Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ И СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА

Бадрахан А.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет»
В современных условиях нарастают негативные тенденции в национальной экономике, в том числе и по политическим причинам. Соответственно социально-экономическое положение многих регионов становится нестабильным, сокращается финансирование региональных социально важных программ и проектов, многие отрасли специализации данных регионов оказываются в крайне тяжелом положении. Особенно это актуально для предприятий промышленности, потому что они являются системообразующими для некоторых регионов, в том числе и для Кабардино-Балкарской республики. Для выхода из данной ситуации среди прочих мер предприятия отраслей промышленности должны обладать некоторыми преимуществами, т.е. быть конкурентоспособными. И в связи с этим наряду с экономическими методами развития конкурентоспособности региона решающую роль на начальном этапе должны сыграть усилия региональных органов власти, так как именно они могут создать благоприятные условия для притока капитала в данную отрасль на фоне неблагоприятной для инвесторов экономической ситуации в самих регионах.
государственное финансирование
региональное развитие
инвестиционный потенциал
региональная конкурентоспособность
конкурентоспособность
промышленность
1. Л.И. Увшицкий, В.Н. Парахина. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность. Методы оценки, современное состояние. Сборник научных трудов СевКав ГТУ. Серия «Экономика», 2005. № 1.
2. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. – Юрист, 1999. – 384 с.
3. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
4. Шеховцева Л.С. Методология разработки стратегии развития окраинного региона страны в условиях ОЭЗ// Прогнозирование и стратегия развития Особой экономической зоны России: Межвузовский сборник научных трудов/ Калиниградский университет. — Калининград. – с. 20–32.
5. Развитие промышленного сектора как приоритет развития региона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.economykbr.ru/index.html. (Дата обращения: 12.11.2014).
Одним из наиболее часто встречающихся тезисов во многих выступлениях политических лидеров является тезис о том, что Россия должна быть конкурентоспособной страной. И, как следует из этого, решение вопросов, связанных с региональным развитием и конкурентоспособностью основных отраслей в данных регионах, становится первоочередной задачей многих региональных политических лидеров, так как именно эффективное развитие и поступательный региональный рост позволят достичь конкурентоспособности страны в целом и соответственно - поставленной цели.

Современное же состояние регионов в сложившихся условиях характеризуется прежде всего неоднородностью развития большинства субъектов Федерации. Это связано со многими причинами, как экономическими, так и неэкономическими. Среди общих причин низкого социально-экономического развития регионов можно выделить следующие:

  1. устаревшие и неэффективно функционирующие производственные мощности (в том числе морально) и как следствие - выпуск неконкурентоспособной продукции;
  2. отсутствие инновационного потенциала в регионах, научно-технических знаний;
  3. неразвитый или неиспользуемый рекреационный потенциал;
  4. высокий уровень безработицы;
  5. отсутствие внешних (в том числе и международных) связей;
  6. невозможность выхода внутренних производителей на внешние рынки;
  7. другие макроэкономические показатели.

Таким образом, наличие или отсутствие вышеуказанных факторов предопределяет положение региона в экономическом пространстве страны, т.е. определяет степень его конкурентоспособности по сравнению с другими субъектами РФ.

Как было отмечено выше, достижение конкурентоспособности отраслей регионов является первоочередной задачей, требующей решения для получения поставленных правительством целей, и выступает как одна из приоритетных функций регулирования экономики на государственном уровне. Однако многие проблемы определения и формирования конкурентоспособности и факторы, определяющие конкурентоспособность и роль государства в этом процессе, мало изучены или остаются нерешенными. Существует необходимость более глубокой проработки практических вопросов, связанных с оценкой конкурентоспособности регионов и выработки рекомендаций по рассматриваемой проблеме.

Актуальность решения данной проблемы можно обосновать тем, что в условиях сложившейся экономической ситуации (в частности, нехватки финансовых ресурсов, сокращения числа финансируемых государственных проектов, свертывания многих частных инвестиционных проектов) многие регионы для стабильного поступательного роста должны обладать некоторыми конкурентными преимуществами по сравнению с другими; особенно это актуально с точки зрения удержания и привлечения инвестиций.

