Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В КУРСЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Елагина В.С. 1 Трубина Л.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Целью исследования, результаты которого представлены в статье, выступило изучение готовности студентов, будущих учителей безопасности жизнедеятельности, к деятельности по реализации межпредметных связей при изучении школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и определение возможностей целенаправленного формирования и развития у них профессионально-педагогических компетенций и профессионально значимых качеств в рамках учебного курса «Методика обучения безопасности жизнедеятельности». На первом – констатирующем этапе экспериментального исследования был выявлен уровень сформированности компетенций и профессиональных качеств, необходимых для осуществления межпредметных связей при изучении основ безопасности жизнедеятельности в школе. Результаты исследования позволили констатировать невысокий уровень сформированности знаний и умений, необходимых при решении проблемных вопросов, требующих интеграции знаний из смежных областей наук. В рамках формирующего эксперимента в вузе были обеспечены педагогические условия: вовлеченность студентов в процесс решения проблемных задач и ситуаций, имеющих предметную ориентацию; развитие специальных компетенций, необходимых будущим педагогам для осуществления межпредметных связей. Основными результатами формирующего эксперимента стали значительный интерес студентов к проблеме межпредметной интеграции, повышение уровня готовности и сформированности компетенций по реализации межпредметных связей.
межпредметные связи
готовность студентов
компетенции
профессионально значимые качества
1. Гурьев А.И. Межпредметные связи в системе современного образования: монография. – Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2002. – 213 с.
2. Елагина В.С., Трубина Л.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к деятельности по реализации межпредметных связей в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www.science-education.ru/113-11101 (дата обращения: 08.07.2014).
3. Максимова В.Н. Интеграция образования как научно-педагогическая проблема // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании: тез. докл. – СПб., 1994. – Ч. 2. – С. 8-9.
4. Усова А.В. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования // Физика в школе. – 2000. – № 3. – С. 46-48.
5. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. – М.: Педагогика, 1972. – 152 с.
Одним из важнейших дидактических условий повышения научного уровня преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе, а также повышения качества подготовки школьников являются межпредметные связи (МПС).  Многими педагогами и методистами межпредметные связи рассматриваются как один из оптимальных способов формирования научного мировоззрения учащихся,  развития их мышления,  как средство развития различных приемов умственной деятельности, как условие формирования комплексных знаний и учебно-познавательных умений [1; 2; 3; 4; 5].

Эффективность реализации межпредметных связей  при изучении школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» определяется уровнем профессионально-педагогической компетентности и готовности учителя к деятельности по их реализации, убежденностью в необходимости осуществления МПС на уроках и соответствующей методической подготовкой.

Педагогические исследования, опыт работы со студентами, наблюдение за деятельностью учителей убеждают нас в том, что при целенаправленной, систематической организации обучения безопасности жизнедеятельности на основе межпредметных связей повышается качество и прочность усвоения учащимися теоретических знаний и практических навыков, развиваются необходимые качества личности. Такая организация обучения способствует формированию у учащихся умений осуществлять перенос умений и знаний из смежных дисциплин при решении сложных проблемных вопросов и задач, развивает познавательный интерес учащихся к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и повышает социальную и личностную значимость его изучения, формирует интегративный стиль мышления, умение всесторонне и комплексно оценивать явления и процессы, протекающие в окружающей нас действительности,  формируют необходимые нормы поведения в чрезвычайных ситуациях.

Основы методической деятельности будущих учителей безопасности жизнедеятельности, в том числе по осуществлению межпредметных связей при обучении учащихся общеобразовательной школы,  формирование у них ключевых компетенций закладываются в период их подготовки в педагогическом вузе.

Следует отметить, что для выпускника педагогического вуза большое значение имеет не только овладение теоретическими знаниями и методическими умениями, но и развитие умений применять, систематизировать и использовать их в профессиональной педагогической деятельности.

