противогаза общевойскового типа, а именно знакомство с его устройством, назначением и действиями противодымного фильтра, химического поглотителя и активированного угля, а также умением пользоваться им в разных условиях [4, с. 21].

Результаты военно-физической подготовки каждого ученика подлежали обязательной проверке. Отстающих обязательно выделяли в отдельную группу и «тренировали их особенно настойчиво, чтобы они шли в уровень с другими». В рамках военно-физической подготовки воспитывали и командирские навыки. Для этого лучшим школьникам поручали лучшим школьникам вести некоторые виды занятий с небольшими группами обучаемых [Там же].

Так, архивные материалы показывают, что в ходе проверки «...выявлено слабое знание основных частей программы военной подготовки, отсутствие или бессистемное проведение физзарядок, систематические срывы занятий по военно-физической подготовке. В целях устранения недочетов предложено следующее: изучить в кружках программы военно-физической подготовки учащихся и сдать зачеты; Срывы и замены военных занятий считать чрезвычайной ситуацией - немедленно производить расследование с привлечением виновных к судебной ответственности; Произвести занятия на свежем воздухе. Физзарядку ввести в систему» [5].

В связи с этим подвергался некоторому сокращению программный материал по предметам в старших классах путем исключения из программ текстуального изучения некоторых произведений, отдельных исторических фактов.

Таблица 1

Сравнительная таблица сокращения учебных часов [9].

Предмет

Класс

Количество недельных часов на изучение в довоенное время

Количество недельных часов на изучение в годы войны

Литература

VIII-X

5

4

История

VIII-X

5

4

Конституция

VII

2

1

Основы дарвинизма

IX

3

2

Сокращение учебных часов неблагоприятно сказалось на усвоении материала. В годовых отчетах о работе школ отмечалась низкая грамотность учащихся, а успеваемость зачастую составлял 40-50% [2].

Благодаря архивным материалам мы можем представить, как было организовано идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся в школах. Например, для улучшения постановки воспитательной работы выходили следующие постановления:

1) разработать конкретные мероприятия, ввести в практику ежемесячные проверки состояния отдельных разделов учебно-воспитательной работы;

2) организовать внешкольную работу, особое внимание обратить на подготовительную работу военно-физического воспитания, проведение бесед и докладов научно-популярного характера;

3) обеспечить оборудованием и инвентарем (плакаты, портреты вождей и др.)» [3].

Также проводились литературные концерты, монтажи, детские утренники, тематика которых была героико-патриотическая и посвященная определенным датам и событиям: «Да здравствует Новый год - год Великих Побед»; «День 27-ой годовщины РККА»; «Молодежь в дни Отечественной войны»; «Сталин - наша сила»; «Боевые подвиги Красной Армии».

Вопрос организации и проведения идейно-политической работы в годы войны касался не только учащихся, но и учительства. От педагога требовалась прежде всего «работа над собой, организация воспитания на более высоком уровне...» [7]. Содержанием политического образования учителей являлось «...изучение книги товарища Сталина «О Великой Отечественной войне» и изучение краткого курса истории ВКП(б)» [8].

Патриотическому воспитанию учащихся уделялось большое внимание не только во внеклассной работе, но и в учебное время. Правильное преподавание основ наук, уроки объяснительного чтения в начальных классах, подбор тематики для бесед по картинам, для изложений, сочинений и даже текстов для диктантов формируют сознание учащихся, воспитывают у них идейную коммунистическую направленность. Важно при этом обеспечивать воздействие не только на интеллект, но и на эмоции учащихся, создавать у них соответствующий душевный отклик, согревать мысли, вызывать осуждение антиобщественного поведения. Особая роль в решении этой задачи принадлежит преподавателям литературы и истории, знакомящим учащихся с полными драматизма страницами истории человечества и своего народа [1].

Учебный материал каждого урока должен был быть связан с конкретными событиями Великой Отечественной войны. Так, например, на уроках истории, русского языка и литературы говорили о национальной гордости за Россию и русский народ (изучали произведения о былинных богатырях, о героических событиях в истории страны), а на уроках музыки разучивали патриотические песни и песни, которые были написаны в годы войны.

Также большое внимание со стороны руководителей отделов народного образования уделялось наглядной агитации. На стенах классов и коридорах можно было часто увидеть лозунги и плакаты. Однако в отчетах находим записи, свидетельствующие о том, что «...большинство школ не имеют плакатов для учебно-воспитательных работ...», что было связано, с одной стороны, с отсутствием бумаги и красок, с другой - не всегда вовремя осуществлялась доставка типографской агитационной продукции по школам (особенно в отдаленные поселения) [5].

Сложное военное время требовало «... мобилизовать учителей школ на воспитание в детях качества человека...», а именно добиваться практических навыков учащихся, уделить особое внимание привлечению учащихся в трудовую деятельность, «воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои поступки, ненависти к врагам народа» [8]. Уже с первых дней войны местные партийные и комсомольские органы, отделы народного образования, руководители школ организовывали школьников на оказание помощи сельскому хозяйству, промышленности и транспорту, чтобы заменить взрослых, мобилизованных в Красную Армию. Так, учащиеся и педагогические коллективы «...оказали большую помощь нашей доблестной Красной Армии путем сбора лекарственного сырья дикорастущих растений». Среди школьников проходили выставки «Труд учащихся в помощь фронту» и «Все для фронта, все для победы» [6].

Таким образом, основными функциями практики военно-патриотического воспитания школьников в годы войны были: образовательная (углубление знаний по истории нашей страны, связь материала урока с военными событиями); воспитательная (идейно-политическое и патриотическое воспитание); военно-физическая (строевая, огневая. противохимическая, тактическая подготовка, физическое воспитание, военная подготовка, укрепление здоровья); адаптивная (обеспечение жизнестойкости личности в сложных условиях военного времени).

Рецензенты:

Пономарев В.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск;

Алашкевич Ю.Д. д.т.н., профессор, заведующий кафедрой ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Лобанова О.Б., Колокольникова З.У., Плеханова Е.М., Соколова Е.В., Луговская Т.В., Цирукина У.В. ПРАКТИКА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17775 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674