Немаловажную и определяющую роль для эффективного, поступательного роста экономики региона играют не только макроэкономические показатели, на основе которых принимаются решения (в том числе и инвесторов) о вложении средств, но и действия и решения региональных органов власти, которые могут обеспечить условия создания комфортной (выгодной) работы многих предприятий, отраслей и инвесторов.

Для того чтобы обосновать правомерность поставленной цели, необходимо прежде всего провести анализ существующих определений понятия конкурентоспособности, выявить причины низкой конкурентоспособности многих субъектов РФ, попытаться дать авторское определение понятия конкурентоспособности региона с точки зрения неэкономических показателей.

Несмотря на теоретическую и методологическую проработку вопросов, связанных с конкурентоспособностью регионов, во многих изданиях и работах остаются нерешенными или мало исследованными вопросы анализа некоторых критериев оценки конкурентоспособности регионов, их места и степени важности данных показателей для конкретных регионов.

Несмотря на многообразие показателей оценки конкурентоспособности, на наш взгляд существуют некоторые неэкономические факторы, которые напрямую влияют на состояние экономики региона. К таким важным факторам можно отнести способность региональных органов власти создать условия субъектам региона для достижения и удержания ими преимущества по сравнению с другими. Именно политический фактор, на наш взгляд, будет преобладать в решении указанных вопросов наряду с экономическими показателями. Именно от их гарантий инвесторам, умения «выбивать» бюджетные средства в Центре и способности создавать благоприятные условия внутренним производителям напрямую зависит конкурентоспособность субъекта в целом, а рост каких-либо экономических показателей будет является следствием вышеуказанных действий региональных лидеров.

Таким образом, под конкурентоспособностью мы будем понимать способность региональных органов власти предоставить внутренним производителям товаров, частным инвесторам, а также внешним инвесторам определенные условия, которые (условия) будут выгодно отличаться от аналогичных в других субъектах РФ, для достижения наиболее эффективного функционирования определенных отраслей экономики региона и создания новых инвестиционных проектов.

Как известно, конкурентоспособность экономического субъекта определяется различными экономическими показателями, на основе анализа которых делается заключение о целесообразности привлечения капитала на данную территорию.

Рекомендуется иметь в виду, что капитал в условиях свободного рынка имеет возможность перетекать с одной территории на другую, и стремиться выбирать такие регионы и районы, где обеспечиваются наиболее благоприятные условия для вложения. Такими условиями наряду с общепринятыми подчас являются и гарантии, а также устные договоренности с потенциальными инвесторами, некоторыми политическими лидерами и органами власти.

На наш взгляд, тот факт, что среди прочих факторов конкурентоспособности на первый план выходит политическая составляющая, имеет немаловажное значение для небольших регионов СКФО, особенно для Кабардино-Балкарской республики. Именно в таких регионах региональные власти, используя так называемый административный ресурс, должны создавать конкурентное преимущество внутренним товаропроизводителям.

Кабардино-Балкарская республика, не самая богатая республика Северного Кавказа, остается в этом сложном регионе одной из самых политически стабильных в условиях финансового кризиса. Одной из причин этого является созданный по инициативе руководства республики антикризисный штаб (его еще называют президентским), который держит в своих руках все проблемы, оперативно их решает. Главный упор - на поддержку основных отраслей промышленности и малого бизнеса. Но без «инвестиционного задела», который был создан здесь в предыдущие три года, эта поддержка вряд ли могла бы быть такой эффективной, как сейчас. С 2009 по 2014 гг. в Нальчике был реализован 21 инвестиционный проект, еще 9 - в стадии реализации. Объем привлеченных инвестиций составил 1 млрд 201 млн рублей - столица республики вошла в семерку наиболее инвестиционно привлекательных городов Южного федерального округа. Именно благодаря этому в Кабардино-Балкарии создано около 900 новых рабочих мест. А на днях правительство республики приняло решение снизить процентную ставку для тех предприятий малого бизнеса, которые платят налоги по упрощенной системе. Размер новой ставки составит 10 % вместо прежних 15 %. До этого предприниматели могли выбирать: платить налоги в размере 6 % от общего дохода либо 15 % от прибыли. Теперь же, чтобы уменьшить нагрузку на малое предпринимательство, федеральный Налоговый кодекс дает субъектам России право самим снижать ставку с 15 % до 5 % в зависимости от категории налогоплательщиков [5].