В этой связи актуальной и своевременной является целенаправленная подготовка компетентного учителя, готового к обучению учащихся на основе использования современных технологий, направленных на реализацию межпредметных связей смежных дисциплин.  Формированию у будущих учителей безопасности жизнедеятельности умений осуществлять межпредметные связи в процессе обучения школьников во многом способствует разработанная нами программа «Методика изучения основ безопасности жизнедеятельности» с включение раздела «Межпредметные связи» [1].

В рамках данной подготовки нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого является изучение готовности студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности к деятельности по реализации межпредметных связей в школе при изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

В эксперименте участвовали 45студентов 5 курса указанного факультета Челябинского государственного педагогического университета, учителя-методисты ведущих общеобразовательных организаций г. Челябинска и преподаватели вуза, курирующие студентов во время педагогической практики и выступающие в качестве экспертов.

В исследовании использовался комплекс психолого-педагогических методов. Среди них: метод экспертных оценок, анкетирование, наблюдение, изучение продуктов деятельности учащихся, различные формы анализа результатов деятельности студентов по реализации межпредметных связей.

Одной из задач констатирующего эксперимента было выявление уровня сформированности компетенций и профессиональных качеств, необходимых для осуществления МПС при изучении основ безопасности жизнедеятельности в школе. Результаты исследования позволили констатировать невысокий уровень сформированности знаний и умений по проблеме МПС, необходимых при решении проблемных вопросов и задач, требующих интеграции знаний из смежных областей наук.

Анализируя результаты анкетирования, следует отметить, что студенты-практиканты (35,5 %)  в той или иной степени, систематически или эпизодически, используют МНС при объяснении учебного материала, при решении задач комплексного характера или при рассмотрении проблемных ситуаций, вопросов, требующих интеграции знаний и умений из смежных дисциплин. В своей  деятельности  большее предпочтение они отдают межпредметному уроку, реже в школе проводятся межпредметные семинары и лекции для старшеклассников, комплексные экскурсии и интегративные уроки. Студенты отмечают, что в МПС   скрыты огромные воспитательные возможности, которые могут быть реализованы в различных формах внеклассной деятельности учащихся.  При это они считают, что наиболее целесообразными для реализации МПС являются  проведение олимпиад (63,5 %) и конкурсов (51,9 %), организация кружков (60,2 %), факультативов (9,6 %) и предметной декады (более 30 %) межпредметного характера. По мнению студентов, значение межпредметных связей в обучении учащихся основам безопасности жизнедеятельности трудно переоценить. Среди наиболее значимых результатов обучения они отмечают такие, как: межпредметные связи развивают интерес к изучению смежных дисциплин, раскрывают в процессе изложения учебного материала связи между явлениями и процессами окружающего мира, формируют умения осуществлять перенос знаний из одного предмета в другой, решать комплексные задачи и проблемы.

Нельзя не отметить, что студенты, начинающие работать в школе в период педагогической практики, испытывают значительные затруднения в реализации МПС в процессе обучения учащихся в курсе  «Основы безопасности жизнедеятельности», объясняя их тем, что недостаточно методических рекомендаций по осуществлению МПС (41 %), по формированию обобщенных умений (89,5 %) и общенаучных понятий (21 %). Нет в достаточном количестве дидактического материала межпредметного содержания (72,3 %). Многие  студенты  хотели бы иметь разработки лекций, уроков, семинаров по конкретным темам (87,8 %). Более 75 % респондентов хотели бы посетить уроки учителей, активно использующих МПС в обучении школьников.

Формирующий этап опытно-экспериментальной  работы включал определение основных компонентов деятельности  студентов, необходимых для систематической и продуктивной реализации МПС в обучении школьников, а также разработку критериев и показателей сформированности их готовности к осуществлению МПС в процессе формирования знаний и умений в школьном курсе «Основы  безопасности  жизнедеятельности».

Современной школе нужны образованные, компетентные, высоко нравственные педагоги, которые могут комплексно применять знания при решении сложных проблемных ситуаций в условиях неопределенности и стихийности, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за результаты своей педагогической деятельности. Высокие требования к уровню профессиональной подготовки будущих учителей  вызвали потребность в определении основных видов деятельности, способствующих  формированию  у будущего учителя  умений осуществлять МПС при изучении основ безопасности жизнедеятельности, потребности в постоянном пополнении и обновлении как предметных знаний, так и знаний смежных предметов, психолого-педагогических и методических знаний, совершенствование умений и навыков, закреплении и превращении их в компетенции.