Что же является причиной низкой конкурентоспособности субъектов страны? На наш взгляд, причин достаточно много, причем некоторые из них носят объективный характер. В большинстве случаев невысокая конкурентоспособность связана с невозможностью многих предприятий и отраслей специализации своевременно и быстро перестраиваться под изменяющиеся внешние условия. А невозможность подстроиться под изменяющиеся условия является следствием непроработанности вопросов связанных с инновационным потенциалом, неэффективным управлением знаниями, невозможностью в силу определенных причин внедрения опытных разработок в практическую деятельность.

На первый взгляд кажется, что в сложившейся ситуации наряду с объективными причинами, такими как распад производственных связей, кризис 1990-х гг., существуют и субъективные причины, при которых ответственность полностью может быть возложена на региональные органы власти как орган, неспособный предусмотреть будущее развитие ситуации, потребности рынка и т.д.

Но не следует относить данное заключение ко всем субъектам Федерации, к каждому конкурентному региону необходимы свой подход и анализ сложившегося экономического положения.

Известно, что многим субъектам страны в наследие от прежней системы досталось низкое социально-экономическое положение, вызванное общеизвестными причинами. Такие экономические явления, как разрыв экономических связей, а также сокращение государственных заказов, рост числа неплатежей и как следствие - общий экономический спад, во многих регионах объясняются, на наш взгляд, объективными причинами.

В частности, Кабардино-Балкарская республика является аграрно-промышленной, при этом промышленность республики была ориентирована на оборонную промышленность и в основном работала на государственных заказах. Надо также отметить, что оборонная промышленность имеет свою специфику - данные отрасли являются монополией государства, и все экономические методы, которые могут быть применены к другим отраслям и предприятиям для их стимулирования, здесь не совсем приемлемы. И с сокращением государственных заказов многие предприятия республики просто остановились, были потеряны многие рабочие места, существовали скрытая безработица и другие негативные явления. И в этой ситуации трудно было бы возложить ответственность на тогдашнее руководство республики и обвинить его в недальновидности.

Предприятия оборонной промышленности были остановлены и оставались на плаву только благодаря конверсионным мероприятиям. Из-за разрыва экономических связей остановились многие другими промышленные предприятия, выпускаемая продукция не могла быть конкурентоспособной, не имела выхода на внешние рынки, и как следствие всего этого - регион в социально-экономическом развитии отставал от других субъектов РФ.

В современной ситуации упор в развитии экономики республики делается на развитие рекреационного комплекса и сельского хозяйства. Причем в этих областях достигнуты определенные успехи. Так, нужно отметить, что в республике реализуется ряд приоритетных для региона инвестиционных проектов. В частности, в январе 2008 г. состоялась встреча главы республики с представителями фирмы Idromeccanica LUCCHINI Массимо Луккини и Паоло Баттистел, в ходе которой была достигнута договоренность об открытии в Баксанском районе гидропонных теплиц площадью 30 га. До этого итальянцы уже вели переговоры и имели опыт сотрудничества с главой администрации Баксанского района, который, побывал в Италии на заводе по производству оборудования, ознакомился с работой тепличных хозяйств этой фирмы и построил собственные 4 га парников по европейским технологиям в Нарткале.

Северо-Кавказский банк Сбербанка России открыл вторую кредитную линию по финансированию строительства тепличного комплекса в селе Кишпек Баксанского района Кабардино-Балкарии. Размер инвестиций на этом этапе превышает 650 млн руб. Первая очередь комплекса уже введена в эксплуатацию, этой весной продукция начнет поступать в продажу. С вводом в строй всех трех очередей комплекс будет давать 15 тыс. т помидоров в год. Такое количество может серьезно потеснить импортную, чаще всего турецкую, продукцию на Юге России. Кстати, овощи и фрукты из Кабардино-Балкарии уже составляют на рынках Ставрополя достойную конкуренцию кубанской продукции. У них хорошее качество и цена ниже.

Через государственное Агентство инвестиций и развития Кабардино-Балкарии за 5 лет в экономику республику будут вложены около 25 млрд руб. Санкции, применяемые по отношению к нашей стране, дают шанс потеснить импорт и занять свою нишу на огромном рынке промышленной продукции и товаров народного потребления. Приоритетами названы развитие промышленности, туристско-рекреационного и агропромышленного комплексов, гидроэнергетики, повышение доступности социальной инфраструктуры и рост занятости населения. Всего же до 2020 г. планируют привлечь инвестиций в курорт около 100 млрд руб., в том числе бюджетных 33 млрд руб. на инженерную и коммунальную инфраструктуры.

Анализируя инвестиционный потенциал Кабардино-Балкарской республики, необходимо отметить, что уровни инфраструктурного, природно-ресурсного, туристического и трудового потенциалов стабильно превышают уровень инвестиционного потенциала региона в целом. По итогам 2006 г. по сравнению с 2003 г. был повышен общий рейтинг Кабардино-Балкарской республики, т.е. повышен уровень инвестиционной привлекательности и снижен уровень инвестиционных рисков.

Таким образом, если проанализировать все вышесказанное, можно прийти к следующим выводам:

1) по оценкам экспертов, республика имеет пониженный потенциал - высокий риск;

2) инвестиционные риски до 2006 г. оставались довольно высокими по сравнению со среднероссийскими;

3) объем инвестиций и инвестиционных проектов, реализуемых в республике, увеличился, общий объем инвестиций в сельское хозяйство и рекреацию составил свыше 100 млрд руб.;

4) через государственное Агентство инвестиций в экономику республику за 5 лет будут вложены около 25 млрд руб.

Если исходить из предположения о том, что инвесторы предпочитают вкладывать средства в наиболее благополучные регионы с высоким уровнем потенциала и минимальным уровнем риска, то многие субъекты Федерации останутся без дополнительной поддержки со стороны частного, негосударственного сектора и не будут иметь возможности самим выйти из сложившейся ситуации, поскольку выход из кризиса невозможен без инвестиций.

Из приведенных выше данных мы видим, что инвестиции в республику идут, реализуются многие социально важные инвестиционные проекты. Следовательно, инвесторы в своем решении о вложении средств скорее всего руководствовались некоторыми другими принципами.

Таким образом, не всегда анализ экономических показателей (инвестиционного риска, инвестиционного климата и потенциала) говорит о том, что в данный регион нежелателен приток капитала, невозможно обеспечение его сохранности и увеличения.

Так какой же выход возможен из сложившейся ситуации? Как повысить конкурентоспособность регионов, уровень жизни населения, другие экономические показатели? Кардинально, за короткий промежуток времени, изменить социально-экономическое положение, в том числе создать благоприятный инвестиционный климат в регионе, вряд ли удастся. А без внешних источников рост любой экономической системы, находящейся в упадочном состоянии невозможен, необходимы первоначальные инвестиции, для того чтобы сдвинуть с места экономику регионов. Получается некий замкнутый круг, разорвать который нам представляется возможным следующим образом.

Выход, на наш взгляд, в числе прочих действий видится в следующем: требуются личные гарантии инвесторам от самих руководителей регионов именно на начальном этапе развития, необходимо гарантировать сохранность вкладываемых средств, не национализировать результаты реализации инвестиционных проектов, обеспечивать свободу действий инвесторам в рамках инвестиционного законодательства.

Таким образом, представители региональных властей должны вести борьбу на федеральном уровне за предоставление региону более благоприятных экономических условий по сравнению с другими, отстаивать интересы крупных структурообразующих, социально значимых предприятий региона, искать возможность для налаживания международных связей, административными мерами, не противоречащими законодательству РФ, защитить местного производителя. Следовательно, многим регионам, испытывающим серьезные экономические проблемы, для достижения поступательного движения (и как следствие этого - достижения конкурентоспособности на внешнем рынке) необходимо будет прибегнуть к нетрадиционным способам. Подобного рода меры не являются каким-либо экономическим инструментом достижения результатов.

Рецензенты:

Шидов А.Х., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик;

Нагоев А.Б., д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг» ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М. Бербекова», г. Нальчик.


Библиографическая ссылка

Бадрахан А.И. АНАЛИЗ И СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17637 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674