В рамках нашего исследования была определена нормативная модель деятельности студента по реализации МПС в обучении школьников,  отражающая  научно обоснованный состав знаний, умений и профессионально важных качеств личности (таблица).

На основе данной модели была разработана карта самооценки и экспертной оценки, которая  позволила получить более или менее целостную картину  о готовности студентов к деятельности по реализации МПС в школе, их  методической компетенции. В качестве экспертов выступали учителя-методисты базовых школ, в которых студенты проходили педагогическую практику, а также методисты и преподаватели педагогического вуза, руководители практики.

Основные компоненты деятельности по реализации межпредметных связей в обучении учащихся основам безопасности жизнедеятельности

Компоненты

деятельности

Функционал учителя

 по реализации МПС в обучении учащихся.

Мотивационный

-  наличие стойких познавательных интересов к проблеме МПС;

- стремление сформировать у учащихся межпредметные знания и умения, интегративный тип мышления;

- осознание необходимости преподавания своего предмета на основе МПС.

Гностический

- знание своего и смежных предметов;

- теоретические и методические знания проблемы МПС;

- умение устанавливать МПС в процессе обучения ОБЖ;

- способность анализировать уровень сформированности межпредметных знаний и умений учащихся.

Организационный

- умение организовать учебно-воспитательную деятельность учащихся, направленную на осуществление МПС;

- умение организовать работу межпредметных кружков, факультативов;

- владение методами управления деятельностью учащихся.

Конструктивный

- умение формировать систему целей и задач, направленных на реализацию МПС;

- умение планировать учебно-воспитательный процесс, направленный на реализацию МПС;

-  умение конструировать содержание межпредметных и интегративных уроков, других форм учебных занятий;

-  умение проектировать деятельность учащихся, направленную на овладение умениями самостоятельно устанавливать МПС.

Исследовательский

- методологические умения и навыки (определить цели и задачи исследования, выдвинуть гипотезу, разработать программу эксперимента и др.);

- способность к анализу, самоанализу и обобщению опыта работы по реализации МПС в обучении учащихся;

- способность к опытно-экспериментальной работе по осуществлению МПС в школе.

Осуществление деятельности по реализации межпредметных связей в процессе формирования знаний и умений учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» требует от учителя широкого спектра личностных и профессионально важных качеств.

Анализ психолого-педагогической литературы в области исследования проблемы медпредметных связей и профессионально важных качеств позволил нам выделить следующие группы качества личности учителя ОБЖ: 1) личностные качества (целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоятельность, ответственность, надежность, самоконтроль, самооценка, коммуникативность); 2) интеллектуальные (логические и аналитические способности, творческая активность, способность к конструированию, моделированию и др.); 3) организационно-управленческие (умение планировать, принимать решения, организовать совместную деятельность, обеспечить контроль).

С целью изучения уровня владения знаниями и умениями осуществлять МПС в обучении школьников студентам 5 курса факультета физической и культуры и безопасности жизнедеятельности была предложена карта самооценки, которую студенты заполняли два раза:  перед началом педагогической практики и после её окончания. За время прохождения практики в школах г. Челябинска студенты работали учителями БЖ. Поэтому возможно предположить, что уровень развития их компетенций в области проблемы МПС изменится.

Карта самооценки содержала пять компонентов деятельности (таблица) и соответствующие им знания  и умения.  Студентам предлагалось оценить уровень перечисленных умений по пятибалльной шкале, по которой 1 б. - умение не сформировано; 2 б. -  умение проявляется редко; 3 б. -  умение сформировано, но в деятельности студента проявля­ется эпизодически; 4 б. - умение достаточно сформировано и часто проявляется в деятельности студента; 5 б. - умение хорошо сформировано и постоянно проявляется  в деятельности студента.

Анализ результатов анкетирования студентов позволил нам сделать следующие выводы. По мнению студентов, у них не достаточно хорошо сформированы гностические знания и умения, требующие применения знаний смежных дисциплин (70,3 %), конструктивные умения (62,1 %). При этом наибольшие затруднения студенты испытывают при разработке интегративного урока (53,3 %), внеклассного мероприятия межпредметного характера (59,2 %),  комплексных задач и  заданий, требующих интеграции знаний (58,5 %).  Более 60 % респондентов отмечают, что несмотря на сформированность у них организационных умений, они испытывают существенные затруднения при организации продуктивной творческой деятельности учащихся по переносу умений и знаний из смежных дисциплин (54,1 %), при необходимости перестраивать свою деятельность в случае непредвиденных ситуациях (61,5 %).

Хуже всего у студентов сформированы исследовательские умения (43,3 %). Наибольшие трудности студенты испытывают  при  организации микроисследования, эксперимента, связанных с проблемой осуществления МПС в школе  (47,1 %),  у более 30 % студентов не   сформированы умения самостоятельной работы с учебной и научной психолого-педагогической литературой, многие затрудняются в применении различных методов педагогического исследования на практике. Все это, безусловно, затрудняет работу студентов по реализации МПС в обучении школьников.

Повторное анкетирование студентов и экспертная оценка учителей-методистов уровня готовности студентов к реализации МПС  было проведено после прохождения практики. По завершении педагогической практики коэффициент сформированности знаний и умений в области проблемы МПС во всех группах увеличился от 15 до 25 %. Оценка экспертов позволила сделать следующие выводы.

Несмотря на то,  что конструктивные  умения в целом достаточно хорошо сформированы у студентов,  некоторые студенты  продолжают  испытывать трудности при разработке внеклассного мероприятия межпредметного характера (21,6 %), в выборе дидактических наиболее оптимальных форм и методов обучения на основе МПС (14,3 %).  Эксперты отметили, что за время практики большинство студентов проявили свои организаторские способности, продемонстрировав высокий уровень сформированности методических умений.  Практически у всех студентов повысился коэффициент сформированности гностических умений. Только у 15 %  студентов по прежнему вызывают  затруднения  задания межпредметного содержания. Следует признать, что у 7,0 % студентов и после прохождения педагогической практики остались слабо сформированными исследовательские умения. 21,3 % студентов затрудняются подобрать необходимую психолого-педагогическую литературу по проблеме МПС; 21,6 % студентам трудно спланировать и провести эксперимент; более 10 % студентов встретились с трудностями при обобщении педагогического опыта учителя, реализующего МПС в школе. На вопрос «Как вы оцените по пятибалльной шкале уровень своей подготовки к деятельности по реализации МПС в курсе «"Основы безопасности жизнедеятельности"» большинство студентов оценило свои результаты на «4» балла.

Около 55 % студентов отметили рост интереса к проблеме МПС, 35 % студентов отметили, что учебные занятия, включающие интеграцию знаний из смежных дисциплин, повышают познавательную, поисковую деятельность учащихся, ориентируют их на самостоятельный поиск необходимой информации для поиска выхода из сложной проблемной ситуации, требующий умений переноса знаний из смежных дисциплин, применения обобщенных умений.

Таким образом, уровень сформированности основных видов деятельности по реализации МПС у студентов существенно повысился в процессе их практической деятельности в школе в качестве учителя безопасности жизнедеятельности.

Профессиональная деятельность студентов в школе позволила проявить им свои методические способности, развить профессионально важные качества и умения. Способности студентов мобилизовать имеющиеся знания и опыт, установить связь между знанием и конкретной педагогической ситуацией,  обнаружить знания и действия, подходящее для решения конкретной проблемы на уроках по безопасности жизнедеятельности, свидетельствуют о  готовности к педагогической деятельности в школе, достижению высокого качества результатов обучения учащихся на основе реализации межпредметных связей.

Рецензенты:

Шефер О.Р., д.п.н., профессор кафедры физики и методики обучения физики Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск;

Макаренко В.Г., д.п.н., декан факультета физической культуры Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Елагина В.С., Трубина Л.Н. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В КУРСЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17612 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674